Разработка MVP в группе ЛАНИТ:
особенности проектов и результаты
В предыдущих материалах эксперты группы компаний ЛАНИТ рассказали, в каких случаях бизнес обращается за заказной разработкой MVP и на чем строится успешное взаимодействие заказчика и подрядчика на этапе его создания. Мы также попросили специалистов ЛАНИТ поделиться кейсами, которые наглядно показывают, каких результатов можно достичь в тандеме с партнером-разработчиком.
Заказчик — банк топ-пять.
С какой задачей пришел заказчик
В «ЛАНИТ ― Би Пи Эм» обратилось одно из подразделений крупного банка, специализирующееся на предложениях финансовых продуктов для крупного корпоративного бизнеса.
Требовалось создать учетную систему для администрирования сделок, настройки сложных финансовых продуктов и глубокой автоматизации рабочих процессов и операций, которая позволила бы при кратном росте бизнеса не расширять штат подразделения.
Изучив проблему, эксперты предложили сделать решение на базе open-source-технологий, построенное на микросервисной архитектуре с возможностью гибкой настройки при создании новых продуктов, — своего рода конструктор, который позволил бы минимизировать необходимость доработки ПО.
Требовалось создать учетную систему для администрирования сделок, настройки сложных финансовых продуктов и глубокой автоматизации рабочих процессов и операций, которая позволила бы при кратном росте бизнеса не расширять штат подразделения.
Изучив проблему, эксперты предложили сделать решение на базе open-source-технологий, построенное на микросервисной архитектуре с возможностью гибкой настройки при создании новых продуктов, — своего рода конструктор, который позволил бы минимизировать необходимость доработки ПО.
Главную трудность представляли сложнейшие алгоритмы. Благодаря им система выполняет расчеты по финансовым операциям с учетом сотен параметров, которые зависят от множества условий.
Реализация такой бизнес-логики сама по себе является нетривиальной задачей. Однако для клиента было важно как можно скорее получить бизнес-результат, при этом у проекта были строго определены временные границы и срок завершения нельзя было сдвигать.
Было принято решение разбить проект на этапы, в каждом из которых будет реализован и внедрен отдельный продукт.
Главный риск такого подхода заключался в том, что разработка каждого последующего блока не должна требовать внесения критичных изменений в ранее реализованный функционал. А значит, все принципы, на которых строится система как с точки зрения бизнеса, так и технологий, должны изначально быть сформулированы так, чтобы не вступать в противоречия с будущими пожеланиями клиента.
Решить эту задачу в части разработки помог продукт «Каркас». Это собственная разработка «ЛАНИТ ― Би Пи Эм», которая представляет собой набор инструментов для построения корпоративных систем на базе open-source-технологий. «Каркас» позволяет снять с команды разработки целый пласт архитектурных и инфраструктурных задач и в кратчайшие сроки перейти к реализации бизнес-функций.
Реализация такой бизнес-логики сама по себе является нетривиальной задачей. Однако для клиента было важно как можно скорее получить бизнес-результат, при этом у проекта были строго определены временные границы и срок завершения нельзя было сдвигать.
Было принято решение разбить проект на этапы, в каждом из которых будет реализован и внедрен отдельный продукт.
Главный риск такого подхода заключался в том, что разработка каждого последующего блока не должна требовать внесения критичных изменений в ранее реализованный функционал. А значит, все принципы, на которых строится система как с точки зрения бизнеса, так и технологий, должны изначально быть сформулированы так, чтобы не вступать в противоречия с будущими пожеланиями клиента.
Решить эту задачу в части разработки помог продукт «Каркас». Это собственная разработка «ЛАНИТ ― Би Пи Эм», которая представляет собой набор инструментов для построения корпоративных систем на базе open-source-технологий. «Каркас» позволяет снять с команды разработки целый пласт архитектурных и инфраструктурных задач и в кратчайшие сроки перейти к реализации бизнес-функций.
От старта проекта до первого демо-дня прошло четыре месяца. Команда разработчиков приступила к работе спустя пару недель после выхода аналитиков, за счет чего удалось серьезно сэкономить время.
На этапе MVP реализовали пользовательский портал и основные экранные формы, которые позволяли выполнять несколько задач в ручном режиме. Результаты MVP подтвердили правильность выбранных подходов и возможность достижения поставленных целей.
«Высокие ожидания от конечного продукта и ограничения, в которых необходимо было вести проект, требовали целого ряда неординарных решений, каждое из которых несло определенные риски. Создание MVP позволило проверить не только продуктовую гипотезу, но и подтвердить верность принятых управленческих решений, повысить доверие к проекту и команде», — поделился Роман Почиталкин, бизнес-партнер «ЛАНИТ ― Би Пи Эм».
Благодаря MVP, реализованному на современном стеке, у банка появились новые возможности и вместе с тем амбициозные планы. Если изначально система была рассчитана на работу в одном узком клиентском сегменте, то сейчас она является целевым решением сразу для нескольких крупных групп. Изменение рыночных условий увеличило интенсивность использования одного из продуктов в 30 раз. При этом никаких доработок не потребовалось. Этот результат подтверждает, что созданный продукт позволяет бизнесу обеспечить кратный рост без дополнительных затрат на развитие системы.
На этапе MVP реализовали пользовательский портал и основные экранные формы, которые позволяли выполнять несколько задач в ручном режиме. Результаты MVP подтвердили правильность выбранных подходов и возможность достижения поставленных целей.
«Высокие ожидания от конечного продукта и ограничения, в которых необходимо было вести проект, требовали целого ряда неординарных решений, каждое из которых несло определенные риски. Создание MVP позволило проверить не только продуктовую гипотезу, но и подтвердить верность принятых управленческих решений, повысить доверие к проекту и команде», — поделился Роман Почиталкин, бизнес-партнер «ЛАНИТ ― Би Пи Эм».
Благодаря MVP, реализованному на современном стеке, у банка появились новые возможности и вместе с тем амбициозные планы. Если изначально система была рассчитана на работу в одном узком клиентском сегменте, то сейчас она является целевым решением сразу для нескольких крупных групп. Изменение рыночных условий увеличило интенсивность использования одного из продуктов в 30 раз. При этом никаких доработок не потребовалось. Этот результат подтверждает, что созданный продукт позволяет бизнесу обеспечить кратный рост без дополнительных затрат на развитие системы.
Заказчик — крупнейшая российская частная компания, работающая в сфере электроэнергетики и теплоснабжения.
С какой задачей пришел заказчик
Компания нуждалась в решении для автоматизации процессов взаимодействия с поставщиками и маркетингового анализа: сбора технико-коммерческих предложений и ценовой информации, расчета индикативных значений динамики средней цены. Заказчик хотел работать с контрагентами, которые предоставляют лучшие условия, а также внедрить рейтингование поставщиков в соответствии с требованиями 223-ФЗ и современной ESG-повесткой.
Если по первому блоку у компании уже был налажен регламентированный процесс и требовалась лишь автоматизация, то по второму исследование потребностей заказчика шло уже в ходе реализации MVP: что именно хочется, по каким критериям квалифицировать поставщиков и контролировать их работу для создания корректного рейтинга.
Если по первому блоку у компании уже был налажен регламентированный процесс и требовалась лишь автоматизация, то по второму исследование потребностей заказчика шло уже в ходе реализации MVP: что именно хочется, по каким критериям квалифицировать поставщиков и контролировать их работу для создания корректного рейтинга.
Компании по ряду причин не подходили коробочные SRM-решения. А поскольку не было четкого технического задания, в ходе проектирования столкнулись с рядом сложностей, в числе которых ― изменения требований и жесткий дедлайн в полгода. Команда НОРБИТ смогла реализовать проект благодаря собственной no-code-платформе NBT и накопленной методологической экспертизе в закупках.
Основной вызов для команды был в том, что разрабатываемое решение должно удовлетворять и клиента, и его контрагентов. При этом сразу выявить потребности всех участников процесса нельзя, как, например, при работе с внутренними заказчиками, когда есть возможность собираться — вместе или по отдельности — и обсуждать процессы, подлежащие автоматизации.
«Контрагенты абсолютно разные: есть очень крупные, есть небольшие. И сказать, что мы сделали решение, которое всем подойдет, нельзя. Мы все также остаемся в режиме гипотезы, так как требования пользователей часто меняются. После внедрения нужно быть на низком старте, чтобы в случае чего быстро вносить изменения в продукт. В такой ситуации платформа NBT сильно экономит время, человеческие ресурсы и бюджеты», — поделился Александр Наймарк, директор департамента продуктовой разработки компании НОРБИТ.
Основной вызов для команды был в том, что разрабатываемое решение должно удовлетворять и клиента, и его контрагентов. При этом сразу выявить потребности всех участников процесса нельзя, как, например, при работе с внутренними заказчиками, когда есть возможность собираться — вместе или по отдельности — и обсуждать процессы, подлежащие автоматизации.
