Самые горячие инструменты торговли в XXI веке
Один из крупнейших ритейлеров США на протяжении многих лет охватывал всю территорию страны и выпускал 800-страничные каталоги, а люди ждали их с нетерпением, чтобы заказать товары с доставкой на дом.
Сеть магазинов Sears считается одним из прародителей e-commerce, ей больше 100 лет, она пережила две войны и была новатором для своего времени, но сегодня доживает свой век. Почему?
В какой-то момент ритейлер потерял общий язык с современными клиентами, перестал меняться и не нашел себя в новом мире высокотехнологичного ритейла. Что нужно знать современному магазину, чтобы не повторить путь Sears?
О самых горячих инструментах торговли в XXI веке рассказывает Сергей Галеев, генеральный директор AddReality.
AI-ритейл – это как?
Ритейл — одна из первых отраслей, которые активно начали экспериментировать с самообучающимися алгоритмами. Именно в ритейле эффект ИИ заметен наиболее ярко, а технология может быть применена в самых разных областях.
ИИ помогает управлять товарными запасами. Например, оптимизировать хранение скоропортящихся товаров на складе или точно спрогнозировать количество требуемых товаров в зависимости от географии или сезона.
Системы ИИ также анализируют поведение потребителя в магазинах бренда и в онлайне, где человек совершает покупку: когда он это делает, сколько денег он тратит, что он покупает и вместе с чем. В дальнейшем это поможет сделать потребителю наиболее интересные и индивидуальные предложения и построить омниканальный маркетинг.
Machine learning, в сочетании с другими новыми технологиями (например, Digital Signage), умеет интерактивно общаться с покупателями. Например, магазин может «узнать» вошедшего покупателя (применив технологию Face Recognition), таргетировать именно на него рекламные сообщения и захватить внимание.
Система Lift&Learn, которая работает по принципу «возьми и узнай», сразу покажет потребителю digital-ролик с подробной информацией о товаре, взятом с витрины – и все это без участия продавца.
AI может даже предупреждать мошеннические схемы и инциденты – кражи, взломы. Например, с помощью технологии распознавания лиц, система анализирует базы силовых ведомств и идентифицирует потенциального преступника за доли секунды.
Как вернуть онлайн-покупателей в магазины
В онлайн-рекламе большие данные уже давно и успешно используются — в основном для таргетинга. Когда вы листаете ленту в Facebook, около 10 тысяч параметров влияют на то, что вы увидите дальше.
Показ рекламы тоже не происходит стихийно. В момент загрузки web-страницы ресурс отправляет ваши cookies на RTB (Real Time Bidding – площадку для закупки рекламы в реальном времени на основе аукциона), где за доли секунды система, на основе проанализированных данных, выбирает рекламу, которую вам сейчас покажут.
Данные о результатах показа рекламы моментально отправляются обратно в систему статистики RTB и анализируются рекламодателями. Чем больше данных об аудитории, тем больше возможностей персонализировать рекламные сообщения, повышать их эффективность и снижать «рекламный шум».
Офлайн-ритейл начинает активно использовать инструменты онлайн-торговли
Например, привязка к показам онлайн-рекламы геотаргетинга Google увеличивает вероятность покупки в офлайне в 5 раз. 26% показов рекламы в Facebook приводит к реальной покупке, и это весьма неплохие показатели.
Помимо повышения продаж, ритейлеров привлекает в цифровых инструментах возможность сделать затраты на маркетинг более прозрачными, получать четкую оценку эффективности и легко оптимизировать или перенастраивать рекламные кампании. Время дорогих рекламных щитов на улицах постепенно уходит в прошлое: бренды идут туда, где ИТ-инструменты помогают «оцифровать» все процессы и результаты.
Что за ИТ-инструменты?
В ритейле применяются три основных алгоритма машинного обучения:
- кластеризация, или clustering;
- коллаборативная, или совместная фильтрация (collaborative filtering);
- market basket analysis – анализ чеков.
1. Кластеризация
Упрощенно говоря, это сбор и статистическая обработка данных, которые потом упорядочиваются в однородные группы по тому или иному признаку.
Например, представьте, что вы бросаете конфеты на стол. Они падают и располагаются на столе хаотично, случайным образом формируя группы. Ваш следующий шаг – взять отдельные конфеты и распределить их по определенным признакам по устойчивым группам (например, круглые конфеты в красной обертке).
Молодые женщины до 25 лет без детей, интересующиеся спортом – пример такого отдельного покупательского кластера. Принцип кластеризации – данные должны быть сравнимы между собой.
2. Коллаборативная фильтрация
Это метод построения рекомендаций на основе уже известных вам предпочтений групп пользователей. Человек совершает одно действие, потом второе, третье – и система уже может предугадать его четвертый шаг, потому что первые три повторяют шаги других пользователей из определенной группы.
Например, работает Apple Music и подобные ему сервисы, определяя ваши музыкальные предпочтения. При этом существует подход, когда мы идем не от покупательского поведения, а от самого товара – такую модель придумал Amazon: товар не понравился другим пользователям из вашей группы, значит, скорее всего, он не понравится и вам.
3. Анализ данных потребительской корзины
Для предсказания следующей покупки система анализирует данные потребительской корзины: список приобретенных товаров, перечень и характеристики транзакций, паттерны покупательского поведения – например, какие товары обычно покупаются в связке, цепочки покупок, сезонные факторы.
Искусственный интеллект категоризирует покупательское поведение и переводит их в инсайты, подсказывая ритейлеру варианты таргетирования рекламы, оптимального расположения товаров, планировки магазина, кросс-продаж.
Не онлайн и не офлайн
По данным IHL Group, розничная торговля продолжает процветать во всем мире: статистически сети открывают больше точек, чем закрывают. Разговоры об упадке офлайн-розницы связаны, как правило, именно с потерей контакта с покупателем – она часто не выдерживает конкуренции с онлайном, и закрываются те магазины, у которых не развивается e-commerce направление и никак не применяются digital-технологии в маркетинге и продажах.
Онлайн-площадки, которые успешно ведут деятельность в интернете, напротив, часто открывают свои офлайн-точки (как Amazon или AliExpress) – успех современного ритейла зависит от того, насколько тесно взаимодействие бренда с покупателями, насколько хорошо он их знает и может ли трансформировать свой бизнес в соответствии с этими знаниями. А именно в этом онлайн-торговля опережает своих более крупных офлайн-собратьев.
Будущее ритейла зависит не от площадки, а от подхода и используемых инструментов. Если вы переезжаете в другую страну, вы начинаете говорить на языке ее жителей. Так почему же бизнес должен являться исключением из правил?
Материалы по теме:
FashionTech Map: 44 участника рынка
Как предпринимателям сэкономить на внедрении умных касс
Компьютерное зрение для поиска контрафакта в интернете — опыт Brand Monitor
Почему надо инвестировать в развитие персонала, а не в автоматизацию (и не слушать экспертов)
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Популярное
Материалы по теме
-
Пройти курс «Наличка: как использовать, чтобы не нарушить 115-ФЗ»
- 1 Выручка российской «дочки» южнокорейской LG выросла на 12% в 2024 году Из-за роста закупок у LG Electronics 17 марта 20:20
- 2 Суд признал ритейлера одежды Noun банкротом Компания должна кредиторам 240 млн рублей 17 марта 18:29
- 3 ФАС предложила «Вкусвиллу» и «Азбуке вкуса» ограничить наценки на продукты Аналогичные предложения получили «Лента», Metro, «Магнолия», «Верный» и Spar 17 марта 17:00
- 4 Versace продлила регистрацию табачного бренда в России Исключительные права компании будут действовать до июня 2035 года 17 марта 16:53