Партнерский материал
Несвободная касса
Что ждет ресторанный бизнес с полным переходом на онлайн-кассы?




1 июля закончился тестовый период реализации поправок в Федеральный закон №54-ФЗ. Теперь все предприятия торговли и общественного питания обязаны применять кассовую технику с выходом в интернет и возможностью электронной передачи фискальных данных в налоговую службу. Еще на этапе подготовки закон вызвал неоднозначную реакцию в предпринимательском сообществе. Бизнес говорит о возможном росте издержек и надзорного бремени. Согласно другой точке зрения, автоматизация процессов, наоборот, приведет к сокращению ненужных расходов и потерь прибыли. Rusbase вместе с участниками ресторанной отрасли разбирается, что к чему.
Чтобы понять, в чем преимущества и недостатки нового закона, мы поговорили с профессионалами ресторанного бизнеса, которые по-разному относятся к введению онлайн-касс. Свои позиции объясняют петербургский ресторатор Сид Фишер и Андрей Звонарев, директор по продажам компании Quick Resto – поставщика решений для автоматизации процессов в ресторанном бизнесе. Здесь мы по пунктам разбираем основные претензии к закону 54-ФЗ и выясняем преимущества нововведений.
директор по продажам Quick Resto
ресторатор, совладелец The Hat Group

Андрей Звонарев
Сид Фишер
Шаг вперед или игра с шулером?
Авторы закона об обязательном использовании онлайн-касс, разумеется, ставили благие цели. Государство в лице налоговой службы должно получить более полную информацию о работе отраслей, качественно улучшить процесс сбора налогов, сократить оборот неучтенной наличности. А бизнес должен упростить процессы учета и обработки данных, избавиться от лишних проверок и даже увеличить прибыль, по мнению инициаторов реформы.

Андрей Звонарев утверждает, что новый закон прогрессивен и, в целом, положительно повлияет на ресторанный бизнес.
Андрей Звонарев
директор по продажам компании Quick Resto
54-ФЗ можно рассматривать с двух сторон, с более приземленной и субъективной (что от меня требуют, чем мне это грозит) и немного отстраненной, с попыткой рассмотреть влияние на отрасль в целом. Конечно, при первом приближении это дополнительные траты, замена одних форматов на другие и прочая бессмысленная деятельность. Однако стоит взглянуть шире и понять, что изменения эти не столько затрагивают представителей бизнеса по отдельности, сколько меняют правила взаимодействия всего бизнеса с государством. В основе этих изменений — прогресс. Например, возросший контроль — это не увеличение количества проверок. Ведь теперь налоговая придет лишь к тем, от кого в онлайне не поступает чеков, а остальные, наоборот, будут избавлены от лишних контактов с органами.
Немаловажным является и отказ от бумажной работы. Бизнес теперь будет экономить время и средства на простой и по большей части автоматизированной передаче данных. Покупатель же сможет получать электронные копии чеков, что является дополнительным инструментом контроля со стороны потребителя.

Ресторатор Сид Фишер уверен, что переход на онлайн-кассы ни к чему хорошему не приведет. Он сравнивает нынешнюю ситуацию с игрой в карты с шулером и бандитом.
Сид Фишер
ресторатор, совладелец The Hat Group
Представьте себе, вы сели играть в карты на интерес с малознакомым вам персонажем. Уточнили правила, поставили банк, раздали карты. После этого ваш партнер достает револьвер и кладет его на стол. Неприятно? А после этого, уже во время партии, говорит, мол, со следующей раздачи двойка старше туза. И начинается, каждый новый круг – новые правила. Неспокойно. Мало ли что еще ему в голову придет? Обидно то, что подобные нововведения вряд ли существенно отразятся на собираемости налогов, но существенно скажутся на издержках баров. Ведь количество работы, связанной с отчетностью, увеличивается, и, как следствие, увеличивается зарплатный фонд.
Впрочем, независимо от отношения к онлайн-кассам, стороны признают, что переход на новую систему учета в торговле и общественном питании резко изменил правила игры. Андрей Звонарев этот шаг называет «ультимативным инструментом обеления рынка», а хорошо это или плохо – каждый решает сам.
Во сколько это обойдется бизнесу
Как уже говорилось, бизнес в первую очередь опасается дополнительных расходов, а значит, снижения прибыли на определенном этапе. Компания Quick Resto продает комплексные решения для автоматизации процессов в ритейле и ресторанном бизнесе, поэтому здесь хорошо знают цену перехода на онлайн-кассы. И она не превышает 100 тысяч рублей.
Андрей Звонарев
директор по продажам компании Quick Resto
Конечный объем трат зависит исключительно от масштабов бизнеса, форматы особой роли не играют. Терминал для обслуживания гостей выглядит одинаково в кафе со столиками и, например, фудтраке. Стоимость полного набора, включая фискальный регистратор и POS-терминал, не превысит 100 тысяч рублей. Здесь сильно экономит средства использование обычных планшетов и «облачность» системы. ПО в большинстве случаев сегодня используется по модели SaaS. Например, наша система со всеми обновлениями и поддержкой будет обходиться пользователю от 2500 до 5000 рублей в месяц за терминал, в зависимости от тарифа. Модернизация текущего оборудования возможна, но, как показывает практика, все чаще выливается в покупку нового комплекта или компонентов.
Для предпринимателя важно и то, как быстро окупятся эти расходы. Андрей Звонарев утверждает, что автоматизация сама по себе может увеличить прибыль заведения на десятки процентов. А еще резко сократятся масштабы воровства – от него сейчас страдают все форматы общепита.
Андрей Звонарев
директор по продажам компании Quick Resto
Выводы о конечных суммах каждый ресторатор может сделать сам, спроецировав эти цифры на свой бизнес. Говоря о кейсах, можно привести в пример каждое заведение, автоматизированное нами или коллегами по цеху. На дворе уже не начало века, когда целесообразность автоматизации была под вопросом и она могла даже не окупиться. Сегодня вопрос так не стоит. Даже микробизнес, например, кофепоинт, уже редко встретишь без продвинутого учета и программ лояльности. Современным бизнесменам даже не приходится объяснять, для чего им это, достаточно показать, как этими инструментами пользоваться.
По мнению Сида Фишера, закон об онлайн-кассах можно было не принимать – достаточно было обеспечить выполнение существующих норм. А об окупаемости нового оборудования пока речи не идет. Теперь ресторатор намерен искать пути сокращения издержек.
Сид Фишер
ресторатор, совладелец The Hat Group
Придется искать пути, ведь менять формат не хочется», – говорит Сид.
При этом ресторатор воздерживается от комментариев о возможном использовании владельцами заведений «схем обхода» обязательного учета.
Что уже изменилось для рестораторов
На рынок общепита обязательное введение онлайн-касс повлияло в меньшей степени, чем на ритейл, говорит Андрей Звонарев. Дело в том, что многие рестораны и без того пользовались автоматизированными системами учета. Хотя и здесь в последний год переходного периода спрос на новые кассы и POS-системы вырос.
Андрей Звонарев
директор по продажам компании Quick Resto
Вопрос об увеличении спроса на онлайн-кассы не совсем корректен. До ФЗ-54 такого явления не существовало, а с его приходом эти кассы стали обязательны, так что тут не вопрос желания или выбора – внедрение POS-системы стало практически требованием… Но, конечно, нагрузка выросла достаточно ощутимо. Мы должны были помочь текущим клиентам перейти на новые ККМ и поработать с потоком тех, кто решил совместить замену кассы с переходом на новый уровень учета в заведении. В условиях дефицита новых накопителей и человеческой привычки делать все в последний момент период с марта по июнь 2017 года был довольно жарким для всей отрасли.
Те заведения, которые уже перешли на новую систему учета фискальных данных и оборудовались системами автоматизации, оценили преимущества. Помимо упомянутых – оптимизации расходов, снижения масштабов воровства, экономии времени на передаче данных – сюда относятся и менее очевидные факторы: повышение лояльности клиентов, улучшение качества обслуживания гостей.
Андрей Звонарев
директор по продажам компании Quick Resto
Это справедливо не только для нашего ПО, а для большинства систем автоматизации. Наше решение отличается от прочих тем, что мы первыми попытались сделать инструменты, ранее доступные только в сложных и дорогих системах, доступными для всех. Вывели бэк-офис в облако, а терминалы обслуживания на планшеты, сохранив при этом функциональность классических систем за сотни тысяч рублей. Большинству рестораторов новой школы такой подход пришелся по душе.
По мере внедрения новой контрольно-кассовой техники развенчиваются и сложившиеся мифы. Например, о том, что автоматизация в принципе сложна и непонятна.
Андрей Звонарев
директор по продажам компании Quick Resto
Большинство пользователей разбираются с постановкой на учет самостоятельно, потому что процедура в целом упростилась и не занимает много времени. Консультантов на каждом этапе тоже хватает – поставщики оборудования, ОФД, сервисы вроде нашего, в любом из этих мест подскажут, что делать дальше. Для тех же, кто с техникой совсем не дружит или не хочет разбираться, на рынке достаточно предложений организовать все «под ключ», так что сложность перехода на онлайн-кассы во многом надумана.
В свою очередь, Сид Фишер отмечает, что новые онлайн-кассы не заменили собой старую систему отчетности, а лишь дополнили и усугубили ее. Автоматизированная система учета могла бы быть прогрессивной, если бы не требования налоговиков, говорит ресторатор.
Сид Фишер
ресторатор, совладелец The Hat Group
Преимущества, возможно, были бы, если бы старая отчетность была упразднена или хотя бы облегчена. Единственное положительное новшество, которое приходит мне на ум, это создание единой базы названий напитков. Такой справочник действительно полезен. Полагаю, он сможет помочь в ведении управленческой учетности.
Первые результаты реформы
Пока в предпринимательском и экспертном сообществе спорят о преимуществах и недостатках поправок к 54-ФЗ, появились первые результаты реализации закона. Так, по данным Федеральной налоговой службы, в декабре 2017 года официально наблюдаемый объем розничной торговли вырос на 50%. То есть если до внедрения онлайн-касс ежемесячный объем ритейла в стране составлял порядка 1 трлн рублей, то в новых условиях – уже 1,5 трлн. Другими словами, 500 млрд рублей оборота были «выведены из тени» благодаря новой системе учета.

Андрей Звонарев говорит и об открывающихся возможностях технологического толка. Огромный объем информации, который сейчас аккумулируется операторами фискальных данных (ОФД), ждет своего применения.
Андрей Звонарев
директор по продажам компании Quick Resto
Сегодня, находясь в самом начале этого процесса, мы уже имеем приложения для покупателей, позволяющее проверять и сохранять чеки. Появляются сторонние приложения для анализа расходов и кэшбэка. И это только сторона покупателя. ОФД уже аккумулировали огромный объем данных, осталось лишь найти им правильное применение. Подумайте сами, данные о каждом проданном товаре доступны в большом массиве, для обработки. Это колоссальные возможности для изучения рынка, аналитики, прогнозирования. Большие сети и одиночные предприятия смогут изучить своего покупателя, скорректировать предложение и найти свою нишу.
Андрей Звонарев считает, что все эти возможности реализуемы, только если новые инструменты будут работать в интересах рынка, а не отдельных его участников. С этим согласны и в ФНС – налоговики признают, что ценность собираемых сведений огромна, поэтому операторы фискальных данных пока могут использовать информацию только в целях статистики. Сейчас законодатели готовят новые поправки в 54-ФЗ с целью урегулировать использование фискальных данных в аналитических целях.

В преддверии же окончательного перехода на онлайн-кассы игроки рынка констатируют, что техническое перевооружение ресторанного бизнеса и ритейла в целом состоялось. Остается наблюдать, к чему это приведет.
Партнерский материал

©Rusbase, 2018
Автор: Наиль Байназаров

Фото на обложке: Unsplash



Екатерина Бороздина

Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.