Rusbase
Прибыли чистого разума
2 октября 2019



О буме AI-технологий говорит хотя бы тот факт, что многие компании начинают использовать его как маркетинговый ход. Rusbase попытался разобраться в том, насколько они сегодня действительно способны служить бизнесу и приносить реальные деньги.
Этот материал — часть рейтинга самых успешных предпринимателей в AI
Рынок AI-технологий крайне неоднороден — они применяются во многих областях, в каждой из которых находятся на разных стадиях развития. Сегодня уже есть зрелые компании c высокой выручкой и стабильными темпами роста, а есть те, кто увеличивает оборот за год с единиц до нескольких десятков миллионов. Кто-то только запускает стартап, а кто-то уже давно продался Сбербанку или Mail.ru Group.
Дать объективно общую оценку рынку AI достаточно сложно. Я считаю, что из-за различной степени зрелости как решений, так и их клиентов, рынок и его потенциал лучше всего считать в каждой отдельно взятой области.

Сергей Негодяев
Директор по работе с портфельными клиентами ФРИИ
По данным Crunchbase, в этом году глобально проинвестировано уже $13,42 млрд за 1389 сделок. Объем российского рынка искусственного интеллекта в 2019 году, по данным исследования IDC, составит $139 млн, а к 2023 году вырастет на 30%. Однако AI — та область, где российские компании, включая стартапы, предлагают решения, представляющие интерес на мировом уровне.

Посмотрим, какие технологии AI сегодня привели к созданию ощутимого размера бизнеса в России.
Безопасное распознавание
На первом месте вполне ожидаемо оказалась ABBYY Давида Яна — старейшая компания из всех участников рейтинга. В этом году исследовательская компания Everest Group (USA) признала ABBYY мировым лидером рынка решений для интеллектуальной обработки документов, у нее много офисов по всему миру и более половины продаж приходится на зарубежный рынок.

Большая разница между лидером и всеми остальными участниками объясняется уникальностью ABBYY, которая изначально начинала с распознавания документов и машинного перевода, делала приобретения других профильных компаний и в России, и за рубежом, а также последовательно внедряла AI в свои решения. Сегодня на продажи AI-технологий приходится около 90% общей выручки компании.

Показательно, что на втором и третьем местах расположились компании, известные по своим проектам в сфере транспорта: Cognitive Technologies, еще одна из крупных IT-компаний страны, известная своим проектом беспилотников, и WayRay, которая разрабатывает и производит технологии для голографических проекционных дисплеев дополненной реальности. Обе компании уже продают свои технологии крупным автопроизводителям.
В настоящее время самые «горячие» направления — это беспилотный транспорт, распознавание лиц и предиктивная аналитика. Эти сферы продолжат динамично развиваться. В прошлом году крупнейшие инвестиции в сегменте AI привлекла компания WayRay — $80 млн от консорциума стратегических и финансовых инвесторов. В будущем мы ожидаем, что инвестиционная активность в этом сегменте будет только увеличиваться.

Алексей Басов
Инвестиционный директор РВК
Стоит учитывать, что ряд крупных компаний не попали в рейтинг из-за принадлежности к госструктурам или выхода основателя. Среди них — ЦРТ, выручка которого в 2018 году от AI-технологий составила больше 1,5 млрд рублей. «Уникальность нашей ситуации в том, что наши наработки в разных областях мы можем интегрировать в единый полноценный продукт — полномасштабного помощника на базе искусственного интеллекта, — говорит Дмитрий Дырмовский, генеральный директор ЦРТ. — Компаний, сочетающих такое количество решений, технологий и продуктов в области биометрии, распознавания голоса и синтеза речи, больше нет. И в этой задаче мы, конечно, должны быть лидерами».
Зрение, голос и бизнес
Среди других участников рейтинга явно выделяется несколько перспективных секторов. Причем стоит учитывать, что в AI с помощью одних и тех же алгоритмов можно решать разные задачи. К примеру, очевидно, что все большее применение получают технологии компьютерного зрения: это может быть распознавание лиц (NtechLab, VisionLabs), автомобильных номеров («Вокорд») или цифровой мерчендайзинг (Intelligence Retail). Последнее направление, к слову, активно развивается и представлено на рынке еще другими компаниями — SmartMerch, Inspector Cloud.
Наш сектор в России является достаточно передовым: большое количество FMCG-брендов внедрили системы компьютерного зрения. Дальнейшее развитие коснется, скорее всего, розничных сетей, которые пока не могут найти use case с приемлемой стоимостью внедрения. Думаю, что благодаря массовым внедрениям решений на базе компьютерного зрения и систематическому контролю, эффективность труда может вырасти и в некоторых задачах приблизится к уровню развитых стран.

