На правах рекламы
«Мы знаем, что нужно клиенту, и предлагаем услугу, которая будет ему полезна»
Генеральный директор «Абсолют Страхование» — о развитии страхового рынка
13 августа 2019
13 августа 2019
Компания «Абсолют Страхование» представлена на рынке уже более 27 лет и за это время зарекомендовала себя как надежный бренд, идущий в ногу со временем.
Rusbase поговорил с Дмитрием Руденко, генеральным директором «Абсолют Страхование», о развитии и трендах страховой отрасли, появлении иншуртеха на российском рынке, использовании big dаtа, персонализации тарифов и новой страховой платформе Mafin.
Rusbase поговорил с Дмитрием Руденко, генеральным директором «Абсолют Страхование», о развитии и трендах страховой отрасли, появлении иншуртеха на российском рынке, использовании big dаtа, персонализации тарифов и новой страховой платформе Mafin.
— Поскольку Rusbase пишет о технологиях, давайте поговорим об их применении в страховании. Насколько я знаю, страхование считается очень консервативной отраслью. Страховщики неохотно принимают инновации?
— С одной стороны, это правда, с другой — не совсем. Да, страховщики тяжелые на подъем. Мы очень серьезно отстаем от банков, поэтому любим их как партнеров — уровень доверия к ним больше, уровень автоматизации выше, их услуги давно потребляют в онлайне.
С другой стороны, вектор в этом направлении есть. Ключевое — что регулятор в виде ЦБ нас тоже поддерживает. Возможно, все движется не теми темпами, которые хотелось бы видеть. Но очень важно, что это в принципе возможно. Что полностью цифровой путь покупки и урегулирования допустим, что это можно реализовать технологически и что на это есть спрос.
С другой стороны, вектор в этом направлении есть. Ключевое — что регулятор в виде ЦБ нас тоже поддерживает. Возможно, все движется не теми темпами, которые хотелось бы видеть. Но очень важно, что это в принципе возможно. Что полностью цифровой путь покупки и урегулирования допустим, что это можно реализовать технологически и что на это есть спрос.
— То есть можно ожидать, что страхование в скором будущем полностью уйдет в онлайн?
— Полностью страхование в онлайн не уйдет, это точно. Страхование — это услуга, тем более не жизненно важная. Как показывает практика, в онлайн хорошо уходит вмененное страхование, типа ВЗР и ОСАГО, а все остальное требует продажи и, как факт, живого общения. Но, несомненно, доля онлайна в нем будет расти, потому что молодые люди, которые привыкли жить в e-commerce, не могут по-другому.
Поэтому одна из основных задач, можно даже сказать вызов, который страховщики должны принять и с которым справиться — сделать так, чтобы люди, живущие в e-commerce, не видели никаких трудностей, получая наши услуги. Покупка полиса для них не должна отличаться от покупки гаджетов на Ozon или авиабилетов на Aviasales. Должно быть все так же быстро, просто, понятно и удобно. Люди привыкли, что страхование неудобно и непонятно и совсем не ассоциируется с прозрачностью и e-commerce.
Поэтому одна из основных задач, можно даже сказать вызов, который страховщики должны принять и с которым справиться — сделать так, чтобы люди, живущие в e-commerce, не видели никаких трудностей, получая наши услуги. Покупка полиса для них не должна отличаться от покупки гаджетов на Ozon или авиабилетов на Aviasales. Должно быть все так же быстро, просто, понятно и удобно. Люди привыкли, что страхование неудобно и непонятно и совсем не ассоциируется с прозрачностью и e-commerce.
— За рубежом такой подход развит?
— Да. В Германии первый серьезный онлайн-проект сделали семь лет назад, в Голландии — шесть лет назад. Аналогично в Азии: японцы построили экосистему с участием страхования лет восемь – девять назад, китайцы — около пяти лет назад. Латинская Америка более близка к нам, чем Европа, по уровню развития e-commerce, среднему доходу на душу населения и так далее, но даже в ее странах аналогичные проекты уже запущены или находятся в стадии запуска.
— И неужели наш страховой рынок до сих пор не может ничего им предложить?
— Ведущие страховщики, которые хотят работать завтра и послезавтра на рынке, уже совершенствуют клиентский путь онлайн и стараются предоставить персонализированное предложение страхователю. Подобные сервисы реализуют такие компании, как «Тинькофф», «АльфаСтрахование», «Ингосстрах».
Похожие решения есть, но они незаконченные.
Похожие решения есть, но они незаконченные.
На сегодняшний день почти ни у кого нет полностью цифрового клиентского пути для покупки страховки и урегулирования страховых случаев.
Но это вопрос времени. Вопрос в том, кто и как будет выстраивать коммуникации. Я уверен, что до конца следующего года таких сервисов будет примерно с десяток. Другое дело, насколько они будут удобны. И потом, страховщиков не так много, а выбравших себе цель стать лидерами в онлайн-страховании еще меньше.
Здесь преимущество получит тот, кто окажется первым. Инвестиционная группа «Абсолют» взяла на себя такую смелость, вооружившись международным опытом и подойдя к задаче именно с точки зрения электронной коммерции. Так у нас появился партнер — проект Mafin, первый российский иншуртех-проект полного цикла.
Здесь преимущество получит тот, кто окажется первым. Инвестиционная группа «Абсолют» взяла на себя такую смелость, вооружившись международным опытом и подойдя к задаче именно с точки зрения электронной коммерции. Так у нас появился партнер — проект Mafin, первый российский иншуртех-проект полного цикла.
— Расскажите про этот проект?
— Mafin — это платформа автострахования, которая позволяет купить полис каско и урегулировать страховые случаи онлайн. Страховые решения для платформы предоставляет «Абсолют Страхование». Услуги для клиента предоставляются через сайт и мобильное приложение. Важно то, что это не наше приложение и вообще не приложение страховой компании. Фактически Mafin — IT-компания с функцией продвижения. Вся команда, которая работает над проектом, — это люди из e-commerce и IT, которые представляют, как сделать покупку и урегулирование максимально простыми. Из 60 человек на проекте всего три страховщика.
Сначала проект запускается только по Москве, потому что тут больше данных, более развит рынок, зарегистрировано 8 млн машин. Позже Mafin пойдет в другие регионы — сейчас на очереди Санкт-Петербург. Стратегия проекта расписана на шесть лет вперед, а инвестиции в него составят порядка $50 млн.
Сначала проект запускается только по Москве, потому что тут больше данных, более развит рынок, зарегистрировано 8 млн машин. Позже Mafin пойдет в другие регионы — сейчас на очереди Санкт-Петербург. Стратегия проекта расписана на шесть лет вперед, а инвестиции в него составят порядка $50 млн.
— Проект еще запускается или уже работает в полную силу?
— Сейчас идет «боевое» тестирование: приложение работает, но пока его почти не продвигают. Создатели смотрят и отрабатывают гипотезы по клиентскому пути, у них есть свои и независимые группы тестировщиков. У тех, кто купил продукт, они собирают отзывы, мнения, предложения.
— В чем уникальность проекта — в том, что автокаско можно купить онлайн?
— Купить страховку и, самое важное, — урегулировать страховой случай онлайн с помощью чата. Mafin не исключает классический путь — предусматривает возможность для клиентов позвонить в колл-центр оператору, который ответит на все вопросы. Преимущество в том, что есть полностью цифровой клиентский путь.
Проект уникален не только этим. Одна из особенностей платформы — формирование персонального тарифа за счет использования технологий машинного обучения.
Проект уникален не только этим. Одна из особенностей платформы — формирование персонального тарифа за счет использования технологий машинного обучения.
— Как это? Поясните, пожалуйста.
— Платформа анализирует большой объем данных, причем сама подтягивает их из сети. Еще три года назад мы с коллегами спорили, почему люди будут предоставлять данные — они ведь этого не хотят. Но есть ведь телематика, когда вам ставят устройство и оно за вами «следит».
Да, сложно, но рынок развивается. Когда тебе говорят не «поставь себе устройство», а «поставь в приложении галочку, что мы имеем право обрабатывать данные, мы все найдем за тебя», ты спокойно соглашаешься. Мы ведь соглашаемся на cookies и не переживаем из-за этого.
При этом Mafin, чтобы пользователю было спокойнее и проще, старается сделать все максимально прозрачным, избежать формата «казнить нельзя помиловать», двойных трактовок. Например, планируется написать краткую выдержку основных условий договора. Ведь есть правила страхования, которые могут занимать более десяти страниц, и их никто не читает, а потом многие вещи для людей становятся сюрпризом. А есть суть, которую можно изложить на полстраницы, чтобы это было понятно и однозначно.
Да, сложно, но рынок развивается. Когда тебе говорят не «поставь себе устройство», а «поставь в приложении галочку, что мы имеем право обрабатывать данные, мы все найдем за тебя», ты спокойно соглашаешься. Мы ведь соглашаемся на cookies и не переживаем из-за этого.
При этом Mafin, чтобы пользователю было спокойнее и проще, старается сделать все максимально прозрачным, избежать формата «казнить нельзя помиловать», двойных трактовок. Например, планируется написать краткую выдержку основных условий договора. Ведь есть правила страхования, которые могут занимать более десяти страниц, и их никто не читает, а потом многие вещи для людей становятся сюрпризом. А есть суть, которую можно изложить на полстраницы, чтобы это было понятно и однозначно.
Фото: «Абсолют Страхование»
— Слышала, что Mafin анализирует клиента по 70 параметрам, чтобы предложить ему цену.
— Да, так и есть. Сейчас это порядка 70 параметров, но их будет все больше с увеличением количества данных. Основная ценность в том, что, анализируя эти параметры, можно давать оптимальную цену каждому клиенту. Для 70% клиентов цена будет на 20-30% лучше, чем у остального рынка, потому что Mafin знает про них больше.
Mafin вообще призван сделать жизнь легче, это платформа-помощник. Клиенту не нужно будет искать услуги в интернете — приложение сделает выбор за него и предложит проверенного партнера. Пользователь сможет заплатить онлайн и моментально получить услугу. Мы стремимся к тому, чтобы для нашего клиента услуги были дешевле, чем если бы он покупал напрямую у поставщиков.
Как и у других приложений, задача здесь — постоянно давать ценность. О страховке клиент вспоминает лишь раз в год. Установил приложение — купил каско — удалил приложение. Чтобы избежать этого, Mafin будет постоянно коммуницировать с клиентом, но при этом не «спамить», а предлагать полезные сервисы. Так как он не зарабатывает на дополнительных сервисах, они будут дешевле для клиентов.
Mafin вообще призван сделать жизнь легче, это платформа-помощник. Клиенту не нужно будет искать услуги в интернете — приложение сделает выбор за него и предложит проверенного партнера. Пользователь сможет заплатить онлайн и моментально получить услугу. Мы стремимся к тому, чтобы для нашего клиента услуги были дешевле, чем если бы он покупал напрямую у поставщиков.
Как и у других приложений, задача здесь — постоянно давать ценность. О страховке клиент вспоминает лишь раз в год. Установил приложение — купил каско — удалил приложение. Чтобы избежать этого, Mafin будет постоянно коммуницировать с клиентом, но при этом не «спамить», а предлагать полезные сервисы. Так как он не зарабатывает на дополнительных сервисах, они будут дешевле для клиентов.
— О каких дополнительных сервисах идет речь?
— Платформа в будущем обогатится хранением шин, мойкой автомобилей, всем, что может понадобиться автомобилисту. Сейчас там уже есть юридическая поддержка от Европейского юридического центра, они очень прогрессивные ребята.
Также обсуждаются варианты партнерств с ведущими банками, с «Яндексом». Многие заинтересовались этим продуктом. Когда они проходят клиентский путь, говорят: «Вау! Хотим, давайте».
Также обсуждаются варианты партнерств с ведущими банками, с «Яндексом». Многие заинтересовались этим продуктом. Когда они проходят клиентский путь, говорят: «Вау! Хотим, давайте».
— Можете привести примеры параметров, которые анализируются?
— Например, история по автомобилю, аналитика по данным телеком-компаний и интернет-сервисов. Как часто ты ездишь и насколько регулярные маршруты, есть ли штрафы, за что и в каком регионе, насколько велик риск угона в районе, где вероятнее всего паркуется автомобиль, какие были ДТП и когда, какой цвет машины и так далее. От человека нам нужен только правильный телефон и ГРЗ (государственный регистрационный знак), данные мы найдем сами.
Анализ этих параметров и учет сложных взаимосвязей между ними не предусмотрены классической андеррайтинговой моделью страховщика. Через пять лет это станет классической моделью, и кто ее не примет, уйдет с рынка. Мы хотим быть в тренде среди лидеров.
При этом нужно бороться с фродом, это серьезная составляющая тарифов. Убытки от мошенников, которых страховщик не умеет ловить, он перекладывает на честных потребителей. Благодаря огромному массиву данных, который мы анализируем, попасть к нам мошеннику гораздо сложнее. И в результате снижается цена для добросовестных страхователей — не нужно «платить за соседа».
Насколько мы это делать научились, сейчас проверяем. То, что уже успешно делают в мире и что мы также добавили — это когда фотографии для осмотра или для урегулирования убытка клиент делает в приложении, что еще больше уменьшает возможность фрода. Например, в случае урегулирования клиент присылает фото, сделанное через приложение с указанием места и времени. Далее он выбирает сервис из предложенных на карте, мы получаем заявку, предлагаем варианты, записываем его. В дальнейшем можно будет записаться самостоятельно через приложение.
Насколько мы это делать научились, сейчас проверяем. То, что уже успешно делают в мире и что мы также добавили — это когда фотографии для осмотра или для урегулирования убытка клиент делает в приложении, что еще больше уменьшает возможность фрода. Например, в случае урегулирования клиент присылает фото, сделанное через приложение с указанием места и времени. Далее он выбирает сервис из предложенных на карте, мы получаем заявку, предлагаем варианты, записываем его. В дальнейшем можно будет записаться самостоятельно через приложение.
— Кто целевая аудитория платформы Mafin?
— Это не только сегодняшние клиенты, но также и те, кому сейчас всего 15. Через пять – десять лет они станут его потенциальными потребителями. У нашего партнера шестилетняя стратегия развития, сегодняшним 15-летним уже будет 21, так что, возможно, их первые автомобили Mafin и застрахует. Но к тому моменту у них должно сложиться понимание, что эти продукты — инновационные, честные, без кавычек и мелких шрифтов.
— «Абсолют Страхование» тоже будет двигаться в направлении иншуртеха? Читала, что вы собираетесь сконцентрироваться на индивидуализации продуктового предложения в ближайшие три года. О чем здесь речь? Как раз о персонализации тарифов и предложении оптимальных услуг?
— Да, это оно и есть. У «Абсолют Страхование» очень хорошие компетенции в малом и среднем бизнесе в МО, и есть запрос на продукт для этой аудитории от Сбербанка.
Чем больше данных, тем больше возможностей для персонификации тарифов и вообще условий страхования. Идеальная модель — когда мы знаем, что клиенту нужно, и предлагаем не что попало, а услугу, которая ему будет полезна. И у клиента должно быть доверие к нам, чтобы он знал — мы не «впариваем» лишнее и не даем самый дешевый вариант только потому, что он подходит по цене. Мы подбираем оптимальный.
Мы хотим стать полезным партнером для потребителя своих услуг, а не просто получить деньги. Если ты становишься полезным, открытым, нужным, то на этом можно заработать.
Чем больше данных, тем больше возможностей для персонификации тарифов и вообще условий страхования. Идеальная модель — когда мы знаем, что клиенту нужно, и предлагаем не что попало, а услугу, которая ему будет полезна. И у клиента должно быть доверие к нам, чтобы он знал — мы не «впариваем» лишнее и не даем самый дешевый вариант только потому, что он подходит по цене. Мы подбираем оптимальный.
Мы хотим стать полезным партнером для потребителя своих услуг, а не просто получить деньги. Если ты становишься полезным, открытым, нужным, то на этом можно заработать.
Материалы по теме:
Новый Speed Dating: ищем технологии в страховании
«Инвестор хотел нас закрыть, но за 10 дней новый проект вырос на 7000%»
«Сдерживать поезд инноваций невозможно — он тебя снесёт». Председатель совета директоров «Доктор Рядом» Максим Чернин о цифровой медицине и иншуртехе
Бизнес в сфере страхования. Какое направление выбрать?
Новый Speed Dating: ищем технологии в страховании
«Инвестор хотел нас закрыть, но за 10 дней новый проект вырос на 7000%»
«Сдерживать поезд инноваций невозможно — он тебя снесёт». Председатель совета директоров «Доктор Рядом» Максим Чернин о цифровой медицине и иншуртехе
Бизнес в сфере страхования. Какое направление выбрать?
Людмила Чумак