Виктория Кравченко

Ищите женщину: сказ о том, как IT не хватает внимания прекрасного пола

Соотношение мужчин и женщин в мире примерно равно. Однако в области, которая занимает львиную долю нашей повседневной жизни, представительниц прекрасного пола очень мало. Лидер проекта Women and Tech Татьяна Архарова рассказла, почему IT-технологиям нужны женщины и как их привлечь.

Пора забыть о стереотипах.


Говорящая статистика

«Мобильных устройств в мире стало больше, чем людей» — с таким заголовком британская газета Independent в 2014 году опубликовала результаты исследования, согласно которому в мире насчитали 7,2 миллиарда мобильных гаджетов, а скорость их роста в пять раз превысила рост населения. С цифрами поспорить сложно. Технологии — это наша сегодняшняя жизнь. Кроме того, этот рынок один из самых динамично развивающихся в мире. Несмотря на кризис, в России констатируют четырехкратную нехватку IT-специалистов, а в апреле текущего года количество размещенных вакансий в этой отрасли оказалось на 72% выше, чем год назад.

Теперь самое интересное: в результате исследования платформы программистов Stack Overflow за 2015 год выяснилось, что 92% всех разработчиков мира — мужчины. Количество женщин в этой отрасли последние годы не только не растет, но даже падает. Среди основателей технологических стартапов в России в 2015 году женщин всего 12%, среди членов правления технологических компаний — 9%, топ-менеджеров — 18%.

Соотношение мужчин и женщин в мире по-прежнему примерно равно. Так почему областью, которая занимает львиную долю нашей повседневной жизни, все еще занимаются представители только половины населения?

Российская динамика показывает медленный рост. По данным Head Hunter, сейчас на десять мужчин-специалистов в IT приходится всего три женщины — это очень мало.

Почему технологиям нужны женщины?

Не только из принципа гендерного равенства. На то есть объективные причины: уникальный пользовательский опыт и другой тип мышления. Несмотря на мощную аналитику, мужчина не может досконально знать, как женщина-потребитель пользуется новыми технологиями, и в чем еще они могут ей помочь. Исторически сложилось, что женщина ближе к повседневной жизни и ее рутинным процессам. Женщина как никто другой знает, что такое мультизадачность и как сэкономить время и ресурсы на мелочах, чтобы повысить общую отдачу. 

Один из трендов современных технологий по мнению сооснователя HumanFactorLabs Елены Журавлевой — это устройства или программы, которые помогают экономить время и ресурсы. Кому как не женщине заниматься этой проблемой?

Как отмечает Ольга Туржанская, руководитель QIWI Venture, сегодняшние технологии обретают «человеческое лицо»: это уже не просто маргинальное увлечение, а новое социальное явление. И преобразовать технологические разработки в полноценные продукты для жизни — скорее женская задача.

Помимо этого, физиологические различия мужчин и женщин позволяют нам думать иначе. Мы по-разному расставляем акценты и управляем процессом. Таким образом, мужчина и женщина — это два разных способа мышления, и оба они важны в процессе принятия решений и работы. Более того, качества, которые считаются женскими (аккуратность, внимательность, чувство вкуса) оказываются высоко востребованы в IT, что неоднократно подтверждают российские HR-специалисты.

Кто виноват или 4 стереотипа о женщинах в IT

Так что же мешает женщинам развиваться в области технологий, и как при таком спросе на рынке до сих пор нет адекватного предложения? Балом правит король Стереотип и его служанка Предубеждение. Однако если мы посмотрим внимательнее, то не обнаружим реальных оснований.

  • Стереотип №1: IT – исконно мужская сфера. В реальности все несколько иначе. Начнем с того, что двоичный код изобрела математик Ада Августа Лавлейс, первый компилятор написала математик и офицер ВМФ Грейс Хоппер, а патент на один из ключевых принципов организации высокоскоростной памяти принадлежит Аните Борг. И таких еще много, но мы далеко не всегда о них знаем.
  • Стереотип №2: женщины в современном IT — исключение, потому что «стеклянный потолок». Может, он и есть, но также существует множество примеров, когда его успешно разбивают и даже не режутся: Это и операционный директор Facebook Шерил Сэндберг, и генеральный директор YouTube Сьюзен Войжитски, и финансовый директор Google Рут Порат, а также многие другие. На ближайшем форуме Women & Tech мы собрали российскую «лигу» — ярких представительниц области, которые на своем примере показывают, что потолка нет, есть липкий пол.
  • Стереотип №3: «красивая не может быть умной», а также «женщины в технологиях похожи на мужчин». Смотри примеры выше, и, вообще, неужели есть на свете некрасивая женщина? Не верю!
  • Стереотип №4: мужчинам проще привлечь инвестиции, и в вопросе денег им доверяют больше. И здесь снова на помощь приходит статистика: согласно исследованиям, женские стартапы по финансовым показателям оказываются на 63% успешнее мужских. А недавний анализ Credit Suisse показал, что у компаний, которые возглавляют женщины, на 19% выше рентабельность, они приносят своим владельцам на 9% больше выплат, а инвесторы готовы платить за них на 19% больше.

Как привлечь женщин в IT

Менять мир надо с себя. Важно понять: ты есть то, что ты думаешь. Если женщина считает, что ей нет места в технологиях, то ее так и будут воспринимать окружающие. Если же она просто чего-то не знает — может научиться, если ей страшно — извлечет из страха выгоду, будет тщательнее и ответственнее, и это приведет к успеху. Как сказала мне в интервью директор по IT в TELE2 Ольга Мордкович: «Технологиям нужны мыслящие люди. Если женщины не будут ими заниматься, количество мыслящих людей уменьшится вдвое».


Материалы по теме:

60 влиятельных женщин, на которых стоит подписаться в Twitter

Как женщины заняли ведущую роль в венчурном бизнесе Китая

Линейная алгебра помогла найти в языке скрытый сексизм

Бывший топ-менеджер с Уолл-Стрит учит Google контролировать расходы

Предпринимательница освоила кайтсёрфинг, чтобы привлечь внимание инвесторов. И это сработало

5 женщин-лидеров в сфере технологий


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно