Виктория Кравченко

Кушать хочется всем: как поднять food-стартап

Если вы задумали делать бизнес в сфере еды, и у вас есть соответствующие компетенции, скорее всего, это правильный путь. Будь то онлайн-сервис по заказу еды, агрегатор служб доставки или инновационная B2B платформа – в последние годы модель «еда+технологии» находится под пристальным вниманием инвесторов. В 2015 году в отрасль вложили 5 млрд долларов. И это неудивительно: рынок огромный и относительно свободный.

Но где найти первоначальный капитал и правильного инвестора? Об этом Rusbase рассказал генеральный директор сервиса онлайн-бронирования ресторанов Gettable Егор Гончаренко.


Правило FFF (friends, family, fools)

Запуская сервис Gettable, мы с партнером три раза меняли модель: сначала планировали брать комиссию с депозитов в ночные клубы, потом предлагали ресторанам платформу для автоматизации рабочего места хостесс за фиксированную месячную плату, но не увидев большого спроса, запустили бесплатное бронирование столиков и стали брать с ресторана процент от чека наших гостей. Именно эта модель заработала.

При наличии правильно замотивированной команды основателей с компетенциями в нужных областях (в нашем случае это была разработка, продукт и продажи), разработка MVP обойдется вам недорого. Так что первыми реальными инвесторами в вашу «компанию на миллиард» вполне можете стать вы и FFF (friends, family, fools – друзья, семья и дураки). Но не увлекайтесь, ведь в случае провала, придется либо вернуть деньги, либо основательно испортить отношения с этими людьми.

Бизнес-ангелы

Если вариант 3F не сработал или сработал в недостаточном количестве, на ранней стадии развития вам также могут помочь бизнес-ангелы. Найти ангела можно через сайты ассоциаций (например, НАБА – Национальная ассоциация бизнес-ангелов, СБАР – Национальное содружество бизнес-ангелов), или на онлайн-платформе Rusbase. Согласно рейтингу Firrma, одни из самых активных бизнес-ангелов, финансирующих проекты фудтех – Виталий Полехин и Александр Бородич.

Бизнес-ангелы «обитают» и на краудинвестинговых площадках, которые сводят стартаперов с профессиональными инвесторами. В России наиболее известные платформы: StartTrack, Searchfunds и MyPio. Все крайне удобно: аккредитованный инвестор может «вложиться» в вас за пару кликов.

Проще всего начать с изучения фокуса инвестиций конкретного бизнес-ангела, найти его на Facebook и договориться о том, чтобы выслать презентацию с прототипом продукта. Вместе с тем не ограничивайтесь общением с бизнес-ангелом. Ищите фонды — денег дадут больше. Но есть и дополнительные сложности — заседания наблюдательных советов, контроль и отчетность.

Правильный фонд

Сфера еды на данный момент является одним из самых крупных рынков в мире, на котором при этом находится не так много компаний единорогов (компаний с оценкой выше 1 млрд) и этот факт, безусловно, притягивает инвесторов. Однако вы должны постучаться в правильные двери, туда, где вами потенциально могут заинтересоваться. Ведь кто-то вкладывается в интернет, а кто-то в нанотехнологии.

В идеале найти венчурный фонд который станет для вас не только финансовым, но и стратегическим партнером. Он поможет познакомиться с нужными людьми на рынке, примет участие в первых пивотах и даст свою экспертную оценку со стороны. Это позволит избежать множества ошибок раннего этапа и сэкономить массу времени.

Где искать инвестора:

  • Представители известных фондов, как правило, ведут активную социальную жизнь, поэтому вы можете легко начать свое знакомство с добавления их в друзья на Facebook.
  • Заполнить нужную форму на сайте самого фонда.
  • Я рекомендую выходить на инвесторов через знакомых, так вы будете уже не просто кем-то со стороны, а человеком, заранее отфильтрованным кругом общения. Не бойтесь просить помощи свести вас с нужными людьми, рекомендация от правильного контакта может послужить большим подспорьем в принятии решения в пользу вашего проекта.

С фондом Addventure.to я был знаком давно. Когда мы сделали MVP, я пришел просить познакомить меня с экспертами рынка, вместо этого меня познакомили со всей командой Addventure. Их мировой опыт, огромное количество связей и доверие, проверенное временем, сделали нас партнерами. Что важно – фудтех находится у них в большом фокусе не только в России, но и в мире.

Еще один совет – если проект больше сфокусирован на производстве еды, чем на IT, то попробуйте найти займы частных инвесторов. Для стартапа в поисках советов и поддержки будет полезно пообщаться как с представителями таких крупных сетей, как «Азбука вкуса» и «Магнит», так и с владельцами небольших сетей магазинов типа ЛавкаЛавка.

Шорт-лист. Бизнес-ангелы в сфере food

  • Виталий Полехин. Бизнес-ангел, руководитель Клуба инвесторов бизнес-школы Сколково, а теперь и президент Национальной ассоциации бизнес-ангелов (НАБА). Поддержал несколько ярких food-tech проектов: сервис доставки готовых наборов еды Chefmarket, а также «выход» 2014 года – сервис доставки DeliveryClub, приобретенный глобальным игроком Food Panda.
  • Алексей Менн. Бизнес-ангел и партнер фонда Sun Capital. Алексей неоднократно заявлял о том, что бизнес в сфере еды – одно из актуальных инвестиционных направлений. В частности, в одном из интервью Ленте.ру он сообщил: «Во всем мире, в том числе и в России, в ближайшие 5-7 лет будет настоящий инвестиционный бум в этой отрасли. Речь идет об инновациях в сфере питания, о новых подходах к нему вроде подписки на доставку еды, новых технологий выращивания продуктов и их приготовления». В качестве частного инвестора вложился в конструктор еды Elementaree и онлайн-площадку для поваров и нуждающихся в услугах кейтеринга Uberchef.
  • Александр Бородич. Активный бизнес-ангел, частный предприниматель. Следует правилу «инвестиции в людей, а не в проекты». Вкладывается в проекты на посевных и ранних стадиях. В 2016 году инвестировал 4 млн рублей в сервис по доставке питания на дом Growfood.
  • Борис Рябов. Основатель и управляющий партнер фонда Bright Capital. Бывший топ-менеджер корпорации RU-COM и сети аптек 36,6. Неоднократно вкладывался в фудтех проекты, в частности, в индийский стартап Inner Chef и Elementaree.

Шорт-лист. Фонды, интересующиеся сферой food

  • ADDventure – лучшие в России, если проект касается еды и IT-технологий. Управляющая компания AddVenture создала 4 фонда: AddVenture I, AddVenture II, AddVenture III и AddVenture IV. AddVenture инвестирует в ярких предпринимателей, которые запустили проект и опробовали бизнес-модель на практике. Фонд фокусируется на фудтехе и сервисах, связанных с ним. На счету AddVenture работа с Gettable, Шефмаркет, Delivery Club. В 2016 году фонд AddVenture вложил 30 млн рублей в сервис по доставке готовой еды Growfood.
  • Target Global – международный венчурный фонд во главе с управляющим партнером Михаилом Лобановым. Сфера интересов – электронная коммерция, финтех, travel и мобильные сервисы (в частности, в сфере еды). В 2015 году Target Global вложил 13 млн долларов в американский стартап Blue Apron (доставляет ингредиенты для приготовления блюд на дому). В 2016 году инвестировал в немецкую площадку для кейтеринга LemonCat, а также в сервис по доставке еды Foodfox.
  • ru-Net – фонд Леонида Богуславского. В портфеле ru-Net более 40 инвестиционных проектов в США, Европе, России, и Юго-Восточной Азии. Фонд инвестировал в Deliveryhero, индийское мобильное приложение по доставке продуктов из магазинов PepperTap и Faasos. Долгое время российский рынок находился вне фокуса фонда, однако, согласно высказываниям топ-менеджеров, руководство компании присматривается к ярким российским проектам.

Материалы по теме:

Зачем сооснователи Lamoda инвестировали в сервис доставки еды

«Наш бизнес – это три крупные составляющие. И в каждом направлении ты должен быть лучшим»

Стартап придумал, как избавиться от сахара в продуктах без потери вкуса

Ginza Project получила $10 млн на развитие автокухонь

5 главных бизнес-моделей в фудтехе

После этой статьи вы точно заинтересуетесь фудтехом


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно