Киноиндустрия в формате виртуальной реальности быстро становится отдельной нишей рынка и даже отдельным видом искусства. Вместе с тем отношение к VR-фильмам складывается весьма неоднозначное – от восторженных ожиданий до полного скепсиса. Поэтому инвестиции в эту отрасль пока делаются осторожно. По большому же счету кинопроизводство в виртуальной реальности до сих продвигается усилиями энтузиастов.
Джордж Лукас в 2015 году
прямо высказался против фильмов нового формата. «Как мне кажется, весь этот ажиотаж вокруг новых технологий немного преувеличен», — заявил создатель «
Звездных войн», выступая на фестивале «
Сандэнс».
Другой известный американский режиссер
Роберт Редфорд тоже неоднозначного мнения о фильмах виртуальной реальности:
«Конечно, это все может потрясающе выглядеть, – заявил
Редфорд. – Но лично для меня важно, чтобы в фильме была история. И я снимаю такое кино, где есть истории. Да, есть множество захватывающих фильмов, но я вижу, что им всем не хватает истории. Там есть и спецэффекты, и то, и другое. Но в конце фильма я ловлю себя на мысли, что все это похоже на сахарную вату. А где история?»
Тем не менее, престижные международные киносмотры, в том числе
фестиваль в Каннах и «
Сандэнс», начинают включать в свои программы VR-фильмы. А в разных городах устраивают даже
специализированные фестивали кино виртуальной реальности.
Более того, в этом зарождающемся искусстве есть свои безусловные шедевры. Таков
короткометражный анимационный фильм «Генри» студии
Oculus Story Studio (Сан-Франциско), который воплощает абсолютно новую концепцию кинематографа, которую можно охарактеризовать как «зрительскую сюжетную линию». Этот формат предполагает участие зрителя в действии, которое разворачивается перед ним.
Возможно, именно это – один из ростков эволюции нового вида искусства, которое со временем станет такой же самостоятельной и прибыльной индустрией, как традиционное кино.
Что же до сухих цифр, то, согласно приведенному выше исследованию
Goldman Sachs, размер рынка кино и сериалов в формате VR сейчас достигает
$44 миллиардов. Как показывает практика, инвестициями в эту зыбкую сферу пока занимаются только крупные и устойчивые игроки. Так, самая большая известная на сегодня сделка по финансированию стартапа принадлежит фонду
Andreessen Horowitz (в компанию
Within). В финансировании VR-кинематографа была также замечена венчурная фирма
Comcast Ventures.