Архив rb.ru

Как общаться с начальником, которому наплевать?

Архив rb.ru
Павел Куликов

Автор издания: RB.RU — из архива

Павел Куликов

Бизнес-тренеры учат общению с ленивым боссом

Как общаться с начальником, которому наплевать?
Нерадивый сотрудник - устоявшееся выражение, но безответственными бывают и руководители. В таком случае менеджера спасают особые технологии общения с начальником, которому на тебя наплевать. Двое бизнес-тренеров рассказали о них RB.ru, разобрав две классические истории из офисной жизни.

Считается, что для рождения идеи нужно два человека: один делится мыслями, другой рефлексирует. Ваш непосредственный начальник, обычно, время от времени делает, либо то, либо другое. В результате рождаются новые бизнес-идеи, и оба, как минимум, оправдывают свою зарплату, а то и получают бонусы.

Но бывают и противоположные ситуации. У начальника случается приступ лени, или в какой-то момент он становится нерешительным. Бывает, что босс по каким-то причинам как будто бы забывает про существование подчиненного.

Исход всегда один: мотивация сотрудника падает и вместе с собой тащит вниз его работоспособность. После этого недалеко и до депрессии, и если в Норвегии, например, ее наличие дает право на многомесячный больничный, то в России - это только повод для увольнения.



Полное равнодушие

С менеджером одного известного издательства, например, произошел такой случай. Когда босс занялся новым проектом, он как будто бы перестал замечать своего подчиненного. Об открытой ссоре или об увольнении речи не шло, но работать стало тяжело. У сотрудника просто принимали готовую работу, не оценивая ее никак. В остальное же время начальник предпочитал отмалчиваться в ответ на письма на электронную почту с текущими вопросами.

Другая история про генерального директора компании, торгующей бассейнами. В летний сезон, когда продажи шли “на ура”, он с удовольствием общался со своими сотрудниками и излучал оптимизм. Но чем ближе к зиме, тем больше начальник погружался в депрессию, потому что в холода бассейны, понятно, не продавались.

В несезон компания торговала сушилками для рук, на продаже которых она едва могла дотянуть до очередного подъема продаж бассейнов. У сотрудников, которым зимой приходилось терять в заработке, возникало много других идей насчет того, как пережить спад. Но гендиректор, как медведь, впадал на этот период в спячку.


Вообще-то в таких случаях сотрудник делать ничего не обязан. Если нет никаких указаний, то и делать ничего не нужно. Если результат труда не оценивается никак, то можно и не задумываться - хорошо ты работаешь или плохо. Но лучше уберечь себя от депрессий и финансовых потерь, попытавшись разбудить босса.

Два бизнес-коуча - Денис Чистяков из ProTraining и Тимур Соколов из Clubconsult development - дают на этот счет один общий совет. Если хочешь поработать несмотря ни на что, то нужно вступить с руководителем в диалог и задавать как можно больше вопросов.

Шпаргалка подчиненного


По мнению Соколова, “шпаргалку подчиненного” составляют пять вопросов:

1. Что нужно делать?

2. Кто несет ответственность за выполнение?

3. Зачем нужно делать?

Еще десяток лет назад людьми двигали цели, а в современном корпоративном мире - большие идеи и смысл. Понимание того, чем твое действие выгодно лично тебе и твоей компании - хороший стимул к действию.

4. Когда нужно делать?

5. Как делать?

Выполнить задачу проще, если для решения есть готовый алгоритм действий, инструментарий и ресурс. Стоит выяснить, располагаешь ли ты всем этим.

Если на все пять вопросов есть понятные ответы, то общение с руководителем не потребуется по крайней мере на время выполнения проекта.

Чистяков вносит в список коррективу: “Промежуточный контроль должен быть”. Например, тебе нужно сломать стену. Подходишь к руководителю и говоришь: “Давайте сделаем так: я подойду к вам в такое-то время, и мы решим как поступаем дальше”. Убеждаешься, что босс не против, и за работу.

Еще одна оговорка: о том, когда должна быть выполнена работа, и каким критериям должен соответствовать результат, нужно договориться на берегу. Чтобы потом сказать: “Ну вот, все сделано, как договаривались”.

Презентация для трусливых

Для ленивого и равнодушного босса есть “шпаргалка вопросов”, для пассивного и нерешительного существует “презентация”. Она тоже состоит из пяти шагов:

Описание ситуации. Например, можно в красках обрисовать спад на рынке.

Демонстрация отрицательных последствий в случае, если не будет изменений - угроза резкого падения прибыли или банкротства.

Описание задачи - вы хотите прибыль, я хочу бонусы.

Предложение - рекламная кампания, запуск нового продукта, программа по сокращению издержек и т. д.

Демонстрация положительных последствий от предложения.

В конце хорошо продемонстрировать план действий на случай, если начальник скажет: “Я подумаю”. Если он все же решил подумать и делет это долго, придется выдержать паузу, а потом снова напомнить о “презентации”.

Продвигать инновации снизу наверх по корпоративной лестице надо аккуратно. По крайней мере так считает Чистяков. “Не стоит занижать значимость своего руководителя”, - уточняет он. Чтобы не злить. А по словам Соколов бояться этого не нужно. Умный руководитель понимает, что может оценить ситуацию в компании в целом, но в нюансах не разберется - во всем разобраться невозможно.

Если же начальник счел тебя воображалой, то у Тимура Соколова один совет - увольняться. Потому что равнодушный и глупый босс в одном лице - это уже чересчур, и о профессиональном росте под его руководством можно забыть.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter