ИССЛЕДОВАНИЕ RUSBASE И ESFORCE
ЗАЧЕМ БРЕНДЫ ИДУТ
В РОССИЙСКИЙ КИБЕРСПОРТ

29 ноября 2018



ИССЛЕДОВАНИЕ RUSBASE И ESFORCE
ЗАЧЕМ БРЕНДЫ ИДУТ
В РОССИЙСКИЙ КИБЕРСПОРТ

29 ноября 2018



Почти каждый день мы слышим, как в киберспорт приходят компании, которые никогда еще не связывались с миром игр. Вместе с холдингом ESforce мы изучили рынок и посмотрели, какие бренды туда уже вышли и чем конкретно занимаются.
Но сначала — немного о том, как дела у российского киберспорта сейчас.
Мы выделили три роли, которые бренды занимают на российском рынке киберспорта, и распределили по ним основных игроков.
Воин
AMD
Производитель чипсетов для материнских плат и графических процессоров.

Чем занимается в глобальном киберспорте:
  • AMD поддерживает киберспорт по всему миру — спонсирует команды (например, Evil Geniuses, Fnatic), турниры (майнор AMD SAPPHIRE Dota PIT League Season 6).

Чем занимается в российском киберспорте:
  • У компании есть собственный состав по Quake Champions, который в 2018 году получил третье место на международном турнире DreamHack Tours.
ASUS
Производитель компьютерной техники.

Чем занимается в глобальном киберспорте:
  • С середины 2000-х годов спонсирует турниры (например, QuakeCon, BlizzCon и Dreamhack) и команды (например, Ninjas in Pyjamas, NRG Esports, SK Telecom T1, Echo Fox), организует собственные турниры. В 2006 году компания запустила отдельное направление — Republic of Gamers (RoG), в рамках которого создает игровую технику, спонсирует команды (например, RoG Army, RoG Female, RoG Squad) и проводит соревнования.

Чем занимается в российском киберспорте:
  • Первое соревнование ASUS Open в России состоялось в 2003 году. Призерам выдавались видеокарты ASUS. Всего таких турниров в стране состоялось 32, а призовой фонд до 2012 года составил более 25 млн рублей.
  • Компания часто становится техническим партнером киберспортивных турниров (например, серии EPICENTER), поставляя технику игрокам, проводит розыгрыши техники среди киберспортивной аудитории.
DELL
Производителей компьютеров.

Чем занимается в глобальном киберспорте:
  • Выступает партнером лиге ELEAGUE и киберспортивной программы McLaren, спонсирует турниры (Eleague eSports tournament), команды (например, Team Liquid), а также тренинговые центры по киберспорту.

Чем занимается в российском киберспорте:
  • Компания была официальным партнером Открытого кубка мэра Москвы по киберспорту в 2018 году.
  • Dell также обустраивает киберспортивные арены — например, в GamerStadium есть зона игрового бренда Alienware.
HP
Производитель компьютерной техники и электронной аппаратуры.

Чем занимается в глобальном киберспорте:
  • Поддерживает Континентальную лигу по League of Legends.

Чем занимается в российском киберспорте:
  • Партнер киберспортивной команды Na'Vi. Оборудует киберспортивные арены (например, Winstrike Arena).
HyperPC
\Интернет-магазин компьютеров.

Чем занимается в российском киберспорте:
  • Технический партнер турниров EPICENTER и Warface Open Cup.
  • Компания вместе с Burger King, Game Show и «Синтерра Медиа» проводят проект CTRL PLAY по развитию киберспорта. Проект предполагает размещение игровых зон в ресторанах Burger King в городах России. На данный момент такие зоны есть в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.
HyperX
Подразделение американской Kingston Technology, специализирующееся на производстве накопителей памяти, геймерских гарнитур и игровых аксессуаров.

Чем занимается в глобальном киберспорте:

  • С середины 2000-х спонсирует киберспортивные составы по всему миру. Главный спонсор киберспортивных турниров Intel Extreme Masters и DreamHack.

Чем занимается в российском киберспорте:

  • Спонсирует киберспортивные турниры (например, турнир EPICENTER в России и WEGAME VaultCup в Украине) и команды (например, СНГ-состав Na'Vi).
  • Организует собственные турниры, например, HyperX Trilogy по Dota 2, а также турниры по PUBG и Fortnite .
  • Создает специальные продукты для геймеров и киберспортсменов (например, компьютерные мыши, наушники и игровые коврики.
Intel
Чем занимается в глобальном киберспорте:
  • Титульное спонсорство международного киберспортивного турнира Intel Extreme Masters (организатор — турнирный оператор Electronic Sports League). IEM — это самая продолжительная серия международных киберспортивных турниров. Спонсирует команды Edward Gaming, CLG Red и Invictus Gaming.

Чем занимается в российском киберспорте:

  • В России компания участвует в отдельных активностях на турнирах, например, поставляя технику для игроков.
LG
Производитель потребительской электроники и бытовой техники.

Чем занимается в глобальном киберспорте:
  • Спонсирует команды (например, Team Dignitas, Dire Wolves, Energy, Incredible Miracle) и локальные турниры.

Чем занимается в российском киберспорте:
  • Технический партнер команд Virtus.pro и Winstrike.
  • Партнер ряда киберфутбольных соревнований.
  • Спонсор турниров серии EPICENTER.
  • Поставляет технику в киберспортивные арены — например, Yota Arena и GamerStadium.
Twitch
Cтриминговая платформа, принадлежит Amazon.

Чем занимается в глобальном киберспорте:
  • Самая популярная платформа для просмотра киберспортивных трансляций и стримов в мире, спонсор киберспортивных лиг и турниров (Overwatch League, NBA 2K18, ELEAGUE), организатор собственных турниров (Twitch Esports Arena).

Чем занимается в российском киберспорте:
  • Партнер турниров серии EPICENTER.
Маг
Acuvue
Бренд, принадлежащий Johnson & Johnson, под которым компания выпускает контактные линзы.

Чем занимается в российском киберспорте:
  • Бренд стал партнером холдинга ESforce в рамках спецпроекта, в котором компания наградила команду, получившую наибольшее количество голосов за лучший момент в киберспортивном турнире. На основании результатов онлайн-голосования бренд выдал победителю премию за лучший момент матча.
Adrenaline
Производитель газировки и энергетических напитков.

Чем занимается в российском киберспорте:

  • Партнер холдинга ESforce.
  • Партнер команды Virtus.pro.
  • Титульный партнер Adrenaline Stadium, где проходят матчи собственного киберспортивного турнира Adrenaline Cyber League.
  • Специально для геймерской и киберспортивной аудитории производит и продвигает напиток Adrenaline Game Fuel.
Aviasales
Российский метапоисковик билетов.

Чем занимается в российском киберспорте:
  • В 2017 году компания инвестировала $200 000 в команду Na'Vi.
Black Monster
Производитель энергетических напитков.

Чем занимается в глобальном киберспорте:
  • Поддерживает киберспорт по всему миру — спонсирует команды (например, PSG.LGD и Team Liquid) и турниры (например, DreamHack).

Чем занимается в российском киберспорте:

  • Официальный партнер турниров EPICENTER 2016-2018.
  • В начале 2018 года стал генеральным партнером СНГ-коллектива Na'Vi.
Coca-Cola
Пищевая компания, производитель безалкогольных напитков.

Чем занимается в глобальном киберспорте:
  • Спонсор крупнейшего турнира по League of Legends.

Чем занимается в российском киберспорте:
  • Партнер Кубка России по интерактивному футболу.
KFC
Международная сеть ресторанов общественного питания.

Чем занимается в глобальном киберспорте:
В сентябре 2018 года заключила контракт с китайской командой RNG.

Чем занимается в российском киберспорте:
  • Организатор Чемпионата KFC по киберспорту в рамках фестиваля KFC BATTLE в 2018 году. Это первая инвестиция в киберспорт для компании на глобальном уровне.
Procter & Gamble
Производитель потребительских товаров.

Чем занимается в российском киберспорте:
  • В России принадлежащие компании бренды — Head&Shoulders и Gillette — провели рекламные кампании с киберспортсменами из команды Virtus.pro.
Qiwi
Российский платежный сервис.

Чем занимается в российском киберспорте:
  • Спонсор команд Double Dimension и Team Spirit.
  • Создатель специализированного портала о киберспорте Qiwi Teamplay. На его базе проводятся открытые турниры по различным киберспортивным дисциплинам.
Uber
Агрегатор такси.

Чем занимается в российском киберспорте:

  • В 2016 году стал партнером турнира EPICENTER. В рамках партнерства компания предоставляла промокоды на поездки для держателей билетов.
Yota
Мобильная связь и другие телеком-услуги.

Чем занимается в российском киберспорте:
  • Титульный партнер киберспортивной арены Yota Arena.
  • Провел долгосрочную кампанию «Мама, я геймер», которая включала в себя интервью с киберспортсменами и комментаторами и другие ролики, а также отдельный лендинг.
  • Спонсор турниров серии EPICENTER.
  • Проводит специальные акции для киберспортивной аудитории (например, скидка на билеты на EPICENTER новым абонентам).
Акадо Телеком
Интернет-провайдер и другие телеком-услуги.

Чем занимается в российском киберспорте:
  • Компания спонсирует локальные турниры по киберспорту (например, турнир правительства Москвы).
  • Организатор собственной киберплатформы «Акадо Арена», которая содержит киберспортивные новости, а также помогает начинающим киберспортсменам тренироваться. С помощью платформы команда проводит онлайн-турниры по различным дисциплинам.
ВКонтакте
Социальная сеть в составе Mail.ru Group.

Чем занимается в российском киберспорте:
  • Регулярно проводит игровые и киберспортивные трансляции. В прямом эфире пользователи смотрят соревнования по League of Legends, включая региональную Континентальную лигу (LCL), официальные соревнования РФПЛ по киберфутболу, международные и локальные чемпионаты по Fortnite, PUBG, World of Tanks, Warface и Crossfire.
  • ВКонтакте является партнером ФКС России, транслируя официальные соревнования РФ по киберспорту.
Мегафон
Мобильная связь и другие телеком-услуги.

Чем занимается в российском киберспорте:
  • Стратегический партнер киберспортивного холдинга ESforce.
  • Партнер команды Virtus.pro (в 2018 году логотип команды был перекрашен в цвета бренда).
  • Официальный партнер Кубка России по киберспорту 2018.
  • Организатор титульных турниров Megafon Battle Arena, MegaFon Champions League и «Мегафон/Кибербитва» с участием блогеров.
  • Летом 2018 года провел кампанию со студией RuHub по поиску нового ведущего студии. Финал конкурса состоялся на VK Fest в Санкт-Петербурге.
  • В декабре 2018 года проводит турнир MegaFon Winter Clash, в котором участвуют шесть профессиональных команд по Dota 2.
МТС
Мобильная связь и другие телеком-услуги.

Чем занимается в российском киберспорте:
  • В начале 2018 года приобрел киберспортивный состав Gambit Esports за 313 млн рублей.
  • Летом 2018 года игрок Gambit Esports Михаил «Dosia» Столяров снялся в рекламном ролике МТС, продвигающем тариф «Хайп».
Ситилинк
Cеть магазинов по продаже электроники и бытовой техники.

Чем занимается в российском киберспорте:
  • В 2017 году совместно с компанией Intel и студией комментирования и аналитики RuHub запустила программу для развития киберспортивных команд в формате реалити-шоу «Академия киберспорта Ситилинк». В 2018 году к партнерам «Академии» присоединился бренд Black Star.
Ситимобил
Агрегатор такси в составе Mail.Ru Group.

Чем занимается в российском киберспорте:

  • Компания стала официальным логистическим партнером турнира EPICENTER по CS:GO в 2018 году. В рамках партнерства компания предоставила промокоды на поездки для держателей билетов; участники турнира передвигались на минивэнах от Ситимобил.
Тинькофф Банк
Банковские и другие финансовые услуги.

Чем занимается в российском киберспорте:
  • Партнер турнира EPICENTER 2017.
  • Бренд провел рекламную кампанию с игроком Virtus.pro, в которой представил свою карту для геймеров.
  • Бренд проводит онлайн-турнир по Dota 2 с призовым фондом 1,3 млн рублей.
Клирик
Бизнес Меню
Производитель блюд быстрого приготовления.

Чем занимается в российском киберспорте:
  • Партнер русскоязычных трансляций турниров по League of Legends (например, Rift Rivals, плей-офф LCL Open Cup 2018 и летний сплит LCL в июле 2018 года).
Газпромнефть
Российская нефтяная компания.

Чем занимается в российском киберспорте:
  • На турнире EPICENTER в 2018 году компания провела соревнование киберспортсменов по виртуальным гонкам под эгидой бренда топлива G-Drive. С игроками соревновался российский автогонщик Роман Русинов.
Лукойл
Российская нефтяная компания.

Чем занимается в российском киберспорте:
  • Генеральный спонсор киберспортивного клуба forZe eSports.
Одноклассники
Социальная сеть в составе Mail.ru Group.

Чем занимается в российском киберспорте:
  • В 2017 году Одноклассники объявили о проведении турниров по киберспортивным дисциплинам на базе проекта Киберспорт@Mail.ru.
  • Проводят любительские турниры с призовым фондом, например, чемпионат OK Challenge в августе 2018 года.
  • В августе 2018 года провели онлайн-трансляцию The International – крупнейшего турнира по Dota 2.
Почта Банк
Розничный банк.

Чем занимается в российском киберспорте:
  • В августе 2018 года бренд ообъявил об инвестициях «десятков миллионов рублей» в российский киберспорт.
  • Стратегический партнер Федерации компьютерного спорта России. Совместно с ФКС создал портал для начинающих киберспортсменов Cyberlab.gg.
  • Запустил карту для геймеров-киберспортсменов, предполагающую скидки в специализированных магазинах и членство в ФКС.
  • Спонсор Кубка России по киберспорту.
    Ростелеком
    Оператор связи, принадлежит государству.

    Чем занимается в российском киберспорте:
    • Компания вела переговоры с киберспортивной командой Vega Squadron, но сделка не была завершена.
    • Ростелеком организует киберспортивные турниры и спонсирует трансляции турниров в регионах (Калуга, Томск, Тула, Хабаровск, Казань и другие города).
    Сбербанк
    Банковские и другие финансовые услуги.

    Чем занимается в российском киберспорте:
    • В октябре 2018 года Сбербанк и Mastercard объявили о партнерстве с Riot Games — разработчиком игры League of Legends. В рамках партнерства Сбербанк запустит дебетовую карту специально для киберспортивной аудитории.
      Столото
      Оператор государственных лотерей.

      Чем занимается в российском киберспорте:
      • Партнер турнира EPICENTER. Проводил розыгрыши призов и специальные квесты для зрителей в офлайне и онлайне.
      Примечания и источники
      Объем рынка
      Объем российского рынка киберспорта: прогноз PayPal и SuperData на 2018 год.

      Объем мирового рынка киберспорта: прогноз PayPal и SuperData на 2018 год.
      Рост рынка
      Рост рынка в России: исследование PayPal и SuperData.

      Рост мирового рынка киберспорта: исследование PayPal и SuperData.
      Аудитория киберспорта
      Аудитория в России: исследование Nielsen.

      Аудитория в мире: исследование Newzoo.
      Кто и где смотрит киберспорт
      При подготовке раздела использованы данные из исследований Nielsen за 2017 и 2018 годы. В России ядро киберспортивной аудитории составляют люди в возрасте от 18 до 34 лет с доходом выше среднего (42,7 тысячи рублей), отмечают в компании.

      Важно отметить, что со времени проведения исследования границы российских федеральных округов изменились – Республика Бурятия и Забайкальский край перешли из Сибирского округа в Дальневосточный округ. Поскольку исследование Nielsen учитывало старые границы, на карте они соблюдены.
      Структура выручки киберспортивной индустрии
      • Спонсорские контракты: важнейший элемент доходов в киберспорте; в 2022 году доходы от спонсорства в России, по оценкам PwC, достигнут $10 млн.
      • Медиаправа и права на трансляции: глобальная выручка от продажи медиаправ на киберспортивные соревнования в 2018 году, по прогнозу Newzoo, составит $160,7 млн и покажет рост до 72%. В то же время аудитория киберспортивных мероприятий во всем мире вырастет на 13,5% — до 380 млн человек.
      • Выручка от продаж билетов: в 2017 году, по данным PwC, сумма выручки от продажи билетов в России превысила $1 млн, и ожидается, что к 2022 году она увеличится в четыре раза. По данным холдинга ESforce, оценка в $1 млн долларов в отношении билетов на киберспортивные турниры завышена: в четыре раза сумма выручки от продаж сможет вырасти только если соответственно вырастет и число турниров, считают в компании.
      • Продажа киберспортивного мерча: по словам генерального менеджера команды Virtus.pro Романа Дворянкина, «в год продается около 10 тысяч реплик игровых джерси команд, остальные актикулы продаются по несколько тысяч. Продажи в 2017 году выросли относительно 2016-го на десятки процентов. Впервые наши товары стали доступны в полноценных онлайн-магазинах. Могу сказать, что объем продаж в 2017 году исчисляется сотнями тысяч долларов».
      • Доходы от соревнований по франшизной системе: по этой системе, к примеру, проходит турнир Overwatch League от Blizzard Entertainment: по данным источников ESPN, 12 команд со всего мира выкупили места за $20 млн. Инвесторами команд стали спортивные клубы, крупные компании и, в редких случаях, частные лица. Уже за первый сезон Overwatch League организаторы обещают прибыль в размере $3,5 млн на клуб.
      Какие игры чаще всего смотрят
      В составлении рейтинга был использован сайт esc.watch, который занимается подсчётом зрителей киберспортивных турниров на Twitch и других стриминговых платформах. В расчет были взяты 3 самых просматриваемых турнира по каждой из наиболее популярных киберспортивных дисциплин (от League of Legends и CS:GO до Fortnite и Hearthstone). На основании данных о пиковых просмотрах был составлен рейтинг наиболее популярных киберспортивных дисциплин среди англоязычной (не включая Китай) и русскоязычной аудиторий киберспорта.
      Материал подготовлен совместно с ESforce

      ©Rusbase, 2018

      Автор: Олег Овечкин
      Фото на обложке предоставлено ESforce




      Олег Овечкин

      Комментарии

      Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.