Партнерский материал

Как создать эффективную команду: секреты и правила

Интервью с командным тренером ICL Services
Сергеем Москалевым


12 сентября 2019





Реализация ИТ-проектов на высококонкурентном международном рынке требует четкой и профессиональной командной работы. При этом сформировать эффективную команду на проекте — это настоящее искусство. Все люди разные, и к каждому нужен свой подход. Ведь от отношений в коллективе зависит качество предоставленного клиенту сервиса. О том, как создавать слаженные команды, Rusbase рассказал Сергей Москалев, командный тренер в компании ICL Services и эксперт в сфере ИТ-услуг. Сергей уже более 10 лет участвует в создании высококвалифицированных команд в ИТ-проектах крупнейших европейских компаний.
Для чего нужны эффективные команды? Почему недостаточно экспертизы отдельных профессионалов?
Думаю, важность командной работы, например, в футболе не вызывает вопросов. Для ИТ-разработки, проектов и сервиса она не так очевидна, но эффект не менее ощутим. Команда создает ценность для бизнеса и клиентов. Профессионалы делают качественные болтики и винтики, но отдельно эти детали не несут пользы. Их еще нужно собрать вместе. Идеальное сочетание — это профессионалы, собранные общей целью и замотивированные работать в команде.
Сергей Москалев
Фото: ICL Services
Кого стоит брать в команду?
Безусловно, для создания работающий команды важны не только цель и мотивация, но и правильный подбор сотрудников. Исходя из своего опыта, могу назвать следующие правила:
    1
    «Нет» родственникам и друзьям. Как бы близко вы ни общались, не берите их в команду. Отношения точно испортятся.
    2
    Лучше брать опытных, а не новичков. Идеально, если вы уже видели в работе того, кого берете, и понимаете, какими качествами он обладает и как их проявляет.
    3
    Доверие — основа команды. Обязательно будьте рядом первые 2-3 недели. Это самое главное. Будь то тет-а-тет митинг, совместный отдых, да даже простое общение после работы может создать доверие между участниками команды.
    4
    Начальник должен находиться на собеседовании. Бывает, что начальник перекладывают свою работу на HR, но это неправильно. Команде может не подойти человек и придется еще долго рассматривать новых кандидатов.
    5
    Говорите о целях сразу. Если человек на первом этапе не будет согласен или заинтересован, он не станет полезным членом команды. Отметайте таких людей.
    В настоящее время я тоже нахожусь в поиске человека в команду, так что, если вы умеете читать инструкции, можете писать и знаете английский, welcome.
    Многие менеджеры думают, что заставить людей работать могут только кнут или рубль, так ли это?
    Однажды я обсуждал этот вопрос с друзьями-руководителями крупного бизнеса. «Невозможно уехать в отпуск, сразу всю компанию развалят. А уж о выходе из операционки вообще можно не мечтать», — жаловался один из них. Другой ему вторил: «Я их постоянно кнутом и так, и сяк... а они ни шагу не могут сами сделать. И вот что получается: при мне работают, ухожу — сразу в свои дела». Третий друг соглашался: «Я тоже начинал лояльно, был хорошим, но так все садятся на шею, приходится снова становиться жестким».

    Я с 2008 года участвую в создании высокоэффективных команд, поэтому решил поддержать разговор. Я объяснил коллегам, что, на мой взгляд, все эти проблемы — из-за приказного управления. Если сотрудники не понимают, чего от них ждут, они работают только по приказу. Поэтому стоит перейти на поддерживающее управление.Тогда у людей будет цель, они начнут самостоятельно думать, как ее достичь и преодолеть препятствия, которые встают на пути.
    Правило «никто не хочет думать о чужих проблемах» — одно из самых больших заблуждений.
    Идеи сотрудников зачастую очень хорошо работают. Сменив стиль управления, можно легко увеличить годовую прибыль на 20% без дополнительных затрат или расширения штата, что подтверждается результатами проектов нашей компании.
    Какими ключевыми атрибутами должна обладать команда?
    Первое — наличие общей цели. Взять, к примеру, футбольную команду. Считаете ли вы, что клуб выиграет матч, если у вратаря есть задача поймать три мяча, защитник должен пробежать пять кругов по полю, а нападающий просто должен быть красивым и выглядеть наиболее выигрышно для камер?

    Команда — это не группа людей, которая по какой-то причине начала себя так называть, не группа сотрудников, у каждого из которых есть свой собственный KPI. Команда — это организм, объединенный общей целью. Более того, процедура достижения цели должна разрабатываться совместно всеми членами команды. Если цель состоит в том, чтобы выиграть матч, члены команды разрабатывают общую стратегию поведения, распределяют роли и ресурсы. На поле каждый игрок работает над общей задачей в рамках ранее определенной стратегии. Если он начинает работать над личными целями, которые не связаны с общей, смысл командной игры теряется.

    В идеале у команды должно быть две общие цели: качественная и количественная. Например, выиграть 100 матчей в год и стать лучшей футбольной командой страны. Или обслужить 100 клиентов и получить NPS выше 9.
    Сергей Москалев проводит командный тренинг
    Фото: ICL Services
    Второй ключевой атрибут команды напрямую связан с первым. Это мотивация, связанная с общей задачей и построенная на общих принципах. Если целью команды является победа в матче, но вратарь получает пять рублей за каждый пойманный мяч, защитник получает 10 за каждый пройденный километр, а у атакующего — фиксированная зарплата в один рубль, но ему прилично платят за рекламу, они не одержат победу. Важно, чтобы финансовая мотивация каждого члена команды была связана с общей целью. Размер заработной платы и размер вознаграждения могут варьироваться в зависимости от конкретной должности, опыта работы, профессиональных компетенций, но принцип мотивации должен быть одинаковым для каждого.

    Третий ключевой признак команды — наличие участников, дополняющих друг друга. Три вратаря — это не команда. Команда — это самостоятельная, кросс-функциональная единица, которая способна выпустить готовый продукт. Особое внимание я бы обратил на самостоятельность. Она появляется только в том случае, если всем членам команды ясна цель, и они сами решают, как ее добиваться.
    Самостоятельность — это основа для вывода руководителя из операционки без потери качества.
    Как повысить эффективность работы?
    Есть ряд лайфхаков, которыми я пользуюсь ежедневно. Все они вместе позволяют довольно сильно повысить личную и командную эффективность.
    1
    Готовьтесь к завтрашнему дню с 16:00 сегодня. Завершите свой рабочий день подготовкой к завтрашнему. Эта практика решает две проблемы: она помогает структурировать то, что вы сделали сегодня, и убедиться, что вы будете продуктивны завтра. Это займет всего пару минут, но это отличный способ завершить рабочий день.
    2
    Не откладывайте то, что вы можете сделать за 3 минуты. Эффективные люди никогда не откладывают на потом. Запуск задания дважды — большая трата времени. Не откладывайте письмо или телефонный звонок. Как только что-то попадет в поле вашего внимания, либо сделайте это прямо сейчас, либо делегируйте, либо забудьте.
    3
    Съешь лягушку утром. «Съесть лягушку» значит сделать что-то глубоко неприятное. Выполняйте самые неприятные и неинтересные задачи в первую очередь. После этого приступайте к тому, что действительно вдохновляет.
    4
    Проверяйте электронную почту только в назначенное время. Выделите определенное время, когда вы просматриваете свои письма. Настройте фильтры, которые сортируют и определяют приоритеты электронной почты.
    5
    Соблюдайте сроки на встречах. Ограничьте время встречи и напишите ее план с основными вопросами. Это позволит вам не распыляться и не делать встречу вечной.
    Как из группы сотрудников сделать команду? Что этому обычно мешает?
    Поделюсь примером из практики. С конца мая 2019 года я работаю с командой администраторов онлайн-проекта. Раз в две недели провожу командные тренинги. На первых двух занятиях участники показали серьезное сопротивление выполнению заданий.

    Решать эту проблему я решил путем проведения тренинга на тему «Избавление от пяти пороков в команде». К этим порокам относятся:

    • безразличие к общему результату;
    • взаимное недоверие;
    • необязательность;
    • избегание конфликтов;
    • отсутствие требований друг к другу.

    Первое, что я делаю на этом тренинге, это задаю два вопроса сотрудникам: «Зачем вы здесь собрались? И какую пользу вы приносите, делая свою работу?». Потом 5 минут тишины на раздумье с листом бумаги. Если команда большая, разбейте ее на группы до 9 человек. В результате от сотрудников отходят навязанные решения, они вспоминают, зачем учились в институте, почему хотели устроится к нам на работу. Такая остановка и перезагрузка помогает им самостоятельно взглянуть на цели, свои возможности и принять те правила и решения, которые приведут их к результату.
    У сотрудников уходит стресс, а высвободившаяся энергия помогает работать продуктивнее.
    В результате нам удалось достичь роста производительности команды почти в два раза (оптимизировав 3846 часов работы в год), сократив участие руководителя с шести до двух часов в день. На мой взгляд, это потрясающий результат!
    Значит, тренерская работа очень важна при построении качественной команды?
    Конечно. Бизнес — это вид спорта. А в любом спорте важен хороший тренер. Невозможно стать настоящим профи, не имея хорошего учителя, ментора. Хорошо, если у вас уже внедрена и работает программа MVP (Most Valuable Professional). Только благодаря сильному учителю можно в короткий срок вырасти в любом деле. Только хороший учитель может подсказать, скорректировать действия, направить в нужное русло и помочь избежать многих ошибок и синяков.

    В процессе моего становления как профессионала меня учили потрясающие люди. И сейчас, спустя почти 11 лет постоянной практики, я сам стал учителем и готов делиться всем, что знаю.

    Партнерский материал.

    © Rusbase, 2019


    Фото на обложке: Saban
    Тимур Батыров
    Как создать эффективную команду: секреты и правила