Текстовая версия

Поделиться

самых успешных предпринимателей в фудтехе

самых успешных предпринимателей в фудтехе

Еще несколько лет назад этого рынка не существовало, а сегодня он пропускает через себя миллиарды и привлекает все новых инвесторов. Rusbase собрал его «золотую середину» — тех предпринимателей, кто уже вышел на заметные обороты, но еще не успел продать бизнес гигантам.

Анализируя компании, чей бизнес базируется на интеграции цифровых технологий во все, что связано с производством, доставкой и приготовлением еды, мы имели дело с очень разными моделями — от доставки продуктов до B2B-сервисов. Естественно, что разница в оборотах не всегда пропорциональна разнице в прибыльности: к примеру, маржа от доставки продуктов из магазинов может составлять 20%, а у так называемых meal kit (доставки продуктовых наборов с рецептами) — 40%. Но при этом объем заказов, а значит и выручка, при доставке из магазинов существенно выше. Зато они никак не могут влиять на стоимость закупаемых продуктов, а значит и управлять себестоимостью, в отличие от тех же meal kit.

Кроме того, стоит учитывать, что компания с меньшим оборотом может занимать более серьезное положение на своем рынке, если изначально работает в более узкой нише: так, объем рынка ресторанной доставки оценивается участниками рынка примерно в 100 млрд рублей в год, доставки продуктов — в 25 млрд, meal kit – 6-8 млрд и т.д.

Однако мы исходим из того, что именно проникновение фудтеха в повседневную жизнь на уровне наиболее массового потребителя дает основной импульс этому направлению. А значит, компания с наибольшим оборотом может справедливо считаться более заметным игроком, даже если ее чистая прибыль будет не сильно отличаться от тех, кто проводит значительно меньше транзакций.

Рейтинг составлен на основе данных по выручке за 2018 год. Подробнее о методике составления рейтинга см. здесь.

Мнения игроков рынка о фудтехе в России — здесь.

Текстовая версия

Поделиться

1 Григорий Кунис

Григорий Кунис

iGooods

1,2 млрд

iGooods был основан в 2015 году братьями Григорием и Дмитрием Кунисами. Сегодня сервис доставки продуктов из гипермаркетов родом из Петербурга работает также в Москве, Казани и еще четырех регионах.

До прихода в e-grocery Григорий Кунис был известен как издатель еженедельника The St. Petersburg Times, проданного в 1990-х Independent Media, и газеты «Мой район». Дмитрий Кунис, основной инвестор iGooods, — выходец из строительного бизнеса.

Стартовый объем инвестиций в iGooods составил 30 млн рублей, затем сервис привлек инвестиции в размере 161 млн рублей. Сегодня основные владельцы iGooods: Дмитрий Кунис (60,93%), Григорий Кунис (10%), Андрей Бровцинов (8,34%). Команда iGooods насчитывает 550 сотрудников, включая персонал франчайзи.

Григорий Кунис: «В ближайшее время мы планируем выйти на лидерские позиции по объему заказов в Москве, а также открыть наш сервис во всех городах-миллиониках и ряде менее крупных. Также мы рассчитываем расширить количество крупных федеральных сетей-партнеров минимум до 15».

Интервью

Поделиться героем

2 Даниэль Гальпер

Даниэль Гальпер

Grow Food

1,1 млрд

До Grow Food его будущие основатели (у каждого по 50%) занимались каждый своими стартапами — выпускник кафедры компьютерных технологий ИТМО Даниэль Гальпер придумал, в частности, Salesmash (шопинг со скидками), Павел Паскарь — веб-приложение для обработки снимков Rightfilter. На фоне общих интересов и познакомились в бизнес-акселераторе iDealMachine. Засидевшись в баре, разговорились на тему питания — оба занимались спортом — родилась идея. Сам сервис — по доставке готового здорового питания — запустили через две недели.

Инвесторы вложили в Grow Food около $5,5 млн (почти вся сумма — два раунда от фонда AddVenture). В 2018 году выручка компании достигла примерно 1,1 млрд рублей. В 2019 году компания планирует выйти на показатель в 2 млрд рублей.

Интервью

Поделиться героем

3 Петр Федченков

Петр Федченков

Instamart

1 млрд

В 2013 году бывшие аналитики Goldman Sachs Петр Федченков и братья-близнецы Андрей и Дмитрий Жулины создали сервис доставки продуктов Instamart, вложив в него на старте 15 млн рублей собственных накоплений.

Инвесторами сервиса позднее выступили несколько видных предпринимателей и компаний: основатель Qiwi Сергей Солонин, экс-президент «Дикси» Илья Якубсон, Mail.ru Group и Gazprom Media Partners. В 2018 году к ним присоединился также Лев Хасис, зампред правления Сбербанка и бывший топ-менеджер X5 Retail Group и Walmart Stores. За тот год компания увеличила выручку в несколько раз — с 275 млн в 2017-ом году до 1 млрд в 2018-ом.

В плане Instamart на ближайший год то же, что и у ближайших конкурентов: масштабирование бизнеса в регионы, а на пять лет — стать игроком №1 в России по доставке продуктов.

Интервью

Поделиться героем

4 Артур Зеленый

Артур Зеленый

Performance Group

660 млн *

Артур Зеленый в 2015 году основал компанию Performance Group, основные бренды которой — сервисы доставки рационов здорового и спортивного питания Performance Food и Level Kitchen (конкурент Grow Food). Второй известен сотрудничеством с известным российским культуристом Денисом Гусевым. Стартовый капитал составлял более $1 млн, сегодня в компании, по предоставленной ею информации, трудится более 700 сотрудников. Зеленый при этом не привлекал сторонних инвесторов и сегодня остается 100%-ым владельцем своего бизнеса.

Артур Зеленый: «Мы занимаем лидирующее место в своей нише благодаря тому, что ориентированы на разные сегменты и охватываем огромный пласт аудитории, которая интересуется разными вещами. На ближайшие годы мы запланировали большое количество проектов и активностей, благодаря чему рассчитываем увеличить бизнес более чем в пять раз».

Поделиться героем

5 Андрей Толмачев

Андрей Толмачев

golama

ок. 640 млн *

Приложение golama, сооснователем и генеральным директором которого является Андрей Толмачев, — это молодой сервис быстрой доставки продуктов из сетей супермаркетов Metro, «Лента» и «ВкусВилл» в Москве. В его запуск было вложено 200 млн рублей, а в ноябре 2018 года привлечены инвестиции в размере 150 млн рублей. Одним из инвесторов проекта выступает Евгений Львов, бывший гендиректор агрегатора заказа такси «Везет». Сегодня в компании, по словам руководства, работает «более 40 профессионалов из ведущих компаний рунета». За первый неполный год существования golama по выручке близко подошла к конкурентам.

Андрей Толмачев: «В ближайшие годы планируем выйти на зарубежный рынок и в города РФ с населением свыше 300 тысяч человек. Кроме того, хотим вырасти в капитализации до $1 млрд».

Поделиться героем

6 Сергей Ашин

Сергей Ашин

«Шефмаркет»

ок. 500 млн *

Проработав несколько лет в Европе, в 2010 году Сергей Ашин вернулся в Россию с идеей стартапа, но для начала устроился в консалтинговую компанию «McKinsey Россия». В 2012 году по аналогии с зарубежными образцами он основал свой сервис доставки наборов по рецептам «Шефмаркет». Впоследствии инвесторами сервиса выступили AddVenture Mitsui & Co. и «Эльбрус Капитал», суммарно вложив в него около $6 млн. Точная структура нынешних собственников компании не раскрывается.

В 2018 году вышло сообщение, что к наборам по рецептам «Шефмаркет» добавил готовые блюда.

Сергей Ашин: «Нас более 150 человек, и мы — уверенные лидеры рынка, сильно обгоняем ближайших конкурентов по части сервиса, качества и технологичности — будем только увеличивать отрыв. Нашим конкурентам будет крайне сложно с этим что-то сделать».

Поделиться героем

7 Михаил Перегудов

Михаил Перегудов

«Партия еды» («Яндекс.Шеф»)

423 млн

«Партию еды», которая доставляет ужины по подписке в Москве и Петербурге, основали Михаил Перегудов и Михаил Башьян в 2014 году. Объем первоначальных вложений составил 10 млн рублей. В 2015 году «Партия еды» привлекла первые инвестиции в размере 40 млн рублей от петербургского девелопера Эдуарда Тиктинского, позже — получила еще 100 млн рублей от группы инвесторов, которую возглавили совладельцы группы «Санекст.Про» Владимир Черкашин и Сергей Алешин.

В октябре 2018 года 83,3% «Партии Еды» выкупил «Яндекс», 16,7% осталось в руках основателей Перегудова, Башьяна и Черкашина. По оценкам участников рынка, сумма сделки составила 1–1,2 млрд рублей. По условиям соглашения, компания осталась самостоятельной, а управлять ею продолжил Михаил Перегудов. В марте 2019 года после ребрендинга «Партия еды» превратилась в «Яндекс.Шеф».

Михаил Перегудов: «Мы планируем развиваться в рамках фудтех-направления “Яндекса”, вырасти в десятки раз с текущей моделью продуктовых наборов, а также запускать новые ниши. Уже в этом году будет 2-3 новых продукта внутри нашего бренда».

Поделиться героем

8 Ольга Зиновьева

Ольга Зиновьева

Elementaree

ок. 330 млн *

Сервис правильного питания Elementaree выпускница Гарвардской школы бизнеса и выходец из сферы консалтинга Ольга Зиновьева запустила в 2014 году. Стартовый капитал составил $200 тысяч, с тех компания привлекла около $4,3 млн. Нынешний состав собственников Ольга Зиновьева не раскрывает, но известно, что среди инвесторов сервиса — Борис Рябов, управляющий партнер в Bright Capital и частный инвестор Алексей Менн. В компании сегодня работает около 100 человек.

Ольга Зиновьева: «В 2018 году мы запустили свой второй проект Smartee.pro, который отличается возможностью учесть любые вкусовые предпочтения и ограничения рациона для каждого клиента, а также подобрать нужное количество приемов пищи и дней».

Поделиться героем

9 Дмитрий Федоров

Дмитрий Федоров

Catery

250 млн *

До того, как создать первый российский агрегатор кейтеринга, Дмитрий Федоров занимался ресторанным офлайн-бизнесом: открывал рестораны Subway и пекарни Fornetti по франшизе. В Catery он вложил на старте $500 тысяч, затем привлек инвестиции в размере $2 млн. Сегодня онлайн-платформа предлагает заказ кейтеринга более чем в 500 ресторанах и сервисах. У Федорова остается 69% компании, еще 14,6% принадлежит кипрской Storyworld Entertainment Holdings Ltd, подконтрольной «Газпром-медиа», 13,4% — у Дмитрия Черняка, 3% — у Билла Франке.
По словам представителя компании, Catery — «первопроходец среди онлайн-маркетплейсов кейтеринга и будет занимать ведущую роль в этой нише».

В планах: увеличить количество корпоративных клиентов до 4000 компаний из примерно 20 000 компаний, подпадающих под целевую аудиторию.

Поделиться героем

10 Саркис Карапетян

Саркис Карапетян

Save Time

200 млн

Сервис доставки покупок SaveTime был основан в 2018 году, основатели вложили в него 500 млн рублей. Основным инвестором выступила группа «Ташир». Короли российской недвижимости взяли себе в качестве логистического партнера компанию Gett Delivery и сразу заявили о намерении стать лидером сегмента. К декабрю 2018-го компания вышла на показатель 20 тысяч заказов в месяц по Москве.

За первый неполный год существования выручка компании составила 200 млн рублей. Сегодня в офисе SaveTime работают 50 сотрудников, а в «полях» трудятся еще 120 человек.

В ближайших планах SaveTime — увеличить собственный автопарк с 35 до 200 автомобилей, а также расширить ассортимент магазинов, из которых будет осуществляться доставка. К 2020-2022 году компания планирует выйти на корпоративный сектор и муниципальные организации.

