rusbase
Голодный бизнес: главные выводы из рейтинга фудтеха


17 апреля 2019



Еще несколько лет назад этого рынка не существовало, а сегодня он пропускает через себя миллиарды и привлекает все новых инвесторов. Как устроен рынок фудтеха — узнали у предпринимателей и экспертов.
Этот материал — часть рейтинга самых успешных предпринимателей в фудтехе
Радости и перспективы
Состав участников рейтинга наглядно демонстрирует, что глобальный тренд изменения традиций потребления дошел до России: компании первой тройки достигли оборота больше 1 млрд рублей за 2018 год — это предприниматели, занимающиеся доставкой продуктов и здорового готового питания. До выручки «Утконоса», лидера рынка онлайн-доставки продуктов, которая, по оценкам «Infoline-Аналитика», в 2018 году составила 10,2 млрд рублей, им еще далеко, но как минимум, можно констатировать, что они перешли на одни единицы измерения. Самая старшая из компаний-лидеров при этом основана в 2013 году. В планах у всех — продолжить наращивать выручку, темпы роста которой составляют у некоторых по 100–200% в год.

Представителей рынка ресторанной доставки в топ-3 нет лишь потому, что этот рынок как наиболее крупный уже достаточно консолидирован, а компании вроде Mail.Ru Group,поглотившей сервисы Delivery Club и ZakaZaka, и Яндекс.Еда, купившей FoodFox, не участвуют в предпринимательском рейтинге.

Одним из крупнейших фудтех-предпринимателей может считаться основатель ABBYY Давид Ян: еще в 2005 году они вместе с Максимом Нальским создали платформу для рестораторов iiko. Позднее из нее выделился бизнес, связанный с мобильным чек-аутом и построением систем лояльности — компания Platius (сейчас — «Фудплекс»). В 2015 году в Platius инвестировал Сбербанк России, а сам Давид Ян в прошлом году вошел в список Forbes с состоянием в $500 млн.
Перспективные направления
«Рынок фудтеха развивается очень динамично, последние несколько лет его объемы росли на 20–30% в год и будут расти еще быстрее, — говорит Руслан Гафуров, управляющий партнер Delivery Club. — И доставка еды из ресторанов — сейчас наиболее перспективный сегмент рынка. Мы видим, как с каждым годом растет интерес к этой услуге: увеличивается количество заказов на одного пользователя и сама база этих пользователей. Потребность в таком сервисе может возникать у потребителя фактически несколько раз в день, в отличие от еженедельного заказа продуктов».

В то же время эксперт отмечает, что другие направления имеют свой потенциал: «Доставка продуктов, например, интересна тем, что компания может сэкономить на закупке товаров в больших объемах и четко прогнозировать спрос».
Сегодня в фудтех вкладываются такие фонды, как AddVenture, Target Global, ФРИИ, а также частные инвесторы и знатоки потребительского рынка: Лев Хасис, Илья Якубсон (Instamart), Александр Менн (Elementaare) и другие. Средняя сумма привлеченных инвестиций среди компаний Рейтинга, озвучивших эти данные, составляет около 100 млн рублей на компанию.

По словам Павла Никонова, инвестиционного менеджера ФРИИ, инвестиции в фудтех — по-прежнему хороший шанс заработать на горячем рынке, который будет консолидироваться. «В последние несколько лет активный интерес к фудтеху из общемирового тренда дошел и до России, — говорит он. — В первую очередь, это связано с интересом к сегменту со стороны крупных игроков — Mail.ru Group, "Яндекса", Сбербанка. Фудтех-стартапы существенно меняют жизнь городского жителя, которому не обязательно теперь тратить время на магазины, можно удобно и быстро заказать еду из ресторанов и кафе, используя любого оператора».

