Rusbase

Предварительное обследование: выводы из рейтинга MedTech


4 июля 2019



На российском рынке MedTech уже присутствуют компании со значительным оборотом, но основной бум еще впереди.
Этот материал — часть рейтинга самых успешных предпринимателей в MedTech
Объем и структура рынка
Оценить общий объем российского MedTech крайне сложно в силу большого количества направлений, некоторые из которых, к тому же, являются частью уже сложившихся рынков — вроде рынка медицинского оборудования. Предполагается, что рынок цифровой медицины к 2023 году будет составлять 2,8% от всего рынка здравоохранения страны — это около 90 млрд руб. (прогноз Максима Чернина, председателя совета директоров «Доктор Рядом»).

Но пока у крупнейшей компании из рейтинга выручка меньше 1 млрд рублей — это значит, что рынок находится еще в самом начале пути. При этом лидером стала компания «Эйдос-Медицина» татарстанского предпринимателя Ленара Валеева, которая является крупнейшим резидентом кластера «БиоМед» Сколково, то есть имеет господдержку. На презентацию проекта компании лично приезжали вице-премьер Аркадий Дворкович и президент Татарстана Рустам Минниханов.

Правда, стоит учитывать, что так как мы делаем акцент на предпринимательских историях последнего десятилетия, многие крупные компании, работающие в сфере MedTech, оказались за границами исследования. В частности, это поставщики IT-решений для клиник (например, К-МИС, «Медеск», «Медиалог» («Пост Модерн Текнолоджи»)), активное внедрение которых началось в 2000-х гг. Нет также группы компаний «Бионика», которая имеет несколько направлений бизнеса, включая digital-проекты, но ведет свою историю с 1990-х гг. В нашем же рейтинге преобладают компании, работающие в сфере телемедицины и решений для пациентов.
«Большое количество телемедицинских решений в рейтинге обусловлено, в первую очередь, более быстрым циклом разработки и меньшей зарегулированностью по сравнению с остальными сегментами рынка MedTech.

Кроме того, рынок телемедицинских решений в России еще только формируется, поэтому сейчас таким проектам относительно просто занять какую-то существенную его часть, в отличие от стартапов в области медицинского оборудования, которые вынуждены конкурировать на уже зрелом рынке, в том числе с зарубежными аналогами. Через несколько лет, когда рынок будет насыщен телемедицинскими решениями, картина может измениться».
Елизавета Рождественская, исполнительный директор фонда Primer Capital
Умное лечение
Также за кадром оказались многие компании, работающие в сфере искусственного интеллекта, помогающие при анализе данных для фармацевтических компаний и принятии врачебных решений. Пик их создания, можно сказать, идет прямо сейчас, и поэтому многие не успели набрать достаточную для попадания в рейтинг выручку за 2018 год.

«Компании, занимающиеся ИИ, сейчас практически не имеют выручки — это правда, — говорит Александр Гусев, член наблюдательного совета "Национальной базы медицинских знаний". - Им нужно, думаю, 2-3 года, чтобы выйти на более или менее тиражируемые продажи. Мне кажется, что направление ИИ имеет все-таки намного больше перспектив и шансов "выстрелить", чем телемедицина».

Среди тех, за чьим развитием стоит следить, — Doctor Smart Павла Ройтберга и экс-операционного директора Mail.Ru Group Владимира Никольского, «Третье мнение» Анны Мещеряковой, Botkin.Al, Semantic Hub (ИИ для фармацевтики) и др. Мы предполагаем, что по крайней мере часть этих компаний войдет в наш топ-20 в ближайшие годы.
«Если говорить об ИИ в широком смысле, то такие методы уже успешно применяются в дизайне лекарственных средств. Однако сложно сказать, когда на рынке появится новое решение в области ИИ, которое существенно изменит скорость и точность диагностики заболеваний или значительно повысит эффективность терапии за счет оптимизации стратегии лечения. Большинство экспертов сходится на том, что прорыв наступит в течение ближайших нескольких лет».
Елизавета Рождественская, исполнительный директор фонда Primer Capital
Эволюционный отсев
В перечне проанализированных нами компаний оказалось также немало тех, кто привлекал активное внимание сообщества 2-3 года назад, получал деньги инвестиционных фондов, но сейчас находится в стадии ликвидации или банкротства. Несмотря на то, что отрасль испытывает потребность в новых технологиях, не все модели способны доказать свою экономическую эффективность. В то же время участники рынка говорят, что отсев стартапов в MedTech не больше, чем в других областях.
«Отсев — это хороший эволюционный механизм отбора работающих моделей с правильными людьми внутри. Могу сказать, что когда мы анализировали сегмент медицинских клиник, к примеру, "чтение" медицинских карт и заключений врачей с целью уменьшить количество ошибок или отклонений от протоколов, выяснилось, что с одной стороны, проблема есть, а с другой стороны, даже богатые клиники не готовы платить за ее решение. Возможно, подобного рода иллюзиями, которые не подкрепляются чеками, и объясняются разные провалы стартапов».
— Виталий Недельский, основатель и директор по развитию Semantic Hub
Рост и хайп
Очевидно, что в зависимости от того, как компании будут двигаться дальше, ситуация может полностью измениться, и уже на следующий год первая двадцатка будет выглядеть совершенно иначе. Или даже те компании, что в нем останутся, могут сменить бизнес-модель. Ряд представителей российского MedTech еще не преодолели барьер в 35 млн рублей, который оказался порогом входа в топ-20, но показывают рост. Например, около 30% в 2018 году прибавил Med.me Александра Наследникова и Фади Каркаби (в Med.me инвестировали «Яндекс», Altair Capital, Vestor.In, Bright Capital и др.). Петербургский стартап OnDoc за тот год увеличил выручку вдвое. Недавно компания запустила первый проект в Израиле и намерена развивать международную экспансию. Мы будем следить в том числе за судьбой Doc+, в который инвестировали Baring Vostok и «Яндекс», но который не вошел в рейтинг как компания, находящаяся в процессе серьезных преобразований. Doc+ объявила о закрытии физической клиники в Москве и увольнении большей части медицинского персонала и теперь будет развиваться в формате B2B.

