Rusbase

Дышащие куклы, VR и нейросети-сценаристы — как технологии меняют индустрию кино

18 января 2019



Кинематограф — это и высокое искусство, и бизнес-пространство со своими задачами и целями. При этом киноиндустрия как высокотехнологичный рынок должна соответствовать основным техническим и социальным трендам, учитывая изменения в моделях поведения потребителей и новых технологиях.

Какие технологические тренды сегодня актуальны в кино, выясняет Rusbase.
Облачные технологии
Кинематограф почти с самого появления представляет собой плотную систему международных связей. Расширить возможности копродукции в кино и стереть географические границы между участниками производства из разных городов и стран режиссерам и продюсерам помогают облачные технологии. «Облака», ставшие обычным явлением почти в любом бизнесе, позволяют кинематографистам заметно сократить время на постпродакшн. С помощью облачных сервисов несколько команд из разных точек мира могут одновременно монтировать фильм и создавать к нему визуальные эффекты, экономя на сопутствующих этому издержках.
Нейросети, омолаживающие актеров и делающие их танцорами
Нейронные сети в кино могут значительно упростить процесс разработки компьютерной графики, кроме того, они имеют большие перспективы для создания визуальных эффектов для фильмов. Сегодня особое внимание приковано к возможностям нейросетей при замене лиц. Эти возможности активно изучают, к примеру, пользователи Reddit, заменяющие главных героев известных фильмов, таких как «Индиана Джонс» и «Человек из стали», на Николаса Кейджа. Современные алгоритмы ИИ могут омолаживать персонажей в продолжениях знаменитых фильмов, делают малопластичных актеров профессиональными танцорами, используются в художественных сценах секса и добиваются других довольно эффектных результатов.
Нейросети, занимающиеся написанием сценариев и постановкой фильмов
Еще одним вариантом использования нейронных сетей в кино может стать их участие в написании сценария, монтаже и производстве фильма. Пока что художественные фильмы и анимация, созданные искусственным интеллектом, оставляют желать лучшего, но специалисты считают, что уже в ближайшем будущем нейросети смогут существенно помочь сценаристам, режиссерам и монтажерам в работе над фильмами.
Цифровые двойники актеров
Новые технологии также приближаются к тому, чтобы создавать точные виртуальные копии актеров, например, как в фильме «Терминатор: Генезис», где была использована копия молодого Шварценеггера. Цифровые двойники артистов могут оставаться вечно молодыми и при этом их «физические» возможности по умолчанию будут превышать возможности человека. Но пока разработчики здесь сталкиваются с рядом проблем. Так, для техники до сих пор недостижимо точное воссоздание движений человека, в особенности его мимики. Непонятно пока также, что делать с проблемой «зловещей долины». Суть этой проблемы заключается в том, что чем реалистичнее выглядит модель человека, тем больше она отпугивает зрителей.
Виртуальная реальность
С момента презентации очков Oculus Rift в 2012 году киноменеджеры активно думают о создании полноценного полнометражного VR-фильма. Однако появление такого продукта сдерживают как минимум две проблемы. Во-первых, многие из современных шлемов виртуальной реальности не способны сокращать лаг при движении головой не более 20 миллисекунд. В результате после их длительного пользования у человека возникает тошнота и головные боли. Во-вторых, когда речь идет об изображении в 360 градусов, появляется проблема фокусировки внимания зрителя. В таких условиях обычные кинематографические методы не работают и режиссерам достаточно сложно дать понять зрителю, на что именно ему стоит обратить внимание.

Но пока использование видео в формате 360 набирает популярность при создании короткометражных фильмов и промороликов. Свои материалы в формате VR, в частности, уже представили создатели фильмов «Дюнкерк» и «Оно».
Мобильное кино
Современные смартфоны способны снимать видео высокого качества и уже сейчас могут бросить вызов некоторым профессиональным камерам. Возможности мобильного кино изучают крупные режиссеры, например, Михаэль Ханеке и Стивен Содерберг, а также известные мировые кинофестивали. Но с более практической точки зрения эта технология может стать хорошим решением для кинолюбителей, студентов киновузов и начинающих режиссеров, не имеющих большого бюджета. В результате, возможно, изменится и лицо самой индустрии.
Цифровой формат против пленки и продолжение уменьшения размеров камеры
После появления в кино первых цифровых камер производители оборудования продолжают разрабатывать еще более компактные и функциональные «карманные» аппараты, например, кинокамеры RED One. Уменьшение размеров камеры может оказывать существенное влияние как на процесс кинопроизводства, так и на повествовательную составляющую фильмов. Вопрос «пленка или цифра» до сих пор задают себе многие известные авторы, при этом часть из них и сегодня не видит альтернативы качеству изображения на пленке и удобству работы с этим форматом.
Кинокамера RED One, фото: Teneighty Productions
Портативные стабилизаторы камеры и беспилотники, заменяющие оператора
Помогать операторам и упрощать съемочный процесс могут также новые стабилизационные системы для камер и беспилотники, снимающие качественные видео с воздуха. В 1970-х годах революцией в киносъемках стало изобретение «стедикам» — носимой механической системы, используемой для стабилизации камеры. Этот инструмент очень удобен, однако «стедикам» требует от оператора годов опыта и недюжинной физической силы. Кроме того, эта система сильно бьет по карману независимых кинематографистов. Выходом из ситуации могут стать портативные стабилизационные системы, которые дешевле, легче и проще в управлении, чем их традиционные аналоги.
Камеры, которые держат объект всегда в кадре
Наблюдать за непоседливой собакой или шариком от пинг-понга может система высокоскоростной съемки, разрабатываемая инженерами Токийского университета. Технология позволяет снимать видео со скоростью 1 тысяча кадров в секунду, а затем воспроизводить его в замедленном режиме. В результате этого наблюдение за быстро двигающимися объектами, которое, как правило, недоступно операторам, может стать новым достижением кино.
Использование игровых движков
По словам специалистов, в скором времени киностудии смогут полностью отказаться от процесса постпродакшена. Помочь в этом им должны технологии визуализации, работающие на базе игровых движков. Графические процессоры, наподобие тех, что используются в видеогейминге, позволяют участникам кинопроизводства накладывать на изображение компьютерную графику, текстуры и прочие эффекты в режиме реального времени на съемочной площадке, в результате можно создавать и редактировать такие сцены прямо во время съемки.
«Система из США оказалась космически дорогой — и мы сделали собственную»
Стартап ViewGA — о технологии VR и AR для кино
Новые инструменты финансирования, способные изменить систему продюсирования
Некоторые специалисты считают, что международная система кинопродюсирования в будущем должна будет измениться благодаря распространению новых инвестиционных инструментов, использующих возможности децентрализованной экономики и народного финансирования. Привлечь небольших инвесторов и малоизвестных продюсеров к созданию крупных проектов можно уже сегодня, в частности благодаря блокчейну и краудфандингу.

Сейчас в России собирают деньги на производство фильмов «Empire V» Виктора Гинзбурга и «Межсезонье» Александра Ханта на краудфандинговой платформе Planeta.ru. Но настоящим рекордсменом среди российских картин в этом плане стал фильм «Двадцать восемь панфиловцев», собравший несколько лет назад более 30 млн рублей на платформе Boomstarter.
Новые технологии в анимации
Анимация сейчас добивается заметных результатов в повышении реалистичности изображения, причем в достаточно традиционных жанрах. Так, инженеры американской анимационной студии Laika создали аппарат, позволяющий имитировать дыхание кукол. Благодаря этому изобретению герои кукольных мультфильмов могут дышать под стать своим эмоциям и физическому состоянию.

Другой перспективной технологией в мультипликации стал сел-шейдинг. Этот метод отрисовки изображения позволяет стилизовать трехмерный объект, имитируя эффект нарисованной вручную картинки. В результате с его помощью можно показать то, что сложно осуществимо в 2D-мультфильмах, к примеру, подвижную камеру. Благодаря сел-шейдингу движения в таких сценах будут выглядеть естественно и реалистично.
Стриминговые платформы и революция Netflix
Значительные изменения в киноиндустрии претерпевают технологии, влияющие на способы потребления кино. Основным трендом в этой области является переориентация рынка в сторону стриминговых платформ. Революция Netflix, о которой говорят кинематографисты и с которой, начиная с 2018 года, неофициально борется руководство Каннского кинофестиваля, может сдвинуть или вовсе заменить традиционную модель потребительского поведения зрителя, предполагающая, что для того, чтобы посмотреть новый фильм, зритель должен прийти в кинотеатр. В результате, по мнению специалистов, стриминговые платформы окончательно развернут кинозрителей к использованию гаджетов.
Этот удивительный клип создал искусственный интеллект
4К и 8К контент для домашних просмотров и мультиплексы с LED-экранами
Следуя за изменениями потребительского поведения, в сторону новых трендов начинают перестраиваться также другие участники рынка. Улучшить пользовательский опыт клиентов стриминговых платформ позволяют технологии передачи 4К-контента и 8К-контента. С их помощью зрители могут просматривать фильмы в высоком качестве прямо у себя дома.

Новые тренды вынуждены учитывать также и сами кинотеатры. Чтобы выдерживать конкуренцию с домашними просмотрами, некоторые мультиплексы уже сейчас устанавливают в свои залы новое оборудование, например, LED-экраны с применением HDR-технологий, которые более чем в десять раз превышают стандартные показатели кинотеатрального проектора.
Интерактивность и возможности гаджетов
Тема интерактивности в кино, как и в других видах искусства, традиционна. Сегодня разные авторы создают фильмы, чувствительные к звуку или к прикосновениям к экрану. Созданием интерактивных видео занимаются разработчики Xbox и исследователи из американских университетов, но серьезного распространения эти технологии пока так не получили, что объясняется отчасти технической ограниченностью кинозалов. Тем не менее, новые возможности для интерактивного кино сегодня могут предложить смартфоны и планшеты. Так, собственное интерактивное приложение для обновленной версии «Русалочки», которая вышла в 16 кинотеатрах США в 2013 году, разработала студия Disney. Пользователи специального приложения для iPad могли играть в игры, соревнуясь с другими зрителями, и напевать песни из мультфильма.

Другой, совсем свежий, пример — первый интерактивный эпизод «Черного зеркала» от Netflix, вышедший в конце 2018 года. Создатели фильма «Черное зеркало: Брандашмыг» предлагают зрителю выбрать, как поступить герою в той или иной ситуации. Чтобы сделать свой выбор, зрителям понадобятся компьютерная мышь, трекпад или пульт.
Кадр из сериала «Черное зеркало: Брандашмыг»
Эффект реального присутствия
Кинокомпании в разное время видели большие перспективы в технологиях 3D, 4D, 5D и даже системе D-BOX, синхронизирующей движение кресел с происходящим на экране. Новые горизонты для киноиндустрии открывают также технологии виртуальной реальности. Но основная часть таких инноваций, по мнению специалистов, достаточно быстро устаревает, не оказывая значительного влияния на индустрию.

Тем не менее некоторые эксперты представляют кинотеатр будущего как место, где транслируемый продукт будет совмещать в себе функции кино и видеоигры с реалистичными тактильными ощущениями, а также виртуальной и дополненной реальностью. При этом, возможно, когда-нибудь наступит тот момент, когда мультимедийные технологии смогут манипулировать чувствами зрителя, передавая полный спектр ощущений от фильма в его нервную систему.
©Rusbase, 2019
Автор: Антон Кузнецов

Фото на обложке: Unsplash
Людмила Чумак
Дышащие куклы, VR и нейросети-сценаристы — как технологии меняют индустрию кино