Летом в некоторых сферах наблюдается спад покупательской активности, особенно если товар реализуют через интернет-площадки. Стоит заранее подготовиться к подобной ситуации, чтобы свести к минимуму падение прибыли. В статье узнаете, что делать, если ваш бизнес зависит от сезона, и что стоит учесть при подготовке к летнему сезону.
Содержание
- Какие виды бизнеса зависят от сезона
- Что стоит учесть при подготовке бизнеса к летнему сезону
- Что делать, если ваш бизнес сильно зависит от сезона
- Почему к сезону необходимо готовиться заранее
- Частые ошибки, которые допускают предприниматели
Какие виды бизнеса зависят от сезона
Сезонность сказывается на большей части бизнесов.
В частности, ее влиянию подвержены:
- Фитнес-клубы, студии. Летом часть клиентов уезжает в отпуск, проводит выходные на дачах. При этом они перестают посещать тренировки. Пик активности в этой сфере приходится на предновогодний период, весну.
- Службы доставки еды. В летний сезон люди чаще выходят из дома, посещают кафе и рестораны. При этом потребность в доставке снижается, ее заказывают реже.
- Фирмы, которые продают туристическое обмундирование. Весной и летом продажи повышаются. Но к осени спрос может сильно упасть: становится холодно, люди перестают активно ходить в походы с палатками.
- Продавцы товаров для школьников. В июне и июле спрос падает, но в августе снова возрастает. В это время родители готовят детей к новому учебному году, закупают тетради, письменные принадлежности, школьную форму.
Отдельные виды летнего бизнеса прекращают работу после завершения сезона. Например, к осени закрываются точки, торгующие напитками только навынос, или пляжные кафе.
В некоторых сферах деятельности сезонность выражена слабее. Чтобы выявить периоды повышения и спада спроса, можно проанализировать данные за прошлые годы. Статистика продаж поможет найти сезон, в течение которого доход предпринимателя может упасть, подготовиться к нему.
Что стоит учесть при подготовке бизнеса к летнему сезону
Сначала важно определить, возрастает спрос на услугу или товар летом или, наоборот, падает. Дальше план составляют с учетом грядущих изменений. Пытаться действовать так же, как и в другие периоды, неэффективно. Стратегию важно менять с учетом сезонных особенностей покупательского поведения.
Если летом дело приносит меньше прибыли, следует определить сумму обязательных расходов. Сюда включают:
- аренду,
- оплату труда подчиненных,
- маркетинговые расходы,
- бензин.
Следует выделить сумму на непредвиденные траты, например, на ремонт оборудования, которое вышло из строя. Желательно отложить деньги на этапе подготовки к лету, чтобы избежать непредвиденных ситуаций.
Читайте по теме:
Идеи для бизнеса с минимальными затратами
Как защитить сотрудников от экстремальной жары: 6 советов
В ситуациях, когда на товар или услугу сезонного бизнеса спрос растет с июня по август, нужно определить, какие ресурсы потребуются. Затем выяснить, что из этого есть в наличии, заранее найти остальное. Например, может понадобиться дополнительная техника. Необязательно ее покупать, можно взять оборудование в аренду или заключить договор с человеком, который владеет нужным инвентарем.
Важно следить за порядком на складе. В противном случае товар может залежаться и испортиться. Особенно важно вовремя продать продукцию с ограниченным сроком годности, сезонные или трендовые вещи. Например, солнцезащитные очки или купальники, которые не продали за лето, будут плохо продаваться в другие сезоны года.
Что делать, если ваш бизнес сильно зависит от сезона
Нужно проанализировать спрос, определить ходовые и неликвидные товары. Причем делать это нужно отдельно для сезона и периодов спада активности покупателей. Это поможет определить, что должно быть постоянно в наличии, что лучше брать в ограниченном количестве или под заказ.
К лету можно ввести новые позиции в ассортимент. Например, в точке, где торгуют стритфудом, разместить холодильник с натуральными морсами и лимонадами. Если основной продукт в летний период не востребован, можно расширять ассортимент за счет смежных и нетипичных товаров для компании. Например, торгующая медом фирма может добавить другие продукты пчеловодства — косметику и напитки. Или выставить на прилавках фермерские овощи, фрукты, молоко.
Если бизнес сильно зависит от сезона, можно придумать дополнительные услуги, которые привлекут клиентов в другое время года. Например, расширить ассортимент прокатом горнолыжной экипировки. Летом предлагать в аренду туристическое снаряжение:
- палатки,
- спальные мешки,
- надувные лодки.
Привлечь новых клиентов можно с помощью акций. Например, объявить день открытых дверей в фитнес-клубе, в течение которого желающие могут бесплатно посетить 1–2 тренировки. Другой вариант — скидки, приуроченные к праздникам. Поднять продажи детских товаров можно в День защиты детей. А на День всех влюбленных — предложить купить цветы или ювелирное украшение для любимой девушки.
Есть и другие рабочие идеи:
- Повысить средний чек. Например, девушкам в маникюрном салоне можно предложить одновременно сделать педикюр или купить косметику для ухода за телом, солнцезащитные средства, которыми торгуют на кассе. Важно провести анализ ситуации на рынке, чтобы выявить более востребованные предложения. Например, летом активно покупают сан-скрины, кремы и гели от целлюлита, посещают массаж и делают обертывания в салонах.
- Продвинуть простые товары в качестве сезонных. Например, продавать рубашки и футболки можно, указывая на особенности материала, из которого они изготовлены. Покупатели с большей вероятностью захотят купить вещь, хорошо пропускающую воздух, позволяющую комфортно чувствовать себя в офисе в жару. Если основной товар больше востребован в другой период, стоит ввести дополнительные, летние предложения. Например, кроме сапог торговать босоножками.
- Использовать социальные сети. Летом люди продолжают заходить в соцсети, поэтому сделанная через них реклама работает. Можно найти локальных блогеров с небольшой аудиторией, предложить им товар или услугу по бартеру. Подписчики микроблогеров часто из того же города, при этом могут быть более лояльными, чем у популярного инфлюенсера. Запускать конкурсы и акции легко и в аккаунте сезонного маленького бизнеса. Например, разыграть товар или скидку на него среди подписчиков, которые отметят друзей в комментариях.
- Работать с клиентской базой. Можно делать рассылки с новыми предложениями и акциями людям, которые уже пользовались продуктом компании. Лучше, если предложения будут персонализированными: так выше вероятность, что человек откроет письмо и не отправит его в спам.
- Работать с местными агрегаторами и картами. Стоит добавить фото, контактную информацию, чтобы людям проще было найти компанию, связаться с ее представителем. Указать нужно также график работы. Тогда клиент не придет, когда будет закрыто, не испытает из-за этого дискомфорт. Желательно добавить профиль компании на все площадки. Так его увидит больше людей, которым могут быть нужны, полезны услуги или товары фирмы.
- Работать с отзывами. Стоит отвечать на все свежие отзывы. Потенциальные клиенты смотрят не только на то, что другие люди пишут о компании, но и на обратную связь со стороны фирмы. Если при возникшей проблеме представители продавца быстро приносят извинения, предлагают решение и бонусы в качестве компенсации за доставленные неудобства, у него с большей вероятностью захотят купить. И наоборот, стандартное письмо с извинениями, отправленное каждому недовольному клиенту, может испортить имидж.
- Запускать развлекательный контент в социальных сетях. Летом люди хотят отдыхать, поэтому стоит публиковать игры, забавные видео, мемы. Это повысит лояльность, доверие к бренду. Полезный контент тоже нужен. Лучше, если он будет тематическим, связанным с сезонными проблемами. Например, производитель косметики может поделиться правилами ухода за волосами в жару или на море. При этом можно оставлять ссылки на товары фирмы, чтобы человек мог сразу оформить заказ.
- Посещать тематические мероприятия. Бренд может стать спонсором на празднике или представить товар на профессиональной конференции, форуме. Так больше людей познакомятся с продукцией, узнают о фирме. Можно не только увеличить клиентскую базу, но и познакомиться с другими бизнесменами, найти новых поставщиков или договориться о коллаборации с предпринимателями из смежной ниши.
