Разработка MVP на заказ:
на что обратить внимание
Когда в компании появляется потребность в разработке собственного продукта, всегда возникает вопрос: создать продукт самостоятельно или же обратиться к профессионалам. Кто-то из соображений безопасности или ограниченности ресурсов делает все своими руками, кто-то отдает предпочтение команде специалистов, которая поможет предотвратить массу проблем — от старта с неудачной идеей до ошибок в проектировании архитектуры.
Как правило, избежать негативного сценария можно, создав MVP (minimum viable product) — версию продукта с минимальным набором функций, которая позволяет оценить жизнеспособность идеи или, иными словами, протестировать гипотезу методом сбора обратной связи от потенциальных пользователей, опробовавших решение на реальных задачах.
Эксперты группы компаний ЛАНИТ рассказали, что заказчику нужно знать о работе над MVP с подрядчиком.
Как правило, избежать негативного сценария можно, создав MVP (minimum viable product) — версию продукта с минимальным набором функций, которая позволяет оценить жизнеспособность идеи или, иными словами, протестировать гипотезу методом сбора обратной связи от потенциальных пользователей, опробовавших решение на реальных задачах.
Эксперты группы компаний ЛАНИТ рассказали, что заказчику нужно знать о работе над MVP с подрядчиком.
Когда стоит доверить разработку MVP подрядчику
Несмотря на то, что у MVP ограниченный функционал, пользователи используют его как полноценное решение, поэтому все доступные функции в нем должны работать безупречно уже на начальном этапе. При таком подходе доверие к продукту повышается, как и шансы на его дальнейшее успешное развитие.
Чтобы получить работоспособное решение на стадии MVP, нужно предварительно провести тщательный бизнес- и системный анализы, продумать и спроектировать архитектуру, учесть ключевые аспекты разработки. Все это требует профессиональных знаний и опыта, ресурсов и в целом понимания важности каждого этапа — чем и обладает, наверное, большинство внутренних ИТ-команд. Тем не менее разработку делегируют даже крупные компании, так как это скорость, минимизация ошибок и стабильная работа MVP. Но есть нюанс.
Чтобы получить работоспособное решение на стадии MVP, нужно предварительно провести тщательный бизнес- и системный анализы, продумать и спроектировать архитектуру, учесть ключевые аспекты разработки. Все это требует профессиональных знаний и опыта, ресурсов и в целом понимания важности каждого этапа — чем и обладает, наверное, большинство внутренних ИТ-команд. Тем не менее разработку делегируют даже крупные компании, так как это скорость, минимизация ошибок и стабильная работа MVP. Но есть нюанс.
«Бывают ситуации, когда разработка MVP ведется в условиях строгой конфиденциальности — например, создают революционный продукт, который может изменить рынок. В таком случае защита интеллектуальной собственности, соблюдение коммерческой тайны и ограничение доступа к информации становятся ключевыми аспектами работы над MVP», — рассказывает Дмитрий Медведев, директор департамента прикладных решений компании «ЛАНИТ-ТЕРКОМ» (входит в группу ЛАНИТ).
Таким образом, работа с подрядчиком может не подойти компании при условии, что необходимо контролировать все процессы и есть запрет на привлечение сторонних специалистов.
Стоимость разработки и выбор подрядчика
Разработка MVP — востребованная услуга на российском рынке. Объем предложения тоже большой — что выгодно для заказчика: высокая конкуренция стимулирует разработчиков улучшать качество услуг и предлагать более гибкие условия.
Однако стоимость создания MVP может сильно разниться в зависимости от требований заказчика. Если говорить о сложных комплексных проектах, то разработка даже минимального функционала, позволяющего оценить ценность продукта, будет трудоемкой задачей.
Однако стоимость создания MVP может сильно разниться в зависимости от требований заказчика. Если говорить о сложных комплексных проектах, то разработка даже минимального функционала, позволяющего оценить ценность продукта, будет трудоемкой задачей.
«Мы практически никогда не делаем MVP в его классическом понимании — к нам обращаются, когда необходимо создать сложные системы корпоративного класса, поэтому совсем простых решений, под которыми понимается MVP, не получается. Очень часто такие системы являются лишь частью сложного ИТ-ландшафта. И цель разработки MVP ― не столько проверка целесообразности создания продукта в целом, сколько способ убедиться в правильности тактических решений и выявления скрытых рисков», — пояснил бизнес-партнер «ЛАНИТ ― Би Пи Эм» Роман Почиталкин.
Роман также отметил, что инициатива начинать проект с максимально простого решения чаще всего исходит от команды «ЛАНИТ ― Би Пи Эм». Заказчики, как правило, видят перед собой конечный продукт и все внимание сосредотачивают на нем, а не на первой версии. При этом опыт показывает, что желание создать решение, близкое к идеалу, приводит к смещению фокуса с по-настоящему важных задач на незначительные детали. В конечном итоге это создает риск для достижения бизнес-эффекта от внедрения системы.
Здесь стоит подчеркнуть, что при выборе партнера нужно ориентироваться не только на релевантный опыт с точки зрения бизнес-задач, но также принимать во внимание, с какими вызовами приходилось сталкиваться в части нефункциональных характеристик решений. Критериями могут быть производительность, безопасность, масштабируемость, отказоустойчивость и, например, пользовательский опыт.
