Светлана Зыкова

Как нанять SEOшника и не убить компанию

Заключать договор на продвижение сайта приходилось каждой компании. Но на стадии согласования сделки на договор редко обращают внимание. Вначале все больше говорят о позициях в поисковиках и перспективах роста, а на документы сил уже не остается.

Хорошо, если вам повезет с подрядчиком, но если нет — разборки могут превратиться в кошмар. И связано это с тем, что определить, какие услуги оказываются в рамках договора, никто не может. Даже исполнитель не всегда понимает, что именно он будет делать. Заказчик же обычно лишь догадывается, а уж суд «гуглить» термины точно не станет.

Как нанять SEOшника и не убить компанию — рассказывает юридическая фирма «Зарцын, Янковский и партнеры».


Какой договор заключаем

Прежде всего поговорим о виде договора. Договор на продвижение может иметь множество названий: оказания услуг, работы по SEO-продвижению, услуги по раскрутке сайта и так далее. Фактически во всех случаях заключается либо договор оказания услуг, либо абонентский договор на те же услуги.

Предмет договора оказания услуг может быть, например, таким:

«Исполнитель обязуется оказывать услуги, а именно: осуществлять раскрутку в Поисковой системе по Ключевым словам на условиях, предусмотренных Договором и Приложениями к Договору, а Заказчик обязуется оплачивать оказываемые услуги». 

Или таким:

«Исполнитель принимает на себя обязательства оказывать для Заказчика услуги в соответствии с согласованным Сторонами Планом работ по продвижению сайта (далее по тексту – Услуги), направленные на увеличение посещаемости Интернет-ресурса (сайта) Заказчика в сети Интернет, а Заказчик обязуется принять и оплатить надлежащим образом оказанные Исполнителем Услуги в порядке и сроки, установленные настоящим договором».

Так или иначе, в договоре на оказание услуг речь идет о каких-либо конкретных услугах.

Абонентский договор, заключаемый согласно ст. 429.4 ГК РФ, в качестве предмета имеет несколько другую формулировку:

«Заказчик поручает, а Исполнитель берет на себя обязательства в рамках абонентского обслуживания по оказанию услуг оптимизации Интернет-ресурсов Заказчика в поисковых системах, указанных в Приложении № 1 к настоящему договору».

Разница между этими договорами очень проста и очевидна: абонентский договор позволяет требовать абонентскую плату безусловно за возможность использовать услуги исполнителя. А вот договор оказания услуг предполагает оплату только в том случае, если услуги реально оказаны.

Конечно, абонентский договор удобен и более безопасен для исполнителя, а вот заказчику, напротив, лучше выбрать договор оказания услуг.


За какие услуги платит заказчик

Трудность в составлении договора возникает уже на уровне предмета. Здесь мало написать, что исполнитель оказывает услуги. Нужно определить, что это за услуги и каков порядок их оказания.

Студии обычно используют крайне расплывчатые формулировки:

  • «Заказчик поручает, а Исполнитель берет на себя обязательства по подготовке к продвижению в поисковых системах «Яндекс» и Google сайта Заказчика, находящегося по URL адресу www.___»;
  • «раскрутку в Поисковой системе по Ключевым словам на условиях»;
  • «услуги поисковой оптимизации интернет-ресурса Заказчика в периоды и на условиях, определяемых соответствующими Приложениям к Договору».

Человеку неподготовленному понять, что конкретно входит в подобные услуги, просто невозможно.

В некоторых договорах конкретный перечень услуг вообще отдается на откуп исполнителю:

«…Услуги по раскрутке могут включать в себя (по усмотрению Исполнителя): аналитическую работу, исследование поисковых механизмов и алгоритмов ранжирования, мониторинг, изменение структуры, дизайна, контента сайта Заказчика, регистрацию сайта Заказчика в каталогах, обмен ссылками и др.».

Соответственно, когда возникает конфликт по поводу качества услуг, он неминуемо заходит в тупик, ведь доказать, насколько качественно оказаны эти неопределенные услуги, просто невозможно.

Кроме того, может возникнуть риск признания такого договора недействительным, если стороны не согласовали предмет договора. Нет предмета — нет договора!

