Top.Mail.Ru
Мнения / Бизнес

«Хотим обучать сотрудников в VR». А вам это правда нужно?

VR-разработка — это действительно сложно, долго и дорого

Виталий Степанов
Текст:
05 сентября 2021, 04:20

VR-разработка сегодня — это сложно, долго и дорого. Хорошая новость в том, что повлиять на эти показатели можно, взяв под контроль типичные риски, возникающие в ходе реализации проекта. Как это сделать и на что обратить внимание, рассказывает Виталий Степанов, руководитель отдела развития и инноваций Varwin. Виталий участвовал в рабочих группах по реализации VR-проектов для таких компаний, как «Газпром нефть», Jacobs, «Уралхим», FM Logistic, и на личном опыте убедился в значимости приведенных в статье рекомендаций.

Материал будет особенно полезен крупным компаниям, которые хотят внедрить инновации и получить запланированный результат, уложившись при этом в намеченные сроки и бюджет.

Мы отслеживаем около 50 типичных ситуаций, которые могут поставить целый проект под угрозу.

Если вы отработаете даже три из них, это позволит сэкономить на внедрении сотни тысяч рублей, недели времени и бессчетное количество нервных клеток участников проекта. Ведь устранение последствий таких рисков, по моему наблюдению и анализу клиентских кейсов, составляет, в среднем, 30–50% стоимости проекта.

Риск №1. Типовое решение нетиповой проблемы

Я советую начинать разработку проекта с диагностики. Если вы услышали крутой кейс с VR у конкурента, это не значит, что можно сделать такой же и решить им все свои проблемы.

Все здоровые бизнесы похожи друг на друга, каждый нездоровый страдает по-своему. Например, на заводе регулярно травмируются стропальщики и иногда повреждается дорогое оборудование. Известно, что на соседнем производстве было то же самое, но внедрили тренажер для сотрудников — и проблема решилась. Да, есть соблазн прийти в студию и заказать аналогичный проект. На деле желание сэкономить время и силы на глубоком изучении собственной боли приведет к тому, что проект будет сделан, запущен, но результата не даст. После запуска окажется, что дело было не в обучении сотрудников, а в найме заведомо неподходящих кадров.

Никогда не начинайте внедрение проекта, если проблема определена только на уровне гипотезы.

Чтобы новый инструмент действительно помог:

  • глубоко и подробно изучите собственные процессы;
  • определите, какую задачу и как должен решать проект;
  • учтите, что в VR получится реализовать, а что — нет, какие механики сейчас используются и так далее.

Эти нюансы прорабатываются на этапе предпроектного исследования. Избегайте соблазна опустить эту часть работ ради экономии сил или средств. Иначе, когда бюджет будет освоен, время на внедрение потрачено, а желаемого результата не случится, все участники проекта будут задаваться вопросом, в какой момент что-то пошло не так. К моему сожалению, не любую проблему можно решить с помощью VR.

Риск №2. Не утверждены KPI

Утвержденные показатели эффективности необходимы, во-первых, чтобы еще до запуска проекта конкретизировать, какой результат ожидает клиент, и, во-вторых, чтобы в итоге убедиться, что задача проекта выполнена.

Чтобы поставить KPI проекта, нужно:

  • оцифровать проблему;
  • определить, как VR ее решит;
  • измерить ожидаемую результативность и эффективность.

Например, компании, которая хочет внедрить VR для обучения персонала, сперва нужно описать сам процесс обучения. Какие вводные могут понадобиться:

  • количество учащихся;
  • продолжительность обучения;
  • педагоги: их часы и оплата;
  • оценки учеников до внедрения VR.

Затем нужно сформулировать, что не устраивает в текущей ситуации: долгий процесс обучения, низкий уровень знаний?

Предположим, средний балл в группе составляет 3,5. Тогда KPI проекта могут звучать так:

  • сократить количество часов обучения в два раза;
  • повысить средний балл до 4,5.

Это конкретные метрики, которые лягут в основу ТЗ и по итогам проекта помогут понять, был ли VR полезен для обучения персонала.

Риск №3. Субъективная оценка работы

Формулировки, которых нужно избегать в ТЗ, описывая требования к будущему проекту:

  • «нужно сделать картинку правдоподобной»;
  • «тренажер должен быть современным»;
  • «картинка красивая, механика удобная»;
  • и им подобные.

Критерии, которые не исчисляются количественными показателями, — один из самых распространенных рисков.

«Красиво», «удобно», «современно» — максимально субъективные понятия, которые не могут служить ориентиром при разработке проекта. Если в ТЗ появляются такие слова, их необходимо уточнять, заменяя конкретными критериями: количество кликов или шагов для прохождения кейса, сложность сценария и т.д. Большинство студий помнит случаи, когда по неопытности данные не уточняли «на берегу», и бюджет проекта уходил в минус за счет бесконечных вариантов дизайна, которые никак не согласовывал заказчик.

Другие возможные риски

Это только три ключевых риска, которые я советую учесть до начала разработки, чтобы в финале не было мучительно больно. Чем тщательнее вы подойдете к запуску проекта, тем выше шансы на успех.

Еще на этапе запуска проекта исполнитель должен предугадать риски, которые могут возникнуть в ходе внедрения, и решить, что делать в таком случае. Когда риски описаны, ими можно управлять. Например, заказчик может не принять работу, потому что у него субъективное представление о красоте. Значит, нужно перевести понятие «красиво» в числовые показатели.

Когда все риски перечислены, описаны и озвучены заказчику, проект становится управляемым.

Самый надежный способ сделать проект дешевле и направить его по контролируемому пути — это предусмотреть максимум возможных рисков.

Конечно, всегда остается элемент неопределенности, все возможные угрозы не предусмотреть. Но чем лучше неожиданности будут проработаны, тем более предсказуемые результаты вы получите. Каждый неуправляемый риск — это вероятность того, что стоимость проекта увеличится, когда придется бороться с последствиями.

В этой статье я коснулся рисков на предварительном этапе проекта. Но есть моменты, которые нужно контролировать в процессе разработки.

Среди них:

  • недостаточная включенность менеджера проекта со стороны заказчика;
  • появление новых запросов в ходе реализации проекта;
  • долгое согласование решений по проекту;
  • изменение утвержденных сценариев во время проекта;
  • появление со стороны заказчика лиц, принимающих решения, после старта работ.

Эти сценарии также могут серьезно отразиться на судьбе проекта и должны быть на постоянном контроле.

О том, какие еще риски могут возникнуть в ходе реализации сложных VR-проектов и как не допустить их негативного влияния, я расскажу в продолжении этого материала.


В проекте Dig(IT)al рассказываем о технологиях, которые помогут вам заработать. Переходите на цифровую сторону бизнеса.


Фото на обложке: Andrush / Shutterstock

Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Материалы по теме