В топ-20 вошли также основатели компаний, предоставляющих уникальные услуги и не имеющие прямых конкурентов. Это может говорить о том, что на рынке есть ниши, которые еще только «прощупываются», но могут также выстрелить в будущем. При этом порог входа на рынок остается низким — опытные предприниматели, для которых фудтех — это не первый бизнес, могут вкладывать на старте 30–200 млн рублей, однако в нашем рейтинге есть стартапы, которые начинали с сумм меньше 200 тысяч рублей (Chibbis, «Ешь Деревенское»).
Из рейтинга напрашивается вывод, что рынок имеет огромные возможности для развития. У компании-лидера выручка составляет 1,2 млрд рублей: в масштабе российского рынка это очень мало, а значит, возможности совершенно не исчерпаны. Мы видим в списке ряд новых имен, но большая доля компаний делает упор на доставку еды и продуктов в том или ином виде. Есть много нереализованных возможностей в офлайне, связанных с инновациями в фудтехе, но не с доставкой еды как таковой.
Александр Фролов, основатель и управляющий партнер международного венчурного фонда Target Global
Большие возможности для российского рынка фудтеха отмечает и Максим Фирсов, генеральный директор «Яндекс.Еда»:
В среднем за неделю человек ест 20 раз, треть этих приемов может приходиться на доставку готовой еды. Сегмент доставки еды сейчас действительно активно растет и продолжит расти в ближайшие три года. Это касается всего российского рынка, без разбивки на регионы.

В 2018 году доля агрегаторов в сегменте доставки еды, по нашим оценкам, составляла всего 15–17%, то к 2022 году она может увеличиться до 55-60%. Наиболее перспективными с точки зрения появления новых игроков является ниша производства и продажи готовой еды. Мы видим, что крупные ритейлеры начинают активно идти в эту сторону и предлагают продукты под своим брендом: сначала это было в премиальном сегменте (например, «Азбука Вкуса»), но сейчас мы уже видим, что магазины массового сегмента также идут в эту сторону («Перекресток», «Ашан», «ВкусВилл»).

Наверное, стоит ожидать появления более мелких игроков на этом поле. Они уже существуют, есть разные форматы: кто-то доставляет еду по подписке на неделю, кто-то продает в офлайновых точках готовую недорогую домашнюю еду и т.д. Так или иначе, кажется, что в этом сегменте в ближайшие несколько лет будет много активностей
Максим Фирсов, генеральный директор «Яндекс.Еда»
«Дальше будет невыносимо»
В то же время сами предприниматели говорят, что зарабатывать на фудтехе по-прежнему получается далеко не у всех: ряд игроков сегодня ищут, кому продаться. Это было отмечено и в процессе отбора компаний: некоторые участники рынка показывают не очень хорошую динамику или даже находятся в процессе сворачивания бизнеса. В конце 2018 года продал свой бизнес Андрей Кощеев, основатель одного из ярких брендов meal kit «ДомаВкуснее». Сегодня он сравнивает фудтех с сексшопом.

«Шесть лет назад я создал новый для России рынок доставки продуктов с рецептами, так что давно пора уже было делать экзит, тем более что "ДомаВкуснее" был единственным прибыльным сервисом, — объясняет он решение. — Дальше будет невыносимо. Я восхищаюсь упорством ребят, которые занимаются фудтехом. Фудтех — это как сексшоп: прикольно, но ретеншн (удержание клиентов. — Прим. RB) маленький, и в отличие от сексшопа, в фудтехе никто не знает, как удлинить LTV (пожизненная ценность клиента. — Прим. RB) и начать зарабатывать».

Кто из нашей двадцатки окажется самым упорным, покажет время, однако очевидно, что медленно, но верно эти люди будут уводить все больше потребителей от традиционных тележек в онлайн.

К рейтингу самых успешных предпринимателей в фудтехе




Текст: Дарья Рыжкова, Маргарита Арановская, Светлана Высоких.
Обложка: Unsplash.


© Rusbase, 2019
Светлана Зыкова

Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.