Российские разработчики помешались на чат-ботах прошлым летом, когда Telegram запустил платформу для создания виртуальных-собеседников. Этой возможностью воспользовались «Яндекс», Abby, «Сбербанк», Qiwi, университет МИСиС, онлайн-библиотека «Флибуста», Rutracker, «Почта России» и другие. На базе российского мессенджера созданы тысячи ботов. Пожалуй, самым виральным из них стал
иранский TinaBot, который набрал более 2,6 млн подписчиков.
Летом сын основателя Abbyy Микаэл Ян запустил бесплатный конструктор Telegram-ботов
Manybot. Он дополняет другой проект Яна ManyChat — платформу для клиентской поддержки через мессенджеры, которая позволяет компаниям отвечать на сообщения из «ВКонтакте», Facebook Messenger, Telegram и WhatsApp в едином окне. «Наши боты выдают информацию по запросу, рассылают сообщения клиентам, принимают заказы и обратную связь», — рассказывает Микаэл Ян.
В январе 2016 года ManyChat стал резидентом 500 Startups, получив от акселератора $125 тысяч. По словам Микаэла Яна, боты разгрузят операторов поддержки — они могут отвечать на простые запросы и принимать заказы. Сейчас на базе Manybot создано больше 100 тысяч ботов, которые отправляют 500 млн сообщений в месяц.
Основатели американского стартапа 200 Labs Дмитрий Думик и Артем Пташник запустили летом бесплатный конструктор Telegram-ботов
Chatfuel и каталог ботов
Storebot (сейчас там представлено более трех тысяч ботов). Добавить своего бота в этот каталог можно бесплатно. Пока платформа поддерживает только Telegram, но уже ведет переговоры с представителями других мессенджеров. С помощью Chatfuel было создано более 130 тысяч ботов, на которые подписались более 5 млн человек.
В октябре Google захотела купить Chatfuel, но договориться о сделке не удалось. Позже журналисты разузнали, что корпорация разрабатывает
новый мессенджер с умными чат-ботами. По всей видимости, он придет на смену не взлетевшим Hangouts и Messenger.
В ноябре Chatfuel привлекла $120 тысяч от YCombinator. 20 марта «Яндекс» выкупил 21% Chatfuel за $3,5 млн, также в раунде участвовали YCombinator, 500 Startups, The Knight Foundation и частные инвесторы.
Программист Павел Осадчук летом 2015 года тоже запустил конструктор ботов для Telegram — Leecero. Сейчас проект развивается под новым названием
ChatFirst. По словам основателя, сегодня на их технологиях работает 400 ботов — в основном на ниве техподдержки и электронной коммерции. «В России сейчас около 400 тысяч пользователей Telegram, что мало по сравнению с лидерами, — говорит Осадчук. — В полную силу разговорные интерфейсы войдут, когда самые популярные в России WhatsApp и Viber откроют API, а это будет уже совсем скоро».
В августе 2015 года появилась первая система аналитики для Telegram-ботов —
Botan. Его создали сотрудники «Яндекса» Андрей Ярошевский, Константин Горский, Олег Шляжко и Андрей Стыскин. Botan работает на основе Appmetrica — сервиса для аналитики мобильных приложений. Система определяет самые востребованные функции ботов и анализирует аудиторию по сегментам. Причем бесплатно. Также аналитику предоставляют агрегаторы ботов — Storebot и другие. Как правило, разработчики ботов отслеживают количество активных пользователей, просмотров сообщений, переходов по ссылкам и среднее количество запросов со стороны пользователя.
В сентябре 2015 года томская компания
Interweb запустила рекламную платформу
Botrevenue. Разработчики получили возможность монетизировать свои Telegram-боты и каналы, размещая рекламу в сообщениях. Рекламодатель оплачивает каждый клик, Botrevenue берет комиссию от бюджета рекламной кампании.
Тогда же Interweb начала собирать ботов в свой каталог
BotFamily, где сегодня представлены порядка 3 тысяч ботов и столько же Telegram-каналов. По словам представителя Interweb Дмитрия Янина, Botrevenue сейчас самый эффективный инструмент для продвижения нового бота. В Interweb признают, что для многих рекламодателей популярность Telegram-ботов и каналов пока недостаточна. Но платформа уже окупилась, и ее разработчики сейчас задумываются о других мессенджерах.
В корпоративном мессенджере Slack возможность создания ботов появилась еще в 2014 году. С тех пор в
каталоге мессенджера появились десятки цифровых помощников.
В ноябре 2015 года программисты Артем Кейдунов и Михаил Меланьин создали
Statsbot — аналитического бота для Slack. Программа присылает пользователю данные из трех сервисов аналитики — Google Analytics, Mixpanel и New Relic. Так легче отслеживать показатели и обсуждать их всей командой. Сейчас Statsbot используют NASA, Vimeo, SalesForce, Pebble и еще шесть тысяч компаний. Команда Statsbot экспериментирует с искусственным интеллектом, планирует интегрировать бота с другими сервисами аналитики и выпустить Statsbot в других мессенджерах.
«Чат-боты — это новый контекст, — уверен сооснователь Statsbot Михаил Меланьин. — Теперь разработчики должны думать по-новому, как раньше они переходили от десктопа к вебу, а затем к мобильным приложениям. Боты — это всего лишь инструмент, молодой, сейчас чересчур перегретый, но мы верим, что принципы и технологии ботов найдут свое место. Один из контекстов, который мы нащупали в Statsbot.co — это работа с аналитикой. Мы хотим вывести ее на новый уровень, чтобы данные были доступны всей команде в месте принятия решения — в мессенджере. Мы называем этот подход
data-driven collaboration. Данные на кончиках пальцев и коллаборация вокруг этих данных — это то, что сейчас нужно и новорожденному стартапу, и кровавому энтерпрайзу».