Станислав Сажин

Почему телемедицина – плохая идея для вашего бизнеса

Станислав Сажин подготовил для Rusbase масштабный материал по теме медицинских стартапов. Проблемы в отрасли – с цифрами и примерами – и советы тем, кто только собирается запускать свой проект, от основателя социальной сети для врачей «Доктор на работе».

Мы публикуем статью по частям. Сегодня разбираемся с телемедициной и сервисами для удаленной консультации: почему бизнес в этой области – не то, что вам нужно?



Глава 1 • Глава 2 • Глава 3 и 4 • Глава 5 • Глава 6 и 7 • Глава 8 и 9 • Глава 10 и 11



Глава 5. Удаленная консультация врача

Очень старая тема. По тому эффекту, который она оказывает на мозг молодого неокрепшего стартапера, она сравнима с  электронной медицинской картой. В среднем раз в месяц появляется информация о новом стартапе, решившем организовать телемедицину.

Ну. Здесь все просто. Первым российским стартапом, который занялся телемедициной, был «Теледоктор», запущенный Петром Кондауровым несколько лет назад. Могу сказать, что Петр потратил и свои деньги, и инвесторские – десятки миллионов рублей, проверил все возможные идеи, все идеи, которые я подсказал, все, которые пришли в голову ему, его инвестору, его клиентам. Ни одна идея не сработала. Ни одна не оказалась рентабельной.



По теме: Forbes объявил тройку лучших стартапов года



С чем это связано? Есть несколько причин.

Первая причина: как ни странно, в России запрещена удаленная консультация с врачом, дистанционное оказание медицинской помощи. Единственное исключение – это если на обоих концах провода врачи, которые обсуждают пациента. В остальных случаях – незаконно. И чтобы обойти этот запрет, приходится искать всякие модели, договариваться с клиниками, думать, как избежать огромной ответственности. Это, естественно, повышает расходы компании и снижает спектр возможностей, которые можно предоставить в этом направлении.

Вторая причина: как ни странно, для пациента более привычно, когда он на приеме у врача в кабинете. Из-за этого большая часть пациентов не готова ни через видеосвязь, ни через переписку, ни по телефону с врачом разговаривать. Просто вопрос привычки. Исключение – это пациенты, которые стесняются идти к врачу. Это актуально для направлений гинекологии, урологии, венерологии, проктологии. Они – те, кто заинтересованы в удаленном общении с врачами. Но тут есть проблемы: такие пациенты обычно неплатежеспособны. Получается странная, нехорошая загвоздочка.

Третья причина: врачи не хотят консультировать пациентов удаленно, потому что боятся поставить неверный диагноз. Представьте себе, что у нас большая проблема в стране: у нас врачи не умеют общаться с пациентами в кабинете – а что говорить про общение через интернет, где никаких стандартов и норм нет? Петр пытался сделать протокол, научить врача общаться по нему с пациентами – и все равно была большая проблема с обучением врачей именно работе в интернете.

Из этих трех проблем и вышло, что в итоге «Теледоктор» прогорел. Все, кто были после них, прогорают по той же самой причине.

Сейчас стали появляться новые стартапы (один проинвестировал даже Роман Абрамович), которые предлагают консультации с врачами из других стран, например, из Израиля, из Германии. Но тут гигантская проблема – дело в том, что количество пациентов в России, у которых есть деньги на такие консультации и которые в то же время готовы этим пользоваться, очень маленькое. Рынка просто нет.

Самый смешной момент – крупнейший мировой игрок в области удаленных консультаций сайт HealthTap запустил неделю назад в русском AppStore свое приложение, которое распространяется по всему миру. Оно называется DocNow («Доктор сейчас»). Там есть одна большая красная кнопка, нажимаете – и вас соединяют с врачом. Расценки следующие: 1000 рублей за соединение, 200 рублей за минуту общения по видеосвязи. «На той стороне провода» обычно терапевт. О чем думают руководители HealthTap, если запускают в России такой стартап? Я не знаю. Я понимаю, что у них мировая экспансия и все дела, но, по-моему, это ошибка.

К счастью, я знаком с HealthTap и примерно понимаю, на что они рассчитывают. Думаю, их план в том, чтобы запуститься во всех странах мира, и потом, при выходе на биржу, заявить, что «мы – мировой стартап, у нас гигантские перспективы, да, мало зарабатываем, но скоро будем много зарабатывать». Рассчитывая на это, в будущем акционеры, возможно, решатся потратить много денег на IPO, и HealthTap будет дорого оценен.



По теме: Российский стартап телемедицины стал партнером группы Liberta Medica



Есть исключения, когда удаленные консультации работают, но опять – внутри клиник. Например, если пациент записался к врачу, клиника может решить, что хорошо бы его удаленно опросить, собрать анамнез до визита, чтобы на месте не тратить время.

И для этого она организует удаленную консультацию. Да, такая система работает в тех же самых США, это снижает затраты клиники на пациента, особенно если подсоединить носимые гаджеты. Когда врач в клинике видит, например, что у пациента растет давление, он может ему позвонить и объяснить, что нужно выпить лекарство.

Но такая концепция работает только в рамках клиники, где есть привязанный пациент, которого знают врачи, который знает, зачем ему звонят, зачем с ним связываются по видеосвязи. В остальном удаленные консультации в России – это вещь незаконная, сомнительная и, мне кажется, малоперспективная.

Во всем мире дела с законом у такого вида услуг обстоят по-разному, например, в США, в Германии, в Японии удаленные консультации легальны, но все равно пока малоперспективны. Вообще, в этих странах иные модели выручки. Например, взять тот самый HealthTap. Он лидер, но почему он лидер? Вы можете сейчас скачать приложение HealthTap в AppStore или Google Play, он вам предложит врачей, вы можете им задать вопрос, и врач в ответ на ваш вопрос будет уклончиво приглашать вас на прием. Тут быстро выяснится, что приложение подсунуло вам ответы от врачей, которые находятся от вас в 300-500 метрах, если вы в США.

HealthTap просто ищет врача, который впоследствии сможет заработать – вот и все.

Эта модель, скрытая под удаленной консультацией, – самообман.



По теме: Сервис онлайн-консультаций Helpmed привлек $1 млн


Фото на обложке: Shutterstock.

comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно