Светлана Зыкова

Что делать с бизнесом в кризис?

20 августа в хакспейсе «Сталь» состоялась встреча Business BBQ, организованная Венчурным фондом Промсвязьбанка совместно с партнерами. Rusbase публикует самые интересные вопросы и ответы от участников Барбекю: как бизнесу выжить в кризис, где искать инвестиции, какие отрасли сейчас перспективны и сможет ли развиваться франчайзинг.

Как выжить в кризис?

Иван Широковский, предприниматель (г. Москва):

Есть ли жизнь у франчайзинга во время кризиса? Что лучше – приобретение франшизы существующего проекта или вложение средств в развитие собственного бренда с дальнейшим масштабированием?


image description
Ильхом Исмаилов
Основатель проекта Plov

Касательно франшизы в России: рынок слабо развит и изуродован. Хорошие франшизные истории можно пересчитать по пальцам. В настоящее время я наблюдаю за несколькими компаниями, которые успешно развивают свою франшизу, и убежден, что со временем тот, кто сможет предложить качественную франшизу, станет образцом в своей индустрии и лидером отрасли.

Иван Широковский, предприниматель (г. Москва):

Неудивительно, что в разгар кризиса многие пересматривают собственную жизнь, аккумулируют залежавшиеся средства, уходят с работы и начинают свой бизнес-проект. Какие ниши, на ваш взгляд, могут быть не только «неугасаемы», но и перспективны в кризис для малого бизнеса?

image description
Мария Гурова
Генеральный директор девелоперского агентства «МОЛЛ. Экспертиза и консалтинг»

Учитывая направление государственный политики в области импортозамещения, в ближайшей перспективе наиболее актуальной нишей станет производство недорогих отечественных продуктов питания. Сюда относятся сельхозпродукция и отрасль переработки. После введения продуктового эмбарго одной из наиболее свободных ниш стало сыроварение. На данный момент нет достойной замены многим видам зарубежных сыров (пармезан, моцарелла, голубые сыры и т.д.).

Сейчас производители российской продукции стремятся как можно быстрее заполнить освободившийся после ухода зарубежных конкурентов рынок. Часто это происходит за счет удешевления продукции в ущерб ее качеству. Продуктовые ритейлеры готовы рассматривать российских производителей в качестве поставщиков на приоритетной основе, главное, чтобы цена на продукцию была низкой. Поэтому в ближайшей перспективе наиболее востребована будет сельхозпродукция и ее переработка, в том числе молоко.

На данный момент достаточно свободен рынок предложений туризма на территории России. На фоне повсеместного пробуждения патриотизма это становится актуально. Причем имеется в виду не стандартные предложения (Золотое кольцо России, Краснодарский край и т.д.), а специфический вид туризма в красивых местах страны (рыбалка на Камчатке, погружение на озере Байкал, походы по тайге и т.д.).

Рынок услуг сузится, так как в условиях падения платежеспособности населения будет падать и спрос на услуги не первой необходимости. Рынок ритейла в части промышленных товаров также ожидает стагнация. Здесь влияет относительная дешевизна и доступность товаров китайского производства.



Иван Широковский, предприниматель (г. Москва):

Многие предприниматели стараются в кризис удержать бизнес. Какие главные шаги необходимо предпринять владельцу малого бизнеса во время кризиса? На что стоит обратить внимание? Как выжить?

image description
Дмитрий Порочкин
Президент Московского клуба молодых предпринимателей

Кризис – это циклическое явление. Со временем экономический рост обязательно возобновится, правда, никто не знает, когда точно.

Как выжить в кризис:

1. Сокращайте косты. Посмотрите, какие расходы для компании являются первостепенными.

2. Уделите особое внимание постоянным клиентам. Помните: новый клиент стоит гораздо дороже.

3. Кризис – это также и время возможностей: ищите новые ниши, диверсифицируйте бизнес!



По теме: Как ситуация на бирже повлияет на стартапы?



Как начать бизнес в кризис?

Павел Соколов, предприниматель (г. Астрахань):

Как найти инвестиции под импортозамещение и работает ли эта госпрограмма?

image description
Алексей Алфимов
Начальник территориального подразделения ГБУ Малый бизнес Москвы

На сегодняшний день в ДНППиП реализована программа субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, займам, соглашениям об открытии аккредитива. Прием заявок осуществляется ДНППиП с понедельника по четверг с 9-00 до 16-00, в пятницу с 9-00 до 15-00 (обед с 12-00 до 12-45).

Адрес: г. Москва, Вознесенский пер., 22 ,каб. 509. Подробно здесь.

Также возможно получить поручительства: по кредитным договорам и договорам о предоставлении банковских гарантий. Эти программы реализовывает Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы. Подробно здесь.

Евгений Кочу, предприниматель (г. Краснодар):

Как найти реального инвестора, имея в наличии бизнес-план с рентабельностью 152%?

image description
Олег Иванов
Основатель компаний «Бизнес Лифт» и «InvestBazar», генеральный директор компании Innovate

Для того, чтобы найти инвестора, недостаточно иметь бизнес-план. Поиск инвестора – это целая работа, которая является одним из основных видов деятельности предпринимателя. Более того, если посмотреть на практику, успешный предприниматель, а это равно серийный предприниматель, рано или поздно упирается в свои ресурсы и вынужден заниматься поиском инвестиций. Этот навык приходится тренировать самостоятельно, потому что ни один консультант, посредник или финансовый брокер за вас не сможет продать проект, т. к. финально инвестор вам дает или не дает деньги. Процесс поиска инвестора – это не задача. Это процесс, которому нужно уделять достаточное количество времени, и он состоит из нескольких этапов.

1. Надо находить контакты. Хоть и кажется, что это сложно, на самом деле контактов море, и если вы потратите хотя бы час в интернете – вы легко найдете 200-300 контактов.

2. Что высылать инвестору. Любой инвестор будет просить у вас максимум информации, чтобы экономить свое время. И это заблуждение для предпринимателя – здесь важно высылать минимальное количество информации, что бы вызвать интерес инвестора и далее всеми силами и средствами договориться о личной или скайп-встрече. Деньги дает человек человеку, и все начинается и заканчивается именно встречами.

3. Ваша основная задача – определить аватар своего инвестора. То есть, не условно думать, кто даст деньги, а как он должен выглядеть, чем занимается, какую сумму может вложить, какие у него интересы и т. д., – тем самым вы создадите идеальный портрет своего инвестора. Частных инвесторов в России более 30 млн, и они держат только на депозитах более 40 трлн рублей. И ваша задача – заранее знать, кого именно вы ищете. Это важно.



По теме: Российский венчур вступил в стадию острого кризиса – RMG



Фото на обложке: участники встречи.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно