Rusbase

Облака для стартапов

Как сэкономить на ИТ при запуске проекта

10 августа 2017

Технологические стартапы не могут обойтись без облачных хранилищ и услуг виртуальных дата-центров. В силу ограниченности ресурсов таким молодым компаниям не выгодно покупать физические серверы и содержать их. На помощь начинающим разработчикам приходят cloud service провайдеры с их практически неистощимыми ресурсами.
На что жалуемся?
Стартап можно сравнить с растущим организмом. Но с таким организмом, который растет в десять раз быстрее обычного. Он либо скоро перерастет всех своих конкурентов, либо погибнет.

Для быстрого роста стартапам со значительной IT-составляющей вычислительные ресурсы нужны больше, чем начинающим компаниям из других отраслей. Нехватка инфраструктуры — это одна из «болезней роста» технологических стартапов: разработчиков программного обеспечения, приложений/сервисов, решений для бизнеса и тому подобное.

Покупать, оснащать и содержать свое серверное, сетевое и прочее оборудование, а также оплачивать труд инженеров могут позволить себе далеко не все.

Во-первых, сложно подобрать нужную конфигурацию и емкость сервера. На начальном этапе не все стартапы представляют себе объем будущих заказов, количество клиентов и запросов, которые нужно обработать. Даже если у компании найдутся деньги на мощный сервер, эти инвестиции могут оказаться излишними и не оправдать себя. Ведь по статистике большинство частных серверов загружены лишь на 20% мощности.

В то же время, в случае быстрого роста компании, взрывного увеличения количества заказов (и запросов) оперативно нарастить вычислительные мощности не получится. На то, чтобы докупить и настроить «железо» в современных реалиях уйдет не меньше двух месяцев.

Во-вторых, сам разрабатываемый продукт (ПО, приложение) может на разных этапах готовности требовать разных объемов хранения и вычислительной мощности. При тестировании продукта могут неожиданно выявиться дополнительные потребности в расширении сервера. Любая задержка скажется на сроке выхода на рынок.

Эти «болезни роста» современные технологические стартапы могут преодолеть, обратившись к провайдеру облачных сервисов.
Кому это нужно?
Провайдер облачных услуг – это «волшебная фея» технологических стартапов. В идеале провайдера не видно и не слышно, но он продолжает исполнять желания стартапов и отвечать на их запросы. Конечно, не бесплатно, но гораздо дешевле, чем при варианте развития собственной инфраструктуры.

Услуги виртуального дата-центра предлагают многие провайдеры в России и за рубежом. Большинство начинающих технологических компаний и разработчиков охотно пользуются сервисами, потому что они эффективно решают две основные задачи: всегда дают нужный объем ресурсов для работы и экономят ограниченные средства.

По словам главы департамента облачных решений компании «Техносерв» Никиты Дергилева, его команда специалистов хорошо понимает, что нужно молодым компаниям, работающим в сфере IT-разработки:
Как раньше поступил бы стартапер, если ему нужно было развернуть у себя какое-либо программное обеспечение, условно, систему CRM? Ему пришлось бы настроить себе серверную или купить место в ЦОДе, провести всю необходимую инженерную подготовку — организовать кондиционирование, бесперебойное электропитание, подключить каналы связи, установить и настроить сервера, системы хранения данных, сетевое оборудование и так далее.

В случае с облачными решениями все эти вопросы ложатся на плечи провайдера. Клиент просто удаленно устанавливает у нас свою CRM, а мы уже занимаемся и поддержкой, и сетью, и обслуживанием этих серверов.
Вычислительные мощности как услуга востребованы, как было сказано, стартапами с большой IT-составляющей. Разработчики программного обеспечения нуждаются в хорошей вычислительной мощности и объеме хранения. Именно они и являются основными клиентами cloud service провайдеров.
Грубо говоря, булочные — не наш клиент. Наши клиенты — это, например, компании, которые пишут собственное ПО и предоставляют его своим конечным заказчикам.
— говорит директор по продажам Техносерв Cloud Михаил Блинов.
Это как раз те компании, которыми силен российский рынок IT — производители ПО для бизнеса, финтеха, биотеха, разработчики приложений, агрегаторов и платформ для разных отраслей промышленности и экономики в целом.

При этом позволить себе виртуальный дата-центр и облачное хранилище практически неограниченного объема могут стартапы с минимальными инвестициями.
Что приносят облака?
Стартап-предприятие высокорисковое. Принято считать, что выживают и становятся успешными не больше 5% всех компаний. В стартапе рискуют все — основатели, инвесторы, партнеры и клиенты. Поэтому вложения в такой бизнес всегда будут венчурными инвестициями. При этом любого дополнительного риска можно и нужно избегать.

Облачные сервисы позволяют стартапам безболезненно развивать и тестировать свой продукт, не рискуя переплатить за ненужные ресурсы или недополучить в производительности из-за их нехватки.

Все выгоды можно разделить на три основные:
Все выгоды можно разделить на три основные:
Это экономно.
Это удобно.
Это эффективно.
При покупке виртуального дата-центра стартапам больше не нужно делать крупные разовые инвестиции. Они просто ежемесячно платят за то количество ресурсов, которое фактически потребляют. При этом, если они расширяются, они могут легко и просто масштабироваться до любого объема. Если по каким-то причинам им нужно уменьшить объем, то ресурсы, избыточные на данный момент, отключаются, и компания платит меньше.
— рассказала менеджер по продукту «Виртуальный дата-центр» Техносерв Cloud Елена Синегубкина.
Эксперт отмечает, что в компании применяется принцип «pay as you go», то есть оплаты по факту пользования ресурсами. Такая схема особенно удобна на стадии тестирования продукта.
Когда тестируются приложения, это может происходить несколько часов или дней, в этом случае клиент платит не за весь месяц, а только за те часы, когда он непосредственно тестирует свое приложение.
— говорит Елена Синегубкина.
Представьте, что вы стартап-проект, предоставляющий сервис по онлайн-бронированию билетов. Вы работаете круглосуточно, без выходных, для вашего бизнеса критичен показатель доступности, вам важно обеспечить оптимальную скорость интернета для комфортной работы ваших клиентов, и, наконец, специфика вашего сервиса такова, что потребление ресурсов носит непостоянный характер — длительное затишье или рост запросов в течение дня сменяют друг друга настолько непредсказуемо, что заранее предугадать, сколько понадобится мощности виртуальных машин, вы не можете.

С точки зрения Техносерв Cloud, оптимальным вариантом для вас будет три сервера приложений, один сервер баз данных и интернет-канал 10 Мбит/с. Вы платите абонентскую плату за один сервер баз данных и один сервер приложений, а оставшиеся два сервера приложений подключаете по «pay as you go» (PAYG), включая их только в будни на 8 часов. Получаются следующие цифры: абонентская плата за интернет — 2 050 рублей, абонентская плата за виртуальную машину — 7 200 рублей и платеж по системе PAYG за одну виртуальную машину — 900 рублей. Итого чуть более 10 000 рублей в месяц.

По той же схеме будет удобно работать любому стартапу, в бизнес-процессы которого входит ведение CRM, бухгалтерии, сервис деск и прочее.

Все цены легко считаются в онлайн-калькуляторах прямо на сайте и позволяют самостоятельно сконфигурировать нужную услугу для точного заказа. Второй главный плюс облаков для стартапа — удобство — тоже происходит из возможности масштабирования бизнеса на облаках.

Если какие-то процессы по ходу работы потребовали больше места и мощности, можно просто позвонить провайдеру и попросить больше ресурсов. Пропала необходимость — отключили допресурс.
Стартап может развиваться очень динамично. Появляются, например, новые заказчики — и ему нужно очень быстро расширить свои возможности. Если он будет проводить эти процедуры внутри себя и закупать оборудование, потом его настраивать, это займет 2 – 3 месяца. А у нас он просто говорит: хочу дополнительных мощностей, и получает их в течение часа.
— говорит Михаил Блинов.
И третье — эффективность работы с облачными сервисами, а точнее, с их провайдерами. Например, «Техносерв» не только предоставляет своим клиентам услуги виртуального дата-центра и хранилища, но и обеспечивает полную круглосуточную поддержку.
Иногда основатели стартапа сами не до конца понимают, как им отладить те или иные процессы, как лучше и эффективнее использовать ресурсы, как распределить нагрузку и рассчитать эффект от настройки программного обеспечения. Волшебная фея-провайдер поможет.

«Наши специалисты помогают клиентам разобраться, как работают облачные сервисы, что нужно настроить и когда это лучше сделать», — рассказал Михаил Блинов.
Speak Russian, please
Несмотря на широкий выбор облачных провайдеров как на российском, так и на международном рынках, доверить обслуживание лучше отечественному поставщику услуг. Нередко это даже требуется по закону.
Если стартапы работают с персональными данными своих клиентов, то, по законодательству РФ, первичный сбор и обработка, хранение этих персональных данных должны производиться только на территории России.
— говорит Елена Синегубкина.
Такие провайдеры, как Техносерв Cloud, полностью отвечают этой норме закона. Да и общение с провайдером на одном языке — немаловажный фактор для российских стартаперов.
Зачастую требуется русскоязычная техподдержка. Понятно, что западные компании такой поддержки не оказывают. Более того, зачастую они консультируют только по переписке, а это может быть не так быстро. Российский провайдер оказывает круглосуточную русскоязычную техподдержку по телефону. И на первой же линии у нас работает не колл-центр, а консультируют квалифицированные специалисты, которые немедленно могут приступить к решению проблемы.
— рассказала Елена Синегубкина.
Опять-таки, предложения облачных сервисов на российском рынке зачастую выгоднее, чем у зарубежных конкурентов. Так, в Техносерв Cloud реализована собственная платформа OpenStack на открытом программном обеспечении. Для клиентов ее использование обходится дешевле, чем импортные аналоги.

В качестве иллюстрации применения облачной инфраструктуры для решения реальных российских проблем приведем историю одного стартапа.
В 2017 году вступает в силу федеральный закон, который обязывает все торговые объекты передавать информацию о каждой покупке с контрольно-кассовых аппаратов в налоговые органы. Владельцы магазинов возмущены, в прессе поднялась нешуточная дискуссия о пользе такой нормы, а один российский стартап, LifePay, тем временем разрабатывает удобный сервис-агрегатор фискальных данных. Эта платформа предлагает бизнесменам собирать информацию с их кассовых аппаратов, обрабатывать ее и передавать в виде готовой отчетности в ФНС. Платформа и программный комплекс разработаны, протестированы и запущены на виртуальной инфраструктуре компании «Техносерв».

Так из противоречивого закона и необходимости его выполнять возник успешный и востребованный продукт. Нет худа без добра.
По дороге с облаками
Востребованность «облачной инфраструктуры как услуги» (IaaS — Infrastructure as a Service) растет по мере развития технологической сферы и перехода на объявленную недавно в России «цифровую экономику». Без провайдеров виртуальных хранилищ и вычислительных центров современный технологический прогресс невозможен как без электростанций. Это новый ключевой ресурс digital-индустрии.

Этот ресурс, в отличие от энергии и сырья, формируется уже не монополиями, а рыночными компаниями с глубоким пониманием потребностей заказчиков. А именно: необходимости сокращать инвестиции на старте проекта, платить меньше в процессе использования ресурса, иметь возможность внедрять и начинать полноценно использовать ресурс в кратчайшие сроки, быстро модернизировать и окупать его.

Так что по дороге цифрового прогресса нужно идти только с облаками.




На правах рекламы.

© Rusbase, 2017
Автор текста: Наиль Байназаров
Изображение на обложке: Shark-Bites
Людмила Чумак
Облака для стартапов: Как сэкономить на ИТ при запуске проекта