В целом же эксперты обещают рост и хайп. У всех перед глазами пример американского рынка с их бумом инвестирования в MedTech-стартапы, и задача всех остальных стран — его повторить.
«Медицина и MedTech в частности — одно из самых перспективных направлений для инвестиций. Это связано с огромным и растущим рынком (каждый человек в мире является потенциальным потребителем), большим объемом вложений (медицина в США — это треть госбюджета) и ростом потребления (люди хотят жить дольше и лучше). Недостатки этого рынка в основном в его сильной зарегулированности и консервативности, в особенности что касается врачей, которые не очень охотно тратят деньги на автоматизацию и нововведения. Для правильных технологий, корректно применяемых в этой области, перспективы огромны».
— Сергей Фрадков, управляющий партнер международного венчурного фонда и стартап-акселератора iDealMachine
Мнение

Яков Коп
Инвестиционный менеджер ФРИИ
Фармпроизводители — пока единственный источник денег на рынке
Инвесторы, в том числе с фокусом на MedTech, заинтересованы в проектах, которые можно быстро масштабировать, с потенциалом выхода на международные рынки. Ориентироваться только на Россию сложно — большой сектор B2G, много регулирования, маленький рынок. Даже работая в нескольких сегментах объемом по 2-3 млрд руб. каждый, глобальную компанию стоимостью $1 млрд не построишь. К сожалению, моделей, из которых можно создать своего единорога, не очень много.

Самый очевидный сектор — это телемедицина, но и там много сложностей, неслучайно некоторые компании меняют модель по несколько раз. Причем модель даже крупных игроков с сильными инвесторами, таких как DocDoc или Doc+, нам не кажется достаточно надежной. К примеру, совсем недавно Doc+ объявила о закрытии клиники и перешла на модель маркетплейса для клиник-партнеров, теперь планирует работать исключительно с корпоративными клиентами. То есть рынком, где за телемедицинскую консультацию сегодня готов платить сам пациент, пока остаются только США, даже во многих европейских странах до этого далеко, у нас в России рынок еще на стадии формирования.

Я бы сказал, что наиболее подходящая схема для стартапов в сегменте — работать исключительно с фармпроизводителями — по сути, это единственный источник денег на рынке. Год от года растут затраты на маркетинг фармкомпаний, при этом эффективность традиционных каналов падает. Поэтому digital health и digital marketing для фармкомпаний — это самое перспективное направление (профиль компаний Breffi, «Доктор на работе» и пр. — Прим. ред.). Еще я верю в компании, которые используют телемедицину как инструмент, вроде BestDoctor с их альтернативой ДМС и Pharma.Global с очень понятным продуктом для фармкомпаний, который легко адаптируется и масштабируется.

Что касается серьезных медицинских исследований или внутреннего софта, то это уже гораздо более длинный цикл, в отличие от 12-18 месяцев, которые нужны, чтобы попасть в бюджет фармкомпании следующего года. Не всякая компания на ранней стадии это выдержит с учетом того, что цикл может быть и неудачным. Нужно ломать барьеры, чтобы тебе доверились, пройти через долгий процесс пилотирования. Но и тут есть перспективные компании, например, — это Data Matrix, которая производит софт для проведения клинических исследований и уже присутствует на рынке Германии. Отдельная и очень сложная история — Semantic Hub (сервис по отбору перспективных продуктов для фармкомпаний и венчурных фондов, инвестирующих в фармацевтические проекты). Они сейчас, например, работают над софтом для поиска людей с орфанными (очень редкими. — Прим. ред.) заболеваниями. Это очень важный рынок для фармкомпаний, десятки миллиардов долларов, и бизнес готов за это платить. Возвращаясь к предыдущей мысли — на уровне российского офиса такие решения не принимаются, это глобальная история. То есть компания априори должна быть международной.

Сложнее всего обстоит дело с медицинскими устройствами. Есть определенный запрос на умные гаджеты, которые собирали бы данные, но основной вопрос — с какой целью они будут это делать. Допустим, взять кардиомониторинг, у нас был такой запрос. Большая часть инфарктов происходит в 4 утра, и это значит, что простая работа датчика не сильно поможет, нужно чтобы он сам еще и скорую вызвал. А стартаперы видят перспективы, как правило, следующим образом: сначала продать миллион устройств, потом объединить их в платформу, собрать большие данные, и уже написать алгоритм их анализа. В итоге чаще всего мы видим продукт с ограниченной ценностью без выхода на инфраструктуру и платформу, который приходится отсеивать.
Этот материал — часть рейтинга самых успешных предпринимателей в MedTech




Текст: Дарья Рыжкова, Маргарита Арановская, Светлана Высоких.
Обложка: SergeyNivens / Depositphotos.


© Rusbase, 2019

Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.