Rusbase
Модный интеллект: какие профессии из мира fashion заменит AI-разум

Нужны ли люди, когда есть AI?
14 июня 2019



«Ищете что-то конкретное?» — фраза, которую не услышишь в онлайн-магазинах. Потому что ИИ уже знает, зачем вы пришли. Нейросети помнят, что вы покупали, и предлагают то, что вам, скорее всего, придется по душе. В недалеком будущем искусственный разум пойдет еще дальше: ИИ уже научился придумывать одежду, роботы — шить ее, а AI-стилисты — подбирать идеальный гардероб.

Значит ли это, что стилистам и модным дизайнерам из мира людей пора искать новую работу? Чему стоит учиться профессионалам моды уже сегодня, чтобы быть востребованными в мире победившего искусственного интеллекта?
С развитием электронной коммерции в жизни розничной торговли настали не лучшие времена. Это красноречиво иллюстрируют фотографии опустевших торговых центров в США. По прогнозу Credit Suisse от 2017 года, от 20% до 25% американских моллов исчезнут до 2022 года. Десятки своих магазинов уже закрыли гиганты ритейла вроде Macy's, JCPenney, Toys R Us, BCBG, Abercrombie & Fitch и Bebe. У старейшей американской розничной сети Sears в 2013 году было 2000 точек продаж, а в 2018 году компания объявила себя банкротом и сейчас борется за возможность сохранить хотя бы 400 магазинов.

Мировой рынок электронной коммерции, напротив, оживленно растет. Согласно отчету Statista, к 2021 году e-commerce увеличит продажи более чем на 246%. В России, согласно исследованию Института Гайдара, к 2024 году обороты онлайн-торговли могут увеличиться вдвое. Популярность интернет-магазинов легко объяснить: они экономят время, делают доступной доставку практически любых вещей со всего мира, зачастую там дешевле, никто не ходит за тобой с раздражающим вопросом чем помочь и так далее.

Самые распространенные категории товаров, покупаемых в интернете, — одежда и обувь. По данным Forrester, доля онлайн-продаж на модном рынке уже достигла 27%. В нашей стране аналогичная ситуация: согласно исследованию развития розничной онлайн-торговли в России, проведенному компаниями «Яндекс» и GfK, одежда — любимый онлайн-товар россиян.

Но и на солнце есть пятна. Евгений Карпов, бывший CPO компании Dresscode AI отмечает, что одной из проблем торговли в интернете являются возвраты.
«Больше половины заказанной одежды возвращается назад в магазины: она не подошла либо по размеру, либо по вкусу. Поэтому перед индустрией моды стоит задача изготавливать одежду, которую не будут возвращать. Тут на помощь и приходит искусственный интеллект, который предлагает конкретную модель конкретному покупателю, подсчитывая вероятность того, что конкретный покупатель вернет конкретный предмет гардероба».

Евгений Карпов
Head of Product Management Mirapolis
ex-CTO Dresscode AI
Искусственный разум продает больше и лучше
Пример того, как искусственный интеллект уже сегодня помогает продавать больше — сервисы по подбору и доставке одежды по подписке вроде Stitch Fix. Согласно Forbes, в 2017 году у компании было 2,2 миллиона активных клиентов, а прибыль составила 1 млрд долларов. Суть сервиса в том, что стилист напару с AI-алгоритмом подбирает для каждого клиента персональные образы на основе анкетных данных о его размере, стиле, бюджете и частоте желания получать посылку. Вещи, которые оказались в коробке, но не подошли по размеру или не пришлись по вкусу, можно вернуть. Искусственный интеллект проанализирует непонравившуюся одежду и в следующий раз подберет вещи, от которых будет сложнее отказаться.

В России персонализированным подбором одежды с применением AI-технологий занимается стартап Get Outfit.
«У нас со Stitch Fix похожая модель потребления услуг: вы заполняете анкету с предпочтениями, ИИ персонифицирует ассортимент, стилист выбирает образы. Но в отличие от Stitch Fix мы не закупаем и не складируем одежду. Мы — платформа, которая агрегирует стилистов, крупных ритейлеров и других партнеров, делая ассортимент для подбора луков еще шире. В этом плане мы на шаг впереди Stitch Fix.

С этим преимуществом планируем выходить в Европу и Штаты. Также до конца года мы хотим запустить услугу, когда пользователь загружает в наше мобильное приложение фотографии своего гардероба, а ИИ распознает их и составляет готовые образы».

Ким Санжиев
Основатель GetOutfit
AI-технологии помогают ритейлерам не только бороться с возвратами. Как говорит Мария Аверина, партнер по FMCG&Retail в компании Navicon, искусственный интеллект способен находить закономерности и нелинейные связи в настроении и поведении покупателей, анализировать действия конкурентов, выполнять what-if анализ изменений собственной продукции и отвечать на вопросы: что будет, если изменится цена, как это повлияет на продажи? «Существующие системы легко определяют, какие факторы влияли или повлияют на продажи в целом. Связан ли рост бизнеса с неудачной маркетинговой кампанией конкурента? Возможно, изменились потребительские настроения, и наша промоакция попала точно в цель? Поиск ответов на эти вопросы — прямая задача ИИ».

Российский рекомендательный сервис для онлайн-ритейла LIKETHIS, созданный компанией «Визуальные поисковые технологии», используют нейронные сети для поиска похожей одежды по фотографии. Пользователь может сфотографировать понравившуюся вещь, загрузить фото в приложение и получить совет, где можно купить что-то похожее. На обучение нейросети ушло 65 000 изображений, найденных в поисковиках, соцсетях, на сайтах модных журналов и в интернет-магазинах одежды, обуви, сумок. Сейчас у стартапа несколько клиентов в России и США.
«Наш сервис позволяет взять каталоги товаров из нескольких онлайн-магазинов и быстро построить свой маркетплейс с возможностью визуального поиска. Мы продаем лицензию крупным агрегаторам одежды вроде Сlouty.ru.

Также LIKETHIS можно рассматривать как рекомендательный сервис, который предлагает визуально похожие товары на основе внешнего вида вещи, а не ее описания. Есть возможность реализации кейсов с луками, подборами стилистически близких товаров и так далее. Такие услуги особенно интересны тем, кто активно использует электронные магазины для покупки товаров, например, миллениалам».

Михаил Погребняк
Основатель компании «Визуальные поисковые технологии»
Фото с сайта LikeThis
Придуманный в России сервис SuitApp — B2B-решение для интернет-магазинов на основе технологий компьютерного зрения и машинного обучения. Оно подбирает к любой просматриваемой в онлайн-магазине вещи все необходимое для завершенного образа. Так, к вечернему платью SuitApp помогает найти соответствующую обувь, сумку, аксессуары. Также сервис умеет создавать неограниченное количество женских и мужских «луков» в разных стилях. Решение интегрируется на сайт, в мобильное приложение или емейл-рассылку ритейлера/бренда.

По мнению некоторых экспертов, искусственный разум зачастую лучше людей решает и коммуникативные задачи. Так, Маргарита Панова, основатель бренда вязаных вещей by Margo, отмечает, что в бизнесе бренда «пока страдает человеческий фактор — и со стороны клиентов, и со стороны ответственных менеджеров».
«Ответов приходится ждать по несколько дней. Сейчас с клиентами общаются менеджеры, но скоро принимать заявки от розничных и оптовых покупателей у нас будет электронный помощник. Бот будет задавать уточняющие вопросы и в единой форме передавать информацию на производство.

Помимо основной линейки одежды, мы отшиваем вещи на заказ, если предложение кажется интересным. Подобные заявки важны, но отнимают очень много времени: клиент пишет в свободной форме, а менеджер не всегда оперативно задает уточняющие вопросы. Уверена, наш бот решит эту проблему. А так как большинство наших клиентов девушки, мы обучим бота анализировать фотографию профиля и говорить предметные комплименты».
Маргарита Панова, основатель бренда вязаных вещей by Margo
Иногда производители одежды используют искусственный интеллект в качестве дополнительной маркетинговой фишки. Пример — коллаборация российской нейросети Trendmind с создателя нижнего белья Trusbox.ru: вместе компании выпустили коллекцию трусов, дизайн которых придумал ИИ-дизайнер.
Робошвеи наступают
AI-разработки меняют и индустрию производства одежды. По словам Натальи Фроловой, управляющего директора Monoroom, в легкой и текстильной промышленности искусственный интеллект уже применяется в различных сферах: от разработки, дизайна и производства до планирования и статистики. «Любая промышленность, в том числе и производство ткани, одежды и обуви, нуждается в переработке, хранении и анализе большого потока информации как извне, так и из внутренних баз данных. ИИ, который совершенствуется и обучается в процессе работы, облегчил, ускорил и упростил ведение этих процессов».

Несмотря на то, что ткацкие станки, швейные машины, механические и электрические прессы давно автоматизировали часть работы людей, некоторые современные роботы достигли такого уровня развития, что могут потягаться с ловкостью рук самого человека. Так, роботу Lowry компании Softwear Automation по плечу создание любого изделия из ткани — от полотенец с сумками до подушек и кроссовок. Машины позволяют автоматизировать ручной труд и оптимизировать логистику за счет перемещения элементов производства ближе к дизайнерам или центрам спроса.

Еще один плюс искусственного интеллекта — одинаковая точность и высокая производительность.
«Автоматизированные раскройные комплексы сделали автоматическим наиболее сложный и требующий больших усилий и ювелирной точности процесс раскроя тканей перед пошивом. В ткацком производстве за обрывом нитей или за остановкой станка следит компьютер. Швейные машины-автоматы на поточном производстве выполняют трудоемкие операции, обработку сложных узлов и деталей

На большинстве фабрик России уже внедрено программное обеспечение, позволяющее моделировать и конструировать одежду и обувь. К примеру, использование современных 3D-принтеров позволяет модельерам обуви не прибегая к сложным и долгим процессам мгновенно распечатать предпроизводственный образец обувной колодки и учесть все нюансы, оценить удобство и эстетику прототипа перед запуском в тираж. Также оцифровка процесса разработки позволяет свободно рассылать файлы на производственные площадки по всему миру, упрощая и ускоряя процесс производства модных новинок».
Наталья Фролова, управляющий директор Monoroom
Использование роботов в производстве одежды может изменить ситуацию для портных, большинство из которых сегодня уверены в своей незаменимости, считает Лиана Бахова, имидж-эксперт, преподаватель Высшей школы стилистики и Русской школы управления.
«Считая "несгибаемых" роботов неспособными работать с гибкими и эластичными тканями, они не подозревают о "пластичной" робототехнике, проникающей в швейное производство благодаря стартапам.

Одни компании разрабатывают "швейные машинки", оснащенные роботизированными руками, вакуумными захватами и специализированными "микроманипуляторами", которые могут с филигранной точностью направлять ткань через швейную машину. Другие используют специализированные камеры и программное обеспечение компьютерного зрения для отслеживания процессов со скоростью 1000 кадров в секунду. А третьи используют растворы жесткости, чтобы превратить ткань в картонный материал, облегчая работу с пальцами робота».

Лиана Бахова,
Имидж-эксперт, преподаватель Высшей школы стилистики и Русской школы управления
Значит ли это, что профессия швеи исчезнет совсем? Владимир Тилинин, куратор программы «Дизайн одежды» БВШД, считает, что нет. «Да, её объем существенно сократится и перейдет в разряд низкоквалифицированного труда, дешевле будет заменить эти функции машинами. Зато нужны будут специалисты, которые будут этими машинами управлять — такая трансформация швеи будет как раз одна из первых "новых" профессий в индустрии. А вот профессия портного будет актуальна, пока существует деловая одежда, сшитая на заказ».
А ты точно дизайнер?
ИТ-гиганты тоже вступили на модное поле. Разработками на стыке моды и машинного обучения занимается Amazon. В 2017 году компания выпустила Echo Look — умный гаджет за $100, призванный заменить стилиста. Устройство позволяет делать модные луки или короткие видео, структурировать гардероб по нескольким параметрам (погода, повод, время года), спрашивать «Алекса, как тебе?» и выбирать лучший образ для конкретного дня. Еще один проект, курируемый Amazon в исследовательском центре Lab126 в Сан-Франциско — разработка нейросети, научившуюся распознавать различные модные стили и способную придумывать в их рамках новую одежду.
Amazon Echo Look, фото с pymnts.com
Дизайнер Grace McCarty, фото Bob Balfe
IBM вместе с компанией Tommy Hilfiger и Технологическим институтом моды (FIT) работают над проектом Reimagine Retail, призванным определять модные тенденции и оптимизировать процесс проектирования одежды.

Для этого искусственный интеллект просмотрел 15 000 изображений с одеждой Tommy Hilfiger, 600 000 показов и 100 000 образцов ткани, проанализировал реакцию гостей и определил ключевые модные темы в моделях, силуэтах, цветах и стилях. Теперь решение почти мгновенно отвечает на вопросы: «Понравился ли публике этот стиль рубашки пять сезонов назад?», «Какие цвета сейчас в тренде?» и «Что было самым популярным в трех последних коллекциях?» Остается гадать, сколько времени на это ушло бы у человека.
Ученые из Калифорнийского университета и эксперты компании Adobe научили искусственный интеллект создавать одежду в разных стилях. Для этого они сначала скормили сверточной нейронной сети данные о покупках с Amazon по шести категориям (обувь, верхняя одежда и брюки для женщин и мужчин), а потом отдали полученную информацию генеративной состязательной сети, которая на их основе научилась создавать новые изображения. И хотя пока AI-дизайнер предлагает любителям синих рубашек больше синих рубашек и не может создать пару обуви, подходящую к конкретной паре брюк, высока вероятность, что скоро искусственный интеллект научиться решать и такие задачи.

На днях стало известно, что «Яндекс» начал закрытое бета-тестирование приложения Sloy, которое автоматически распознает предметы одежды в видео. Интерфейс решения состоит из рекомендательной ленты видео, режима сканирования, ленты подписок, камеры и профиля пользователя. Пользователь может получить дополнительную информацию о каждой запечатленной в видео вещи и увидеть ролики с похожими образами.

Что все это значит для дизайнеров-людей? По словам Евгения Карпова, им нужно будет изготавливать не просто одежду, которая понравится покупателю после примерки.
«Дизайнерам нужно создавать одежду, которая идеально подойдет человеку после заказа в интернет-магазине с учетом того, что рекомендовать эту одежду будет ИИ. Какие параметры одежды нужны и сколько какого изделия нужно изготавливать, рассчитывают с помощью алгоритмов ИИ».

Евгений Карпов
ex-CTO Dresscode AI
Чему учиться?
С учетом глобальных перемен важно погружаться в аналитику и модное прогнозирование, коммуникативные стратегии, сегментацию потребительских услуг, знания сырья и материаловедение, понимать, как структурирована индустрия моды, уверена Лиана Бахова.
«Хотите конкурировать с ИИ — действуйте на опережение. Робот ждет запроса и работает с поставленной задачей — научитесь предвосхищать и предвидеть, помогать клиенту сформулировать запрос. Если вы будете понимать законы, по которым живет ваша целевая аудитория, у робота не будет шансов. Станьте тем, кто необходим создателям ИИ. Помогите роботу стать более совершенным и заработайте на этом. Это касается всех: бренд-менеджеров, имиджмейкеров, портных, фешн-фотографов, байеров, фешн-иллюстраторов, мерчендайзеров».

Лиана Бахова,
Имидж-эксперт, преподаватель Высшей школы стилистики и Русской школы управления
По мнению Владимира Тилинина, чтобы быть востребованным в мире фешн-индустрии, уже сегодня стоит учиться параметрическому дизайну, трехмерной графике, аналитике и работе с информацией, изучению и анализу искусства и культуры на профессиональном уровне.

Дизайнер Юлия Косяк отмечает: чтобы оставаться востребованным, дизайнер должен изучать технологии 3D-печати и 3D-сканирования.
«Они позволяют значительно облегчить работу, а также привнести новые элементы в любой образ. Также необходимо постоянно находиться в творческом поиске, знакомиться с новыми материалами производства, уметь обрабатывать любые материалы и находить новые, ранее не использовавшиеся идеи. Профессиональный путь дизайнера долог и тернист, необходимо обладать неиссякаемым уровнем мотивации и пробивным характером».

Юлия Косяк
член Союза Художников России, дизайнер авангардных, театральных, концептуальных
костюмов
Важным навыком дизайнера будущего станет способность быть гибким и оперативно приспосабливаться к различным обстоятельствам, считает Лиза Грязнова, сооснователь и PR-директор Carredor Monaco Ltd, cо-куратор выставки Fashion Art Technology в центре Современного искусства М'АРС.
«Никто не может точно предсказать, какие именно навыки потребуются для дизайнера будущего с использованием технологий ИИ, но самым важным аспектом станет способность адаптироваться к постоянно меняющейся среде, и делать это быстро. Также это время, когда дизайнеры должны быть более революционными и креативными, чем когда-либо ранее, они должны взывать к эмоциям и чувствам потребителей и показать, что ничто и никогда не превзойдет человеческий разум».

Лиза Грязнова
Сооснователь и PR-директор Carredor Monaco Ltd, cо-куратор выставки Fashion Art Technology в центре Современного искусства М'АРС
Что об этом думают эксперты из мира моды?
Андрей Аболенкин
Аналитик моды
« Как с любым вопросом по ИИ, стоит решить этическую задачу прежде прагматической. Что именно мы с его помощью создаем: удобство для производителей или возможности для потребителей? С позиций бизнеса это пока противоречащие друг другу задачи, и можно предположить, что поместить индустрию в круг самоповторений покажется разработчикам привлекательным способом манипуляций. Страшный сон буддиста, если коротко.

В старой модели моды предлагался авторский продукт, способ внести искусство в повседневность. Здесь использование ИИ могло бы создать только имитацию, доступный суррогат люкса. В современной, устаревающей, модели продается не индивидуальность, а одежда и ее маркетинговая оболочка. Для этой системы большинство известных мне способов прогнозирования исходят из анализа предыдущих покупок. Нынешние тренды — это потребительская реакция на обстоятельства, они создаются «снизу»‎, и, теоретически, предсказать их не сложно, если корректно описывать все действующие силы. Однако факторов довольно много, поэтому легче изучить способы воздействия на группы потребителей, и тут история покупок очень кстати.

В развивающейся модели моды виден переход от дизайна форм к дизайну смыслов. Один из них — уменьшение экологического воздействия индустрии, продвинутые потребители считают этику новым люксом. Для бизнеса это означает, что важнее не с меньшим риском продавать массовое, а отказаться от опережающего предложения вообще, производить по запросу. В такой системе прогнозирование трендов остается в прошлом, а ИИ находит место в планировании гардеробов, алгоритмах выбора, кастомизации. Уже сейчас почти невозможно представить, что какая-то дизайнерская идея действует на всех потребителей моды без разбора, а это означает, что само понятие «мода»‎ может остаться в прошлом. А с ней — и прогнозирование ее тенденций, как компьютерное, так и ручное».
Лиана Бахова
Имидж-эксперт, преподаватель Высшей школы стилистики и Русской школы управления
« Искусственный интеллект — не угроза. Да, с одной стороны, ИИ и робототехника — это разрушение рынка труда, существующего сегодня. Но с другой стороны — это всего лишь переход на новый вид коммуникаций, которые станут в большей степени человеко-машинными. Все будет зависеть от людей, которые в индустрии останутся. Кто будет управлять искусственным разумом и кто будет его обслуживать.

Интеллект человека будет еще более необходим и востребован. Особенно в современных условиях, когда быстрое производство создает избыточные отходы: по данным агентств по охране окружающей среды, ежегодно на свалки отправляется около 12,8 млн тонн одежды. Но есть и те, кто ведут активную деятельность со знаком плюс в этом направлении. Хочется надеяться, что профессионалы FI смогут адаптироваться к новым реалиям, и все только выиграют от союза робота с человеком».
Лиза Грязнова
Сооснователь и PR-директор Carredor Monaco Ltd, Со-куратор выставки Fashion Art Technology в центре Современного искусства М'АРС, Москва
«Искусственный интеллект может заменить дизайнера лишь в нескольких аспектах — в расчетах, анализе и распознавании образов. Тем не менее, ИИ может быть только ассистентом для модного дизайнера. Он может выявить будущие тренды, подобрать сочетания цветов, подходящие ткани, но всё это крайне далеко от того креатива, на который способен человеческий мозг. Возьмем модели для коллекции «‎Pneuma»‎ Флоры Миранда (Flora Miranda), они (модели) учитывают особенности человеческого тела и его взаимосвязь с метафизическим миром, а образы идут из духовного мира дизайнера. Это то, чего нет у ИИ и наличие чего невозможно представить в искусственном теле.».
Владимир Тилинин
Куратор программы «‎Дизайн одежды» БВШД
«Бьют ли тревогу стилисты, модельеры, аналитики о все большем проникновении ИИ в их работу? Нет, не бьют. Если ИИ используется, чтобы облегчить аналитику, то дизайнеры только «за». Но личное участие, видение дизайнера в процессе проектирования по-прежнему важно. Аналитическая работа, грубо говоря сравнение одного с другим и выявление закономерностей, особенностей, составляет большую долю работы. Но все-таки подход к такому анализу очень персональный. Чтобы в такой профессии творить, нужно обладать очень сложно структурированным контекстом.

Задача дизайнеров одежды стала сложнее: приходится учитывать, что нужно создавать одежду, рекомендованную человеку искусственным интеллектом. Это другой подход, потому что дизайнер опирается и на аналитику, и на общественное мнение. И всё это говорит, что мы движемся по направлению к устойчивому развитию и не будем делать лишнего. Это актуальная тема. И задачу фешн-индустрии я вижу в том, чтобы изменить отношение к запросам на качество вещей. Чтобы люди приобретали вещи исходя из реальных жизненных приоритетов и задач».
Искусственный интеллект (не) заменит дизайнера
Несмотря на то, что внедрение ИИ сильно облегчило и в будущем еще больше упростит работу многим труженикам фешн-индустрии, одного искусственного разума мало, чтобы стать успешным в сложном мире прекрасного. Возможно, искусственный интеллект поможет решить проблему перепроизводства одежды, сделает нас более стильными и довольными жизнью, а предпринимателям даст возможность разобраться с оптимизацией производственной рутины. Но полностью заменить труд тех, кто решает, что, как и когда мы будем носить — модных дизайнеров, стилистов, аналитиков, конструкторов одежды — он пока не сможет. По крайней мере, в ближайшем будущем.

Дизайнер Юлия Косяк уверена, что несмотря на то, что в будущем ИИ шагнет далеко за пределы человеческих возможностей, он не заменит творческую манеру дизайнера.
«Зачастую дизайнеры создают непонятные нам образы, смысл которых заключается в развитии модной индустрии, поиске новых решений, самовыражении. Искусственность и машинный подход не смогут отличаться своим уникальным, идущим вразрез трендам и моде подходом к созданию образов. ИИ лишь анализирует детали одежды по заданным параметрам, при создании образа отталкивается от определенной статистики».

Юлия Косяк
член Союза Художников России, дизайнер
«Недавно европейский сервис по подбору одежды Outfittery провели эксперимент: сравнили образы, подобранные AI-стилистом и реальным. Даже с учетом того, что у первого были данные из более 600 000 анкет, он все равно проиграл человеку. Пока ИИ лучше всего работает на этапе, когда нужно на основе анкетных данных персонализировать ассортимент, из которого стилист составляет образы», — рассказывает Ким Санжиев.

Катя Пророк, дизайнер и создатель бренда k é k é считает, что искусственный разум будет востребован в fast fashion, где важна не творческая свобода, а возможность быстро считать коды и тренды, точно планировать производство под спрос в режиме онлайн.
«С приходом ИИ человеческий труд возрастет в цене и займет премиальную нишу. Не даром сегодня, когда машины могут вырезать, склеить и сшить идеальную сумку, мы предпочитаем и покупаем втридорога сделанную вручную сумку Chanel. К тому же, чисто психологически людям будет приятнее покупать вещь, придуманную и выполненную человеком.

Кто знает, может в недалеком будущем мы будем с умилением или даже с восхищением смотреть на небольшой дефект (лишний стежок, неровный узелок), оставленный рукой человека, и это будет цениться как свидетельство того, что вещь выполнена человеческими руками».

Катя Пророк
Дизайнер и создатель бренда k é k é
© Rusbase, 2019
Автор: Зинаида Кунаковская

Фото на обложке: martinkay19, Depositphotos
Татьяна Петрущенкова