Top.Mail.Ru
Мнения / Бизнес

Как вести бухгалтерский учет самостоятельно

Статья поможет разобраться, как вести бухучет самостоятельно

Лина Залевская
Текст:
14 июня 2024, 17:24

Всем, кто открывает бизнес, искренне желаем процветания. Но напоминаем, что предпринимательская деятельность связана ведением бухгалтерского учета. Лина Залевская, руководитель бухгалтерского агентства «Финпотоки» рассказала, как вести бухучет самостоятельно.

Сразу скажем: ведение бухгалтерского учета без помощи профессионалов может оказаться сложной задачей. Однако при соответствующей подготовке, наличии времени и внимательном подходе это вполне реально.

Содержание:

Зачем нужен бухучет

Бухгалтерский учет необходим как для каждого бизнеса отдельно, так и для экономики в целом. Это позволяет своевременно получать ключевую финансовую информацию, планировать, а также соблюдать налоговое законодательство.

Если говорить проще, бухучет нужен, чтобы понимать, где деньги компании, на что потрачено, сколько, кто и кому должен.

Начинающим предпринимателям напомним: правила бухучета прописаны в Федеральном Законе 402. Где, кстати, в ст.6 указано, что ИП освобождены от его ведения.

Счета, проводки, дебет и кредит

Все эти слова пригодятся для того, кто решил освоить бухгалтерский учет с нуля.

Счет используется для классификации и отслеживания финансовых операций. Каждый счет представляет категорию активов, пассивов, капитала, доходов или расходов.

Проводка — это запись финансовой операции, которая отражает изменения в двух или более счетах, сохраняя баланс между дебетом и кредитом. Дебет увеличивает активы или расходы, а кредит уменьшает их. Принцип двойной записи требует, чтобы каждая операция была записана как в дебет, так и в кредит на равные суммы.

Пример проводки рассмотрим ниже.

Покупка ТМЦ за наличные:

  • дебет сч. 60 «Поставщики» — 10 000;
  • кредит сч. 50 «Касса» — 10 000.

Поступление материалов от поставщика:

  • дебет сч. 10 «Материалы» — 10 000;
  • кредит сч. 60 «Поставщик» — 10 000.

Правила бухучета и ключевые понятия

Теперь немного теории, чтобы вы могли в полной мере ощутить, из чего состоит бухучет, и запомнить его основные понятия.

Бухгалтерский учет стоит на принципах, которые обеспечивают точность, последовательность и прозрачность хозяйственных операций компании — об этом говорилось выше.

Ключевые понятия, которые вы должны знать, чтобы вести самостоятельно учет:

  • активы: ресурсы, контролируемые компанией, от которых ожидается получение экономических выгод в будущем;
  • пассивы: обязательства перед другими лицами, которые должны быть погашены в будущем;
  • капитал: остаточная доля в активах компании после вычета обязательств;
  • доходы: увеличение экономических выгод в виде притока или увеличения активов;
  • расходы: уменьшение экономических выгод в виде оттока или уменьшения активов;
  • балансовый отчет: финансовый отчет, отражающий состояние активов, пассивов и капитала компании;
  • отчет о прибылях и убытках: финансовый отчет, показывающий доходы и расходы компании за определенный период, а также финансовый результат за год;
  • отчет о движении денежных средств: финансовый отчет, показывающий притоки и оттоки денежных средств компании.

По теме. Благотворительность: учет и налогообложения


Что такое упрощенный бухучет

Если у вас небольшое предприятие или совсем молодой бизнес, то организация попадает в реестр малого предпринимательства. При определенных условиях у него появляется возможность вести бухучет упрощенно. Подробности об этом можно найти в письме от Минфин от 25.03.2024 № ПЗ-3/2024, ознакомьтесь с ним.

Упрощенный бухучет включает в себя использование упрощенного плана счетов, сокращенных форм отчетности, уменьшение количества учетных документов и упрощенные методы оценки.

Данный учет помогает снизить затраты на ведение, упростить управленческие процессы и уменьшить вероятность ошибок. Для его применения нужно составить учетную политику, в которой будут прописаны те послабления, которые бизнес намерен использовать. Если какими-то послаблениями вы пользоваться не собираетесь, то прописывать в учетной политике их не нужно.

