RFM-анализ, или анализ клиентской базы позволяет сегментировать покупателей по времени последнего заказа, частоте сделок и стоимости приобретаемых товаров. Результаты анализа помогают бизнесу перераспределить усилия по работе с клиентами и изменить маркетинговый подход так, чтобы удержать их и мотивировать на дальнейшие покупки.
Сам по себе RFM-анализ несложный, его можно провести самостоятельно с помощью онлайн-таблицы. И в этой статье мы как раз разберёмся, как сделать сегментацию и как интерпретировать полученные результаты.
Зачем бизнесу RFM-анализ
Для начала разберёмся с терминологией.
Благодаря анализу можно разделить клиентов на группы с разным сочетанием этих критериев и понять, с какими группами стоит работать активнее.
В RFM-анализе действует закон Парето, согласно которому 20% приложенных усилий дают 80% результата и наоборот. Для увеличения прибыли и объёмов продаж нужно приложить больше усилий к выбранным 20% клиентов. С остальными можно работать во вторую очередь или не работать вовсе, если у компании не хватает ресурсов.
Проводимый RFM-анализ разбивает клиентов в зависимости от того, насколько сильно они важны для бизнеса.
- Если клиент покупает часто и тратит много, он ценен. Ему стоит предложить бонусы или программы лояльности.
- Если человек покупает редко, но на крупные суммы, он также важен. Но к нему нужно применить меры для стимуляции заказов. Например, хорошие скидки.
- Если клиент покупает редко и на небольшую сумму, маркетологам можно сосредоточиться на двух предыдущих группах.
Необходимость сосредоточиться на ключевых представителях целевой аудитории не говорит о том, что с остальными покупателями не нужно работать: нужно, но во вторую очередь.
Этот инструмент универсален и подходит для многих направлений бизнеса. С помощью RFM-анализа можно проводить сегментацию для таких сфер, как:
- интернет-магазины, маркетплейсы, ретейл;
- кафе, рестораны, службы доставки еды;
- фитнес-залы, SPA-центры, салоны красоты;
- медицинские и образовательные услуги.
Исключением будут бизнесы, которые работают в сфере B2B. Здесь на первый план выходят долгосрочные партнёрские отношения с клиентами. Например, если ваша компания поставляет металлопрокат для производства автомобилей, она будет делать это десятки лет, хотя заказы могут быть довольно редкими.
Плюсы и минусы RFM-анализа
RFM необходим для бизнеса, так как даёт руководителю, маркетологам и менеджерам по продажам большое количество новых данных и новые стратегии работы с аудиторией.
Проводить RFM-анализ нужно регулярно — раз в квартал, полгода или год. Это поможет отслеживать изменения в поведении клиентов. Например, благодаря рекламным кампаниям покупатели могут переходить из менее активной группы в более активную.
Как провести RFM-анализ
Проводить RFM-анализ можно как в отдельных сервисах, так и при помощи онлайн-таблицы. Мы рассмотрим именно этот вариант, как самый простой, не требующий специальных инструментов.
Этап 1 — Подготовка данных
Базу покупателей с данными об их покупках, датах последних заказов и потраченных суммах нужно выгрузить из CRM- или другой системы, которой вы пользуетесь для учёта. При выгрузке нужно выбрать формат, совместимый с MS Excel или Google Таблицами.
Лучше всего, если в выгрузку попадут в том числе и контакты клиентов. Так вам будет удобнее по итогам анализа спланировать рассылку писем или другую маркетинговую активность.
Этап 2 — Выбор шкалы оценки
В стандартном варианте всех клиентов разбивают на три группы по каждому из критериев.
.webp?v4)
Параметры для «давно» и «недавно», «большая сумма» или «маленькая сумма» каждый бизнес подбирает в зависимости от категории товаров, их стоимости, сезонности, других факторов. Единых требований нет и не может быть.
Например, купить автомобиль год назад — это недавно, а чехол для телефона — давно. 15 тысяч рублей на книги это много, а на компьютерные комплектующие — мало.
Если нужен более подробный RFM-анализ и точная сегментация, можно увеличить количество оценок в шкале до 5 или 10. Но в этом случае анализировать результаты будет сложнее. Если вы проводите анализ впервые, лучше начать со шкалы из трёх значений.
Этап 3 — Присвоение оценок
Теперь нужно создать формулы для таблицы заказчиков и выставить оценки каждому из клиентов.
Этап 4 — Сегментация по выбранным критериям
Далее можно разделять клиентов по группам в зависимости от присвоенных им оценок. Всего можно сделать 27 групп, но так сильно классифицировать покупателей обычно не имеет смысла.
Фото на обложке: TarikVision / Shutterstock