Rusbase

Скорая техпомощь: как технологии изменили поисково-спасательные миссии

13 апреля 2020



Когда происходят стихийные бедствия, техногенные катастрофы, аварии на промышленных предприятиях и обрушения городских инфраструктурных объектов, первые несколько часов имеют решающее значение. И не только в этих случаях — люди могут заблудиться в лесу, горах, оказаться в открытом море. Если дело доходит до спасения жизней, ключевую роль может сыграть использование передовых технологий.

Рассказываем, как развивать бизнес в сегменте search and rescue на российском рынке и что используют спасатели в России и за рубежом, чтобы помочь тем, что попал в беду.
Что придумало человечество
для спасения людей
В 1991 году по инициативе международных команд спасателей, которые отреагировали на землетрясения в Армении в 1988 году и Мехико в 1985 году, была основана Международная поисково-спасательная консультативная группа (INSARAG). Эта организация ООН содействует обмену информацией между национальными городскими поисково-спасательными организациями и координации на местах при ЧП.

Типы инцидентов, требующих поиска и спасения людей, в разных странах различаются. Тем не менее, в каждом из регионов большую роль играют новые и усовершенствованные технологии, которые повышают как безопасность самих спасателей, так и общую эффективность при проведении поисково-спасательных операций.
Улучшение связи и новые приложения
Рынок search and rescue сегментируется на оборудование для планирования спасательных операций и связи, поисковое, медицинское и техническое оборудование. Коммуникация — одна из сфер, в которой произошли кардинальные улучшения. С помощью мобильных телефонов и других девайсов можно позвать на помощь практически из любой точки планеты и сориентироваться на местности.

Если и специализированные системы: например, geoDVR от Remote GeoSystems дает возможность просматривать, записывать и геотегировать (определять координаты географической точки и устанавливать метку на карте) многоканальное HD/IR-видео в реальном времени с помощью Live Moving Maps. В отличие от традиционных систем видеозаписи, системы geoDVR записывают видео с данными о географическом местоположении с привязкой ко времени с помощью GPS. Данные нужны спасателям, чтобы принять оптимальное решение о том, где и как использовать ресурсы, исходя из точного местоположения людей и степени опасности. Благодаря возможности сопоставлять и записывать информацию и удаленно обмениваться ей, спасательные миссии вышли на новый качественный уровень.
Беспилотники
«Беспилотники спасли жизни как минимум 279 человек в мире, — объявил Ромео Дюршер, директор по интеграции общественной безопасности DJI на AirWorks 2019. – И эта цифра наверняка очень занижена, так как это лишь официально задокументированные случаи, при этом многие инциденты не были зарегистрированы и не упоминались в популярных мировых СМИ».

В последние годы беспилотники стали чаще применяться для поддержания общественной безопасности и поисково-спасательных операций. Возможно, самым ярким примером этого было использование дронов во время и после пожара 2019 года в соборе Нотр-Дам в Париже.

DJI Technology — один из пионеров и лидер рынка беспилотных летательных аппаратов, инноватор на рынке дронов, контроллеров для БПЛА и оборудования для стабилизации видеосъёмки. Их беспилотники серии Agras впервые использовали для дезинфекции областей, потенциально зараженных коронавирусом в Китае при попытке сдержать вирус; для распыления специальной жидкости на рисовые поля Танзании, предотвращая распространение малярии; доставки лекарств в отдаленные районы Доминиканской Республики, где люди часто гибнут, не получая необходимой медицинской помощи.

С беспилотниками китайских производителей успешно конкурируют американские аппараты, например, дроны-спасатели компании Zipline, которые доставляют донорскую кровь и медикаменты в Руанде; мультикоптеры компании 3D Robotics; современная поисково-спасательная беспилотная авиационная система C-astral (Словения); продукты ТМ Heliguy (Великобритания), которые взяли на свое вооружение более 40 аварийных служб Великобритании и полиции; и многие другие бренды.
Источник: Heliguy twitter
Современные дроны отличаются компактным дизайном, улучшенной стабилизацией, некоторые модели оснащены мощными портативными тепловизионными камерами. Они способны нести несколько полезных грузов, например, детектор утечки газа или прожекторы. Могут летать в сложных дневных условиях, таких как туман и дым, и ночью, и позволяют выбирать разные интеллектуальные режимы отображения данных, объединять информацию с визуальных и тепловых камер для обнаружения деталей, которые не видны невооруженным глазом, назначать определенные диапазоны температур для более высокого контраста и лучшей видимости. Эта функция дрона помогает в поисковых и спасательных миссиях находить людей в густом лесу, а пожарным — определять горячие точки при пожарах.

Беспилотники предлагают множество возможностей для различных задач, от наблюдения до поиска и спасания, поэтому так ценятся службами экстренной помощи и волонтерами.
Медицинское оборудование
Argodesign
Источник: Fast Company
На рынке медицинского оборудования для search and rescue тоже достаточно ярких примеров. В частности, летающая скорая помощь от дизайнерской фирмы Argodesign (США, Нидерланды) наглядно демонстрирует, как можно оказывать экстренные медицинские услуги в перегруженной городской среде. Такая машина может приземлиться практически в любом месте, так что человека доставят в больницу максимально быстро.

Система обнаружения сердцебиения и дыхания X3Finder предназначена для военных, сотрудников правоохранительных органов и поисково-спасательных служб. Она разработана американской компанией SpecOps Group Inc. специально для ликвидации последствий глобальных катастрофических событий, в результате которых рушатся здания и прочие инфраструктурные объекты.

Этот медицинский девайс дает важную информацию о присутствии жизни и ее местонахождении: обнаруживает признаки жизни на открытой местности (до 91 м), видит сквозь стены (толщиной до 46 см) и здания, сканирует туннели, пещеры, контейнеры и грузовики. Устройство работает удаленно и может сканировать до 12 часов подряд.
Медицинское оборудование — один из самых высокотехнологичных сегментов мировой экономики. В этой сфере постоянно внедряются новейшие инженерные разработки. Тем не менее, как показали последние события, его всё равно не хватает.

COVID-19 уже охватил весь мир, так что сообщество 3D-печати отреагировало на эту угрозу. Столкнувшись с нехваткой медицинского оборудования на севере Италии, команда инженеров и местных производственных компаний lonati и FabLab вызвались быстро изготовить на 3D-принтере респираторные клапаны для пациентов, больных коронавирусом. Сотрудники Prusa Research (Прага, Чехия) также начали использовать крупнейшую в мире 3D-типографию для производства медицинского оборудования.

На помощь также пришли автоконцерны — так, правительство Германии уже обратилось к немецким автоконцернам с запросом о возможности временного изготовления медицинского оборудования на их производственных мощностях. Подобные планы есть и в США, где с автоконцернами обсуждается возможность организации производства аппаратов искусственной вентиляции легких. В России свои мощности для производства ИВЛ готовы предоставить, например, в «НПО «СтарЛайн», которые занимаются производством умного охранно-телематического оборудования для защиты автомобилей.
Роботы
Иногда посылать в зону бедствия спасателей-людей нельзя. В таких случаях роботы идут, летят или плывут на помощь.

Во время терактов 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке спасательных роботов впервые испытали в реальных условиях для поиска жертв и выживших. Их отправили в руины Всемирного торгового центра, где они постоянно застревали или ломались. С тех пор многое изменилось, появились новые идеи и разработки, но без государственной поддержки технологии для этих устройств чаще всего слишком дорогие. Тем не менее, такие роботы очень важны в ликвидации последствий стихийных бедствий или техногенных катастроф. Поэтому в мире множество компаний работают над новыми технологиями в этой сфере.

Один из самых знаменитых в мире аварийно-спасательных роботов — Atlas производства компании Boston Dynamics. Человекоподобный робот обладает одной из самых компактных мобильных гидравлических систем в мире. Также привлек к себе внимание огнеупорный, водонепроницаемый робот-спасатель французской компании Shark Robotics: весь мир наблюдал, как он помогает пожарным Парижа остановить огонь, уничтожающий Нотр-Дам.
Colossus от Shark Robotics
Источник: Independent
Сравнительно менее известный, но не менее полезный беспилотный водно-спасательный робот Dolphin — первый продукт компании Ocean Alpha, выпущенный в Северной Америке. Ocean Alpha является глобальным поставщиком беспилотных наземных и водных спасательных транспортных средств, их продукцию покупают государственные и коммерческие организации в разных странах мира. Компания разработала более 25 продуктов в этой области и получила 92 патента.

Dolphin-1 — это умное, плавучее, беспилотное, работающее от батареи, дистанционно управляемое спасательное устройство, способное с помощью различных датчиков в трехмерном пространстве собирать данные и транспортировать людей или оборудование в безопасное место. «Дельфин» может работать в суровых условиях, окружающих нефтегазовые морские платформы в открытом море, где бывает проблематично использовать пилотируемые средства или водный транспорт.
Арсенал российских спасателей
Что используют российские спасатели? Есть ли у них дроны, роботы и лодки-амфибии?
Дроны
«Беспилотные летательные аппараты хорошего качества сейчас действительно "широко шагают по планете". В доступе у поисково-спасательных отрядов и ведомств есть надежные аппараты, которые под управлением оператора, автономно, с большим радиусом охвата позволяют искать людей. Но пока беспилотники являются именно вспомогательным инструментом, помогающим при понятном зонировании и методологии поиска. И это очень серьезное их ограничение. Хотя стоит отдать должное БПЛА — с их появлением поиск людей упростился».

Никита Калиновский
генеральный директор INTEC Group, эксперт проекта «Одиссея»
Кроме того, существует ряд ограничений на использование дронов. Часто деятельность операторов БПЛА подлежит лицензированию, требует получения дополнительных разрешений, что, с одной стороны, усложняет их применение в поиске людей, с другой — обеспечивает безопасность.

Есть и хорошая новость: 3 февраля 2020 года правительство России разрешило запускать легкие беспилотники (массой до 30 кг) без получения разрешения на полет. Пункт №52 соответствующего постановления разрешает полеты в пределах прямой видимости от оператора в светлое время суток на высоте не более 150 метров. Однако летать все равно запрещено над районами любых аэродромов, зонами, запретными для полетов, местами проведения публичных мероприятий. В таких случаях владельцам дронов придется получать временное разрешение на использование воздушного пространства. Регистрировать надо все беспилотники взлетной массой более 250 граммов. После этого необходимо будет собрать все документы (список есть на сайте Росавиации) и направить их в агентство письмом по почте (или принести пакет в Росавиацию лично).

Кроме того, в этом году в Арктике должно начаться тестирование первой в мире системы управления трафиком беспилотных воздушных судов и одновременно защиты наземных объектов от дронов — RUTM. О создании национальной системы управления дронами сообщил Минтранс России.

Радиомаяки
Победитель проекта «Одиссея», капитан команды «Стратонавты» Денис Ефремов рассказал нам про мобильный поисковый комплекс, который доставляется в зону поиска и является, по сути, штабом поисковой операции. Штаб оборудован приёмо-передающей аппаратурой с рабочими местами для операторов, которые управляют поисковым оборудованием, получают и обрабатывают информацию. В составе комплекса — беспилотники с бортовыми видеокамерами высокого разрешения и тепловизорами, система радиомаяков для поисково-спасательного отряда и аэростаты с ретрансляторами радиосигнала. Организация радиосети между всеми устройствами, задействованными в поиске, позволяет координировать несколько технологий поиска для достижения лучшего результата. Каждый маяк передает радиосигнал, что позволяет работать на большой площади. Это важно в условиях густого леса, города и в зонах с высоким уровнем помех.