Александр Беренов
Совладелец Inspector Cloud
Это пример понятной схемы коммерческого использования технологии, чего как раз не хватает многим направлениям AI. Как говорит Сергей Фрадков, управляющий партнер iDeal Machine, основная проблема российских AI-компаний — примерно такая же, как и у других российских стартапов — перекос в сторону технологий и нехватка фокуса на поиск реального бизнес-кейса, который будет решать реальные проблемы пользователей: «Часто AI-компании позиционируют силу и точность своих алгоритмов выше качества решения проблемы своих клиентов, и это сразу сказывается на их успехах на рынке», — отмечает он.

Сергей Негодяев, директор по работе с портфельными компаниями ФРИИ, выделяет три основных направления, в которых бизнес уже продемонстрировал свою готовность платить за внедрение технологий. Первое — AI в тексте и в голосовых решениях. Их применение очень широко, начиная от управления устройствами интернета вещей и не только, заканчивая применением в киноиндустрии. Этим занимаются: ABBYY, Stafory, Sever.AI. Второе — работа с видеопотоками разного формата: Cognitive Technologies, «Вокорд», Promobot, VisionLabs. И третье — работа с процессами: автоматизация улучшений и перестроения процессов, которые есть в классических бизнесах — BFG, BQ, Ubic, DoubleData, Naumen, One Factor и тому подобное.

В целом же эксперты верят, что результаты 2019 года для AI будут гораздо более впечатляющими, во многом благодаря заинтересованности государства.
Если в 2017–2018 годах основные рынки, на которых был востребован AI — это ритейл, интернет-компании и банки, то в 2019 году помимо государственных инициатив включилась промышленность. По сравнению с 2018 годом и точечными проектами в единичных заказчиках 2019 год выглядит очень бодро: почти у всех крупнейших промышленных компаний появился бюджет на AI. Основной драйвер роста 2019 года — это государственные бюджеты по цифровизации, где в каждом втором проекте упоминается искусственный интеллект.

Владимир Молодых
Директор по разработке и внедрению ПО «Инфосистемы Джет»
Следующая — медицина
По словам Алексея Басова, еще одно направление, в котором ожидается взрывной рост AI-технологий, — это здравоохранение. Тем не менее, пока компании этого профиля в рейтинг не попали, как их не было и в предыдущем рейтинге Rusbase MedTech. Тогда уже шла речь о том, что AI-компании в медицине пока не имеют высокой выручки, однако в будущем должны будут занять свое место.
В России ситуация c реальными перспективами AI в медицине довольно жесткая: стартапы претендуют на разработку продуктов мирового уровня (другого здесь просто нет), а суммы финансирования проектов у них другого порядка. Они достаточны, чтобы построить альфа-версии, но затем наступает настоящая кропотливая тяжелая и ресурсоемкая работа. При этом настоящий возврат инвестиций начинается тогда, когда AI не помогает, а заменяет человека: Uber стоит столько, сколько стоит, потому что всем понятно, что рано или поздно водитель будет не нужен и маржинальность бизнеса станет принципиально иной. Но, к примеру, доктор (даже первичного звена) станет не нужен сильно позже, чем таксист. Кроме того, если мы когда-то придем к серьезным экспертным системам на базе AI, мы столкнемся с определенной ментальной гранью, перешагнуть которую законодательно будет стоить много усилий и денег. Каждая AI-авария обсуждается громко и вызывает волну протестов. Представляете, какая будет реакция на медицинские ошибки AI?

Евгений Кадушин
Генеральный директор «Алгом» (MedTech-стартап поддержки принятия врачебных решений)
В общем, можно ожидать, что в AI будут вкладываться инвесторы, боясь упустить очередную горячую тему. Но, как, впрочем, и всегда с подобными историями бумов, реальные прибыли принесут не все.
Этот материал — часть рейтинга самых успешных предпринимателей в AI




Текст: Дарья Рыжкова, Маргарита Арановская, Светлана Высоких, Инна Рейхард
Обложка: Unsplash


© Rusbase, 2019
Людмила Чумак