Содержание
В начало
Какой бывает спрос и от чего зависит
Когда нужно анализировать спрос на товары
Как проверить спрос на товар с сервисом Яндекс Вордстат
Как определить спрос на товар на маркетплейсах
Тестовая рекламная кампания и лендинг для анализа спроса

Как узнать спрос на товар

Разбираем основные инструменты для оценки спроса на маркетплейсах и в интернете в целом

Перед открытием бизнеса или выпуском нового товара вам нужно понять, насколько покупателям нужно то, что вы собираетесь продавать. Не исследуя спрос, не получится ни создать бизнес-план, ни выбрать подходящие способы продвижения. 


Давайте разберёмся, как узнать спрос на товар с помощью бесплатных инструментов.

Какой бывает спрос и от чего зависит

Спрос простыми словами — это желание покупателя купить товар по определённой цене, в выбранном регионе и в конкретный период. Каждый из этих факторов важен.

Для изучения спроса на товары нужно проверить следующие показатели:
Время: будут ли товар покупать в конкретный сезон или период. Например, ёлочные игрушки пользуются спросом только перед Новым годом, а купальники — летом.
Цена: продукт может быть желанным, но слишком дорогим для целевой аудитории. Например, в условиях кризиса люди реже покупают дорогие смартфоны — даже если очень этого хотят.
Регион: в городах-миллионниках у людей больше возможностей покупать дорогие вещи, чем в посёлках городского типа. А, например, лодки в основном покупают в регионах с водоёмами.

Спрос бывает нескольких видов.

По времени он делится на три категории:
Эпизодический — возникает только в связи с определёнными событиями или датами, например, под Новый год или на Хэллоуин.
Периодический — появляется на товары, которые нужны относительно редко, но постоянно. Например, верхняя одежда, обувь, электроника и бытовая техника.
Постоянный — спрос на товар, который нужен людям каждый день. Это продукты питания, средства гигиены.
Есть и другая классификация спроса:
Чрезмерный — спрос на дефицитные товары. При чрезмерном спросе люди хотят купить больше товаров, чем могут предложить производители и импортёры.
Импульсивный — спрос, который возникает под воздействием рекламы, распродаж, специальных предложений.
Падающий — спрос на товары, которые постепенно теряют актуальность. Здесь важно вовремя понять, что спрос падает, чтобы случайно не понести убытки из-за закупки никому не нужного товара.
Отрицательный — отсутствие спроса из-за того, что товар не вызывает интереса у целевой аудитории. В этом случае спрос нужно формировать с нуля.
Сезонный — спрос на товары, актуальные в конкретное время года. Например, зимой люди покупают новогодние игрушки, а летом — купальники.

Задавшись целью определить спрос, учитывайте и внешние факторы, влияющие на желание людей покупать что-либо. 


Уровень дохода целевой аудитории — готовы ли люди приобретать товары по установленной цене с учётом уровня инфляции и экономических прогнозов.


Демография — сколько людей проживает в том регионе, где вы хотите открыть бизнес. Нужно заранее узнать гендерное распределение, средний возраст жителей, их социальный статус. 


Климат — подходит ли товар для конкретного региона. Например, пуховики для мороза –30°С вряд ли понадобятся жителям Краснодара, где температура редко опускается ниже 0°С. 


Политическая ситуация — законы и международные отношения сказываются на решении людей покупать товары не меньше, чем другие факторы. Например, запрет на импорт товаров из Европы может сформировать спрос на отечественные аналоги или продукцию из азиатских стран.

Когда нужно анализировать спрос на товары

Определять спрос на товар нужно и на старте бизнеса, и позже, в процессе работы. Так вы заранее узнаете о текущих тенденциях, сможете правильно выбрать нишу и скорректировать работу компании, если тенденции изменятся.

Особенно актуален анализ спроса в условиях высокой конкуренции. Другие продавцы, в том числе на маркетплейсах, постоянно борются за клиента, предлагая товары по меньшей цене или лучшего качества. Если вовремя не понять, что спрос упал, и клиенты стали покупать у конкурентов, можно резко потерять большую часть прибыли.  


