Стартап-разбор:
как составить презентацию для инвестора
В новой рубрике «Стартап-разбор» Rusbase совместно с Бизнес-инкубатором ВШЭ разбирают проблемы начинающих предпринимателей на примере конкретных стартапов. Эксперт рубрики — Михаил Эрман, директор Бизнес-инкубатора ВШЭ, в прошлом — ИТ-разработчик и стартапер.





В этом выпуске Михаил расскажет о том, как сделать презентацию проекта для инвестора, которая точно сможет привлечь его внимание.
Вопрос №2
Добрый день, меня зовут Станислав, я выпускник Вышки 2003 года.

Я с коллегами занимаюсь разработкой озонатора. Это известный прибор, который широко применяется в мире при решении вопросов водоподготовки/водоочистки (и не только).

Наш озонатор при невысокой себестоимости и высокой технологичности обладает существенно лучшей по сравнению с мировыми аналогами энергоэффективностью — ключевым параметром себестоимости получения озона. Казалось бы, вопросы доступности качественной питьевой воды, очистки сточных вод стоят во всем мире очень остро, и озон их может эффективно решать, и чем дешевле он будет, тем лучше!

Но из 20-30 разосланных во все концы света писем так ни одного ответа на инвестпредложение получено не было. Вот и основная и, наверное, банальная проблема. Может быть рынок мал? Может показатели проекта невысоки? Недостаточно четко указаны преимущества нашего прибора? Помогите разобраться, коллеги!
Ответ Михаила Эрмана

Здравствуйте, Станислав! На самом деле холодные письма на общие почты фондов редко приводят к результату в виде начала обсуждения с инвесторами. Дело в том, что через публичные каналы коммуникаций на инвесторов падает большое количество информации и нерелевантных для них предложений — могут пропустить ваше письмо.
Выход — стремиться к личному знакомству с инвесторами. Посещать бизнес-конференции и подходящие события, можно идти в акселераторы и инкубаторы, искать тех, кто сможет порекомендовать или поделиться личными контактами, искать и писать на LinkedIn.
Что касается самой презентации, то в ней инвестор хочет увидеть ответы на два вопроса:

  • Как он может заработать в случае сделки

  • Какие риски есть на пути реализации планов
В вашей презентации недостаточно данных для ответа на оба вопроса:

1. Предложение для инвестора сформулировано нечетко: нет конкретного объема инвестиций, и то, что получит инвестор после вложения средств. Также отсутствует информация, необходимая для расчета потенциальной прибыли инвестора, например, капитализации компании на момент выхода инвестора из проекта.

2. Размытые планы (все они указаны в диапазоне, а не в точных значениях), что не позволяет оценить риски.

3. Отсутствуют данные, позволяющие оценить риски: компетенции и опыт команды, конкретные результаты на текущий момент времени за исключением статуса разработки продукта, планы развития компании.

4. Статьи расходов, на которые будут направлены инвестиции, также не содержат конкретики.
Кроме того, тизер содержит ряд ошибок с точки зрения предложения для венчурных инвесторов.

1. Срок окупаемости проекта — не та информация, которая интересует венчурные фонды, а в отсутствии продукта и продаж он не имеет обоснования. Лучше приводить данные об изменении капитализации компании.

2. Инвестиции запрашиваются на закрытие сразу нескольких стадий развития компании: доработки продукта, запуска производства, вывод продукта на рынок. В венчурных инвестициях эти стадии закрываются несколькими раундами. Для посевных инвестиций запрашиваемый чек высоковат, а для более поздних раундов ваша стадия слишком ранняя.
В целом процесс поиска инвестора аналогичен поиску клиентов — то, о чем я писал в предыдущем разборе. Нужно понимать потребности инвестора, как он принимает решения, в каких каналах можно на них выйти и так далее. Проделав эту работу и следуя рекомендациям, вы сможете выйти на инвесторов и привлечь деньги.
Удачи! И до встречи в следующем выпуске.
Полина Константинова

Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.