Крупные банки развивают не только привычные финансовые продукты. Они стремятся превратить сервисы в экосистемы. С их помощью пользователи будут открывать счета, переводить деньги, оплачивать налоги и штрафы, а также покупать товары и услуги у партнеров и организовывать досуг.
Такие экосистемы создают Сбербанк, «Тинькофф Банк» и ВТБ. Экосистемы включают сервисы банка и его партнеров, которые помогают клиентам в бизнесе и жизни. Например, «Тинькофф Банк» предлагает сервисы для инвестиций, бизнеса, оплаты штрафов и налогов, а также услуги собственного оператора связи и приложение для детей. Среди приложений Сбербанка — «ДомКлик» для покупки недвижимости, онлайн-оператор сотовой связи «СберМобайл», маркетплейс «Беру», онлайн-кинотеатр Okko и другие. ВТБ тоже расширяет список приложений, в числе которых «Мой умный город» с возможностью оплатить городские сервисы, «Парковки Москвы», «Мой проездной», «Смарт SMS» для банковских оповещений.
Самые прогрессивные игроки пошли дальше экосистем и создали суперприложения, которые объединяют продукты компании и различные услуги в одном месте. Например, в «Ак Барс Онлайн» постепенно интегрируются другие сервисы банка — программа лояльности «Сливки», продукты «Ак Барс Страхование» и «Ак Барс Финанс». Как рассказывает Дамир Галиев, директор по инновациям «Ак Барс Банка», в 2020 году банк планирует выпустить совместные продукты со своими компаниями, работать над проектами с Центральным Банком и Ассоциацией ФинТех, тесно сотрудничать с партнерами и развивать программы лояльности.
Сегодня в мобильных банках уже появились маркетплейсы. Здесь можно взять кредит и заказать карту, купить билеты в кино, подписки на развлекательные сервисы, подарки близким и себе, а также оплатить услуги — например, консультацию врача. Также можно пополнять аккаунты социальных сетей и игровых платформ.
Кроме услуг, в приложениях появился развлекательный и информационный контент. В приложения добавили функцию сторис, где можно узнать о новинках кино, прочитать о кибербезопасности или финансах. Также банки создают на своих интернет-платформах блоги и медиа — например, созданный «Ак Барс Банком» онлайн-журнал
Life.Profit о финансовой грамотности, бизнесе и жизни.
Создание суперприложения, где пользователь проводит большую часть времени, — трудная и амбициозная задача. Этим занимаются не только банки, но и социальные сети, мессенджеры и другие популярные сервисы. Реализовать идею удалось только китайскому приложению WeChat, объединившему множество функций, в том числе и перевод денег. Будущее покажет, удастся ли российским разработчикам создать нечто похожее.