Вот основные ситуации, в которых вам потребуется определить спрос.

Запуск нового направления или бизнеса

На этапе планирования нужно понять, сколько товаров или услуг вы можете продавать, и по какой цене. Сделать это нужно ещё на стадии составления бизнес-плана, чтобы спрогнозировать, сколько денег вам нужно для старта и как быстро вложения окупятся. А ещё, сделав эти расчёты, вы поймёте, насколько целесообразно вообще запускать проект.

Расширение ассортимента

Запуская новый продукт, вам, скорее всего, придётся дополнительно вложиться в модернизацию производства или оптовую закупку, рекламу. И прежде чем делать это, стоит заранее определить, когда лучше выпускать товар, сколько аудитория готова купить и по какой цене.

Изменение объёмов продаж

Когда продажи растут или падают, важно понять, с чем это связано. Спрос изменился временно или на неопределённый срок? Определив это, вы тут же ответите себе на другие важные вопросы. Стоит ли ждать, пока спрос восстановится? Нужно ли сохранять объём производства? Нужно ли корректировать ассортимент?

Расширение бизнеса

Решив открыть новые филиалы, вам тоже нужно сначала определить спрос. То, что хорошо продаётся в одной локации, может совершенно не продаваться в другой. Не исследуя это заранее, вы можете вложиться в открытие новой точки, но вместо того, чтобы заработать больше денег, лишь потерять их.

Вывод на рынок нового продукта

Иногда рынок ещё не знаком с продуктом, а значит, спроса на этот продукт нет. Но это не значит, что не стоит пробовать выводить новый продукт на рынок. Анализ спроса и аудитории поможет и здесь. Можно понаблюдать за спросом на похожие товары, изучить прогнозы трендов, пообщаться с людьми, которым потенциально этот товар может быть интересен.

Как проверить спрос на товар с сервисом Яндекс Вордстат

Определить спрос на товары можно с помощью сервиса Яндекс Вордстат. Используя его вы, например, можете понять, сколько человек ищут конкретный товар в течение месяца, квартала, года. Вы также увидите сезонные всплески интереса к товару.

Например, на скрине ниже результаты по запросу «купить iPhone 16 Pro Max».

Статистика запросов на покупку iPhone 16 Pro Max в октябре–ноябре. Источник: Яндекс Вордстат
Статистика запросов на покупку iPhone 16 Pro Max в октябре–ноябре. Источник: Яндекс Вордстат

На скриншоте видно, что за месяц эту модель айфона искали почти 23 тысячи раз. Самые популярные модели по объёму памяти — 512 Гб, 256 Гб и 1 Тб. Также людей интересует возможность купить айфон в рассрочку.

Обратите внимание, что в выдаче представлены коммерческие ключевые фразы. В них присутствует слово «купить». Их нельзя путать с информационными, в которых есть ключи «обзор» и другие подобные.

Ещё Яндекс Вордстат показывает количество запросов по регионам. С помощью этой статистики вы можете увидеть, в каких областях, округах, краях спрос на конкретный товар больше, а в каких — меньше.

Статистика запросов на покупку iPhone 16 Pro Max с разбивкой по регионам. Источник: Яндекс Вордстат
Статистика запросов на покупку iPhone 16 Pro Max с разбивкой по регионам. Источник: Яндекс Вордстат

Также можно отслеживать изменение динамики запросов за последнее время.

Динамика запросов на покупку iPhone 16 Pro Max за 2022–2024 годы. Источник: Яндекс Вордстат
Динамика запросов на покупку iPhone 16 Pro Max за 2022–2024 годы. Источник: Яндекс Вордстат

Так, из этого графика видно, что запросы начали расти только с июля 2024 года. Но это связано с тем, что Apple традиционно представляет новые модели айфона в сентябре — в преддверии этого момента люди и начинают тематический поиск. Если расширить поисковый запрос и ввести просто «iPhone», картина будет иной.

Динамика запросов на покупку iPhone за 2022–2024 годы. Источник: Яндекс Вордстат
Динамика запросов на покупку iPhone за 2022–2024 годы. Источник: Яндекс Вордстат

Обратите внимание на пики осенью и в новогодние праздники: в сентябре выходят новые модели, а перед праздниками люди ищут телефон в подарок себе и близким.

При этом слепо опираться на данные Вордстата не стоит.

Нужно учитывать:
Не все люди, которые искали конкретные товары, будут покупать их.
Не все потенциальные клиенты ищут что-то в Яндексе, чтобы найти нужные им смартфоны.
Не все люди приобретают товары онлайн: некоторые предпочитают офлайн-магазины.

Как определить спрос на товар на маркетплейсах

Второй способ измерения — оценка запросов на маркетплейсах. Многие покупатели не ищут товар в поисковиках, а сразу заходят на сайт или в приложение любимого маркетплейса и делают покупки там.

Яндекс Вордстат нельзя рассматривать как точный инструмент для измерения спроса. Но зато он позволяет оценить спрос приблизительно, понять его динамику и распределение по регионам.

Поэтому, если вы хотите торговать на Ozon или Wildberries, спрос нужно оценивать сразу там.

Аналитику по запросам пользователей собирают как сами маркетплейсы — её можно изучить внутри личного кабинета продавца, — так и внешние сервисы аналитики.

Есть и другой способ примерно оценить спрос — используя поисковую строку маркетплейса. При вводе текста поисковая строка предлагает подсказки на основе наиболее частых запросов. Не всегда, но в некоторых случаях таким образом можно увидеть, что люди активно ищут то, чего на маркетплейсе пока нет.

Правда, здесь стоит быть осторожными: иногда товаров какого-то бренда может не быть, потому что владелец бренда запрещает их продажу на сторонних сайтах. Или разрешает только официальным дистрибьюторам.

Тестовая рекламная кампания и лендинг для анализа спроса

Протестировать спрос на новый товар и услугу можно самостоятельно путём запуска тестовой рекламной кампании и сбора лидов через подготовленный лендинг. Да, это потребует расходов, но они будут куда меньше, чем потери из-за неудачно запущенного бизнеса.

Такой способ проверки сработает, если потенциальная целевая аудитория ищет и оплачивает товары и услуги онлайн.

При помощи тестовой рекламной кампании или лендинга вы можете оценить:
величину спроса на товар или услугу;
демографический портрет аудитории;
степень заинтересованности целевой аудитории;
наиболее эффективные источники трафика;
конверсию из просмотра в покупку или оформление заявки;
уровень конкуренции.

Но просто создать лендинг недостаточно: нужно позаботиться о технической реализации, дизайне и удобстве интерфейса. Нанимать команду IT-специалистов не нужно: вполне можно использовать конструкторы вроде One Бизнес или Tilda, и создать лендинг по шаблону.

Но вот что точно стоит учесть:
Дизайн лендинга должен быть лаконичным и современным, не отвлекающим пользователя от целевого действия.
На лендинге обязательно должно быть целевое действие, оно ещё называется call to action: например, оформление покупки, заказ обратного звонка, оформление заявки, запись на курс.
Тексты должны быть небольшими, информативными и грамотными. Читая тексты, пользователь должен легко понять, какой продукт вы предлагаете и что нужно сделать, чтобы его получить.
Информации должно быть достаточно для принятия решения. Не нужно в подробностях расписывать историю создания компании: если у вашего бизнеса нет многолетней истории, это никак не побудит его к покупке. А вот рассказать про продукт, описать его возможности, добавить цену и способы заказа точно стоит.

Предварительное тестирование позволит вам быстро и дешёво проверить, стоит ли запускать продукт. К тому же, так вы можете проверять сразу несколько продуктов одновременно. Например, создать запустить две или три кампании под разные продукты и сравнить результаты между собой. И только после вкладываться в то направление, что пользуется максимальным спросом.

Ещё больше про виды спроса, нюансы выбора товара и стратегии селлеров мы рассказываем в отдельном курсе про маркетплейсы.

Фото на обложке: Natalya Kosarevich / Getty Images