- Заняться второстепенными бизнес-процессами. Например, провести переговоры с потенциальными партнерами, чтобы к периоду возрастания спроса заключить долгосрочное сотрудничество и получить новые каналы сбыта или поставщиков.
Почему к сезону необходимо готовиться заранее
Если начать готовиться заранее, времени на разработку плана останется больше. Его можно будет более тщательно продумать и детализировать. При отсутствии своевременной подготовки действовать придется быстро, иначе возрастет риск стратегических ошибок.
Если летом услуга или товар становятся более востребованными, могут понадобиться дополнительные ресурсы. В частности, придется нанимать новых сотрудников для сезонного бизнеса (например, официантов, которые будут работать на летнике). В противном случае работников может не хватать, нагрузка на уже существующих сильно возрастет. Клиенты при этом останутся недовольны сервисом, что побудит их уйти к конкурентам. Придется искать новичков и обучать их в ускоренном режиме.
Чтобы сезонный бизнес приносил максимальную прибыль, стоит упростить коммуникации. При этом нельзя делегировать управленческие задачи. Повышенная нагрузка на сотрудников не поможет больше заработать. Наоборот, люди будут уставать, не справляться с новыми задачами, выполнять их неэффективно, что негативно скажется на прибыли.
Читайте по теме:
Как привлечь больше клиентов в летний сезон
Как заработать на маркетплейсах при помощи продажи сезонных товаров
В ситуациях, когда с приходом лета спрос, наоборот, падает, предпринимателю важно грамотно составить бизнес-план, чтобы не уйти в минус. Обеспечить зарплату сотрудникам, своевременно оплачивать коммунальные счета или аренду помещения. Если денег на это не будет, придется выделять их из собственного кармана или брать кредит в банке. Но такая возможность есть не всегда: иногда добыть средства не удается, приходится закрывать компанию.
Подготовка позволяет снизить риски. Например, увеличить поток клиентов, придумать заранее акции для привлечения пользователей. Или отложить часть средств, заработанных в период повышенного спроса, чтобы хватило на нужды компании, если летом не удастся поддерживать показатели на прежнем уровне.
Потребуется в этой ситуации и подготовка к сентябрю, когда снова начнутся активные продажи. Например, можно нанять и подготовить новых сотрудников в течение лета, чтобы осенью они были уже готовы к работе.
Частые ошибки, которые допускают предприниматели
Предприниматели нередко совершают ошибки, рассмотрим их более подробно:
- Не готовятся к летнему периоду. Это может привести к большим убыткам, иногда даже к закрытию бизнеса.
- Отказываются от рекламы. Неопытные бизнесмены стремятся сократить маркетинговые расходы, чтобы сэкономить бюджет. Но полное отключение рекламы мешает привлекать новых клиентов. Лучше проанализировать, какие предложения приводят больше покупателей. Их можно оставить, а от остальных отказаться. Горячие лиды стоит получать через социальные сети, таргетинг, поэтому эти инструменты лучше сохранить.
- Не работают над восприятием продукта. Спрос может падать, потому что пользователи представляют услугу либо товар в качестве сезонных. Можно предложить им новый взгляд, продемонстрировать иные способы использования продукта. Или привлечь другие сегменты целевой аудитории, для которых раньше не разрабатывались рекламные предложения. Для этого нужно проанализировать, кто мог бы пользоваться услугой или товаром в несезон.
Придерживаться единой тактики в течение всего года неэффективно. Стоит постоянно изучать тенденции на рынке, анализировать статистику компании и тактику конкурентов, чтобы свести к минимуму влияние сезонности.
Фото на обложке: Unsplash
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
-
Пройти курс «Маркетплейсы: с чего начать и как преуспeть»
- 1 Как набрать аудиторию с нуля: пошаговый план и проверенные методы привлечения
- 2 Шаблон для написания статей: как правильно составить контент-план
- 3 Создание дизайна упаковки: шаги, задачи и принципы разработки
- 4 Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) — что за организация