Михаил Свердлов

Какие еще технологии нужны банкам?

Михаил Свердлов, директор по стратегическому развитию ИТ в Уральском банке реконструкции и развития, продолжает рассказывать о технологиях, которые требуются финансовым организациям. Вниманию читателя — еще три области, где стартап может «взлететь» прямо сейчас.

Первая часть статьи доступна тут.


Заниматься созданием и развитием внутрибанковских подразделений под все внутренние запросы сейчас становится непозволительной роскошью. С другой стороны, стартапам сейчас куда проще предложить финансовому сектору свое решение — в том числе потому, что у финансовых организаций появляются свои венчурные фонды.

Интересно работать с банками? Давайте продолжим разбираться, какие технологии могут потребоваться 500+ банкам в России и еще стольким же на просторах бывшего СНГ.


6. Полный цикл работы с данными

В предыдущей статье я рассказывал, что банки могут брать, а стартапы — продавать услуги по моделированию. Но если посмотреть шире, то становится ясно: чтобы моделировать, нужно еще и выстроить полный цикл работы с данными.

Если последние пять лет все носились с Big Data (и чем больше больших данных было в презентации, тем спикер считался круче), то сейчас уже все поостыли и крепко задумались. Задумались о том, что:

  • внутрибанковских данных много, и они все лежат в специфическом порядке;
  • их надо как-то анализировать;
  • их можно и нужно использовать;
  • а еще есть данные по клиентам вне банка;
  • ну и хорошо бы чистить и матчить.

Осталось понять, для чего и как. Очень важно, что банки не ждут того, что вы предложите им волшебную IT-систему за 5-10-100 млн рублей. Банкам нужно решение, которое сможет взять все что есть привести в порядок.

И это, скорее всего, не столько система, сколько видение и опыт команды проекта. Хранение, нормализация, аналитика данных — это не главный банковский конек. Естественно, рисковый скоринг никто не отменял, но это зачастую очень тонко и эстетически заточенные команды и отделы, которые холят и лелеют одну модель, сдувая с нее пылинки.

Банки понимают, что данными надо эффективно управлять. Но они не эксперты в этой области, не говоря уже про обогащение клиентских данных из внешних источников, машинное обучение, визуализацию больших объёмов данных. И тут должны появится Вы. 

Ну и, конечно, не забывайте про историю с Билли Бином, генеральным менеджером бейсбольной команды Oakland Athletics, который совершил невероятное с посредственной командой и минимальным бюджетом. Все же мы так хотим?


7. Оптимизация каналов продаж

Мы живем в 21 веке. У большей части страны есть смартфоны. Старые типы коммуникаций (особенно SMS и звонки) мало того, что становятся дорогими, но и просто — не так хорошо заходят.

Наши последние пилоты показали, что стоимость привлечения клиента по телефону или всей артиллерией, как обычно это делается, существенно выше, чем если просто писать сообщения в соцсетях.

Мессенджеры уже захватили рынок коммуникаций: даже у моей бабушки есть Viber, и она давно лайкает фото моей дочурки в Instagram. Я пишу письма только туда, куда их важно писать, а все коммуникации давно уже идут в Facebook Messenger, TelegramViber, или в WhatsApp.

В последнем, кстати, уже больше 1 млрд пользователей. Только в России 25 млн человек активно общаются в WhatsApp. А это треть всего активного населения страны! Треть, Карл! =)

Культура общения постепенно уходит от парадигмы звонков в экосистему чата. Если 5-7 лет назад люди отправляли SMS, то сейчас сотовые операторы могут заставить пользоваться SMS разве что только в пределах бесплатного пакета, который входит в тариф.

Мессенджеры и соцсети ускорили и упростили коммуникацию, позволили клиенту получать оперативную поддержку и консультацию. Мы видим успешные кейсы по клиентскому обслуживанию в WhatsApp, Viber и социальных сетях и сами их успешно реализуем. Мне мой личный менеджер, например, давно шлет спецпредложения в WhatsApp и Viber.

А что вы делаете как банк в этом направлении, чтобы соответствовать заявленной концепции, что мы все ради клиента, даже последнюю тельняшку

Перечислю несколько каналов. Проекты в этих областях должны заинтересовать банки:

  • Коммуникации с клиентом в социальных сетях. Автоматизировано, с поиском клиента в соцсети (мы нашли 52%, а наша клиентская аудитория обладает хорошим процентом пенсионеров и жителей области, где бывает, что телефон еще и средство обороны). Тут уже есть хорошие надежные игроки рынка, но всегда есть место и для свежей крови. 
  • Мессенджеры. Тут важно, чтобы официально — со статусами доставки и прочтения, чтобы интегрировать в текущий ландшафт отправки и системы управления кампаниями.
  • Push-уведомления. Если в банке не подняли свой сервер push-нотификаций – то можно взять решения на рынке. А если такое решение есть у вас, то банку экономика рисуется прямо на салфетке. Особенно – если вы еще подпишетесь под увеличение активной базы пользователей мобильного приложения банка или предложите свое, которое установят много клиентов финансовой организации. Тут вас заберут и не отдадут никогда. В хорошем смысле, естественно.
  • Сигнальные каналы (USSD, mSMS). Они совершенно легальны, они дешевле SMS и удобнее. Если тот или иной банк еще не использует этот канал — предложите.
  • Банкоматы. Сотни и тысячи банкоматов, которые просто выдают деньги и не продают. С этим срочно что-то надо делать. Желательно централизованно и без смены текущего системного ПО на устройствах. Плюс есть терминалы самообслуживания, их еще больше...

Оптимизация текущих каналов

Зачастую банки даже не знают, сколько ему стоят те или иные каналы привлечения. С интернет-рекламой все обычно хорошо, так как все воронки можно построить в Яндекс.Метрике. Но с офлайн-маркетингом и наружной рекламой, стоимостью продажи в офисе, колл-центре и так далее все обычно сложнее.

Стартапы не только могут внести свежий взгляд в модель коммуникации на базе стоимости контакта, но и оптимизировать работу в текущих каналах (и, естественно, предложить новые). 

Например, роботизированный колл-центр (а, как мы знаем, самообслуживание = скорость и существенное уменьшение цены на владение) может в несколько раз уменьшить стоимость обслуживания и коммуникации, позволит отказаться от аутсорсинга, увеличить конверсии в продажу, а еще (важно!) — уменьшит клиентопоток в точку. Ведь, как известно, точка продаж — самое дорогое место взаимодействия с клиентом.


8. Технологии для идентификации и верификации клиента

Знаете, сколько в среднем занимает процесс идентификации клиента в колл-центре? А сколько раз клиента перебрасывают по веткам живые люди-операторы, тратя время клиента и свое? (Колл-центр, кстати, вторая по стоимости обслуживания клиента точка в организации).

Мысль не нова, но рынок только формируется.

Главное — не забывайте, что современная рыночная ситуация не позволяет банкам думать о существенных инвестициях в проекты с туманными ROI. В то же время сейчас как никогда перед финансовым сектором встает все больше вызовов, решение которых требуется незамедлительно.

Кстати, в моей следующей статье на Rusbase будет вся правда про ваши возможности как стартапа и точки роста для банка в таких направлениях, как:

  • Священная корова банковского бизнеса — скоринг и предкредитная проверка;
  • Лидогенерация и digital-бизнес — обсудим, строить ли свое, с партнерами или делать по модели revenue sharing;
  • Про P2P и место банка в этом. Кредитование физлиц на базе банковского скоринга, кредитование юрлиц на базе банковского скоринга;
  • Ну, и про мой любимый краудфандинг. Это же просто идеальная история: ты сидишь, а люди пишут, придумывают, работают за тебя. Было бы сказкой, если бы все было так просто. 


Материалы по теме:

5 самых актуальных трендов в финтехе

8 финтех-стартапов, готовых совершить революцию в банковской системе

Крупнейшие банки мира начали использовать блокчейн

Deloitte назвала лучшие мобильные банки России

Как взять кредит и не попасть в ловушку


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно