Rusbase
Звезды EdTech:
8 крутейших образовательных стартапов России


Проекты, которые прокачали имидж российского EdTech
Результаты соцопросов наводят на мысли о том, что с отечественным образованием что-то не так. Роструд обнаружил, что по специальности работают всего 27% россиян, фонд «Общественное мнение» — что только 48% из них получают удовольствие от своей работы, Superjob — что 85% наших граждан недовольны своей зарплатой. Формальное образование давно и сильно отстает от запросов рынка. На помощь приходят новые образовательные сервисы, восполняющие этот пробел.
Народное творчество по теме
Современная экономика требует от нас учиться гораздо быстрее, чем раньше. Цифровая трансформация, конкуренция за рабочие места и сокращение соцгарантий заставляют взрослых переучиваться и пробовать себя в новых профессиях. Главным для карьеры навыком стало умение учиться. Эта сфера не хайпует, как блокчейн и искусственный интеллект, но вполне сопоставима с ними по силе, с какой изменит мир к лучшему. На Западе EdTech уже называют новым финтехом, который никогда не остынет и не подведет инвесторов.

Из-за строгого госрегулирования образование очень консервативно и слабо диджитализировано. В отличие от нашей жизни, учебный процесс мало изменился за последние 100 лет. Учителя с мелом в руках пытаются конкурировать за внимание поколения Z, выросшего на мемах и играх. Однако механический перенос офлайн-уроков в онлайн работает хуже, чем очные занятия. Тут впору вспомнить знаменитое исследование Пенсильванского университета: из миллиона пользователей Coursera только 4% окончили начатые курсы.

Главная задача EdTech — повысить качество и скорость обучения всеми возможными способами, которые дает цифровая среда. Геймификация позволяет удержать внимание пресыщенной аудитории. Виртуальная реальность объясняет сложные вещи лучше самых талантливых преподавателей. Искусственный интеллект на основании данных об успехах студентов подберет задачи оптимальной сложности, материалы для повторения и предскажет, сколько времени потребуется конкретному человеку на освоение предмета. Пока это больше про будущее, но продвинутые проекты уже близки к нему.

Россияне любят учиться онлайн. В прошлом году число слушателей интернет-курсов у нас увеличилось вдвое — до 1 млн человек. По оценкам экспертов, отечественный рынок e-learning растет примерно на 25% в год. Больше всего денег зарабатывают проекты в дополнительном профессиональном и высшем образовании. Самые перспективные ниши — онлайн-репетиторство, языки, корпоративное обучение и профессии будущего, которым не учат в университетах.
EdTech никогда особо не купался в инвестициях, но в последнее время сегментом заинтересовались стратеги — Mail.ru Group, «Просвещение», «Севергрупп». Это хороший знак для потенциальных инвесторов в эту сферу. Самое время присмотреться к ней подробнее.
Давайте вспомним истории отечественных стартапов, успех которых изменил наши представления об образовательных технологиях.
Конечно, это не полный перечень заметных и многообещающих проектов на рынке. Выбрать 8 было нелегко — сделали это по советам экспертов. Это не рейтинг, порядок перечисления ничего не значит. Выбранные нами стартапы работают в разных нишах и каждый крут по-своему.
Запуск 2009
Основатели Юлия и Максим Спиридоновы
Ниша университет интернет-профессий
Пользователей 260 тысяч
Чем знаменит кузница кадров для рунета

Когда Юлия Спиридонова начала вести семинары по маркетингу, они оказались настолько востребованными, что превратились в основной бизнес семьи. На старте супруги вложили в проект порядка 400 тысяч рублей. Сначала Максим Спиридонов помогал жене вести занятия, а через пару лет сменил ее на месте гендиректора. Он переформатировал семинары в курсы.

В 2014 году стартап получил $2,2 млн от InVenture Partners и объединился с центром школьного онлайн-образования «Фоксфорд». Так образовался холдинг «Нетология-групп». Инвесторы оценили его в $14,1 млн. Спиридонов подчеркивал, что это слияние двух равных компаний — сильную технологическую платформу «Фоксфорда» объединили с маркетинговыми компетенциями «Нетологии». На деньги инвесторов компания разработала единую платформу для онлайн-обучения и мобильные приложения.

В 2015 году «Нетология-групп» привлекла еще $2,1 млн от Buran Venture Capital и InVenture Partners. После этого компания вышла на рынок b2b, запустив сервис для корпоративного обучения. Обучать сотрудников на платформе «Нетологии» решили, например, «Манн, Иванов и Фербер», IKEA и «МойСклад». Вместе с порталом HeadHunter компания запустила «Академию», которая позволяет соискателям повысить свою стоимость на рынке труда. В 2016 году компания организовала фриланс-биржу для своих выпускников.

В августе этого года компания «Севергрупп» (структура Алексея Мордашова — самого богатого человека России) выкупила 40% «Нетологии-групп» у венчурных инвесторов. Предположительная сумма сделки составила $5 млн, оценка компании — $50-60 млн. Максим Спиридонов писал, что инвестиции потребовались на телевизионную рекламу «Фоксфорда» к новому учебному году.

В прошлом году выручка холдинга составила около 300 млн рублей, в этом году планируют заработать порядка миллиарда. Бренд «Нетология» объединяет несколько продуктов: двухмесячные курсы по маркетингу, управлению проектами, дизайну и программированию, полугодовые программы профессиональной переподготовки, корпоративное обучение и библиотеку видеокурсов. Компания всегда предпочитала мотивировать пользователей рублем — придерживалась модели платной подписки на контент. В перспективе холдинг планирует охватить своими образовательными продуктами 20 лет жизни человека — от школьной скамьи до MBA.
Запуск 2009
Основатели Алексей Половинкин и Максим Древаль
Ниша онлайн-курсы для школьников с 3 по 11 класс
Пользователей более миллиона
Чем знаменит крупнейшая онлайн-школа России

«Фоксфорд» готовит школьников к ОГЭ, ЕГЭ и олимпиадам через интернет. Компания организует онлайн-занятия с репетиторами, экстернат (полностью заменяет школьную программу), онлайн-олимпиады и выездные школы в летнем лагере, для учителей — курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, для родителей — вебинары о воспитании и развитии детей. Школьники из регионов получают возможность заниматься с маститыми преподавателями МГУ, МФТИ, ВШЭ и других престижных вузов. В итоге ученики «Фоксфорда» сдают ЕГЭ на 25 баллов выше среднего по стране.

В 2009 году преподаватель матанализа в МФТИ Алексей Половинкин вместе с партнером запустил трансляции лекций института в школах Москвы. Затем ученики стали заниматься из дома. В 2010 году он познакомился с Максимом Древалем. Вместе они запустили сайт 100ege.ru — онлайн-платформу для подготовки к ЕГЭ. Начинали с физики и математики, потом появились другие предметы. Половинкин использовал свои связи, чтобы привлечь самых опытных преподавателей. Через год они полностью переписали платформу для проведения вебинаров и провели первую онлайн-олимпиаду среди школьников. После этого бизнес начал быстро расти — в 2013 году их выручка составила 35 млн рублей. Тогда же компания стала резидентом ИТ-кластера «Сколково» — благодаря внедрению системы оценки домашних заданий.

В 2014 году они начали искать инвестиции и познакомились с Максимом Спиридоновым. После объединения компаний Половинкин и Древаль заняли должности директора по развитию и исполнительного директора «Нетологии-групп». Инвестиции пошли на расширение линейки продуктов. В 2015 году «Фоксфорд» запустил курсы для учителей, в 2016-м — экстернат, в 2017-м — услуги онлайн-репетиторов.

«Фоксфорд» планирует запустить сервис профориентации для школьников, онлайн-курс по робототехнике и обучающую платформу для организации работы школьных кружков. Текущая лицензия «Нетологии-групп» разрешает только дополнительное образование, но в перспективе холдинг намерен получить право выдавать аттестаты ученикам экстерната, а также открыть колледж со смешанным (онлайн+офлайн) обучением.
Год запуска 2009
Основатели Яков Сомов, Александра Скородумова
Ниша массовые открытые онлайн-курсы и медиатека
Пользователей 105 тысяч слушателей
Чем знаменит крупнейший архив академических лекций на русском языке, лидер по производству образовательного видео

Методист президентского физико-математического лицея № 239 (Санкт-Петербург) Яков Сомов запустил проект вместе с женой Александрой Скородумовой. Он долго не мог выбрать себе образование по душе: учился сначала на физическом факультете, потом поступил на PR, был вольным слушателем сразу восьми факультетов, а в итоге так и остался без диплома.

В блоге Артемия Лебедева он узнал, что западные университеты выкладывают видео своих лекций в интернет. Сомов загорелся идеей сделать агрегатор таких лекций в России. Когда платформа была готова, оказалось, что отечественные вузы не умеют создавать образовательный контент для интернета. Создатели «Лекториума» решили помогать им создавать медиатеки — как инструмент для продвижения бренда университета в сети. Однако убедить вузы оказалось нелегко.

На старте проекта Сомов поехал на форум «Селигер», где представил проект Путину. Так «Лекториум» заручился поддержкой Росмолодежи и Минобрнауки. Это сильно облегчило коммуникацию с вузами. За 2012 год компания записала почти тысячу лекций. В 2013 году «Лекториум» привлек деньги от питерского Фонда предпосевных инвестиций и частных инвесторов. Благодаря этому в 2014 году проект запустил массовые открытые онлайн-курсы (MOOК).

«Лекториум» — единственное в России издательство, специализирующееся на производстве контента для MOOК. Например, по заказу Павла Певзнера из Калифорнийского университета в Сан-Диего он снял курс «Биоинформатика» для Coursera, который собрал более 35 тысяч слушателей. Часть лекций и конференций «Лекториум» записывает бесплатно — в рамках программы медиагрантов, которую финансируют меценаты. Готовый контент «Лекториум» размещает на своей платформе тоже бесплатно. Единственное ограничение — академическая ценность. «Мы и на пушечный выстрел не подпускаем к себе бизнес-тренеров», — говорил Сомов в интервью газете «Бумага».

Команда «Лекториума» разработала более 50 образовательных проектов, записала более 3000 лекций и провела около 100 трансляций. Кроме платных услуг для вузов и организаций, компания зарабатывает на очных курсах и на сертификатах об окончании онлайн-курсов. В 2016 году они запустили SaaS-конструктор интернет-курсов «Эдуардо». У «Лекториума» больше 100 партнеров — госструктуры, вузы, школы, музеи и частные компании. Компания обучает специалистов в области e-learning — продюсеров и разработчиков онлайн-курсов. По словам Сомова, миссия проекта — «увеличить хотя бы на чуть-чуть шанс появления инженера, который построит космический корабль, или биохимика, который произведет новое лекарство».
Запуск 2012
Основатели Георгий Соловьев, Харитон Матвеев, Денис Сметнев и Андрей Яунзем
Ниша онлайн-школа английского
Пользователей 12 тысяч
Чем знаменит уберизирует рынок репетиторов английского

В 2010 году студенту МФТИ Георгию Соловьеву понадобилось выучить английский для стажировки за рубежом. Московские репетиторы стоили дорого, так что он нашел преподавателя в родных Чебоксарах. Когда летние каникулы закончились, он вернулся в Москву и продолжил занятия по скайпу. В итоге Соловьев вместе с приятелями запустил скайп-школу английского. Процесс обучения был непрозрачным, репетиторы обманывали, клиенты быстро бросали учебу. Команда решила разработать интерактивную платформу, которая сделает обучение более предсказуемым.

В 2013 году стартап привлек $30 тысяч от фонда Infinite Ambition. Еще на старте проекта основатели Skyeng обратились к топ-менеджеру «Яндекса» Александру Ларьяновскому за консультацией. В конце концов ментор стал инвестором — он вложил в проект $300 тысяч. А в 2014 году он покинул корпорацию ради стартапа и занял должность управляющего партнера Skyeng.

Через несколько месяцев компания запустила платформу Vimbox, на разработку которой ушло более $1 млн. У продукта нет аналогов на рынке. Система собирает подробную статистику о выполнении упражнений и скорости прохождения материала. Это позволяет подстраивать программу под конкретного ученика. Преподавателям не нужно готовиться к занятиям — все материалы и подсказки по работе со студентами под рукой, а домашка проверяется автоматически. Сегодня Skyeng располагает статистикой о миллионе уроков. С помощью машинного обучения они планируют предсказывать потенциальный результат каждого ученика: сколько часов и денег потребуется на освоение языка в нужном объеме.

В 2016 году компания разработала приложение для заучивания английских слов. Сначала пользоваться им могли только ученики школы Skyeng. Потом оно вышло на рынок как самостоятельный продукт, и за несколько месяцев набрало 90 тысяч пользователей (в 6 раз больше аудитории Skyeng Words). Также компания запустила сервис для изучения английского с помощью субтитров к сериалам. Стартап много вкладывается в контент-маркетинг (полезные статьи, email-рассылки) и даже нанял видеоблогера для ведения канала на YouTube:
Со Skyeng сотрудничают 1420 преподавателей из разных стран и регионов России. В среднем на платформе проходит 50 тысяч уроков в месяц. По словам Ларьяновского, в прошлом году выручка компании обогнала все московские школы английского языка. За 2016 году Skyeng заработала 330 млн рублей. Это втрое больше их результата за 2015 год, когда стартап окупился и стал прибыльным. Тем временем сегмент офлайн-обучения иностранным языкам перестал расти.
Запуск 2010
Основатель Айнур Абдулнасыров
Ниша онлайн-сервис для изучения языков
Пользователей 16 млн
Чем знаменит пионер геймификации

В нулевых студент ВШЭ Айнур Абдулнасыров запустил языковую школу, но разочаровался в традиционном обучении и задумался об альтернативе. В 2009 году он продал бизнес и машину, на вырученные $250 тысяч собрал команду программистов и увез их на полгода в Тайланд, чтобы разработать новый проект. Так родился Lingualeo — интернет-сервис для изучения английского в игровой форме. Проходя задания на платформе, пользователь зарабатывает фрикадельки для кормления львенка Лео. Этот образ символизирует ученика, потерянного в джунглях новой информации.

Поначалу новорожденному проекту не удалось привлечь платных подписчиков, а сделка с инвестором сорвалась. На одном из стартап-мероприятий Абдулнасыров познакомился с бизнес-ангелами Игорем Рябеньким, Егором Руди и Сергеем Кузнецовым. Они вложили в Lingualeo $200 тысяч. В 2011 году проект увеличил аудиторию с 60 до 200 тысяч человек и вышел на самоокупаемость.

Проект стал любимцем различных рейтингов и стартап-конкурсов. В 2012 году Lingualeo привлек $3 млн от Runa Capital. На эти деньги команда поехала в Черногорию, где разработала португальскую версию сервиса для выхода в Бразилию. В 2014 году сервис вышел на турецкий рынок и стал партнером TED, что позволило пользователям учить английский по выступлениям спикеров.

Сервис работает по модели freemium — пользователи платят только за премиальные функции и тематические курсы. Доля платных аккаунтов составляла всего 4%. Чтобы повысить вовлеченность, Lingualeo персонализировали обучение. На переработку платформы ушло $1,5 млн. В 2015 году компании пришлось сократить штат и урезать зарплаты, чтобы снова выйти на самоокупаемость. После этого она привлекла еще $500 тысяч от SD Ventures и Runa Capital.

В этом году Lingualeo локализовала свой сервис для испаноговорящих стран. Это жирный рынок с аудиторией около 500 млн человек, которая довольно плохо знает английский. До конца года компания планирует привлечь там более 330 тысяч пользователей и заработать на них свой первый миллион рублей.
Запуск 2014
Основатели Александр Никитин, Гайк Айрапетян
Ниша обучающий портал для программистов
Пользователей 2,1 млн
Чем знаменит лидер онлайн-обучения программированию в России

Студент Бауманки Александр Никитин еще во время учебы понял, что работа в найме ему не по душе. Он уволился в никуда и решил учить программированию через интернет. В 2010 году он вместе с одногруппником запустил проект «Школа программирования». Партнеры писали обучающие статьи и проводили онлайн-тренинги, которые затем упаковывали в видеокурсы и снова продавали. Прибыль была нестабильной. Пришлось открыть очные курсы, за которые люди платили охотнее. Так у компании появились ресурсы, чтобы приглашать талантливых преподавателей, повысить качество услуг и задаться целью стать лучшими в своем сегменте. В 2012 году оборот проекта составил 500 тысяч рублей в месяц.

В 2014 году «Школу программирования» переформатировали в IT-сообщество GeekBrains. Проект быстро рос, поэтому от офлайна отказались — плохо масштабировался. Зато добавили систему стажировок для выпускников. В 2016 году аудитория проекта достигла миллиона человек. Тогда Mail.Ru Group купила около 50% компании за неназванную сумму. Это было первое полноценное поглощение стратегом в отечественном EdTech, которое невероятно вдохновило весь рынок. Интерес Mail.ru Group был в том, чтобы снизить дефицит качественных ИТ-специалистов и обеспечить себе приток лучших кадров. Основатели продолжили управлять компанией в довольно автономном режиме.

Сегодня GeekBrains — самый популярный образовательный ресурс для программистов в рунете. Его аудитория перевалила за 2 млн человек и продолжает расти. Компания зарабатывает на платных курсах по различным областям программирования, в том числе разработке игр и созданию мобильных приложений. Бесплатные курсы привлекают на сайт лояльную аудиторию. Например, вводный курс «Основы программирования» прошли сотни тысяч человек. Программы состоят из видеоуроков, вебинаров, домашних заданий, общения с одногруппниками и преподавателями.

Выпускники стажируются у партнеров GeekBrains или пилят собственные продукты в рамках IT-инкубатора. Это внутренняя площадка, где можно собрать команду для стартапа. Весной компания запустила GeekUniversity — онлайн-университет для повышения квалификации опытных разработчиков.
Запуск 2012
Основатели Александр Першин, Алексей Симоненко
Ниша интерактивные онлайн-курсы по веб-разработке
Пользователей 386 тысяч
Чем знаменит эталон интерактивности

В 2011 году преподаватель ИТМО Александр Першин учил студентов верстке и писал диссертацию о компетентностном подходе (обучение с прицелом на практические навыки). Так у него родилась идея сделать интерактивные курсы по HTML и CSS. Стартовые инвестиции составили 10 млн рублей. В 2013 году проект начали монетизировать по модели подписки, позже добавили онлайн-интенсивы, которые стали приносить основной заработок. Большинство курсов на платформе бесплатные, но подписчики получают расширенные возможности и доступ к продвинутым материалам.

Сегодня HTML Academy предлагает онлайн‑курсы по различным аспектам веб-разработки — HTML, CSS, JavaScript, PHP. На сайте зарегистрировано более 386 тысяч человек, 20 тысяч из которых оплачивают подписку или интенсивы. Платформа славится упором на практику. Курсы состоят из интерактивных упражнений, когда пользователь меняет код в редакторе и видит результат своих действий в режиме реального времени. Пользователи общаются на форуме, смотрят вебинары и получают консультации наставников. В конце обучения ученики верстают макеты и защищают свои проекты.

Отзывы выпускников HTML Academy единогласны в том, что обучение на платформе затягивает и доставляет удовольствие. Это неспроста. Основатели проекта долго увлекались World of Warcraft и сначала неосознанно, а потом намеренно перенесли в свое детище различные игровые механики. На вовлечение пользователей работают головоломки, мини-игры, очки и рейтинги, постепенное усложнение и мгновенная обратная связь.

Компания фокусируется на российском рынке, кадровый дефицит которого по-прежнему дает возможности для роста. HTML Academy намерена увеличивать вместимость своих интенсивов и готовить кадры под конкретных работодателей. Компании ищут себе сотрудников в Базе выпускников HTML Academy. Стартап работает в плюс и не нуждается в инвесторах, но, по словам Першина, «установки развиваться исключительно на свои средства нет».
Так выглядит учебный процесс на HTML Academy
Запуск 2013
Основатель Николай Вяххи
Ниша образовательная платформа и конструктор онлайн-курсов
Пользователей 400 тысяч
Чем знаменит крупнейшая MOOC-площадка рунета, лидер по анализу данных в образовании

В 2010 году аспирант матмеха СПбГУ Николай Вяххи запустил курсы по биоинформатике. Его начинание поддержали компания JetBrains и лаборатория алгоритмической биологии СПбАУ РАН. В 2013 году курсы переросли в НКО Институт биоинформатики, который популяризирует эту дисциплину и растит новых специалистов. Параллельно Вяххи запустил еще несколько образовательных проектов, в том числе Stepik. Это образовательная платформа, конструктор онлайн-курсов и площадка для проведения конкурсов. Курсы состоят из коротких видеоуроков, текстов и задач с автоматической проверкой. В комментариях студенты задают вопросы преподавателям и общаются между собой.

Учебные материалы на платформе может разместить любой желающий. Открытые бесплатные курсы публикуются по лицензии Creative Commons. Чтобы запустить приватные курсы, придется оплатить подписку. Также Stepik зарабатывает на собственных платных программах. В прошлом году на платформе открылись две программы профессиональной переподготовки — «Основы программирования» и «Анализ данных». Этой осенью там стартует первая в мире онлайн-магистратура по биоинформатике.

За 2016 год Stepik утроил свои доходы и удвоил аудиторию. По данным SimilarWeb, проект стал крупнейшей российской MOOC-площадкой по количеству пользователей. Он попал в финал премии РБК Санкт-Петербург в категории «Стартап года» за лидерство на рынке открытых онлайн-курсов. А курсы «Игрофикация», «Russia's Gas Strategy», «Нейронные сети», «Погружение в СУБД» получили признание на конкурсе EdCrunch Award 2016.

Команда проекта разработала продвинутую систему автоматизированной проверки задач, которая отлично приспособлена для обучения программированию. Эта система насколько хороша, что ее используют в ряде курсов на Coursera. По данным Stepik, их курсы заканчивает около 15% записавшихся, что на 5-10% выше средних показателей других проектов.

Stepik сотрудничает с вузами (ВШЭ, МФТИ, «МИСиС» и др.), ИТ-компаниями («Яндекс», Mail.Ru, JetBrains и др.) и индивидуальными преподавателями. В этом году платформа участвовала в акции «Тотальный диктант», в Олимпиаде НТИ и провела свой конкурс по разработке адаптивных онлайн-курсов. В перспективе компания намерена собрать достаточно данных, чтобы подсказывать студентам оптимальные траектории обучения.
Сейчас российские власти пытаются встроить растущий сегмент e-learning в отечественную систему образования. Государство хочет дать вузам возможность засчитывать онлайн-курсы как часть формальной программы. Год назад правительство утвердило приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». Чиновники разработают критерии качества онлайн-курсов и соберут отвечающие им курсы на едином портале. Планируется, что в 2025 году интернет-обучение пройдут более 11 млн россиян.

Открытое образование хорошо тем, что позволяет обкатать онлайн-курсы на большой аудитории. Вольные слушатели дают обратную связь и помогают совершенствовать образовательный продукт. Объяснения преподавателей будут все доступнее, а учеба — все эффективнее и веселее:
© Rusbase, 14.09.2017
Фото: Shutterstock
Автор: Анна Соколова
Анна Соколова

Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.