Выходом может стать только детальная расшифровка услуг, которую можно как включать в сам договор, так и выводить в приложение.

Алексей Чуденков, СEO компании Miracle Media, рассказывает, что фактически входит в загадочные услуги по продвижению и оптимизации сайта: 

image description
Алексей Чуденков,
СEO Miracle Media

На самом деле ничего загадочного и нет. Все продвижение у большинства SEO-компаний сводится к тому, чтобы создать на вашем сайте страницы с ключевыми словами, а после этого закупить ссылок и загнать ваш сайт в топ-10. Но, благодаря новым алгоритмам, сегодня эти господа испытывают колоссальные проблемы с качеством услуг. Хотя, признаться честно, я и сам раньше продвигал сайты таким образом.

Cегодня можно написать большой талмуд о том, что на самом деле входит в продвижение сайта, но мы поговорим об основных моментах, которые важно отразить в договоре. Итак:

Шаг 1. Подбор ключевых слов, анализ сайта заказчика, анализ сайтов конкурентов заказчика — это первый этап, без которого невозможно оказать услуги продвижения любого сайта. На этом этапе закладывается фундамент, который определяет и структуру вашего сайта, и стратегию продвижения, и необходимое количество текстов, и какое количество ключевых слов добавлять на сайт. Результатом этапа должен стать отчет, в котором будет содержаться список сайтов конкурентов, их основные параметры и техническое задание на оптимизацию вашего сайта.

Шаг 2. Сама оптимизация — это, по-русски, доработки. После анализа нужно привести сайт в порядок: посмотреть, как у конкурентов, и сделать лучше. А если лучше не получается, то хотя бы на золотую серединку.

Именно так большинство и поступает: после анализа проводят медиану, являющуюся индикатором, на который нужно ориентироваться при оптимизации. Например, после анализа конкурентов по запросу «недвижимость в турции» количество ключевых слов на продвигаемой странице составляет, в среднем, 6. А значит, и нам нужно ориентироваться на такой показатель.

Важно уточнить у исполнителя, кто будет осуществлять эти доработки и сколько они могут стоить, чтобы у вас не появилось потом в счете на продвижение скрытых платежей.

Шаг 3. После этого этапа вам тоже должны предоставить отчет. Срок самой оптимизации может зависеть от множества факторов. Чем больше ключевых слов вы продвигаете, тем больше времени требуется и на анализ, и на оптимизацию. Для списка из 50 ключевых слов несложных тематик (интернет-магазин тканей, интернет-магазин корейской косметики и так далее) в среднем требуется 1,5 месяца, из которых только 2 недели занимает сам анализ.

Шаг 4. Дальше нужно отслеживать динамику, которая должна быть в обязательных ежемесячных отчетах. В отчеты, как правило, входит список ключевых слов с текущей позицией на дату отчета.

В настоящий момент это вызывает некоторые проблемы, потому что у заказчика может быть одна позиция, а в отчетах исполнителя — другая. Чаще всего это связано с тем, что исполнитель использует специальный XML-режим, в котором учитывается «чистая поисковая выдача», а заказчик руками смотрит через браузер. Но позиции могут отличаться у самого заказчика с разных устройств, например на телефоне у него может быть 10 место, а на компьютере – 4.

Тем не менее, независимо от результата, вы всегда заметите динамику. Если результат есть, то позиции будут расти, и это будет приносить поисковый трафик. Его вы сможете увидеть в системе статистики самостоятельно либо попросив у исполнителя отчет о посещаемости сайта.


Гарантии

Целью продвижения, конечно, являются высокие позиции сайта в поисковых системах. Но исполнители редко готовы давать какие-либо гарантии на бумаге. Для заказчика же важно указать цели договора и гарантии достижения этих целей.

Алексей Чуденков так говорит про гарантии (от лица исполнителей):

image description
Алексей Чуденков,
СEO компании Miracle Media

Никаких гарантий в продвижении быть не может. Сложно обещать то, что от тебя зависит лишь косвенно. Ведь, помимо заказчика и исполнителя, у нас есть еще третья сторона — поисковая система, на которую исполнитель может только влиять своими действиями. Поэтому, на мой взгляд, гарантировать здесь можно одно — выполнение работ, указанных в договоре.

