Rusbase
«Если мы будем мешать астрономам работать, пусть сделают перерыв»

Зачем российский стартап хочет запустить рекламу в космос


20 февраля 2019





Управляющий креативный директор Possible и медийщик со стажем Владилен Ситников в 2018 году основал проект StartRocket. Мечта Ситникова — запустить к 2022 году рекламу в космос. Анонс проекта встретил скепсис со стороны астрономов.

Rusbase поговорил с Ситниковым о том, как он собирается реализовать проект, и попытался разобраться, кто он такой — мечтатель, дерзкий рекламщик или человек, который выходит за рамки стандартного мышления.
Владилен Ситников

2004 — 2013 — партнер и творческий директор в диджитал-агентстве Grape.
2012 — н.в. — CEO Hungry Boys
2016 — н.в. — управляющий креативный директор POSSIBLE
2018 — н.в. — основатель StartRocket
Владилен Ситников

2004 — 2013 — партнер и творческий директор в диджитал-агентстве Grape.
2012 — н.в. — CEO Hungry Boys
2016 — н.в. — управляющий креативный директор POSSIBLE
2018 — н.в. — основатель StartRocket

«Никто не говорил, что запустить рекламу в космос невозможно»
— Вы в детстве очень любили космос?

— У меня с космосом давняя семейная история. Моя бабушка, Эмилия Парфенова, стояла на заре отечественной космонавтики: она запускала реквизированные FAU-ракеты в казахской степи, работала у Сергея Королева, а позже в КБ МОТОР разрабатывала отечественные луноходы. Мой прадед, Иван Ситников, работал у советского авиаконструктора Александра Яковлева начальником производства, участвовал в создании первых советских самолетов.

Я сам в детстве мечтал работать на космос: у меня все было хорошо и с физикой, и с геометрией. А вот с алгеброй плохо — отправили в гуманитарии. Закончил отделение религиоведения философского факультета МГУ. Стал заниматься коммуникациями и таким путем все равно пришел к космосу.

Иван Ситников — на переднем плане. Фото из личного архива героя
— Сколько раз за идею запустить рекламу на орбиту вас называли сумасшедшим, романтиком, мечтателем?

— Чтобы мечтателем, такого не было: никто не говорил, что запустить рекламу в космос невозможно. Когда мне пришла в голову эта идея, нужно было проверить гипотезу. Я сразу обратился к людям, которые могли сказать, реально это или нет. У меня есть ментор Иван Бурдин, который работает над баллистикой ГЛОНАСС, он помог быстро сделать расчет.

Изначально мы исходили из простого — это вес груза. Сразу важно было понять, сколько тонн будет весить конструкция, сможет ли ракета взять ее на орбиту, вместимся ли мы в норму для ракетоносителей. Простейший просчет на доступных материалах показал: да, мы сможем. Но для этого «объект» должен быть площадью в 3,05 квадратных километра, высотой полметра и весить 7,6 тонн. В этом случае на орбите в 400 километров он провисит месяц, а с Земли будет виден размером в половину Луны. Так появилось первое техническое задание, и мы решили найти научное и инженерное обоснование под проект.

Объявили конкурс на лучшую идею по концепции объекта с призом в €20 тысяч. Деньги были предоставлены мною и партнерами.



Было заявлено семь концепций:

Отражающий надувной билборд — отказались из-за жуткой дороговизны проекта и огромного риска столкновения с космическим мусором.

Космическая станция — предлагали купить у китайского космического агентства копию станции «Союз» и запускать экспедиции для ручного сбора новых сообщений. Отклонили по причине дороговизны, плюс это все трудно вывести на орбиту. Оставили как вариант на будущее.

Принтер — запустить спутник с возможностью печатать на орбите отражающиеся линии с каждым витком вокруг планеты. Отклонили из-за того, что находимся там, где есть атмосфера, которая уничтожит весьма быстро все напечатанное.

LED-панель — Андрей Губайдулин из РА «ВОСХОД» предложил запустить огромную вращающуюся LED-панель. Отказались из-за высокой вероятности столкновением с космическим мусором и дороговизны.

Лазер — повесить на орбиту лазер, который мог бы проецировать на облака образы. Отвергли из-за сложностей с авиаиндустрией — никто не разрешит использовать лазер в небе над самолетами.

Лучший вариант предложил «Сколтех»: создание группировки кубсатов, где каждый из них представляет пиксель размером до 10 метров в диаметре, расстояние же в 116 метров между ними создает на поверхности единую линию, то есть можно строить изображения и выводить текстовые сообщения.

LED-панель
Сколько стоит запуск проекта
— Расскажите про то, как вы собираетесь повесить рекламу.

— Кубсат — это формат малых искусственных спутников Земли весом 18-20 килограммов. Каждый кубсат снабжен светоотражающим элементом — тонкой фольгой, майларом, рассеивающим свет под углом в сторону Земли.

Спутники будут разворачивать свои отражатели диаметром до 10 метров, а каждый из объектов будет пикселем в итоговом изображении. При этом расстояние между пикселями в дисплее будет больше 100 метров.

Мы выбрали два периода времени — на закате и восходе, когда нас увидит максимальное число людей. В эти периоды изображение можно транслировать не более трех раз в день. Интервал каждой трансляции — 6 минут.

Многие заявляют: «Прочь руки от ночного неба!» Но это же бессмыслица! Ночью мы висеть не будем, так как люди в это время спят. «Вы загрязняете небо!» — продолжают недовольные. Да, шесть минут. Хотя для рекламы это и правда много: просто вспомните, сколько стоит 15 секунд в телеэфире в прайм-тайм.

— Что нового произошло в проекте за последний год?

— У нас сместились сроки запуска, потому что не так просто найти инвестора. Мы использовали свои ресурсы, чтобы оплатить работу «Сколтеха». Этой весной протестируем с коллегами работоспособность «пикселей» на юге России на высоте 40 километров.

К тому же, мы начинаем патентовать разработки. Мы подали патент на название The Orbital Display и некоторые технологические элементы. Рассчитываем, что патент будет готов через год. Нам нужны инвестиции, которые планируем привлечь через публичную дискуссию. Как вы видите в прессе, «астрономы» недовольны нашей инициативой, что хорошо для нас — мы получаем десятки запросов в месяц от потенциальных инвесторов.

На разработку проекта и запуск нужны большие средства — более $220 миллионов (из них $12 — на разработку и $208 — на реализацию. — Прим.). Мы знаем, что такие деньги есть у венчуров. Нужно просто рассказать всему миру о проекте.

— Во сколько обошлись услуги «Сколтеха»?

— На данный момент в районе $30-50 тысяч.


Кто может инвестировать в проект
— Кого вы рассматриваете в качестве инвесторов, кроме венчуров?

— Всех. Пытаемся выстроить инвестиционную политику проекта. Хочется как можно больше участников, чтобы сформировать международный интерес к проекту.

Вопросы о проекте для потенциального инвестирования поступают со всего мира: Иран, Шотландия, Америка, Индия, Чехия и не только. Но мы хотим, чтобы основными заказчиками и инвесторами были компании или фонды, которым интересно масштабирование. Мы ведь не просто делаем орбитальный дисплей, а начинаем развивать индустрию развлечений на орбите. В процессе я рассчитываю на построение отдельной промышленной площадки для ежегодного вывода на орбиту группировки и, возможно, собственного носителя и площадки для запусков.
Моя мечта — сделать над планетой бегущую строку, где бы человечество могло постоянно видеть важные новости.
Этот дисплей мог бы стать крупным инструментом анонсирования событий, которые происходят на планете.

В дальнейшим может измениться сама технология. Одна из идей — это строительство космической станции, которая бы создавала сообщения. В какой-то момент люди начнут жить на орбите. Уже сейчас мы видим обитаемую космическую станцию и проекты орбитальных отелей. Космический туризм стартует в ближайшие год-два. Очевидно, что человек идет в космос. А за ним и индустрия развлечений. Поэтому мне в роли главного инвестора видится компания или фонд, которые думают о развитии человечества в космосе. Инвесторами могут выступать и большие сети, которые продают рекламу в медиа. Медиахолдинги, производители экранов и электроники.

— Как идет привлечение инвестиций? По сути, стать первыми, кто прорекламируется в космосе, — это как полет Гагарина — про это напишут все СМИ.

— Историю с пиаром мы не рассматриваем и не продаем клиентам. Вряд ли кто-то потянет год рекламы, так как это стоит около $200 миллионов. Поэтому есть опция размещения на месяц, а не только на год. Мы предполагаем, что сперва компании будут покупать по одному дню рекламы.

Продаж пока нет. На данный момент всем, кто заявил о желании выступить инвестором, мы предлагаем подписать initial agreement — договор о намерениях, что если мы окажемся на орбите до конца 2021 года — им гарантирована реклама в небе. В начале — да, будет хайп, пиар, дискуссии, а потом люди привыкнут и успокоятся. Посмотрим, во что можно развить сам формат: изображение, гифка.

Дисплей можно использовать в разных целях.
Я, например, хочу, чтобы первым знаком, который будет висеть над планетой, был «peace» — знак мира. И чтобы его увидели все на планете. Это гораздо интереснее, чем просто реклама.
Сколько стоит реклама в космосе
$200 тыс. — 1 показ в день
$400 тыс. — 2 показа в день
$600 тыс. — 3 показа в день

— В одном из прошлых интервью вы говорили, сколько будет стоить такая реклама. Из чего складывается стоимость и за счет чего вы планируете ее снижать?

— Общий бюджет проекта — $220 миллионов. Совместно со «Сколтехом» мы работали над тем, чтобы вывод сообщения был сопоставим по стоимости с ТВ-размещением на самом востребованном рынке — США. В этом случае стоимость за тысячу контактов будет в районе $10-15 с учетом погодных условий в городе. То есть, например, если в Москве в ноябре все время облачно, стоимость показа будет максимально низкая.

Если кто-то решится на годовое размещение — это сопоставимо со спонсорством Олимпиады, но гораздо эффективней. Олимпиада проходит раз в два года (зимняя / летняя), а твое сообщение целый год висит над планетой каждый день… Это сообщение запомнится всему человечеству. Понимая это, мы хотим сразу вернуть деньги инвесторов. В первый же год.

Но не каждый бренд может решиться на такое присутствие, поэтому мы решили предложить рынку возможность купить частичное размещение: над территорией распространения бренда, с необходимой частотой показа. Технически мы можем менять сообщение три раза в день, так и возникает минимальная стоимость — $200 тысяч за восемь часов.

Стоимость может измениться в зависимости от того, какой ракетоноситель мы выберем, сколько будет стоить производство кубсатов, создание наземного центра управления, страховка и так далее.

— Есть примерное понимание, когда вы окупитесь?

— На данный момент мы рассчитываем горизонт окупаемости в три года.

«Смешно читать критику астрономов»
— На вас сразу после анонса проекта пошла волна критики от СМИ, астрономов и обычных людей — мол, рекламы хватает и так, «Вы будете создавать световой шум»...

— Я смеюсь в лицо этим астрономам. Шесть минут рекламы. Ну, как мы помешаем их работе? Они же не шесть минут работают, а всю ночь... А даже если мы будем мешать, что вряд ли, они могут сделать перерыв. К тому же обсерватории находятся вдали от городов, а нам, наоборот, нужны люди.

По поводу светового шума: над Землей постоянно висят спутники связи… Астрономы же не жалуются на это. Самолеты летают… Но астрономы не жалуются на них. Поэтому мне смешно слышать их претензии. Илон Маск собирается запускать десятки тысяч кубсатов, разворачивая систему быстрого интернета. Есть еще One Web... Почему на них не жалуются?

А вот с теми, кому не нравится реклама в космосе, я бы поспорил.
Звездное небо — это красиво. Но мне, например, не нравятся просто звезды, а нравится то, что делает человек. Потому что лучшие достижения Вселенной созданы людьми. И лучшее достижение Вселенной — человек.
Мне нравятся бренды, мне нравится, как человек живет в своей экосистеме. Звезды пока далеки от нас. Но человек уже оказался в околоземном пространстве, скоро он будет и на Луне, и на Марсе. И так или иначе его будут преследовать сообщения.

Все ученые говорят, что технологический прогресс неминуем. Кто-то все равно запустит рекламу в космос. Да, люди не любят рекламу. Для них это то, что все время вторгается в личное пространство. Но ведь реклама — кровеносная система экономики. Без нее мы будем покупать тушенку и гречку одного производителя, и не в супермаркете, а в пункте выдачи еды. Ходить в спецовках, а не стоять в очередях за дропами Adidas или Supreme.


Почему Илон Маск — не романтик, а хитрый тип
Илона Маска считают революционером за мечту покорить космос...

— Он мимикрирует. Маск создает себе инфраструктуру для независимого обеспечения группировки глобального телеком-оператора. Ракеты ему нужны, чтобы свободно выводить спутники. Покорение Марса, быстрые перемещения людей — прикрытие, благая цель в умах журналистов и человечества. На деле все запуски ему нужны для того, чтобы люди не замечали, что он создает единого поставщика интернета всем жителям планеты. Он похоронит всех телеком-операторов в мире, а как только это поймут — поднимется большой гул. Илон Маск — очень умный и хитрый тип.

— Что нового вы открыли в себе за время проекта?

— Я и моя команда раньше никогда не обслуживали мировые запросы. Сейчас мы ведем дискуссию со всем миром, отвечаем на вопросы потенциальным инвесторам и рекламодателям. И пытаемся выстроить структуру управления мирового бренда. В этом деле много нюансов, terra incognito, конфиденциальности и космических технологий. Есть моменты, которые связаны с наймом людей. Нанять инженера, который занимается сборкой космического аппарата вне госструктур — не то же самое, что нанять человека в креативное агентство. Но мы справимся.



»
Эксперты — о реалистичности идеи
Программист-баллистик в компании СПУТНИКС
В теории описанный способ реален, но на ум приходят сложности, которые могут стать серьезными препятствиями на пути реализации и экономической оправданности проекта.

Во-первых, поддерживать ровный строй из десятков аппаратов, летящих так близко друг к другу, — задача очень непростая. Никто в мире пока этого не делал с таким количеством спутников, несмотря на то, что в эту область вкладывались средства.

Во-вторых, чтобы сообщение было видно с Земли, все спутники должны быть повернуты определенным образом, пуская солнечный зайчик на нужную часть суши. А это значит, что они уже не смогут во время пролета над городом свободно корректировать свою траекторию для сохранения строя, так как для коррекции нужно развернуться двигателем в нужную сторону. Можно для этого поставить на каждый аппарат несколько двигателей, что ещё сильнее увеличит сложность проекта, размеры, массу и стоимость каждого спутника. Либо мириться с тем, что за 6-минутный пролет надпись «HELLO» может превратиться в «ИЕЩО».

Кроме того, большие размеры полотна увеличивают аэродинамическое сопротивление и усложняют систему ориентации, так как большой спутник более неповоротлив.

На мой взгляд, более выигрышно было бы использовать светодиоды. Только не вращающиеся, а обычные: по одному на аппарат. Это сильно упростит спутники: уменьшит размеры и массу, снизит требования по точности ориентации, а также позволит светить над любой ночной точкой Земли, а не только на закате и рассвете, как требует геометрия при использовании отраженного света Солнца. Но проблемы с поддержанием выверенного строя, конечно, остаются в любом случае.

Я не уверен, что на данном этапе спутники возможно сделать настолько дешевыми, чтобы рекламодатели были готовы заплатить необходимую сумму.
Но рано или поздно эти проблемы будут решены и реклама в космосе все-таки появится. Год назад на примере большого «диско-шара» в космосе «Звезда человечества» мы увидели, что астрономы скептически относятся к лишним светящимся объектам на орбите. Если же люди научатся клепать дешевые рекламные спутники, то их будет становиться в космосе все больше, и это будет все больше мешать астрономическим наблюдениям. Сейчас обсерватории строятся подальше от городов, чтобы избежать яркой засветки, и, возможно, в далеком будущем астрономы будут стремиться располагать свои телескопы подальше от оживленных планет с рекламными спутниковыми группировками, которые ярко светят в сверхчувствительные телескопы.



«
Виталий Егоров
Автор блога «Открытый Космос Зеленого кота» и ВК-сообщества «Открытый Космос», экс-специалист Dauria Aerospace.
Проект забавный, но в озвученной схеме нереалистичен. Запустить сто кубсатов, которые разворачивают зеркальные паруса, нетрудно, трудно заставить их лететь плотной группой, выдерживая расстояние менее километра. Это уже задача двойного назначения. В такие проекты DARPA вкладывает сотни миллионов долларов без какого-то заметного успеха. В Роскосмосе тоже ведутся работы, но и они не преуспели. Это лишь одна проблема.

Следующая — заставить изменить ориентацию спутника с развернутым парусом. Парус гибкий, вращение спутника не окажет на парус значительного воздействия. Наконец, если мы научим спутники маневрировать относительно друг друга и принимать нужное положение относительно поверхности Земли, на обозначенной высоте в 450 километров они все равно пролетают считанные недели или даже дни. И упадут из-за атмосферного торможения вследствие большой площади и малой массы.

Задачу «космического билборда» можно было бы решить более сложными и тяжелыми спутниками 50-100 килограммов со светодиодными прожекторами, но эта задача будет сложнее на два порядка и во столько же раз дороже.


©Rusbase, 2019
Автор: Екатерина Гаранина
Фото к материалу и обложка предоставлены проектом StartRocket




Екатерина Гаранина
Комментарии