Поделиться героем

11 Алиса Шабанова

Алиса Шабанова

Grin Din

130 млн *

До того, как прийти к созданию собственного бизнеса, супруги Владислав и Алиса Шабановы работали в разных сферах: Владислав 15 лет лет проработал в IT, запускал проекты в Rambler и Mail.Ru Group, а Алиса, психолог по образованию, работала HR в крупных российских компаниях сектора FMCG. Когда в 2011 году появился сервис диетического питания Grin Din, на московском рынке уже несколько работала компания Just for You Ирины Почитаевой и Аркадия Новикова, затем конкуренция стала расти еще больше.

В семейное дело было вложено около 4 млн рублей, потом заявлялось, что проект вышел на окупаемость уже через десять месяцев после запуска. Grin Din — активно растущая компания: по данным «Контур.Фокус», годовой оборот компании за 2014-2017 гг. вырос примерно в четыре раза. При этом она остается семейным предприятием и все последние годы показывает прибыль.

Поделиться героем

12 Сергей Королев

Сергей Королев

Just Food

120 млн

Еще одна история того, как молодые люди занимались спортом и не могли найти хорошую доставку подходящего им питания. В 2015 году Сергей Королев, Ярослав Качанов и Никита Касатов основали проект доставки здорового питания Just Food, вложив в него 120 тысяч рублей. Сегодня в команде Just Food работает 90 человек, а основатели остаются ее владельцами с равными долями. Инвестиций компания не привлекала, но тем не менее смогла достигнуть оборота в 120 млн рублей за 2018 год.

Сергей Королев: «Люди все больше будут отказываться от приготовления еды дома и походов по магазинам. Продукты будут доставлять, а готовить станут только ради удовольствия. Я думаю, будет активно развиваться продажа продуктов питания через автоматы, поэтому мы планируем сосредоточиться на этом направлении».

Поделиться героем

13 Илья Елпанов

Илья Елпанов

«Ешь деревенское»

105 млн

Летом 2013 года после третьего курса в Московской сельскохозяйственной академии им. Тимирязева Илья Елпанов поехал в Калужскую область, чтобы открыть ферму в арт-парке «Никола-Ленивец». Фермера из него не получилось и, по совету Оскара Хартманна, с которым он был знаком по сообществу «Фонд русской экономики», Илья решил попробовать себя в IT. Какое-то время он проработал в Elementaree, а в 2015 году задумал создание своего сервиса доставки фермерских продуктов по рецептам. «Ешь деревенское» был основан им вместе с Дмитрием Завьяловым в 2016 году.

За время существования компания подняла больше $500 тысяч инвестиций, среди инвесторов — бизнес-ангелы Григорий Руданов и Владимир Батищев, позднее были привлечены средства от Владимира Бакутеева и фонда посевных инвестиций Some Random VC.

По словам Ильи Елпанова, вся прибыль компании сегодня реинвестируется в развитие.

Поделиться героем

14 Юлия Бондарчук

Юлия Бондарчук

Edoque

80 млн

Предприниматели Виталий и Юлия Бондарчук начинали с доставки конструкторов еды, но, не получив с этого направления желаемого результата, решили сосредоточиться на доставке фруктов. Онлайн-лавка Edoque сначала заработала в «ВКонтакте» и Instagram, а уже потом превратилась в полноценный сайт, продающий красивые наборы фруктов в коробочках. Сегодня Виталию и Юлии принадлежит по 37% сервиса, 26% — у Глеба Бурова. Выручка компании в 2018 году составила 80 млн рублей.

Юлия Бондарчук: «Пять лет назад мы просто продавали фрукты и овощи через соцсети, а сегодня делаем клиентоориентированный высокотехнологичный сервис и являемся лидерами в этой нише. Семейное дело, идеей которого мы горели, выросло в довольно привлекательный бизнес».

Поделиться героем

15 Александр Волчек

Александр Волчек

«Агро24»

ок. 70 млн *

В 2016 году бывший совладелец сообщества предпринимателей «Бизнес-молодость» Александр Волчек и основатель «Пятерочки» Андрей Рогачев запустили «Агро24» — онлайн-платформу на профессиональном рынке торговли продуктами питания, которая также включает аналитический центр. В нее Рогачев и Волчек вложили, по данным СМИ, в равных долях около $20 млн, и сегодня остаются равноправными партнерами. Штат компании насчитывает 40 человек. По расчету компании, в ближайшие 2-5 лет в секторе торговли продуктами в онлайн перейдет 30% средних сделок.

В планах «Агро24» — занять 20% онлайн-торговли на профессиональном рынке продуктов питания, выйти в лидеры по количеству онлайн-сделок и онлайн-аукционов и достичь уровня более 50 тысяч компаний в каталоге.

Поделиться героем

16 Артем Крылов

Артем Крылов

Gym Meal

70 млн *

Об основателях сервиса здорового питания Gym Meal Артеме Крылове и Станиславе Ткачеве известно мало — компания не привлекала стороннее финансирование и не спешила делиться историей успеха с прессой. Известно, что это не первый бизнес партнеров — Станислав Ткачев также является владельцем небольшого производства металлоизделий в Петербурге под названием «Стелла», а первую совместную компанию они зарегистрировали в 2010 году.

Gym Meal появился в конце 2016 году и за первый полный год существования получил выручку почти в 40 млн рублей, показав при этом чистую прибыль (по данным «Контур.Фокуса»). В 2018 году партнеры запустили свой второй проект Contract Food, предлагающий контрактное производство рационов питания.

Поделиться героем

17 Леонид Комиссаров

Леонид Комиссаров

Docsinbox

60 млн

DocsInbox — это облачный сервис для ресторанов, позволяющий находить поставщиков, вести электронный документооборот и одновременно вживую общаться в чате. Основан в 2014 году представителем петербургского ресторанного бизнеса Леонидом Комиссаровым (17,82%) с тремя соратниками — Андреем Анфиногеновым, Станиславом Селезневым и Эммануилом Эмануиловым. В 2016 году DocsInBox участвовал в десятом акселераторе ФРИИ и получил 2,1 млн рублей, в 2017 году — еще 15 млн рублей. В настоящее время у DocsInbox семь совладельцев, ФРИИ принадлежит порядка 25%.

Стартап сотрудничает с сетями ресторанов «Хлеб Насущный», «FARШ», «Китайские новости», «Токио Сити» и другими. Выручка в 2017 году составила 55 млн рублей, в 2018 году — 60 млн рублей. В компании работает 40 человек.

Поделиться героем

18 Кирилл Пастушин

Кирилл Пастушин

«ВкусНаДом»

56 млн

«ВкусНаДом» доставляет продукты и рецепты для ужинов на неделю. Сервис был основан Кириллом Пастушиным вместе с Анастасией Чернякиной в 2015 году, и был его второй попыткой начать свой бизнес после идеи создать интернет-магазин спортивных тренажеров. На старте в проект было вложено 700 тысяч рублей, в 2016 году создатели привлекли инвестиции в размере 2,8 млн рублей, а в 2019 — еще 15 млн рублей. Сегодня у «ВкусНаДом» четыре владельца — Кирилл Пастушин (50,85%), Кирилл Перцевский, Александр Селищев и Аркадий Пастушин. В компании постоянно трудятся 25 человек.

Кирилл Пастушин: «Гонка между игроками будет разворачиваться за быструю доставку, низкую цену, вкусную еду. Мы не хотим участвовать в низкоуровневой конкуренции и будем эмоционально привязывать пользователей именно к бренду, а не к функциональным фишкам».

Поделиться героем

19 Владимир Холязников

Владимир Холязников

Foodza

45 млн

Владимир Холязников, экс-глава и совладелец онлайн-магазина одежды KupiVIP, основал компанию Foodza в начале 2018 года вместе с партнерами Павлом Власовым и Дмитрием Боевым. Платформа занимается доставкой продуктов b2b от мелких и средних фермеров. На старте в Foodza вложили $100 тысяч, а в октябре 2018 года сервис привлек инвестиции в размере $1 млн от Mail.Ru Group и их партнеров. Инвесторы получили 15% компании, оставшиеся 85% разделили между собой основатели. В компании сегодня работает 20 человек.

Владимир Холязников: «Государство будет поддерживать развитие цифровых платформ ради прозрачности товарно-денежных потоков, конкуренция усилится, поэтому мы ищем эффективную бизнес-модель на рынке доставки продуктов и e-commerce для fresh-продуктов, а также развиваем логистическую и IT инфраструктуры».

Поделиться героем

20 Роман Копнин

Роман Копнин

Chibbis

38,12 млн

Сервис ресторанной доставки Chibbis был создан Романом Копниным и Сергеем Крючковым в 2015 году со стартовым капиталом в 150 тысяч рублей. В 2016 году компания из Архангельска получила pre-seed инвестиции от ФРИИ в 2,1 млн рублей, 2017 год закончила с прибылью, за 2018 год — удвоила годовую выручку (формируемую за счет комиссий). 87% компании по-прежнему принадлежит основателям на паритетных началах (Копнину — 43,5%), еще 6% — программистам Константину Попову и Дмитрию Бурдину, 7% — ФРИИ.

Роман Копнин и Сергей Крючков: «Объем российского рынка доставки будет расти примерно на 10-15% в год. Мы не спешим устраивать маркетинговые войны за Москву, поэтому планируем продолжить региональную экспансию, укрепляя там свои позиции».

Поделиться героем

Текстовая версия
Место Имя Компания Выручка в 2018 г. (₽)
1 Григорий Кунис iGooods 1,2 млрд
2 Даниэль Гальпер Grow Food 1,1 млрд
3 Петр Федченков Instamart 1 млрд
4 Артур Зеленый Performance Group 660 млн *
5 Андрей Толмачев golama ок. 640 млн *
6 Сергей Ашин «Шефмаркет» ок. 500 млн *
7 Михаил Перегудов «Партия еды» («Яндекс.Шеф») 423 млн
8 Ольга Зиновьева Elementaree ок. 330 млн *
9 Дмитрий Федоров Catery 250 млн *
10 Саркис Карапетян Save Time 200 млн
11 Алиса Шабанова Grin Din 130 млн *
12 Сергей Королев Just Food 120 млн
13 Илья Елпанов «Ешь деревенское» 105 млн
14 Юлия Бондарчук Edoque 80 млн
15 Александр Волчек «Агро24» ок. 70 млн *
16 Артем Крылов Gym Meal 70 млн *
17 Леонид Комиссаров Docsinbox 60 млн
18 Кирилл Пастушин «ВкусНаДом» 56 млн
19 Владимир Холязников Foodza 45 млн
20 Роман Копнин Chibbis 38,12 млн
Текстовая версия

Как мы составили рейтинг

Цель рейтинга — выбрать тех предпринимателей, которые не более чем десять лет назад решили создать бизнес в сфере фудтех и за прошлый год добились успехов с точки зрения строительства крупной (по обороту) компании, в том числе за счет своих способностей по привлечению сторонних инвесторов.

Критерии отбора:

  1. Бизнес относится к сегменту фудтех — интеграция цифровых технологий во все, что связано с производством, доставкой и приготовлением еды. И основной бизнес — именно онлайн. Поэтому рейтинг не включает сети, которые занимаются доставкой, или, например, рестораны вроде «Додо пицца».

  2. Бизнес возрастом не более десяти лет (основан не ранее 2009 года). Поэтому нет, например, компании «ЛавкаЛавка».

  3. Бизнес не входит в состав крупных корпораций. Поэтому в рейтинг не вошли основатели Delivery Club, FoodFox, «Едадил».

  4. Участник рейтинга — основатель этого бизнеса, до сих пор владеет хотя бы небольшой долей и управляет компанией. Поэтому нет, например, «Дома вкуснее».

Рейтинг составлен на основе данных по выручке за 2018 год. Использованы данные, предоставленные самими компаниями, системы «Контур Фокус» и оценка экспертов рынка. У всех платформ и маркетплейсов (Catery, «Агро24», Chibbis, Foodza) в качестве выручки использовался доход от комиссии по операциям, а не весь оборот заказов.


Над рейтингом работали: Дарья Рыжкова, Маргарита Арановская, Светлана Высоких

* Цифры со звездочкой даны по оценке Rusbase