Содержание
В начало
Как понять, что на бизнес влияет сезонность
Как работать в несезон, чтобы минимизировать потери

Что делать бизнесу в несезон

Как выжить сезонному бизнесу

Бизнес может быть регулярным и сезонным. Что это значит? Всё просто: товары и услуги регулярного спроса продаются всё время без значительных колебаний. А вот продажи сезонных товаров и услуг растут и падают в зависимости от смены времени года, месяца или праздников.


Сезонный бизнес может быть периодическим и событийным.

Выручка при сезонном бизнесе напрямую зависит от календаря и смены сезонов. Например, зимой, перед Новым годом глобально взлетает спрос на декор, подарки, обёрточную бумагу. Появляются ёлочные базары, станции для заворачивания подарков, подарочные сладкие наборы. Всё это не будет покупаться весной и летом.

Другой хороший пример сезонных товаров товары к школе, спрос на которые взлетает в конце лета перед 1 сентября и падает в несезон.

Варианты сезонного бизнеса
Варианты сезонного бизнеса

Естественно, риски сезонного бизнеса выше, чем регулярного. Вы рассчитываете на знойное лето и готовитесь продавать лимонады или мороженое, закупаете всё необходимое, но у погоды свои планы. Лето выдалось дождливым — бизнес не пошёл, вы понесли убытки. Если при регулярном бизнесе можно быстро реабилитироваться, но здесь вам предстоит ждать следующего сезона.

Сезонный бизнес — это увлекательная карусель, процесс нелинейный, который тем не менее может быть прибыльным. Главное — всё тщательно спланировать и пользоваться сезоном по максимуму.

Как понять, что на бизнес влияет сезонность

Сезонность бизнеса может быть сильно выраженной, ярко выраженной и умеренно выраженной.

Изменение спроса может показать, сезонный у вас бизнес или нет
Изменение спроса может показать, сезонный у вас бизнес или нет

Когда изменения спроса не превышают 20% от среднего, производство нельзя назвать сезонным.

Иногда сезонность бизнеса очевидна, и вы ощущаете её моментально. Но иногда вы чувствуете колебания в спросе и доходах, закономерность которых понять не так просто.

В таком случае поможет график продаж за несколько лет. Проанализируйте его, чтобы найти закономерности.

Если количество продаж растёт и снижается примерно в одно и то же время регулярно, ваш бизнес сезонный.

Ещё один способ проверить, является ли ваш бизнес сезонным, посмотреть частоту запросов по ключевым словам в разное время года. Это можно сделать, например, в Яндекс Wordstat. Допустим, вы репетитор и готовите детей к сдаче ЕГЭ. Вбейте в поисковой строке «репетитор по ЕГЭ», «сдать ЕГЭ», и вы увидите, как количество запросов возрастает к концу учебного года, а в несезон уменьшается.

Также колебания спроса можно посмотреть, например, в аналитике маркетплейсов, если вы продаёте товар онлайн.

Как работать в несезон, чтобы минимизировать потери

Подвох сезонного бизнеса в том, что в несезон он простаивает.

Отсутствие продаж в несезон не означает отсутствие трат на содержание бизнеса.

Чтобы ваш бизнес выжил, нужно с умом подойти к спаду и подготовиться к несезону. Что для этого делать?

Закладывайте сезонные спады в цену

Когда сезон заканчивается, прибыль резко падает, и бизнес должен существовать за счёт накоплений. Чтобы не обанкротиться, заранее просчитайте финансовую модель так, чтобы расходы в несезон были заложены в цену товаров и услуг.

Учтите свои круглогодичные траты и подсчитайте, какой у вас должен быть ежемесячный доход с учётом этих трат. Посмотрите, какой у вас доход на самом деле, и разделите его поровну на весь год. Если он меньше необходимого уровня, подумайте, как увеличить стоимость товара.

Компания «Драйв» сдаёт в аренду велосипеды и самокаты. Чтобы окупаться, ей нужно зарабатывать 100 000 ежемесячно. С апреля по сентябрь, то есть за полгода, эта сумма набирается легко. А ещё полгода бизнес простаивает и не добирает 600 000. Чтобы не разориться, эти деньги нужно компенсировать в сезон. 


600 000 ÷ 6 = 100 000


Получается, что для окупаемости с апреля по сентябрь компания должна зарабатывать не 100 000, а 200 000. Чтобы увеличить выручку, можно продавать дополнительные услуги, предлагать сопутствующие товары, проводить платные мероприятия.

Продавайте сопутствующие товары и услуги

Для увеличения выручки задумайтесь о расширении ассортимента и продаже дополнительных товаров и услуг, которые будут востребованы круглый год. Компания, сдающая в аренду велосипеды, может продавать снаряжение или услуги хранения велосипеда на зиму, ведь многим негде припарковать свой велик.

Проводите межсезонные акции

Как говорится, готовь сани летом. Не зря летом устраивают распродажи пуховиков, а зимой босоножек. Стимулируйте продажи, предлагая скидки и розыгрыши.

Это поможет
освободить склад под новый товар;
избавиться от остатков прошлогодних коллекций;
получить прибыль в несезон;
напомнить покупателям о себе.

Сохраняйте контакт с покупателями

Очень важно, чтобы в несезон о вас не забыли, поэтому оставайтесь с покупателями в контакте. Например, делайте рассылки, в которых вы напоминаете о ваших товарах и услугах. Письма могут быть не только продающие, но и информационные, которые помогут поддержать связь с клиентами. Сообщайте о своих новостях, рекламируйте акции, рассказывайте полезную информацию по своей теме.

Также можно проводить тематические офлайн-мероприятия. Например, вместо велозабега устроить фитнес-сессию на велотренажёрах.

Минимизируйте расходы

В несезон важно как можно меньше тратить. Подумайте, где вы могли бы сэкономить.

Варианты, как можно снизить расходы в межсезонье
Варианты, как можно снизить расходы в межсезонье

Оптимизируйте бизнес-процессы

Часто на то, чтобы оптимизировать бизнес-процессы в сезон времени нет. Межсезонье — отличное время, чтобы этим заняться.

Вы можете:
автоматизировать процессы, например, ввести CRM;
пересмотреть ассортимент;
обновить оборудование;
найти поставщиков на более выгодных условиях;
пересмотреть бюджет;
продумать стратегию продвижения.

Не стоит бояться сезонного бизнеса, он может быть увлекательным, если подойти к нему с чувством, с толком, с расстановкой. Оптимизируйте все процессы, чтобы не простаивать в несезон, и всё пойдёт успешно.

Фото на обложке: fotostorm / Getty Images