«Новые подходы в передаче и обработке радиосигналов увеличили надежность связи с маяками. Кроме того, топология системы, возможность каждого маяка работать в качестве базового устройства и отображать на экране телефона/планшета всю карты зоны поиска делает систему более универсальной. Систему радиомаяков можно использовать для ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф, там, где необходимо мониторить людей и технику в тяжелых условиях. Технология "маяк-ретранслятор" обеспечивает надежный мониторинг и управление людьми и оборудованием», — рассказал Денис Ефремов.

Систему может установить и использовать даже один человек. Чтобы научиться устанавливать маяки, нужно не больше часа.
Технологии МЧС
Беспилотники

Как рассказала Rusbase пресс-служба МЧС России, подразделения МЧС активно используют современные технологии и поисково-спасательную технику. Среди них — беспилотные авиационные системы самолетного типа, применяемые для мониторинга состояния территорий, а также системы вертолетного типа для контроля состояния объектов. Беспилотники оснащены средствами фото- и видеофиксации, а также специализированным оборудованием (средствами радиационной разведки, тепловизорами, приемо-передающими устройствами систем связи).

Роботизированные комплексы

Также на вооружении МЧС России есть роботизированные комплексы различного назначения (водяного, газоводяного и порошкового пожаротушения, радиационной и химической разведки, для транспортировки опасных предметов и проведения пиротехнических работ), которые зарекомендовали себя в спасательных операциях и тушении сложных пожаров.

В 2020 году завершится разработка двух приборов для поиска пострадавших в завалах зданий и в снежных лавинах. Приборы помогут сократить время поиска пострадавших и более точно определить их расположение.

Суда-амфибии

Авиация МЧС России использует воздушные суда-амфибии Бе-200ЧС. С помощью этих «летающих лодок» уже спасают человеческие жизни и тушат природные пожары. Более подробно с деятельностью робототехнических комплексов можно ознакомиться в ЦСООР «Лидер» МЧС России.

Медицинское оборудование

Пресс-служба МЧС РФ: «Специалисты Всероссийского центра экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова создали реанимобиль скорой медицинской помощи, дополнительно оснащенный установкой экстракорпоральной мембранной оксигенации (ЭКМО — специальный метод лечения, при котором используются искусственные сердце и легкое для временной поддержки жизни пациента. — Прим.), дефибриллятором и системой телемедицины. Всё это помогает оказывать квалифицированную помощь тяжело пострадавшим и поддерживать жизнь при их транспортировке с места происшествия».

На сегодня специалисты ВЦЭРМ выполнили 21 случай ЭКМО, из которых 16 сопряжены с медицинской эвакуацией, в том числе 11 — авиационным транспортом. Медицинская служба Отряда «Центроспас» эксплуатирует передвижной госпиталь, который применялся для помощи пострадавшим в крупных ЧС в России за рубежом. Также специалисты службы разработали и внедрили специализированные медицинские модули для транспортировки пострадавших авиационным транспортом.
Российские производители
«спасательной техники»
Какие компании работают над продукцией для сегмента search and rescue в России?

По словам Александра Якутова, к.т.н., директора по проектам Департамента развития и продвижения технологических конкурсов и инициатив Фонда «Сколково», в России развитие робототехники началось во время ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы. Сейчас возглавляют список по количеству робототехнических комплексов Минобороны, Росгвардия, МВД и МЧС, где применяются наземные, воздушные и подводные комплексы.
«Задача воздушных не-военных РТК — не только фото- и видеофиксация, но и поиск и мониторинг внешних условий, например, уровня радиации. Наземные комплексы тоже чаще всего узкоспециализированные; помимо мониторинга решают задачи манипуляции объектов, контейнирования и так далее. Подводные применяются для поиска и проведения элементарных операций. Также имеются разработки по подземной робототехнике для шахтах, пещер. И это только вершина айсберга. Продолжать список можно бесконечно. Кто-то создает составные части роботов, кто-то — роботов целиком. Но чаще всего это продукт кооперации. Одни дают энергетическую установку, другие — связь, третьи — техническое зрение».

Александр Якутов
Директора по проектам Департамента развития и продвижения технологических конкурсов и инициатив Фонда «Сколково»
Среди российских производителей технологий для сегмента search and rescue:
ЦНИИ РТК – инновационная компания, крупнейший исследовательский центр России в области роботостроения специального назначения. Ключевые компетенции:

  • создание мобильных робототехнических комплексов и транспортно-манипуляционных систем с широким диапазоном целевых функций;
  • разработка медицинских аппаратно-программных комплексов для экстренного восстановления кровообращения и реабилитации донорских органов;
  • разработка систем технического зрения, радиационного мониторинга и контроля.

АО ВНИИ «Сигнал» — одно из крупнейших предприятий города Коврова, Владимирская область, более 60-ти лет ведущее научно-исследовательскую и производственную деятельность в сфере вооружений, военной техники и продуктов гражданского назначения (системы навигации и топопривязки; электрогидравлические системы управления и гидромашины; робототехника и другие).

МГТУ им.Баумана — национальный исследовательский университет Министерства науки и высшего образования РФ. Проводит научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Создает образцы технологий и техники: транспортные средства и системы, энергетические системы, системы мониторинга, диагностики, досмотра, биомедицинские технологии, биологические сенсоры, роботов для хирургии, робототехнические комплексы.

Zala group — компания-ровесница беспилотной индустрии в России. Единственный в России разработчик и производитель комплексной среды, которая включает беспилотные воздушные суда, целевые нагрузки, наземные станции управления, средства связи, программное обеспечение, мобильные комплексы. Все элементы образуют гибкую систему, которая проектируется индивидуально под задачи заказчика. На сегодняшний день это более 1000 беспилотных комплексов, которые успешно применяются во всем мире.

СКТБ ПР — специальное конструкторско-технологическое бюро прикладной робототехники выполняет ряд опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ по разработке и созданию:

  • медицинских манипуляторов различного назначения;
  • новейших типов робототехнических комплексов и систем;
  • специального оборудования для робототехнических комплексов.

НПО «Андроидная техника» — магнитогорское научно-производственное объединение специализируется на разработке, производстве, обслуживании робототехнических комплексов различного назначения, сенсорных, приводных систем и программного обеспечения.

Avrora Robotics — рязанская инновационная компания, специализирующаяся на робототехнике и системах автономного управления транспортными средствами. Разрабатывает программное обеспечение, которое позволяет сделать уже известную технику и транспортные средства беспилотными.

ООО ЮВС АВИА — предлагает готовые решения, включающие не только сам беспилотный аппарат, но и станции управления, программное обеспечение, полезную нагрузку и аксессуары для решения сложных и многоуровневых задач с помощью беспилотных авиационных систем. Выпускает сверхлегкие беспилотные летательные аппараты вертолетного и самолетного типа. В комплект беспилотного комплекса могут входить базовые станции, полезная нагрузка и различные аксессуары.

По данным пресс-службы МЧС России, в отечественной пожарно-спасательной отрасли работает свыше 1500 предприятий, крупнейшие из которых принимают участие в ежегодном Международном салоне средств обеспечения безопасности «Комплексная безопасность». На этом мероприятии в 2019 году были представлены результаты работы 268 организаций-производителей пожарно-спасательной продукции.
Проект «Одиссея»
Отдельного внимания заслуживает проект «Одиссея» — первый в России технологический конкурс, направленный на решение проблемы поиска пропавших в лесу. Запущен благотворительным фондом АФК «Система» в 2018 году и за полтора года сумел объединить более 1000 энтузиастов по всей стране. По условиям «Одиссеи», команды-участники должны были предложить техническое решение, способное найти человека, потерявшегося в лесной среде, без источника связи, быстрее, чем за 10 часов, при любой погоде и в любое время суток.

Проект также поддержали министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, МЧС, ведущие технологические компании, крупнейшие поисково-спасательные отряды и научное сообщество. К инициативе присоединилось более 40 экспертов из различных областей, в том числе из поисково-спасательных отрядов «Лиза Алерт», «Ангел», компаний VisionLabs, Segezha Group, Сбербанка, «Кронштадт Аэро», Университета Иннополиса, венчурного фонда Sistema_VC и других.

В 2019 году проект «Одиссея» стал обладателем высшей награды в области развития коммуникаций «Серебряный лучник» в номинации «Корпоративная социальная ответственность» и вошел в число лучших технологических инициатив, представленных президенту РФ.
«Стратонавты»
Денис Ефремов, капитан команды «Стратонавты» (Москва): «На старте конкурса из условий исключили требования по стоимостной оценке прототипов, так как эти оценки носят очень субъективный характер. Компоненты одного маяка стоят 5-20 тысяч рублей в зависимости от комплектации, а написание программного обеспечения заняло 3 месяца работы нескольких человек, а это больше миллиона рублей затрат».

В качестве носителя маяков, которые стали основой комплексного решения, выбрали дроны DJI Mavic (цена от 65 тысяч рублей в зависимости от комплектации, с тепловизором — от 275 тысяч рублей). Сбрасываемые маяки имеют GPS и радиомодуль, а также светозвуковую сигнализацию. Снизить стоимость системы можно за счет организации серийного производства элементов системы (корпусов, печатных плат с монтажом радиоэлементов и так далее).

Сейчас производство — опытное, в условиях отраслевой лаборатории. Более крупные закупочные партии компонентов позволят существенно снизить стоимость элементов системы в целом.
MMS Rescue
Алексей Флоров, член команды MMS Rescue (представили комплекс, состоящий из БПЛА с оптической системой поиска и ПО для автоматического обнаружения людей, а также поисково-спасательных маяков): «Пока простых проектов не было, даже участие в проекте "Одиссея" потребовало на несколько месяцев оставить все задачи и сконцентрироваться на его реализации. Тем не менее, этот конкурс был очень полезным для бизнеса, сообщества в целом, да и для команды. Он помог открыть новые возможности наших беспилотных аппаратов, сплотил ребят и помог найти новых друзей».

Себестоимость маяка команды MMS Rescue составляет около 1 500 рублей. Компоненты — общедоступные, их можно купить в магазинах, торгующих радиодеталями.
«Вершина»
Алексей Гришаев, капитан команды «Вершина» (Санкт-Петербург): «Решение команды "Вершина" представляет собой устройство, которое в качестве полезной нагрузки крепится к БПЛА. Состоит из камеры, тепловизора и микрокомпьютера. Программное обеспечение устройства, включающее в себя элементы MV/AI, позволяет обнаружить человека в сложных условиях, в том числе под деревьями, а также получить фотоснимок и точные координаты. Стоимость составляет 680 тысяч рублей».
Специфика рынка
Специфика рынка технологий для поисково-спасательных работ России — узконаправленность. Поэтому и продукты чаще всего не масштабируемые, а для решения конкретных задач.

Александр Якутов: «Чаще всего закупка идет по результатам проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых по заказу федеральных органов исполнительной власти. Производят робототехнические комплексы (РТК), как правило, НИИ или стартапы, возглавляемые выходцами из этих НИИ. Пожалуй, самый простой способ развития стартапа в этой отрасли — разработка универсальных элементов, составных частей, которые можно интегрировать на разные РТК. Например, установка устройств на готовые беспилотные системы, способные автоматически мониторить с воздуха и детектировать потерявшихся людей в лесу или выявлять незаконные врезки в трубопроводы».

Николай Находкин, капитан команды-финалиста проекта «Одиссея»: «В Якутии есть инициативная группа спасателей из ветеранов и действующих сотрудников Службы спасения Якутии. В связи с экстремальным климатом мы были просто вынуждены на общественных началах придумывать новые решения для проведения поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ в условиях Арктики. У нашей команды 7 патентов РФ на изобретение и 5 — на полезные модели. Многие разработки используют на практике без оформления, так как спасателям неинтересно тратить время и нервы на оформление патентов. Очень сложно их внедрять. Например, лет 8 назад мы сделали радиоуправляемый спасательный снаряд вместо спасательного круга. Его можно бросать с палубы или с берега. И он на большой скорости несется к утопающему; управляется джойстиком. Пока внедряли, их начали делать американцы и китайцы».
Тонкости стартапостроения
Какие моменты важно учесть, если вы решили создать стартап в этой сфере?

Александр Якутов считает, что нужно:

  1. Найти нерешенную задачу и понять, как ваш продукт может её решить (ускорит поиск, сохранит жизнь спасателя и так далее).
  2. Внимательно изучить процесс поисково-спасательных работ. Это необходимо, чтобы попытаться интегрироваться в него, не меняя (не сильно меняя) технологическую карту процесса.
  3. Понять потенциальную стоимость продукта. Как бы прагматично это ни звучало, но стоимость спасенной жизни можно высчитать, и цена продукта должна быть явно ниже

По словам финалиста проекта «Одиссея», члена команды MMS Rescue Алексея Флорова, взаимодействие с госорганами — сложная тема. Без личной инициативы и настойчивости реализовать что-либо практически невозможно. Не менее сложно и взаимодействие с частными заказчиками. Отсутствие средств не позволяет воплощать в жизнь идеи так быстро, как хотелось бы.

«Сколько сегодня может заработать стартап? В нашей сфере получение финансовой выгоды — процесс небыстрый. Долгие периоды разработки, апробации, внедрения и рекламы. За это все надо заплатить, а потом уже зарабатывать. И надо понимать, что это всегда большой труд и самоорганизация. Если у тебя, конечно, нет хорошей финансовой или административной поддержки».

Заказывает ли государство российским производителям подобное оборудование? Пресс-служба МЧС России ответила на этот вопрос так:
«Разработка современных образцов пожарно-спасательной и другой специализированной техники осуществляется на основании Плана НИОКР МЧС России и в строгом соответствии с действующим законодательством в сфере госзакупок. Таким образом, производителем продукции может быть любая организация, в том числе и стартап.

В свою очередь, МЧС России активно взаимодействует с крупными институтами развития (Фонд перспективных исследований, Фонд поддержки Центра развития и коммерциализации новых технологий «Сколково»), Российской академией наук и ведущими отраслевыми промышленными объединениями, участвуя в формировании пожарно-спасательной отрасли в том числе и на экспертном уровне».
Пресс-служба МЧС России
Александр Якутов говорит, что развивать бизнес в этой сфере сложно, так как заказчики будут выбирать компании, надежность систем которых уже доказана. Проще интегрировать свои продукты (техническое зрение, алгоритмы вычленений, новые энергетические установки и так далее) в роботов, которые уже используются или готовы к использованию.

Затраты различаются в зависимости от сферы. Например, стоимость создания инновационного аккумулятора явно выше стоимости алгоритма по анализу обстановки. Конечно, перспективно хороший продукт, испытанный в реальных условиях, зарекомендует себя. В этом случае появятся новые возможности для развития по другим схожим проектам.
Тенденции и тренды рынка
Недостаток госфинансирования поисково-спасательных служб сдерживает рост рынка такого оборудования как минимум потому, что поисково-спасательные работы не дают финансовой отдачи. Однако Александр Якутов рекомендует изучать бюджеты федеральных органов исполнительной власти, потому что каждый год средства на создание, модернизацию, обслуживание будут разными для каждого ведомства. Качественное и полезное устройство всегда сможет развиваться в спасательных ведомствах других стран.
Летающие спасатели будут актуальны
По словам председателя коллегии поисково-спасательного отряда «Экстремум» Бориса Лейтеса, спасательные дроны в России пока в экспериментальной стадии. Есть отдельные, крайне узкие зоны применения беспилотников, в которых они стали более-менее массовыми, например, аэрофотосъемка малыми аппаратами для поиска пропавших людей. В остальных областях их применение пока разовое.
«Это связано с тем, что не так много технологических областей в сфере спасения, где дроны давали бы серьезный и быстрый эффект. Очень часто эффективность применения аппаратов не столь высока, роль второстепенна, а затраты на подготовку специалистов, развертывание и содержание системы большие. Так что тема поиска эффективных спасательных технологий с применением дронов еще актуальна. Тормозит развитие сферы и тот факт, что коммерческая привлекательность рынка дронов в области спасения тоже невысока. Но с развитием производства аппаратов, появлением простых систем управления ситуация будет меняться».

Борис Лейтес
Председатель коллегии поисково-спасательного отряда «Экстремум»
Согласно отчету IWCE, объем рынка коммерческих беспилотников к 2025 году достигнет $13 млрд. Прогнозируемая доля мирового производства БПЛА для гражданского применения в 2013-2027 годах составит 5%. Также в отчете говорится, что уже 40% сектора общественной безопасности используют беспилотники.

Использование дронов

  • Сельское хозяйство: 26%
  • Управление инцидентами: 25%
  • Служба доставки: 22%
  • Обследование районов стихийных бедствий: 20%
  • Безопасность: 19%
  • Строительная инспекция/оценка стройплощадки: 19%
  • Мгновенное покрытие: 17%
  • Поиск пропавших людей: 16%
  • Страховые компании, использующие для оценки зоны бедствия: 11%
  • Землеустройство: 11%.

При снятии нормативных, инфраструктурных и процессуальных барьеров, а также развитии поставщиками каналов продаж, рынок потребительского сегмента БПЛА в России может достигнуть к 2025 году 2,5 млн устройств, что в этом сегменте составит 3-5% от общемировых продаж. Об этом говорится в исследовании Аэронет НТИ.

Роботы разные нужны
Разработку новых решений, производство и широкое использование поисково-спасательных роботов значительно тормозят проблемы с финансированием. К тому же проверенные методы поиска и спасения часто считаются более безопасными и надежными. И люди всё ещё боятся роботов.

Тем не менее, из-за пандемии COVID-2019 многие компании перестраиваются и адаптируют продукцию под актуальные задачи. Несколько китайских фирм разработали роботов для бесконтактной доставки, распыления дезинфицирующих средств и выполнения основных диагностических функций, чтобы минимизировать риск заражения людей. Например, компания Pudu Technology из Шэньчжэня, которая обычно производит роботов для общепита, установила свои машины в более чем 40 больниц по всему Китаю, чтобы помочь медицинскому персоналу.

Одна из проблем, с которой в связи пандемией столкнулись производственные компании — как продолжать работать без персонала. Новая реальность сделает роботизацию еще привлекательнее.
Виртуальные помощники помогут реальным
Поскольку ИИ, машинное обучение, интернет вещей, big data предоставляют все больше и больше данных для аварийных и экстренных служб, они могут стать отличными виртуальными помощниками для реальных спасателей. В исследовании «Искусственный интеллект и машинное обучение в сфере общественной безопасности» от European Emergency Number Association подробно описаны новые решения и то, как можно изменить работу аварийных служб в ближайшем будущем.

Например, датская компания Corti изучила, как искусственный интеллект может помочь спасать жизни, и разработала технологию, действующую как виртуальный помощник для тех, кто принимает экстренные вызовы. Пилотный проект во Франции продемонстрировал, что ИИ может ускорить обнаружение остановки сердца даже по телефону. Это очень важный опыт использования ИИ в службах экстренной помощи, ведь при остановке сердца шансы на выживание снижаются на 10% в минуту.
В заключение
По мере того, как общества становятся все сложнее, растущие масштабы и непредсказуемость потенциальных кризисов и быстрая динамика крупных инцидентов требуют разработки инновационных защитных решений. Изменение климата, наводнения и пожары, эпидемии и промышленные катастрофы не перестанут испытывать нас на прочность. В интересах каждого — внимание к безопасности людей, и это один из ключевых факторов, стимулирующих спрос на поисковое и спасательное оборудование и инновации в этой сфере.
© Rusbase, 2020
Автор: Надежда Алейник

Фото на обложке: PixOne, Shutterstock
Татьяна Петрущенкова
Скорая техпомощь: как технологии изменили поисково-спасательные миссии