13.07.2017
Умная Москва: какими технологиями нашпигована столица


Как город применяет интернет вещей, большие данные, краудсорсинг и шеринговую экономику — гид по технологическим проектам столицы
На днях консалтинговая компания PricewaterhouseCoopers включила Москву в топ-5 мегаполисов, лучше всех готовых к инновациям. Столицу сравнили с другими развитыми городами — Барселоной, Сиднеем, Сингапуром, Лондоном, Торонто, Шанхаем, Нью-Йорком, Токио и Гонконгом. Москва оказалась в лидерах по количеству городских интернет-сервисов, охвату бесплатным Wi-Fi, строительству новых дорог и дешевизне общественного транспорта.
До этого PWC причислил Москву к пионерам по внедрению решений, основанных на данных. Технологический уровень столицы последнее время часто привлекает внимание международных экспертов. Так, в феврале Москва впервые вошла в семерку финалистов конкурса на звание самого умного города планеты по версии Intelligent Community Forum.
А что такое умный город?
Вообще smart city — довольно размытая концепция. Аналитики по-разному трактуют умный город — кто-то включает в него технопарки, кто-то — экологию. По сути, это старые добрые информационные технологии, применяемые для решения задач города. Они облегчают жизнь горожан и помогают чиновникам лучше и дешевле управлять городом.

При этом собираются данные, анализ которых позволяет оптимизировать этот процесс. Не зря в PwC понимают умный город именно как data-driven city. Прежде всего, это интернет вещей, который собирает big data с обвешанной датчиками городской инфраструктуры. Второй источник данных — сами горожане, которые пользуются городскими онлайн-сервисами. По прогнозу Gartner, в 2019 году половина жителей мегаполисов будет делиться своими персональными данными с системами smart city.
Rusbase рассказывает, как Москве удалось стать одним из самых продвинутых городов мира и как внедрение элементов smart city повлияло на жизнь москвичей.
Городской Wi-Fi
Москва занимает второе место в мире по покрытию бесплатным Wi-Fi. Первые хот-споты появились на открытых территориях столицы в 2012 году. Сегодня городская сеть Moscow_WiFi_Free работает на 200 улицах внутри Садового кольца, в 24 парках и на 450 остановках.
В 2013 году компания «МаксимаТелеком» развернула Wi-Fi в московском метро. Через несколько месяцев сеть MosMetro_Free заработала на всех линиях подземки. Проект стал крупнейшей Wi-Fi-сетью в Европе, а Москва — первым городом с беспроводным интернетом в подвижном составе метро. Затем Wi-Fi появился на эскалаторах, переходах и в вестибюлях станций. В 2015 году международная ассоциация Wireless Broadband Alliance назвала проект лучшей в мире публичной сетью Wi-Fi.
Каждый день к Wi-Fi в транспорте подключается до 1,5 млн уникальных пользователей
В 2015 году «дочка» «Мегафона» NetByNet выиграла тендер Мосгортранса на оснащение бесплатным Wi-Fi всего наземного транспорта столицы — около 8 тысяч троллейбусов, автобусов и трамваев. Первые автобусы с Wi-Fi вышли на столичные маршруты в феврале 2016 года. Этой весной «МаксимаТелеком» и NetByNet объединили созданную инфраструктуру в единую зону с общей авторизацией.

Сеть «Московский транспорт» (MT_FREE) работает в метро, на Московском центральном кольце, в наземном транспорте, поездах и терминалах аэроэкспресса. Теперь можно оставаться онлайн при пересадках между разными видами транспорта. MT_FREE — крупнейшая в Европе зона единого доступа к беспроводному интернету в транспорте. За июнь к этой сети подключились 8 млн человек. Сейчас бесплатный Wi-Fi появляется в пригородных электричках.
Цифровая медицина
Единая медицинская информационно-аналитическая система (ЕМИАС) запустилась в московских медучреждениях в 2011 году. В ее разработке участвовали больше 30 отечественных IT-компаний. Как писали аналитики PWC, это единственная в мире информационная система управления здравоохранением такого масштаба.

В первые же годы работы электронная регистратура сократила очереди в поликлиниках в 2,5 раза. В дальнейшем ЕМИАС дополнили электронными медицинскими картами, функциями оформления электронных рецептов и больничных листов, а также мобильными приложениями для пациентов. Системой пользуются больше 678 медучреждений и 9 млн горожан. За последние три года время ожидания пациента у кабинета врача уменьшилось в четыре раза.

Информация о записи к врачам, длине очередей и технических неполадках стекается в Ситуационный центр департамента здравоохранения. Там следят за эффективностью поликлиник и распределяют потоки пациентов. В мае ЕМИАС получила премию международного конкурса Global mobileGov Awards за качество мобильной государственной услуги.
Городская система видеонаблюдения
Москва входит в десятку мировых лидеров по покрытию видеокамерами и качеству видеоаналитики. В городе насчитывается более 145 тысяч камер — в подъездах, во дворах, в местах массового скопления людей и в образовательных учреждениях. Они помогают раскрывать преступления и контролировать работу коммунальщиков. Например, в 2015 году камеры помогли раскрыть 1727 преступлений.

Все трансляции в режиме реального времени поступают в Единый центр хранения данных. Полицейские и чиновники имеют постоянный доступ к системе городского видеонаблюдения. Но в случае происшествия видеозаписи может запросить рядовой гражданин. Чаще всего горожане ищут записи, фиксирующие ДТП, порчу имущества и кражи. Для этого нужно зарезервировать видео через контакт-центр и обратиться в полицию.

Реестр камер дворового видеонаблюдения, реестр камер подъездного видеонаблюдения и реестр камер видеонаблюдения в местах массового скопления людей опубликованы на портале открытых данных. Там можно посмотреть, оборудован ли камерами ваш подъезд и двор.

Особняком стоят системы видеонаблюдения Московского метрополитена, Московского центрального кольца и Центра организации дорожного движения Москвы. Они пока не подключены к общегородской системе.
Интеллектуальная транспортная система
По данным PWC, в Москве развернута одна из лучших в мире интеллектуальных транспортных систем. В 2013 году при столичном Центре организации дорожного движения заработал ситуационный центр. Он анализирует данные от установленного по городу оборудования — с датчиков скорости движения, адаптивных светофоров и дорожных знаков, камер фиксации нарушений правил дорожного движения, управляемых камер видеонаблюдения, а также GPS/ГЛОНАСС-датчиков городского транспорта.
Задача Ситуационного центра — повысить пропускную способность столичных дорог
Ситуация на дорогах анализируется в режиме реального времени. Это позволяет корректировать работу светофоров, общественного транспорта, дорожных знаков (меняют значение скорости исходя из плотности потока) и информационных табло (сообщают о ДТП, изменении схем движения, загруженности маршрута и путях объезда).

Кроме того, крупные мобильные операторы делятся с Центром организации дорожного движения обезличенной информацией о перемещении своих абонентов по городу. Это помогает прогнозировать транспортные потоки и устранять узкие места. Также московские власти с 2010 года сотрудничают с «Яндексом». ЦОДД делится с компанией своими данными о дорожной обстановке. Картографические продукты «Яндекса» — «Яндекс.Карты», «Яндекс.Навигатор», «Яндекс.Пробки», «Яндекс.Парковки», «Яндекс.Транспорт», — давно стали частью повседневной жизни москвичей и уже могут считаться частью городской инфраструктуры.

Анализ больших данных дает ЦОДДу возможность прогнозировать дорожную обстановку при перекрытии маршрута, введении платной парковки, строительстве нового здания, введении одностороннего движения или выделении полосы для общественного транспорта.

По данным компании «Ситроникс» (разработчик системы), за первые три года интеллектуальная транспортная система снизила загруженность магистралей на 15% и сократила количество аварий на 20%. С помощью камер на дорогах выписывается 95% штрафов за нарушение ПДД.

Благодаря интеллектуальной транспортной системе и платным парковкам Москва покинула топ-10 самых загруженных городов мира в рейтинге нидерландской компании TomTom. Это исследование проводится каждый год и включает 200 городов. В 2012 и 2013 годах Москва была на первом месте в мире по загруженности дорог. В этом году столица переместилась с пятого на тринадцатое место и получила премию за качественную организацию парковочного пространства.

Платные парковки серьезно разгрузили центр Москвы, уменьшили число нарушений правил парковки и увеличили оборачиваемость машиномест. Пилотный проект платной парковки был запущен в 2012 году. Через год парковка стала платной в пределах Бульварного кольца, еще через год расширилась до границ Третьего транспортного кольца. Сегодня 37% московских парковок — платные. Ими управляет ГКУ «Администратор Московского парковочного пространства», подведомственное департаменту транспорта. В декабре оно начало регулировать загруженность улиц с помощью цен на парковку, установив максимальный тариф на самых проблемных участках.
Мобильные комплексы фотовидеофиксации мгновенно сообщают в ГИБДД о нарушителях правил парковки
На платных стоянках Москвы работает порядка 900 паркоматов. Оплатить стоянку можно банковской картой, парковочной картой, с помощью платежным систем, голосового сервиса, через sms, но самый популярный способ — через приложение «Парковки Москвы». По данным чиновников, за все время на платную парковку в Москве автовладельцы потратили 12,6 млрд рублей. Эти деньги идут на благоустройство города.

С 2010 года скорость движения транспорта в Москве выросла на 13%. При этом количество ДТП сократилось на 46%. В мае Международный союз общественного транспорта присудил правительству Москвы премию Global Public Transport Awards 2017 — за результаты в развитии городского транспорта и транспортной инфраструктуры.
Электронное правительство и открытые данные
Портал городских услуг города Москвы работает с 2010 года. В этом году он был объединен с официальным сайтом мэра Москвы. Проект задуман как единая точка доступа ко всем электронным сервисам города и альтернатива разрозненным сайтам ведомств. С 2011 года число доступных гражданам онлайн-услуг выросло почти в 15 раз — с 11 до 162. А все городские чиновники перешли на электронный документооборот.

На mos.ru горожане записываются к врачу, оплачивают ЖКХ и штрафы ГИБДД, подают заявление в ЗАГС, определяют детей в школу или детский сад, проверяют их школьный дневник и многое другое. Сегодня на портале зарегистрированы порядка 6 млн человек. То есть электронными услугами пользуется почти каждый второй москвич. В декабре домен mos.ru вошел в десятку самых посещаемых госсайтов мира по версии SimilarWeb. Месячная аудитория сайта мэра тогда составила 34,5 млн посетителей, обогнав сайт Евросоюза и NASA. В июне Москва получила премию Всемирной организации электронных правительств городов мира WeGO — за развитие электронного управления.

Несколько онлайн-услуг для бизнеса предоставляется на инвестиционном портале Москвы. Там можно подать заявки на участие в роуд-шоу, на инвестиционный проект, на аренду офиса в технопарке или поучаствовать в электронных торгах.

Все сервисы для водителей собраны на портале «Автокод», объединенном общей авторизацией с mos.ru. Он запущен по инициативе ГИБДД Москвы в 2014 году. Там можно записаться на экзамен в ГИБДД, оплатить или обжаловать штрафы, рассчитать стоимость страховки и транспортный налог. Одна из самых востребованных услуг — проверка автоистории. По VIN-номеру подержанной машины можно узнать о ее пробеге, участии в ДТП, владельцах и других деталях. «Автокод» первым в России открыл такую возможность. Auto.ru, CarPrice и Avito пользуются сервисом для проверки объявлений о продаже автомобилей. Всего, по данным портала, пользователи посмотрели историю больше 41 млн машин.
Так выглядит история автомобиля на портале «Автокод»
Также москвичи могут получать госуслуги через мобильные приложения и смс. В 2012 году столичный департамент информационных технологий (ДИТ) запустил Единую мобильную платформу города Москвы, на базе которой теперь работают все мобильные сервисы городских ведомств. Даже если у вас кнопочная Nokia, с помощью смс вы можете, например, получить уведомление об эвакуации авто, проверить легальность такси или наличие штрафов ГИБДД.

По сути, платформа — это облако-посредник между городскими информационными системами и мобильными пользователями. Она объединяет единый реестр приложений, SMS/USSD-сервисы, единую базу данных пользователей, платежные интерфейсы и API для сторонних разработчиков.
Официальные приложения правительства Москвы
Разработка сторонних приложений для города стала возможной благодаря порталу открытых данных правительства Москвы. С момента запуска в 2013 году чиновники выложили 550 датасетов — списки различных учреждений, городских объектов, экономические показатели и многое другое. Открытые данные — важный элемент умного города. Они делают бюрократические процессы прозрачнее для гражданских активистов и позволяют разработчикам создавать новые продукты. В Высшей школе экономики подсчитали, что использование открытых данных общественного транспорта Москвы способно сэкономить гражданам 58 млрд рублей в год — за счет экономии времени и бензина, а также более эффективного использования общественного транспорта.
Краудсорсинг и электронная демократия
В 2011 году Сергей Собянин решил наладить канал обратной связи от горожан. По его инициативе был запущен портал «Наш город», где жители могут пожаловаться на работу чиновников и коммунальных служб. Чаще всего пользователи указывают на дорожные ямы, некачественную укладку плитки, неубранные подъезд и двор, пустые клумбы и сломанные лавочки — портал работает только с конкретикой. Каждая проблема должна быть решена за 8 рабочих дней. «Наш город» два раза оказывался в центре скандала, когда чиновников поймали на благоустройстве с помощью фотошопа. Теперь публикуемые снимки проверяют на ретушь. Всего на портале зарегистрировано больше миллиона пользователей и решено 1,8 млн проблем.
«Наш город» выкладывает результаты обработки жалоб — фото до и после
В 2014 году московские власти запустили систему электронных референдумов «Активный гражданин». Там можно проголосовать по различным вопросам городского устройства — от высадки деревьев до новых автобусных маршрутов. Участники проекта получают бонусные баллы, которые можно потратить на оплату парковки, проездных, билеты в театр или музей. Самыми резонансными темами в истории платформы стали переименование станции метро «Войковская», выбор места для памятника князю Владимиру и программа реновации. Платформу неоднократно критиковали, в частности, за нерепрезентативность аудитории (голосовать может любой владелец мобильного телефона с российским кодом), нехватку резонансных опросов и некорректную формулировку вопросов.

Как бы то ни было, это один из самых успешных проектов правительства Москвы. Аудитория платформы превышает 1,8 млн пользователей. Она занимает второе место по посещаемости после сайта мэра mos.ru. В 2015 году «Активный гражданин» вошел в число финалистов World Smart City Award и получил премию Best m-Government Service Award (ОАЭ).

С 2014 года на поддомене crowd.mos.ru работает краудсорсинговая платформа мэрии. Там граждане предлагают чиновникам свои идеи по заданным темам и обсуждают чужие. Например, в апреле на crowd.mos.ru собирались предложения по улучшению портала мэра Москвы (mos.ru), в феврале — идеи по содержанию диких животных в домах и контактных зоопарках (для законопроекта). С недавних пор краудсорсинговую платформу, «Наш город» и «Активный гражданин» объединили в систему городских решений «Вместе».
Схема работы города с гражданским обществом
Шеринговая экономика и альтернативный транспорт
Москва внедряет альтернативные виды городского транспорта, работающие по шеринговой модели. Ожидается, что они помогут разгрузить дороги и улучшить экологическую обстановку.

В 2013 году «дочка» Банка Москвы «Ситибайк» запустила городской велопрокат «Велобайк». Арендовать или вернуть велосипед можно на любой удобной станции. На старте проекта их было 30, сегодня — 380. Все автоматические парковки питаются от солнечных батарей. Проект продвигается как замена личному и общественному автотранспорту для коротких поездок по городу — например, между станциями на соседних ветках метро. Оплатить аренду можно на сайте, в приложении или в прокатном терминале. В 2016 году горожане совершили на «Велобайке» 1,7 млн поездок, в этом — 900 тысяч.

Вместе с ростом парка прокатных велосипедов в столице развивалась велоинфраструктура. На несколько лет сеть велодорожек увеличилась с 9 до 250 км. В августе прошлого года Дептранс Москвы, банк «ВТБ» и «Ситибайк» запустили пилотный проект по прокату электровелосипедов. Условия их аренды идентичны обычным велосипедам, но взять и вернуть электровелосипеды можно только на станциях с возможностью зарядки. Полного заряда хватит на 18 км поездки, а когда батарея сядет, придется крутить педали. Средняя скорость на электротяге составляет около 15 км/ч.
Электровелосипед может разгоняться до 25 км/ч
С 2015 года Дептранс активно продвигает каршеринг — автоматизированный поминутный прокат машин. Как и велопрокат, эта услуга предназначена для коротких поездок по городу. По словам экспертов, каждый каршеринговый автомобиль убирает с городских дорог 15 личных. Поэтому московские власти предоставляют каршеринговым компаниям льготную парковку для их автопарка. Сейчас Дептранс сотрудничает с пятью компаниями — Anytime, «Делимобиль», YouDrive, Car5 и BelkaCar.

Пользователи каршеринга тратят на передвижение на 70% меньше денег, чем автовладельцы. Им не нужно платить за парковку, заправку, мойку, техосмотр и страховку машины, к тому же каршеринг дешевле такси. Совокупный парк московского каршеринга превышает 1600 авто. Горожане явно распробовали услугу. В июне число зарегистрированных в системе городского каршеринга перевалило за 500 тысяч человек. В планах каршеринговых сервисов — оборудовать машины бесплатным Wi-Fi и пополнить парк электрокарами.
Городской финтех
Социальная карта москвича
Самый масштабный проект Москвы в этой области — «Социальная карта москвича» — работает с 2001 года. Его реализацией занимается специально созданное ГУП «Московский социальный регистр», а пластиковые карты выпускает ВТБ Банк Москвы. Социальная карта москвича выдается пенсионерам, школьникам, студентам, беременным и другим льготникам.

Карта обеспечивает льготный или бесплатный проезд в общественном транспорте, скидки в магазинах, аптеках и других заведениях (более 3 тысяч), а также заменяет полис при посещении поликлиник. В то же время это полноценная банковская карта, которой можно расплачиваться в магазинах и в интернете. Туда можно перечислять пенсии, стипендии и другие социальные выплаты. В перспективе ДИТ намерен отказаться от пластиковой карты в пользу мобильного приложения.

В 2014 году социальные карты москвича стали выпускать с чипом и технологией бесконтактных платежей MasterCard PayPass. Социальные карты, не имеющие функции льготного проезда, дополнили транспортным приложением «Тройка». С июля этого года социальные карты москвича выпускаются на базе платежной системы «Мир». До конца этого года обновленную карту получат более 600 тысяч горожан, а к 2020 году на нее перейдут все московские льготники. Сейчас социальными картами москвича пользуются 4,5 млн человек.
Тройка
В 2013 году Московский метрополитен начал выпускать «Тройку» — пластиковые карты для оплаты проезда во всех видах городского транспорта. Это электронный кошелек, который можно пополнять онлайн, по смс, в платежных терминалах, в кассах и с помощью автоплатежа. На «Тройку» можно записать бумажные билеты «Единый», «90 минут», ТАТ и абонементы на электричку.

«Тройка» — самая популярная транспортная карта в России и в мире. Ее купили 11 млн человек. Этой картой оплачивается 74% поездок в наземном транспорте и 66% поездок в метро. Еще «Тройкой» можно оплатить вход в Московский зоопарк, музей Московского планетария, на катки в парке Горького и на ВДНХ. Жители Подмосковья покупают гибридные карты «Тройка» + «Стрелка», петербуржцы — «Тройка» + «Подорожник».

С апреля банк ВТБ выпускает дебетовую карту «Супер3», которая совмещает банковскую карту и транспортное приложение «Тройка». Кэшбэк по банковской карте зачисляется на транспортный кошелек: на каждую потраченную тысячу рублей клиент получает бесплатную поездку. Цель проекта — повысить привлекательность общественного транспорта. На данный момент банк выпустил около 30 тысяч карт «Супер3».
Москвенок
В 2013 году столичные власти ввели в части московских школ информационную систему «Проход и питание». Ученики получили специальные пластиковые карты с функциями пропуска в здание и платежного средства для покупок в столовой. Система позволяет родителям проследить, когда ребенок пришел в школу, когда ушел и что он ел на обед. Эту информацию можно получать по email, через push-уведомления, на сайте mos.ru или в мобильном приложении «Госуслуги Москвы». Личный кабинет дает возможность настроить автоплатеж, лимит расходов или запрет на покупку сладостей.

Год назад по результатам детского конкурса карте дали новое название — «Москвенок». Осенью школы получили право заменить электронные карты на одноименные силиконовые браслеты — с теми же функциями. Также карту «Москвенок» можно объединить с социальной картой учащегося. Сейчас электронными картами пользуются больше 860 тысяч юных москвичей и более 2 тысяч образовательных учреждений. В этом году системой будут охвачены все московские школы.
Виды социальной карты москвича
Цифровое образование
С 2010 года столичные власти занимаются информатизацией школьного образования. За это время в московские школы были поставлены десятки тысяч компьютерных классов, интерактивных досок и ноутбуков для учителей. Тогда же школы начали использовать электронные дневники, которые фиксируют оценки, посещаемость, расписание и домашние задания. В 2013 году столичный департамент образования распорядился внедрить во всех школах государственную систему «Московский регистр качества образования» (МРКО), больно ударив по рынку коммерческих продуктов этого профиля. И это решение, и саму систему много критиковали. Сейчас электронным дневником пользуются 1,5 млн человек, его проверка — самая популярная госуслуга на mos.ru.

В прошлом году город запустил новый образовательный мегапроект — «Московская электронная школа». Это облачная система управления обучением, которая состоит из уроков для интерактивных панелей, виртуальной библиотеки и электронного журнала. На платформе учителя создают сценарии интерактивных уроков и делятся ими с коллегами. Педагоги тратят меньше времени на подготовку к занятиям, а школьники получают образовательный контент в привычной цифровой форме. Пилот в шести столичных школах повысил успеваемость детей на 15%.
Создавать электронные сценарии уроков московских учителей учат на специальных курсах. На данный момент на платформе размещено почти 44 тысячи интерактивных уроков и 32 html-учебника. В этом учебном году к проекту присоединится треть столичных школ, остальные — до конца 2018 года. Для работы «Московской электронной школы» нужен Wi-Fi во всем здании учебного заведения. До конца 2018 года беспроводным интернетом будут охвачены 1840 столичных школ.
Умное ЖКХ
При поддержке ДИТ «Ростелеком» устанавливает приборы для автоматического снятия показаний на общедомовые узлы учета тепла и воды. Устройства подключены к интернету по скоростному проводному каналу «Ростелекома». Сейчас системой охвачено больше 6 тысяч домов, планы на будущее — 30 тысяч домов. Ее внедрение сэкономит время, которое люди тратят на проверку показаний счетчиков, и затраты на коммунальные услуги. Приборы универсальны: с их помощью можно собирать информацию с квартирных датчиков задымления, загазованности, подтопления и других систем умного дома.

Машины московских коммунальщиков давно оснащены системой ГЛОНАСС. Это позволяет контролировать своевременность вывода и маршруты движения уборочных машин. Теперь такую технику хотят снабдить датчиками, которые будут собирать данные о работе щеток, ковшей и снегоочистителей и передавать их в навигационную систему. Ну а пока качество работы коммунальщиков отслеживают с помощью городских камер видеонаблюдения.

В начале года московские власти выбрали несколько домов в Люблино в качестве площадки для тестирования городских инноваций — адаптивного освещения и отопления, умных счетчиков и мусорных контейнеров. Поиском, отбором и пилотированием новых городских технологий (не только для ЖКХ, а вообще) занимается специальное подразделение ДИТ Москвы — Smart City Lab.
© Rusbase, 2017
Фото: Shutterstock, mos.ru
Текст: Анна Соколова
Анна Соколова

Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.