«Контрагенты абсолютно разные: есть очень крупные, есть небольшие. И сказать, что мы сделали решение, которое всем подойдет, нельзя. Мы все также остаемся в режиме гипотезы, так как требования пользователей часто меняются. После внедрения нужно быть на низком старте, чтобы в случае чего быстро вносить изменения в продукт. В такой ситуации платформа NBT сильно экономит время, человеческие ресурсы и бюджеты», — поделился Александр Наймарк, директор департамента продуктовой разработки компании НОРБИТ.
No-code-платформа NBT не требует глубоких знаний разработки или языков программирования. Решения быстро проектируются, создаются и настраиваются с помощью интуитивно понятного конструктора процессов, упрощенного языка бизнес-правил и встроенных наборов сервисов. Разработкой и внедрением проектов на платформе занимается команда аналитиков и методологов совместно с заказчиком.
Первые результаты можно получить через две-три недели после проведения интервью — в разы быстрее в сравнении с классической разработкой. Конкретно в этом кейсе блоки внутренней автоматизации и анкеты, которые необходимы для формирования рейтинга поставщиков, были готовы через месяц.
В течение полугода параллельно с внедрением платформы и постоянными изменениями в функционале системы велась активная работа, касающаяся информационной безопасности и технологического стека для итогового вывода в продуктив.
«Если подвести итоги, то мы закрыли основную боль заказчика, вызывавшую наибольшие проблемы: у компании появились новые инструменты взаимодействия с контрагентами, которые она активно использует уже полгода. Кроме того, сейчас клиент также рассматривает варианты расширения периметра этого проекта до полноценной SRM-системы», — рассказывает Александр Наймарк, директор департамента продуктовой разработки компании НОРБИТ.
По его словам, это отражает один из трендов в MVP: «Сейчас никто не хочет выбрасывать промежуточный этап в корзину. Как разработчики мы должны заранее подумать о том, что, автоматизировав один процесс, заказчик, скорее всего, захочет автоматизировать и другие: как в нашем случае, блок CRM, планирование закупок, договоры. Поэтому уже на старте сервисы и решения нужно проектировать так, чтобы в будущем получилась полноценная экосистема».
Первые результаты можно получить через две-три недели после проведения интервью — в разы быстрее в сравнении с классической разработкой. Конкретно в этом кейсе блоки внутренней автоматизации и анкеты, которые необходимы для формирования рейтинга поставщиков, были готовы через месяц.
В течение полугода параллельно с внедрением платформы и постоянными изменениями в функционале системы велась активная работа, касающаяся информационной безопасности и технологического стека для итогового вывода в продуктив.
«Если подвести итоги, то мы закрыли основную боль заказчика, вызывавшую наибольшие проблемы: у компании появились новые инструменты взаимодействия с контрагентами, которые она активно использует уже полгода. Кроме того, сейчас клиент также рассматривает варианты расширения периметра этого проекта до полноценной SRM-системы», — рассказывает Александр Наймарк, директор департамента продуктовой разработки компании НОРБИТ.
По его словам, это отражает один из трендов в MVP: «Сейчас никто не хочет выбрасывать промежуточный этап в корзину. Как разработчики мы должны заранее подумать о том, что, автоматизировав один процесс, заказчик, скорее всего, захочет автоматизировать и другие: как в нашем случае, блок CRM, планирование закупок, договоры. Поэтому уже на старте сервисы и решения нужно проектировать так, чтобы в будущем получилась полноценная экосистема».
Кейс — крупный дилерский центр.
С какой задачей пришел заказчик
У дилерского центра есть сайты, которые играют важную роль в бизнесе: это инструменты взаимодействия с целевой аудиторией, предоставления актуальной информации заинтересованным пользователям и продвижения автомобилей и услуг. Чтобы процесс работал непрерывно и приносил лояльных клиентов и продажи, требовалась автоматизация и настройка инфраструктуры и внедрение современных методов деплоя приложений, так как срок вывода обновлений сайтов и сервисов для конечных пользователей был долгим. С этим запросом компания и обратилась в «Онланту».
Перед командой стояла задача построить отказоустойчивую инфраструктуру с использованием Kubernetes и дополнительных сервисов для непрерывной доступности сайтов. Клиенты дилера не должны испытывать трудностей при записи на сервис или бронировании автомобилей перед покупкой. Также требовалось разгрузить команду разработчиков заказчика и настроить современный подход в части безопасности и деплоя приложений (GitOps), чтобы обновление приложений стало автоматизированным.
Перед командой стояла задача построить отказоустойчивую инфраструктуру с использованием Kubernetes и дополнительных сервисов для непрерывной доступности сайтов. Клиенты дилера не должны испытывать трудностей при записи на сервис или бронировании автомобилей перед покупкой. Также требовалось разгрузить команду разработчиков заказчика и настроить современный подход в части безопасности и деплоя приложений (GitOps), чтобы обновление приложений стало автоматизированным.
Для начала «Онланта» провела анализ инфраструктуры и архитектуры проекта. Выяснилось, что инфраструктура заказчика выстроена без учета отказоустойчивости. «Онланта» предложила внедрить Kubernetes-платформу Onplatform, которая полноценно закрывает потребности дилера.
Решение работает на отечественных ОС Astra и RedOS и объединяет инструменты для мониторинга, логирования, безопасности, авторизации и деплоя. То есть это не просто Kubernetes (открытое ПО для оркестровки контейнеризированных приложений), но еще и полноценный стек, помогающий бизнесу быстрее выкатывать обновления и поддерживать отказоустойчивость инфраструктуры.
С внедрением Onplatform повысилась отказоустойчивость инфраструктуры и упростилась работа над проектами. Шаблоны для автоматизации выхода релизов ускорили выпуск новых версий сайтов. Для сохранности и быстрого восстановления данных проектная команда «Онланты» настроила резервное копирование.
Сложностей с проектом у команды не возникло, но заказчику нужно время, чтобы привыкнуть к новшествам. «Любые нововведения всегда непросто даются заказчику. Сначала необходимо принять тот факт, что старая схема работы изменилась. Происходят знакомство, настройки и обсуждение изменений в инфраструктуре — достаточно плотное взаимодействие для того, чтобы в итоге мы пришли к решению тех задач, которые были поставлены», — отметила продакт-менеджер компании «Онланта» Полина Чернявская.
Решение работает на отечественных ОС Astra и RedOS и объединяет инструменты для мониторинга, логирования, безопасности, авторизации и деплоя. То есть это не просто Kubernetes (открытое ПО для оркестровки контейнеризированных приложений), но еще и полноценный стек, помогающий бизнесу быстрее выкатывать обновления и поддерживать отказоустойчивость инфраструктуры.
С внедрением Onplatform повысилась отказоустойчивость инфраструктуры и упростилась работа над проектами. Шаблоны для автоматизации выхода релизов ускорили выпуск новых версий сайтов. Для сохранности и быстрого восстановления данных проектная команда «Онланты» настроила резервное копирование.
Сложностей с проектом у команды не возникло, но заказчику нужно время, чтобы привыкнуть к новшествам. «Любые нововведения всегда непросто даются заказчику. Сначала необходимо принять тот факт, что старая схема работы изменилась. Происходят знакомство, настройки и обсуждение изменений в инфраструктуре — достаточно плотное взаимодействие для того, чтобы в итоге мы пришли к решению тех задач, которые были поставлены», — отметила продакт-менеджер компании «Онланта» Полина Чернявская.
Благодаря внедренному GitOps-подходу дилерскому центру удалось сократить время выхода обновлений сайтов с нескольких часов до нескольких минут. Скорость выхода обновлений для конечных пользователей выросла на 30%. Также DevOps-команда «Онланты» полностью освободила сотрудников заказчика, которым приходилось самостоятельно заниматься решением таких рутинных задач, как поддержка Kubernetes и управление мониторингом, логированием и безопасностью, взяв все это на себя.
Внедрение Onplatform позволило полностью модернизировать ИТ-инфраструктуру, повысив ее гибкость и надежность. Сейчас у дилера настроенная отказоустойчивая инфраструктура, что дает ему возможность быстрее и эффективнее развивать свои сайты и внедрять новый функционал.
Внедрение Onplatform позволило полностью модернизировать ИТ-инфраструктуру, повысив ее гибкость и надежность. Сейчас у дилера настроенная отказоустойчивая инфраструктура, что дает ему возможность быстрее и эффективнее развивать свои сайты и внедрять новый функционал.
©RB.RU, 2024
Автор: Ирина Печёрская
Фото на обложке: Shutterstock / topvector
Реклама АО "ЛАНИТ"
ИНН: 7727004113
erid: F7NfYUJCUneP3zZ75YjJ
Автор: Ирина Печёрская
Фото на обложке: Shutterstock / topvector
Реклама АО "ЛАНИТ"
ИНН: 7727004113
erid: F7NfYUJCUneP3zZ75YjJ
Поделиться:
Ирина Печёрская