Хотя, признаюсь, я работал в компании, которая предоставляла такие гарантии, но результат продвижения не устраивал ни одну, ни другую сторону, в результате чего такие отношения быстро заканчивались. При этом одни потеряли время, а другие не заработали денег. Обидно.

Может быть и такая гарантия: вы платите абонентский фикс, а сверху — стоимость ключевого слова. Очень распространенная схема на рынке, но у нее есть один минус: абонентка составляет в среднем 30 тысяч рублей, и вы ее заплатите независимо от того, будет ли достигнут какой-либо результат.


А были ли услуги?

Что делать, если спор о качестве услуг все-таки дошел до суда? Так как договоры заключаются крайне общие, единственным доказательством, которое предоставляют исполнители, является статистика сайта (отчеты о посещаемости).

Суды к таким доказательствам относятся весьма критически. Один пример:

«…из представленных истцом доказательств невозможно определить, были ли фактически оказаны услуги по поисковой оптимизации и продвижению сайта и в каком объеме» (см. подробнее Постановление по делу № А40-108107/2015 от 22.10.2015. 9-й ААС).

В другом деле исполнитель, чтобы доказать факт оказания услуг, составил обзор трафика, поисковый трафик, таблицы популярных поисковых запросов, по которым пользователь приходит на сайт, и источников трафика, отчеты по поисковому продвижению в поисковых системах «Яндекс» и Google, отчеты по поисковой оптимизации и продвижению сайта. Но суд, рассмотрев эти документы, отметил:

«…из представленных документов невозможно определить, была ли фактически оказана истцу услуга по поисковой оптимизации и продвижению сайта и в каком объеме» (см. подробнее Постановление по делу № А13-2119/2012 от 27.08.2012. 14-й ААС).


Промежуточные отчеты

Чтобы минимизировать конфликтные ситуации, целесообразно предусмотреть в договоре предоставление промежуточных отчетов, в которых расшифровывается, какие услуги фактически были оказаны.

Чтобы отчеты не превратились в простую формальность, следует учесть несколько моментов:

  • Утвердить в договоре форму отчета и способ его предоставления. В противном случае ссылаться на неправильно оформленный отчет будет невозможно. Например, в одном из дел суд отдельно оценил аргумент заказчика относительно формы отчета:

 «…договором форма отчета не утверждена, поэтому заявление Истца о неполноте отчетов является неправомерным» (см. подробнее Постановление 13 ААС по делу № А26-2549/2015 от 22.12.2015).

  • Утвердить в договоре перечень сведений, которые должны быть включены в отчет.

Как показывает судебная практика, подобные условия, прописанные в договоре, позволяют исполнителю доказать, что услуга была оказана надлежащим образом. 

Так, в одном из дел суд отметил:

«…ежемесячно, в течение 5 (пяти) рабочих дней после окончания отчетного периода представлялся отчет об оказанных услугах в электронной форме по электронной почте истца. Указанные отчеты содержали номера позиций, занимаемых сайтом в Поисковой системе по согласованным ключевым словам. В связи с чем подтверждается, что услуги оказаны надлежащим образом» (см. подробнее Постановление 13 ААС по делу № А26-2549/2015 от 22.12.2015).

И в заключение дарим вам чек-лист для проверки вашего договора на SEO. Надеемся, вы поставите в нем 8 из 9 плюсов. Удачи вам и роста поисковых позиций!

Еще больше советов вы можете найти здесь.


Чек-лист для проверки вашего договора

Нажмите, чтобы увеличить (в новом окне)

 


 

Материалы по теме:

Кэшбэк – лишняя головная боль?

Зачем стартапам офшоры?

Закон разрешил «последнее китайское предупреждение» для малого и среднего бизнеса

Что такое «умные контракты» — или как законно украсть $50 млн

Как московский ресторатор Ричарда Брэнсона победил

Как взять кредит и не попасть в ловушку


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно