Interview
«Мы построим в Барселоне Кремниевую долину с сангрией и паэльей»
Бывший гендиректор Digital October Дмитрий Репин и основатель LikeHome.ru Антон Мальков через полтора года запустят в Барселоне грандиозный кампус-коворкинг.

28 декабря 2016




Проект под названием Digital Campus Barcelona — это новая бизнес-модель, придуманная переехавшими на побережье Средиземного моря Дмитрием Репиным и Антоном Мальковым. Желая использовать свой опыт в сфере технологий и недвижимости и вдохновившись успешными примерами зарубежных коворкингов, друзья решили открыть в Барселоне кампус для стартаперов размером с футбольное поле. О том, почему была выбрана Испания, как идут поиски инвесторов и сколько можно в будущем заработать денег, Rusbase рассказали Дмитрий Репин и Вадим Журдан, директор проекта по маркетингу.
«Рынок за 2014 год практически исчез»
Rusbase (R): Дмитрий, вы надолго выпали из информационного пространства. Чем вы занимались все это время?
Дмитрий (Д): Меня не было видно, потому что больше года назад я вместе с семьей переехал в Барселону. Там я с головой погрузился в работу над новыми интересными проектами, которые в том числе не связаны с Россией.
R: Вы покинули Digital October?
Д: Да, с осени 2015 года я больше не связан с Digital October. С началом кризиса профессиональная часть российской стартаперской тусовки начала либо разъезжаться, либо перефокусироваться на зарубежные рынки. Вы ведь помните, чем в лучшее время занимался DO? Для этого даже придумали специальный термин – «деместечковизация». Спикерами площадки становились такие люди как Марк Цукерберг, Эрик Шмидт и другие лидеры мирового технологического бизнеса.
Дмитрий Репин
Фото: Маша Парфитт
R: В кризис спрос на ивенты упал, и вы заскучали?
Д: Рынок, на который ориентировался Digital October, за 2014 год практически исчез. Спрос на конференции, лекции, движуху пропал и со стороны поддерживаемых государством проектов, и со стороны бизнеса. Да, когда-то DO был нормальным бизнес-проектом с классной – в 40 человек – командой. Я помню, как мы быстро росли. Начали в 2010 году, а уже в 2013-м наша выручка достигла почти $7 миллионов. Падение рубля изменило все — рынок сократился, размеры самого Digital October тоже уменьшились: значительная часть контентной команды ушла, помещения центра просто стали сдаваться в аренду. Я понял, что справиться с последним смогут и без меня, и принял решение уйти.
R: Вы были наемным менеджером в Digital October. Какие перед вами стояли задачи?
Д: Сделать самый крутой частный инновационный центр в России. Думаю, что мы с ней справились на тот момент. Мои коллеги, которые работали со мной в DO, — переехавшие в Кремниевую долину Маша Адамян и Петр Татищев — говорят, что близкого по антуражу и качеству технологий проекта там и рядом нет.
R: Кто ставил перед вами эти задачи?
Д: Акционеры. Обычно я не называю их фамилии.
R: В открытых источниках упоминается имя Михаила Абызова, министра по вопросам Открытого правительства.
Д: Он один из совладельцев Digital October.
R: Расскажите, что происходит с другим вашим проектом — New Professions Lab.
Д: New Pro Lab выросла из Digital October, но теперь это абсолютно самостоятельный проект со своими инвесторами. Я по-прежнему в нем участвую. Это уже не стартап, а небольшой бизнес в образовательной нише, в которой он чувствует себя достаточно неплохо. У проекта есть успешные программы — например, трехмесячный интенсив по изучению Big Data, и менее успешные. Мы продолжаем экспериментировать и наблюдать.
«Мы поможем людям влиться в стартаперскую тусовку в Барселоне»
R: Ваш новый проект — Digital Campus Barcelona. Почему вы решили переехать в Испанию? Учитывая, что вы несколько лет прожили в США и обладаете хорошими связями в Кремниевой долине.
Д: Я хотел, чтобы было комфортно всей моей семье. Думал не только о работе, но и об образе жизни — так называемом лайфстайле. И понял, что Барселона — лучший вариант. Во-первых, это город, где есть море и где 300 дней в году светит солнце. Во-вторых, это сравнительно недорогой город, в котором жизнь в разы дешевле, чем в Сан-Франциско, Лондоне и даже Париже.
R: А в плане бизнеса?
Д: У Барсы грандиозный потенциал, и она стремительно растет по всем показателям, по цифрам не приблизившись даже к докризисным. Это один из европейских центров по изучению искусственного интеллекта. В город ежегодно приезжает 8 миллионов туристов, из которых 3 – это business visitors. Здесь круглый год проходят десятки профессиональных и культурных ивентов – так, на последний Mobile World Congress съехалось 100 тысяч человек. Примерно столько же собирает знаменитый на весь мир музыкальный фестиваль Sonar.

Вадим (В): С точки зрения стартап-движухи Барса достаточно фрагментирована. Все самое интересное инициируется людьми не из локальной тусовки, а из международной. То есть все время что-то происходит, но на регулярной основе это не организовано. Поэтому возникла идея создать такое место, которое могло бы играть ключевую роль в местной технологической экосистеме.
Дмитрий Репин (слева) и Вадим Журдан (справа)
Фото: Маша Парфитт
R: Испанский аналог Digital October?
Д: Что-то похожее, но гораздо масштабнее по размеру и с принципиально другой бизнес-моделью. Я бы назвал это гибридной моделью, которая складывается из нескольких компонентов. Digital Campus Barcelona – это и коворкинг с офисами, и коливинг с квартирами, и пространства для проведения различных ивентов. А также зона с кафе, ресторанчиками и прочими интересным сервисами, которые будут делать жизнь обитателей кампуса приятной и комфортной.
R: Чем, кроме размера, ваш проект будет отличаться от обычных коворкингов?
В: Тем, что мы создадим комьюнити и поможем людям в короткий срок интегрироваться в местное профсообщество в сфере диджитал и технологий. Поверьте, сейчас в Барселоне это сделать непросто. Мы прочувствовали это на себе с Димой, когда обошли десятки городских коворкингов. Я пробовал такой кейс: заходил туда и говорил, что у меня международный проект про яхтинг и IT, мне нравятся Барса и море, и я хочу выйти на европейский рынок. Мол, помогите интегрироваться. И что я видел? В каждом коворкинге сидели по 3-4 команды с нулевой потребностью во взаимодействии. Там даже не было кафе, где можно было бы с этими ребятами между делом пообщаться. Все сводилось к тому, что мне вручали список акселераторов с адресами – как на ресепшен в отеле вам дают список достопримечательностей. В этом реально не было ценности, потому что всю информацию можно узнать в интернете.

Но Google не дает ответа на вопросы, где сидят классные ребята, куда пойти. Нужна точка входа. Мы поняли, что в Испании 90% коворкингов рассчитаны на местные команды, 10% оставшихся – это форпосты международных проектов. То есть иностранцы сидят в «резервациях». Мы же хотим сделать большую открытую тусовку, в которой будет комфортно всем.

Д: Мы планируем, что в кампусе будет работать до 1000 человек в день – и местных, и иностранцев. И все новички получат отличную возможность встроиться в эту тусовку. В этом заключается важная цель нашего проекта, никто ничего похожего пока не делает. Что-то вроде бизнес-модели WeWork (международная сеть коворкингов со штаб-квартирой в Нью-Йорке – прим. авт.), но с дополнительной функцией помочь людям стать частью барселонской экосистемы – найти партнеров, познакомиться с правильными людьми. То есть сделать все то, на что у стартаперов в обычном режиме уходит год, а то и два.
R: Кроме WeWork, каких еще крупных западных игроков рынка вы изучали?
В: Second Home, Talent Garden, а также голландскую сеть Spaces Works. Все они делают большие гибридные пространства и предлагают пользователям многочисленные сервисы. В этом и заключается смысл этой бизнес-модели. Можно предложить человеку монопродукт – например, рабочее место. А можно предложить рабочее место плюс жилье плюс кофе-пойнт. Если таких плюсов будет 15, то в идеальном формате пользователь остается жить внутри кампуса и весь свой бюджет отдает нам.
Проект будущего кампуса
R: Сколько будет стоить поработать в вашем коворкинге?
Д: Средняя стоимость коворкинга в Барселоне – €250 в месяц. Мы тоже ориентируемся на эту цифру. В пессимистичном прогнозе – на €200 с запасом на рост.
«Мы открыты к тому, чтобы впустить в проект других инвесторов»
R: Сколько нужно денег для реализации проекта?
Д: €23 миллиона. Именно столько стоят земля, строительство новых зданий и реновация старых, которые уже находятся на нашем участке земли. Нам удалось собрать около половины нужной суммы.
R: Кто эти инвесторы?
Д: Это достаточно дорогой проект, поэтому у нас пул инвесторов. Я не буду называть фамилий, но это и российские, и западные инвестиции, мои старые и новые связи. Признаюсь, я никогда раньше не общался с инвесторами в области недвижимости, моя «поляна» была венчурной. И приятно удивился, когда часть людей, которые позиционировали себя как венчур, заинтересовались проектом, сказали, что это хорошая идея.

Важный момент заключается в том, что Digital Campus Barcelona – это не просто недвижимость, которую можно сдавать в аренду, а недвижимость со смыслом. У каждого кусочка купленной земли появится возможность дополнительной монетизации – ивенты, сервисы, кто-то захочет сделать здесь акселератор для стартапов и так далее. Помимо прочего, на территории кампуса мы планируем сделать культурное пространство – с инсталляциями, музыкой, маппингом. Такое место, которое будет привлекательно в любое время суток.
R: Что вы обещаете инвесторам?
Д: 7% гарантированной доходности. Плюс поделимся всем, что заработаем сверху. Мы открыты к тому, чтобы впустить в проект других инвесторов. Подчеркну, он находится между венчуром и недвижимостью, поэтому достаточно надежен. Важно и то, что я бы никогда не стал заниматься чем-то подобным, если бы не был уверен в нашей команде и профессионализме конкретных людей. Так, за все, что связано с недвижимостью, у нас отвечает Антон Мальков, серьезный эксперт в real estate и real estate tech, основатель LikeHome.ru. Он знает все о том, как найти недооцененный объект недвижимости и превратить его в конфетку. У Антона 15-летний опыт работы в Москве, а два года назад он переехал в Барселону.
R: В вашей команде есть испанцы, которые помогут разобраться в тонкостях бизнеса и справиться с местной бюрократией?
Д: Есть Жорди Селлас, бывший замминистра культуры Каталонии, с которым я познакомился еще в Digital October. Он – наш бизнес-гид по Барселоне, помогает выйти на нужных людей и партнеров. Что касается самого бизнеса, то это не вопрос того, кому здесь дать взятку. К счастью, в Барселоне мы с таким не сталкивались. Просто Барса – это не столько Испания, сколько Каталония, с другим языком и нравами. Есть такое понятие как старинные каталонские семьи. Эти люди, как правило, владеют землей и зданиями, они знают, кто управляет городом, кто за что отвечает. Влиться в круг таких людей – дорогого стоит.
R: Как это вообще – взять и построить что-то свое в Барселоне? Вы же бизнесмены, а не Гауди.
Д: Существует грандиозный градостроительный план. Все проблемы завязаны на том, где какая канализация, сколько нужно электричества и как много людей должны ходить по улицам, не создавая пробок в метро. Мы покупаем не просто участок, а право построить столько-то квадратных метров таком-то виде. Эти вещи незыблемы и жестко регламентированы. Здесь мы можем построить девять этажей, а здесь – всего два. Все построенное должно максимально вписываться в существующий квартал. Барселона – это одна сплошная архитектурная достопримечательность, и ты не можешь просто взять и отгрохать что-то непонятное из стекла и бетона.
Вадим Журбан
Фото: Маша Парфитт
R: План строительства уже утвержден?
Д: Нет, это не самый быстрый процесс. Он идет три месяца и продлится еще около полугода. Комплекс займет площадь около 8 тысяч квадратных метров.
R: В какой части Барсы будет расположен Digital Campus Barcelona?
В: В районе Побленоу, который находится недалеко от центра Барселоны и от моря. Изначально он был промышленным районом с многочисленными фабриками и заводами. Но в последние годы превратился в одно из самых модных и интересных мест города. Здесь десятки кафе и ресторанов, музеи, галереи, студии дизайна. Здесь же расположен небоскреб «Акбар», а неподалеку находятся знаменитые барселонские экспериментальные кварталы.

Д: При этом район нетуристический, что важно. То есть здесь нет непрекращающегося потока людей в шортах и сандалиях. Вообще Побленоу призван стать такой местной маленькой Кремниевой долиной – с сангрией и паэльей (смеется). Из 30 барселонских стартап-акселераторов стартапов 16 находятся в Побленоу. Мне рассказывали, что во время кризиса в этом районе была недорогая аренда. Когда местные теряли работу, они открывали свои маленькие бизнесы в Побленоу. То есть там сейчас и крупные, и маленькие игроки в правильной пропорции.
R: Опишите вашего будущего арендатора.
Д: Небольшие бизнесы и стартапы, которые уже находятся в Барселоне или собираются сюда переезжать. Разработчики, дизайнеры, люди из сферы диджитал – мы будем рады всем. Друзья и знакомые из России, прознав про наши планы, заявили о желании жить и работать в Digital Campus Barcelona. Местные ребята нас спрашивают – почему вы строите такой маленький кампус? Стройте на 20 тысяч квадратных метров, чтобы влезли все желающие! Мы знаем, что только в соседнем районе рабочее пространство пытаются себе найти 150 стартапов.
R: Уверены, что вам хватит места?
Д: Если не хватит – выйдем на улицу. Я не шучу. В Барселоне для ивентов не нужны большие пространства, потому что здесь всегда хорошая погода и многие вещи можно делать на открытом воздухе. Необходимость в зале на тысячу человек отпадает, когда можно использовать двор и крыши. Ну, или пляж – благо он совсем рядом (смеется).
R: Когда вы окончательно переберетесь в Барселону?
Д: Я летаю в Москву пару раз в месяц, большую часть времени провожу в Барселоне. У меня двое детей, старший сын – ему 5 лет – за год заговорил по-английски и испански. Я не устаю повторять, что Барса – лучший город мира с точки зрения жизни.

В: На этапе проектирования и строительства я буду находиться в Москве, как и некоторые другие члены нашей команды. Мы все молодые, легкие на подъем ребята, и без проблем можем делать проект, находясь в разных городах. На его качество это не повлияет.
© Rusbase, 2016
Фотография на обложке: Shutterstock
Фотографии Дмитрия Репина и Вадима Журдана: Маша Парфитт
Текст: Мария Соснина — внештатный корреспондент Rusbase



Людмила Чумак

Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.