Кроме того, разработку MVP стоит доверить подрядчику, если требуется быстрое создание продукта с минимальным количеством ошибок и обеспечением стабильной работы, особенно если внутренняя команда не располагает нужными ресурсами или опытом. Это особенно актуально, когда необходимо сэкономить время и компания хочет сосредоточиться на других важных бизнес-процессах.
Здесь стоит подчеркнуть, что при выборе партнера нужно ориентироваться не только на релевантный опыт с точки зрения бизнес-задач, но также принимать во внимание, с какими вызовами приходилось сталкиваться в части нефункциональных характеристик решений. Критериями могут быть производительность, безопасность, масштабируемость, отказоустойчивость и, например, пользовательский опыт.
Кроме того, разработку MVP стоит доверить подрядчику, если требуется быстрое создание продукта с минимальным количеством ошибок и обеспечением стабильной работы, особенно если внутренняя команда не располагает нужными ресурсами или опытом. Это особенно актуально, когда необходимо сэкономить время и компания хочет сосредоточиться на других важных бизнес-процессах.
Этапы и сроки разработки MVP
План мероприятий и сроки разработки MVP зависят от его цели. Если необходимо проверить гипотезу (например, будет ли положительный экономический эффект от автоматизации определенного процесса), то обозначают сроки готовности MVP и показатели его успешности: снижение трудозатрат, увеличение скорости принятия управленческих решений или рост выручки.
Далее строится график реализации. Но здесь возможна вариативность, так как в процессе могут появиться дополнительные задачи или подидеи, требующие проверки.
Если MVP — часть пути длиною в несколько лет, то автоматизировать важный процесс и закрыть одну из потребностей бизнеса можно уже сейчас. В этом случае определяют функциональные требования минимально жизнеспособного продукта — четко оговаривают, какая часть итогового проекта будет автоматизирована — и порядок ввода в эксплуатацию.
Например, предприятие нуждается в системе финансового планирования и бюджетирования — это большой проект. Но на начальном этапе можно автоматизировать сбор заявок. Таким образом у бизнеса в течение пары месяцев появится полезное функциональное решение, которое облегчит работу сотрудников. А в перспективе оно станет одним из модулей итогового продукта, который ждет заказчик.
Что касается сроков разработки MVP, Александр Наймарк, директор департамента продуктовой разработки компании НОРБИТ (входит в группу ЛАНИТ), говорит, что этот этап не должен длиться дольше двух-трех месяцев, максимум — полгода.
Далее строится график реализации. Но здесь возможна вариативность, так как в процессе могут появиться дополнительные задачи или подидеи, требующие проверки.
Если MVP — часть пути длиною в несколько лет, то автоматизировать важный процесс и закрыть одну из потребностей бизнеса можно уже сейчас. В этом случае определяют функциональные требования минимально жизнеспособного продукта — четко оговаривают, какая часть итогового проекта будет автоматизирована — и порядок ввода в эксплуатацию.
Например, предприятие нуждается в системе финансового планирования и бюджетирования — это большой проект. Но на начальном этапе можно автоматизировать сбор заявок. Таким образом у бизнеса в течение пары месяцев появится полезное функциональное решение, которое облегчит работу сотрудников. А в перспективе оно станет одним из модулей итогового продукта, который ждет заказчик.
Что касается сроков разработки MVP, Александр Наймарк, директор департамента продуктовой разработки компании НОРБИТ (входит в группу ЛАНИТ), говорит, что этот этап не должен длиться дольше двух-трех месяцев, максимум — полгода.
«Основное — экономическая эффективность. Если на весь проект отведен год, мы не можем делать MVP в течение полугода. Уже через два-три месяца заказчик должен увидеть, как процесс, автоматизированный на бумаге, будет работать в реальности, — рассказывает Александр Наймарк. — Для долгосрочных проектов, длящихся три-четыре года, целесообразно закладывать на MVP больше времени. Но главное, о чем нужно помнить: MVP — это способ сократить риски и затраты. Мы либо должны быстро получить выгоду, либо вовремя исключить риск того, что заказчик будет неудовлетворен внедрением итогового проекта, случится разрыв между ожиданием и реальностью».
По опыту Александра, проект будет успешен при соблюдении следующих условий.
- У заказчика есть четкие критерии MVP, которые понимает и разделяет команда проекта.
- Инструмент реализации позволяет быстро и недорого получить осязаемый результат, проводить демо-дни, оценивать текущие результаты и формировать трек задач для дальнейшего развития.
- В команду по реализации MVP включены все необходимые участники и определен единый ответственный.
©RB.RU, 2024
Автор: Ирина Печёрская
Фото на обложке: Shutterstock / topvector
Реклама АО "ЛАНИТ"
ИНН: 7727004113
erid: F7NfYUJCUneP3zZ75YjJ
Автор: Ирина Печёрская
Фото на обложке: Shutterstock / topvector
Реклама АО "ЛАНИТ"
ИНН: 7727004113
erid: F7NfYUJCUneP3zZ75YjJ
Поделиться:
Ирина Печёрская