Михаил Свердлов

Какие технологии нужны банкам?

Современная рыночная ситуация не позволяет банкам думать о существенных инвестициях в проекты с туманными ROI. При этом сейчас перед финансовым сектором встает все больше вызовов, решение которых требуется незамедлительно.

У банков появляются свои венчурные фонды, и для стартапов это реальный шанс предложить финансовому сектору свое решение. Причем это может быть очень прикладной проект совершенно не из финансовой сферы, рассказывает Михаил Свердлов, директор по стратегическому развитию ИТ в Уральском банке реконструкции и развития. 

Давайте разберемся, какие технологии могут быть интересны 500+ банкам в России и еще стольким же на просторах бывшего СНГ.


1. Моделирование

Смотрели фильм Беннетта Миллера «Человек, который изменил все»? Очень рекомендую!

История, которая легла в основу сюжета, произошла в 2002 году с Билли Бином, генеральным менеджером бейсбольной команды Oakland Athletics. Он оказался в безнадежной ситуации — всех лучших игроков команды выкупили другие клубы. Бин должен был с нуля собрать команду, не имея при этом достаточно средств. Билли Бин решил отказаться от покупки звезд бейсбола и сделал ставку на выпускника экономического факультета Йельского университета Питера Брэнда, который предложил подобрать игроков с помощью статистического анализа их индивидуальных характеристик. В итоге команда выиграла двадцать матчей подряд.

Чтобы построить качественную и устойчивую модель, – нужны опыт и экспертиза. Но совершенно не значит, что банкам стоит делать ставку только на мастодонтов рынка.

Модель оттока клиентов малого и среднего бизнеса умеют делать всего 2-3 компании в России. В прошлом году мы предлагали десяти топовым компаниям по аналитике построить пять моделей. Модель оттока МСБ взяли на пилот только две из них, получилось у одной. А ведь это сейчас один из важнейших сегментов банковского бизнеса!

Банку могут быть нужны следующие модели:

  • вероятность покупки банковских продуктов (с целью минимизации затрат на коммуникации);
  • модель кросс-продаж;
  • модель продажи нефинансовых и комиссионных продуктов;
  • модель оттока клиентов МСБ;
  • модель вероятности ухода клиентов с вкладных продуктов.

Сможете? А если вы готовы прийти в банк и принести еще и свои источники внешних данных, то вы просто король! Ниша практически свободна. Просто голубой океан.


2. Продвижение / Маркетинг

С одной стороны, покупателям больше не нужны полные пакеты услуг (например, билеты на самолет + бронь отеля + аренда авто). Они хотят получить один конкретный сервис, нужный прямо сейчас. С другой стороны, согласно ежегодному исследованию McKinsey’s 2015 Global Banking Annual Review, в среднем в 2015 году банки на предоставлении сервиса и продажах комиссионных услуг получали до 22% ROE (сравним этот показатель с 6% ROE в случае классических банковских услуг). Если вы сможете сесть на эти оба стула – вы просто находка для финансовой организации.


3. Нефинансовые сервисы

Многие считают, что традиционный банкинг изживает себя. Билл Гейтс еще давным-давно сказал, что людям нужен не банк, а банкинг. Проблема в том, что в мире так и не возникло еще ни одной устойчивой бизнес-модели «нетрадиционного банкинга».

Понятно то, что маржинальность классических банковских продуктов падает из года в год, и требуется расширение продуктовой линейки. И в этой ситуации требуются внешние проекты, с незашоренным взглядом, которые отлично понимают клиентов и могут предложить то, что необходимо.

Тут могут быть интересны проекты:

  • дополнительные сервисы к банковским продуктам для малого и среднего бизнеса;
  • дополнительные сервисы к банковским продуктам для розничных клиентов;
  • сервисы монетизации текущей клиентской базы;
  • нефинансовые околобанковские сервисы, приводящие новых клиентов в банк;
  • инвестиционные продукты нового поколения.

 


4. Оптимизация бизнес-процессов

Посмотрите на банки: здесь сотни людей выполняют очень рутинную работу, которую если и невозможно на 100% автоматизировать, то точно можно оптимизировать.

Тут мы зачастую говорим об очень большом количестве людей, выполняющих простые типовые операции, об обычных клерках, которые стоят компании десятки-сотни миллионов рублей в месяц. Как все нормальные люди, они болеют, ходят в декреты, ленятся или просто увольняются. При этом сидят они зачастую на очень важных, а иногда на жизненно важных, бизнес-процессах. 

Если ваш проект позволяет решить задачи оптимизации того или иного бизнес-процесса, его реинжиниринга или автоматизации — вы крайне ценный друг для банка. Чем неожиданнее будет бизнес-процесс для менеджмента и чем больший экономический эффект принесет ваше решение, тем быстрее вы получите оплату и «доступ к телу» банковского сообщества.

Кстати, если ваш проект выводит на аутсорсинг неключевые банковские функции, вы также более чем нужны.


5. Human Capital / Resource Management

Для управления персоналом в банках существуют целые департаменты, вице-президенты по корпоративной культуре, подбору, обучению. Хороший HR-департамент никогда и ничем не заменить. Можно, конечно, все выводить на аутсорсинг, но на это надо волевое решение и надежный партнер.

В новой реальности специалисты по подбору персонала теряют смысл — вместе с рынком, утверждает председатель правления компании IBS Сергей Мацоцкий. Он убежден, что уже через три года, цифровизация услуг массового рекрутмента станет обыденным явлением, по сути, корпоративным стандартом любой успешной организации с большим количеством сотрудников.

Год назад IBS затеяла эксперимент по обслуживанию двух дивизионов «Пятерочки», теперь IT-компания нанимает весь линейный персонал в каждый из семи тысяч магазинов торговой сети. Очевидно, что нанимают они, используя не традиционный рекрутмент, а цифровой, все строится на анализе больших данных, машинном обучении — всем том, в чем ем они как IT-компания сильны.

Какие направления в HCM банкам могут быть интересны:

  • автоматизация подбора персонала;
  • обогащение данных для принятия решения по найму;
  • управление динамической загрузкой офисов персоналом в зависимости от сезонности, дней недели, сроках переоформления договоров и других событий;
  • оптимизация системы мотивации и вовлечения персонал;
  • управление ресурсами внутри бизнес-процессов и проектов;
  • прогнозирование увольнения, потенциально переоцененных или недооцененных сотрудников;
  • внутрикорпоративные коммуникации;
  • краудсорсинг для поиска;
  • балансирование штата банка или подразделений;
  • управление инициативами;
  • мониторинг производительности и загрузки персонала и последующая оптимизация;
  • автоматизация проверки сотрудников службой безопасности.

 

Финансовым институтам можно легко предлагать еще:

  • лидогенерацию;
  • оптимизацию каналов продаж;
  • скорринг и предкредитную проверку;
  • полный цикл работы с данными.

 

Естественно, есть риски и банков, и стартапов при работе друг с другом. Но все мы знаем, что не ошибается тот, кто не пробует.

Пропылесосив рынок и выстроив систему взаимодействия со стартапами, пропустив через себя за последние четыре года около тысячи проектов, мы успешно реализовали более 10 крупных проектов, которые уже принесли банку до полумиллиарда рублей прибыли (с учетом вычета капитальных затрат и АХР). А это лишь работа команды из 8 человек в подразделении Дирекции стратегического развития ИТ. Подумайте: может, вам стоит заняться тем же самым?

Продолжение статьи — тут.


Материалы по теме:

Как ИТ меняет банковский сектор: 7 новых трендов

Йога для банка: как успеть привести себя в форму

Три фактора, которые влияют на финансовые стартапы

Чем российский финтех отличается от зарубежного


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно