Олег Овечкин

Российские беспилотные авто будут испытывать на трассе Москва-Петербург

Премьер-министр России Дмитрий Медведев одобрил первые 4 стратегии в рамках Национальной технологической инициативы (НТИ). В документах (есть у редакции Rusbase) говорится о том, как правительство в рамках государственно-частного партнерства будет развивать российские сегменты на четырех новых высокотехнологичных рынках. Также было подтверждено выделение из бюджета 10 млрд рублей на реализацию НТИ в 2016 году. 


Стратегии были представлены в виде «дорожных карт» на заседании президиума совета при президенте по модернизации экономики и инновационному развитию.

Речь идет о зарождающихся рынках, названных составителями дорожных карт «АвтоНэт» (беспилотный автотранспорт и инфраструктура для него), «АэроНэт» (беспилотные летательные аппараты и инфраструктура для них), «НейроНэт» (нейротехнологии) и «МариНэт» (морские беспилотники и освоение океанов).

Идея власти в том, что Россия должна в будущем стать лидером на этих новых рынках (так как захватить значимую долю на существующих технологических рынках страна «не успеет»).

Публикуем, что предполагают дорожные карты:

АвтоНэт

К 2035 году, считают составители документа, будет достигнута полная автоматизация автотранспорта, что сулит российской экономике значительные выгоды из-за географического положения страны:

«С учетом выгодного географического (трансевразийского) положения Российской Федерации перспективным является использование беспилотных транспортных средств (БПТС) отечественного производства и сети высокоскоростных роботизированных автотранспортных магистралей, которые составят основу логистической системы РФ и создаваемого международного транспортного коридора», — говорится в документе.


По теме: 7 вещей, которые исчезнут в эпоху беспилотных авто


Ежегодную потребность в грузовых беспилотниках для удовлетворения внутреннего спроса авторы дорожной карты оценивают более чем в 70 тысяч подобных транспортных средств к 2035 году.

Основными потребителями на внутреннем рынке «АвтоНэта» составители доклада называют операторов транспортно-логистических хабов, крупные промышленные предприятия, горнодобывающие, сельско- и лесохозяйственные предприятия, а также специализированные структуры (МЧС и другие) для ведения работ в местах, представляющих угрозу для жизни и здоровья человека.

Среди пилотных проектов, нацеленных на развитие в России рынка «АвтоНэт», авторы дорожной карты отмечают, к примеру, специализированные беспилотники для автоматизации различных предприятий и горнодобывающей промышленности, пилотный регион для «комплексной апробации технологий БПТС с целью формирования единой территориальной экосистемы».

Отдельно стоит отметить идею создания высокоскоростных автотранспортных коридоров (ВАК) для БПТС на территории Российской Федерации. Планируется, что проект позволит стране стать «ключевым транзитным звеном евразийской континентальной системы международных торговых отношений, занять ведущую роль в организации трансконтинентальных перевозок и управлении грузопотоками в масштабах всего евразийского транспортного пространства, извлекая при этом существенные экономические выгоды».

В частности, в период 2016–2018 годов планируется создание пилотного участка, оснащенного комплексом элементов нового поколения ИТС (интеллектуальных транспортных систем) для БПТС на трассе М11 Москва–Санкт-Петербург для проведения испытаний БПТС. В разработку проекта вовлечены ГК «Автодор» и Минтранс России.

Также в дорожной карте по «АвтоНэту» говорится о финансировании рынка. Упоминается, что значительная часть пилотных проектов 2015–2018 годов «забюджетирована» в самих компаниях и уже финансируется из внебюджетных источников, однако государственное софинансирование прикладных исследований и разработок может помочь достижению поставленных целей.

На вопрос Rusbase о том, предполагает ли дорожная карта конкуренцию российских компаний с западными разработчиками самоуправляемых авто вроде Google и Tesla, ответил руководитель пресс-службы ПАО «КАМАЗ» (компания участвует в работе над НТИ и разрабатывает беспилотный грузовик) Олег Афанасьев:

«Не совсем корректное сравнение. Вышеназванные компании работают в легковом сегменте, где сложность и функционал существенно отличается от требований для грузового автотранспорта. Также существенно отличаются и требования к дорожной инфраструктуре. Перед российскими разработчиками стоит более сложная задача. О прямой конкуренции речи не идет, но конкуренция идей и технологий, безусловно, будет присутствовать. На наш взгляд, России предстоит создать более совершенную систему».

Заместитель генерального директора РВК (занимается организацией работы над НТИ) Евгений Кузнецов уточнил:

«Я бы не стал здесь утверждать, что мы впрямую с кем-то конкурируем. Дорожная карта ставит задачи выхода на новые, только формирующиеся и незанятые пока рыночные ниши – от роботизированных карьерных самосвалов до высокоскоростных транспортных коридоров, которые уже в недалеком будущем смогут связать азиатских поставщиков с европейскими потребителями, упростят логистику и снизят стоимость и время доставки грузов. Среди других приоритетов – рынки спецтехники, сенсорика, без радикального снижения стоимости которой БПТС не станут массовым продуктом, и программное обеспечение. И только потом уже – конкуренция с озвученными компаниями».      

МариНэт

Рынок «МариНэт» относится к отрасли морского транспорта. В соответствующей дорожной карте отмечается, что глобальный характер этого рынка позволяет «сразу выходить на мировой уровень компаниям, успешно предлагающим свои решения для морской отрасли».

В документе говорится о трех сегментах, в которых в ближайшие 10-20 лет, скорее всего, произойдут кардинальные изменения из-за внедрения новых технологий. В этих сегментах и предлагается поучаствовать российским компаниям.


По теме: Как устроен рынок беспилотников


Первый из них – это цифровая навигация, или создание единой информационной среды всей отрасли морского транспорта. В этом сегменте предлагается продвигать проекты, связанные с интеллектуальным управлением портовой инфраструктурой, созданием средств безэкипажного судовождения, инфраструктуры для них и т.д.

Вторым перспективным сегментом отмечаются технологии освоения ресурсов океана. В качестве стратегических целей в этом сегменте называется использование программ освоения океана в РФ (конкретно – в Арктике и на Дальнем Востоке) и БРИКС как пилотной площадки, а также разработка конкурентоспособных продуктов и сервисов, востребованных на мировом рынке в рамках освоения ресурсов океана – к примеру, подводной робототехники, технологий добычи полезных ископаемых на шельфе и систем подводной связи и позиционирования.

Третьим сегментом отмечается инновационное судостроение – т.е. развитие новых технологий в морском транспорте, в т.ч. сложных специализированных кораблей, а также безэкипажные судна (морские беспилотники).

НейроНэт

Рынок «НейроНэт» составители дорожной карты обозначили как рынок разнообразных нейротехнологий (от лечения ранее неизлечимых болезней и нейропротезов до сферы развлечений), которые, в том числе, позволят кардинально увеличить производительность умственного труда за счет интеграции мозга человека и вычислительных машин.


По теме: Ученые создали устройство для управления экзоскелетом силой мысли


Отмечается, что российский рынок «НейроНэт» должен занимать не менее 2,5% ($45 млрд) от мирового к 2035 году.

Составители дорожной карты предлагают поэтапный план достижения этого показателя:

– 2016–2018 годы – формирование специализированной научно-внедренческой инфраструктуры (проект CoBrain), развитие «НейроНэт» в смежных сегментах рынка;

– 2019–2025 годы – создание потока стартапов и специализированных венчурных фондов, формирование «прото-НейроНэт»;

– 2025–2035 годы – появление национальных компаний-лидеров, формирование полноценного рынка НейроНэт.

Основными задачами первого этапа (до 2018 года) развития российского «НейроНэта» составители дорожной карты называют:

– Запуск российского проекта CoBrain (Connected Brain), нацеленного на расширение возможностей человеческого мозга с помощью исследований и разработки нейроинтерфейсов. В рамках проекта планируется создать 10 центров развития нейротехнологий на базе ведущих университетских кластеров, которые объединят более 40 лабораторий;

– Интенсивное развитие нейротехнологий за счет имеющихся государственных программ и инструментов поддержки (в областях нейромедтехника, нейрофарма, нейроассистенты, нейрокоммуникации, нейрообразование, нейроразвлечения и спорт);

– Формирование механизмов координации развития рынка – создание отраслевой ассоциации «НейроНэт» и развитие «Молодежного общества нейротехнологов».

Из презентации про проект CoBrain

Также, как и в случае других дорожных карт, отмечается важность государственного финансирования.

АэроНэт

Составители дорожной карты по рынку «АэроНэт» определяют его так: «новый глобальный сетевой рынок информационных, логистических и иных услуг, предоставляемых флотом беспилотных аппаратов, постоянно находящихся в воздухе и на низких космических орбитах».


По теме: Первым делом самолеты — можно ли в России летать на аэромобилях?


Доля России на этом развивающемся рынке может составить более $35–40 млрд, считают авторы дорожной карты. По их мнению, при реализации стратегии «возникнут крупные отечественные компании, которые зададут отраслевые стандарты в своих сегментах».

В дорожной карте изложены приоритетные направления развития отрасли именно в РФ:

– Дистанционное зондирование Земли (ДЗЗ) и мониторинг (отмечается, что у российских игроков есть достаточно наработок и компетенций в данной области, и можно ожидать, что доля России в мировом рынке ДЗЗ с использование беспилотных авиационных систем (БАС) будет больше среднеотраслевой и составит порядка 10%);

– Применение в сельском хозяйстве (использование мониторинга на основе БАС для картирования почв, создания 3D-моделей полей с целью оптимального построения систем ирригации и мелиорации, обустройства лесополос и так далее. В документе говорится, что Россия в случае достаточной государственной поддержки может занять от 15–20% (базовый сценарий) до 20–25% (оптимистический сценарий) мирового рынка в этом сегменте);

– Перевозки (в частности, возможность быстрой адресной индивидуальной доставки товаров и грузов непосредственно потребителю без использования традиционной транспортной инфраструктуры, Россия может занять от 6–8% до 8–10% сегмента к 2035 году;

– Поиск и спасание (Россия может занять от 7–10% до 15–20% сегмента к 2035 году).


По теме: В США выделят авиамагистрали для летающих беспилотников


Среди пилотных проектов до 2018 года предлагаются комплексные кадастровые работы в Ростовской области, проведение аэромагнитного мониторинга кимберлитовых трубок в Астраханской области, мониторинг ЛЭП в Ленинградской области с отладкой и сертификацией методики, а также развитие градостроительного атласа города Томска (отмечается, что отладка технологии и ее внедрение в 5–10 крупных городах РФ позволит сократить стоимость высокоточной картографии в пять раз).

Стоит отметить, что реализация дорожной карты по «АэроНэту» требует самого серьезного среди четырех документов изменения законодательства – авторы предлагают внести коррективы в 141 действующий документ, а также разработать и ввести в действие 49 новых документов.

Национальная технологическая инициатива

Более подробно о самой Национальной технологической инициативе, в рамках которой разрабатываются дорожные карты зарождающихся рынков, можно прочитать здесь.

Напомним, организаторами работы над НТИ являются Агентство стратегических инициатив (АСИ) и Российская венчурная компания (РВК).


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно