Подобным же образом в мире больших данных многие вещи будут фиксироваться в пассивном режиме, просто потому что они существуют или происходят. Обществу потребуется время, чтобы поменять привычный уклад и установки, найти разумный способ привнести технологии в нашу жизнь, общественные институты и наши ценности.
Важно отметить, что это противоречие — между тем, на что способны
технологии, и нашими установками и правилами, в среде которых существуют эти технологии, — характеризует один из главных аспектов конфликта, который пришлось преодолевать американскому политическому истеблишменту в связи с
разоблачениями Сноудена. Суть внутреннего конфликта такова: закон создавался для эпохи, когда сбор и анализ данных были затруднительны и дорогостоящи. После того как эти операции — например, анализ метаданных телефонных разговоров — стали простыми и дешевыми, те виды деятельности, которые могли считаться невозможными или, по крайней мере, исключительно редкими в 1970-х годах, когда составлялись законы, в июне 2013-го — в момент их обнародования — могли рассматриваться как обычное явление.
С точки зрения поборников конфиденциальности всеобщая слежка со стороны Агентства национальной безопасности США была противозаконной. С точки зрения управления используемые программы представляли собой лишь расширенный масштаб того, что закон действительно дозволяет. Разве не должен орган безопасности применять те же современные средства, какие используют против него противоборствующие элементы? — следует аргументация. Критики парируют: в таком случае получите законодательное право, если хотите иметь такие полномочия и если считаете, что люди примут идею подобного «прочесывания».
Увы, американской политической системе еще только предстоит организовать полноценное обсуждение этих вопросов, чтобы найти взаимопонимание. И хотя такой теоретический анализ не освобождает от ответственности за подобную деятельность, возможно, он является еще одним шагом вперед в плане ее объяснения. И в этом случае мы вновь возвращаемся к лейтмотиву больших данных. Больше — это не просто больше. Больше — значит новое. Больше — значит лучшее. Больше — значит иное.
Ни одна сфера человеческой деятельности или промышленности не останется незатронутой той сильнейшей встряской, которая должна скоро случиться в процессе того, как большие данные начнут прокладывать себе путь в общество, политику и бизнес.