Как обойтись без бухгалтера

Если вы решились вести бухгалтерский учет самостоятельно, то начните с изучения основ:

  1. Ознакомьтесь с принципами двойной записи, планом счетов и основным составом отчетности.
  2. Определитесь, будете ли использовать ручной учет или воспользуетесь специализированным программным обеспечением.
  3. Выберите план счетов, который подходит для вашего бизнеса и организуйте все финансовые документы по типам. Составьте регламент своего документооборота, чтобы учесть каждую хозяйственную операцию.
  4. Регулярно фиксируйте каждую операцию, сверяйте банковские выписки и составляйте бухгалтерские справки по необходимости. Важно также следить за налоговыми обязательствами и уплачивать налоги своевременно.;
  5. Ведите учетные журналы, например, журнал покупок и продаж, чтобы контролировать финансовые потоки. Автоматизация процессов с помощью специализированного ПО может значительно упростить работу. В сложных ситуациях не забывайте обучаться и консультироваться с профессионалами.
  6. Для полноценной работы нужно изучить ПБУ — положения бухгалтерского учета, и ФСБУ — федеральные стандарты бухгалтерского учета.

Как выбрать программу для бухучета

Давайте теперь поговорим о программах, в которых можно вести бухгалтерию. Одна из самых популярных программ — это 1С. Она способна облегчить учет, систематизировать его, свести и отправить отчетность в налоговые органы.

Еще 1С хороша тем, что ее можно адаптировать под любую деятельность: от продажи на рынках и маркетплейсах до общепита, розничных магазинов и различных производств.

При выборе программы подумайте, что хотите от нее: как она должна вести учет всех операций и сводить их в отчетность. Хорошо, если программа будет синхронизироваться с кассой и другими площадками по товарному учету.

Учетные программы предлагают множество сервисов на рынке: выбор зависит от стоимости и возможностей. Множество сервисов совмещают учет и отправку отчетности в налоговые органы — это удобно, поэтому обратите внимание при выборе.

Другой важный момент — обновление вашей программы учета по мере изменений в законодательстве. Они частые и программы их требуют. Не пропустите.


По теме. Справка СТД-Р: что это и как оформить


Как составить учетную политику

Если предприниматель добровольно принимает решение о ведении бухгалтерского учета, наличие учетной политики становится обязательным.

Для начала пропишите способы ведения бухгалтерского учета c учетом специфики вашей деятельности. Требования к учетной политике можно найти в пункте 6 ПБУ 1/2008.

Если вы ведете бухгалтерский учет самостоятельно, то обязательно пропишите это в учетной политике.


Состав учетной политики:

  • рабочий план счетов;
  • формы первичных документов;
  • регистры бухучета;
  • формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности (по желанию);
  • порядок проведения инвентаризации;
  • методы оценки активов и обязательств;
  • порядок документооборота, технологию обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями;
  • другие элементы и принципы, влияющие на организацию бухучета.

Если у вас вновь созданная компания, то учетная политика составляется в течение 90 дней с момента госрегистрации и используется из года в год. Если решили что-то поменять в учете, необходимо дать приказ о внесении изменений в учетную политику. Важно: штрафов за нарушение сроков нет.

Общие советы по ведению учета

Вот несколько советов по ведению учета, чтобы все точно получилось:

  1. Будьте организованы: храните финансовые документы в порядке и вовремя отражайте операции учете.
  2. Регулярно сверяйте данные: ежемесячно сверяйте ваши записи с банковскими выписками, составляйте списки недостающих документов и запрашивайте их у контрагентов.
  3. Используйте автоматизацию: применяйте программное обеспечение для работы, чтобы сократить время и уменьшить вероятность ошибок.
  4. Следите за налоговыми изменениями.
  5. Консультируйтесь с профессионалами: не стесняйтесь обращаться за помощью в сложных ситуациях.

Когда и как передать учет бухгалтеру

Если считаете, что на бизнес могут обратить внимание налоговые органы, передайте учет профессиональному бухгалтеру.

Как передать учет бухгалтеру правильно:

  • определитесь, кто вам больше подходит: свой бухгалтер в штате, бухгалтер частной практики или бухгалтерская фирма;
  • ознакомьтесь с отзывами, рекомендациями, прислушайтесь к собственным ощущениям: ведь вам с этим человеком работать;
  • составьте и заключите договор, в котором будут прописаны все условия сотрудничества;
  • передайте документы и данные: предоставьте бухгалтеру необходимые доступы к учетным системам;
  • сотрудничайте и контролируйте: поддерживайте связь с бухгалтером, регулярно передавайте документы, чтобы он смог вовремя отразить их в учете и, конечно, проверяйте результаты его работы.

Понимаем, что многим предпринимателям хочется заниматься только прямыми обязанностями: копать, строить, создавать или продавать. Но грамотный бухгалтерский учет поможет правильно развиваться, и уж точно не будет помехой бизнесу.

Фото на обложке: Freepik

Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Материалы по теме