Владимир Филипьев

В апреле нас ожидает дефицит алкоголя?

Ожидать ли дефицита алкоголя в магазинах?  Когда покупатели будут проверять бутылки с алкоголем по QR-кодам на чеках? Чем еще грозит новый «ПЛАТОН для ритейлеров»? Все это мы узнаем в ближайшие месяцы. А пока о введении новой системы ЕГАИС рассказывает Владимир Филипьев, CEO Subtotal


Государство активно взялось за автоматизацию взаимодействия с бизнесом. И это нередко приносит пользу и государству, и бизнесу за счет снижения издержек. Например, налоговую отчетность уже многие бизнесы в России сдают в электронном виде.

Но теперь государство начало в большой степени использовать IT-технологии для контроля. Контроля рынков, на которых сегодня оно теряет существенные доходы. Одним из таких рынков является рынок алкогольной продукции, где разница между легально произведенным или импортированным алкоголем и розничными продажами составляет более 30%.

Росалкогольрегуирование уже многие годы настойчиво внедряет автоматизированную система контроля за производством и продажей алкогольной продукции (ЕГАИС), задача которой – сделать прозрачной всю цепочку от производителя/импортера до конечной розничной точки, где была продана конкретная бутылка. К ЕГАИС ранее были обязаны подключиться производители и оптовики – для фиксации фактов производства и продажи алкоголя.

Но разница в 30% между производством/импортом и розничными продажами – это, по сути, нелегально произведенная продукция, контрафакт, подделки. А это, в свою очередь, сотни миллиардов рублей недополученных акцизных сборов ежегодно.

Поэтому с 1 января 2016 года государство обязало подключиться к ЕГАИС розничных продавцов и запретило оптовикам отгружать алкогольную продукцию тем розничным магазинам, которые еще не подключены к ЕГАИС.

ЕГАИС – это второй ПЛАТОН?

Проблема оказалась в том, что при нескольких тысячах производителей и импортеров количество розничных точек продаж алкоголя в России превышает 350 000. А подключение к ЕГАИС требует затрат на покупку цифровой подписи, замену/покупку учетной системы и кассового оборудования, что в сумме составляет не менее 80 000 рублей (без учета затрат на услуги по настройке).

То есть каждый владелец бизнеса по продаже алкоголя в России должен потратить от 20 000 до 100 000 рублей на каждую розничную точку для того, чтобы соответствовать изменившемуся с 1 января 2016 года законодательству. Сетевая розница («Пятерочка», «Магнит» и пр.), конечно, уже подключились к системе. 

Как и ожидалось, подключение даже десятков тысяч точек продаж алкоголя к ЕГАИС привело к техническим проблемам. Те магазины и кафе, которые уже подключились к ЕГАИС, жалуются на регулярную недоступность системы, задержки в отправке/получении документов через ЕГАИС и невозможность дозвониться по телефону технической поддержки.

Но большая часть магазинов не спешит с подключением. Сотни тысяч владельцев прочих розничных точек недовольны тем фактом, что им придется потратить существенную сумму на каждый ларек. Это недовольство пока выливается только на страницы СМИ, но может случиться так, что ЕГАИС станет широко известен даже тем, кто не читает газеты и не смотрит ТВ. Как стала известна пару месяцев назад другая государственная IT-система – ПЛАТОН.

Как ЕГАИС повлияет на полки с алкоголем?

Предоставляя систему учета склада и розничных продаж в облаке, совместимую с ЕГАИС, мы работаем с большим количеством магазинов по всей России. Наша статистика говорит, что не более 30% розничных точек уже подключилось или подключаются к ЕГАИС. Остальные сделали максимальные закупки алкоголя до Нового года, рассчитывая на перенос сроков по обязательному подключению к системе. Что, собственно, и случилось: премьер-министр Дмитрий Медведев 29 декабря подписал постановление, по которому ввел переходный период по учету сведений о приобретенном алкоголе в ЕГАИС для операторов розничной торговли, а также баров и заведений общепита. Информация о продукции, которая будет приобретаться ими в период с 1 января по 31 марта 2016 года, может вноситься в систему до 20 апреля.

Введение «переходного периода» позволило избежать дефицита алкоголя на полках в магазинах в январе. Но эта проблема может появиться после 20 апреля.

Часть экспертов алкогольного рынка считает, что, кроме возможного дефицита, нас ожидает прирост доли поддельного алкоголя в рознице. Часть розничных продавцов уйдут в тень из-за того, что расходы на подключение к ЕГАИС и оборудование «съедят» прибыль нескольких месяцев работы магазина.

Обычные покупатели смогут оценить работу ЕГАИС с 1 июля. Начиная с этой даты кассиры при продаже алкоголя будут сканировать сначала штрих-код на бутылке, а затем еще и акцизную марку.

После этого кассовая система разрешит продажу и напечатает чек с QR-кодом, который позволит проверить законность происхождения купленной бутылки на сайте Росалкогольрегулирования. 

Цель внедрения ЕГАИС для государства – существенное увеличение акцизных сборов за счет минимизации продаж поддельной продукции и борьба с отравлениями контрафактной продукцией. Но в борьбе с контрафактом так же заинтересованы производители, импортеры и продавцы алкоголя. Для того, чтобы внедрение ЕГАИС прошло менее болезненно, важно, чтобы государство учитывало интересы всех участников рынка. Посмотрим, насколько этого удастся достигнуть.

 


 

Материалы по теме:

В России запустили приложение «Алкота» для поиска «левого» алкоголя

Робот-собутыльник: отныне вам не придется пить в одиночку

 Американский стартап Minibar будет доставлять алкоголь по подписке

Давайте копировать идеи!

За что ненавидят «Платон» на самом деле?

Платные дороги ударят по малому бизнесу

Видео по теме:


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно