Top.Mail.Ru
Колонки

Инфраструктура в облаке для СМБ – почему бы и да?

Колонки
Евгений Храповский
Евгений Храповский

Руководитель направления по развитию виртуального ЦОД компании «Инфосистемы Джет»

Людмила Чумак

Евгений Храповский, руководитель направления по развитию виртуального ЦОД компании «Инфосистемы Джет», рассказывает о том, чем могут быть выгодны облачные ИТ-системы для малого и среднего бизнеса.

Инфраструктура в облаке для СМБ – почему бы и да?

Средний и малый бизнес, как правило, не готов к серьезным единовременным тратам, но нуждается в ИТ-услугах «здесь и сейчас». На Западе организации СМБ-сегмента давно и вполне успешно используют услуги облачных дата-центров, даже не думая о построении собственных ИТ-ландшафтов, поскольку это долго и дорого. Им намного выгоднее «витать в облаках», заменив немалые капитальные вложения доступными арендными платежами. Таким образом, не занижая требований к ИТ, из облачного ЦОД они получают нужный функционал в кратчайшие сроки и за приемлемые деньги.

В России, как ни странно, к поставщикам облачных услуг обращаются в основном Enterprise-гиганты. СМБ-компании предпочитают делать все самостоятельно и скорее согласятся на создание собственного бюджетного ИТ-двигателя с меньшим КПД, чем арендуют тот, который действительно нужен. И это уже даже не вопрос безопасности — грамотный облачный провайдер способен обеспечить даже более совершенную защиту, в том числе и персональных данных. Это скорее вопрос психологии, привычки заказчика и, если угодно, традиций.

В нашей практике есть примеры небольших организаций (50‒100 человек), которые собирали свои решения, что называется «на коленке», но в итоге переходили в облачный ЦОД, так как поддержка инфраструктуры своими силами оказывалась для них слишком затратной (это аренда помещений под серверную, покупка серверов, аренда каналов передачи данных, обслуживание всей инфраструктуры и так далее). А ведь с ростом компании нужно увеличивать и штат дорогостоящих ИТ-специалистов. Для организаций, далеких от ИТ, это непозволительная роскошь.

Среди СМБ-заказчиков нашего виртуального ЦОД есть и те, кто изначально опирался на облачные сервисы, целиком сосредоточившись на своих бизнес-задачах. И, как показала практика, не прогадали. Конечно, если сравнивать аренду оборудования с покупкой в свое пользование, то в перспективе на 3‒5 лет аренда, скорее всего, окажется дороже, но экономия компании будет в том, что не надо платить ИТ-специалистам, думать о поддержке, обновлении парка машин и так далее. Выгода может составить от 30% и более. Тем более не придется тратить деньги здесь и сейчас, предугадывая рост на будущее — их можно будет вложить в развитие компании, а арендуемые мощности увеличивать или уменьшить в зависимости от потребностей и возможностей бизнеса.

Начало начал

Бизнес начинается с идеи, и скорость ее реализации на начальном этапе — момент принципиальный. Упустил время — упустил бизнес. При этом далеко не всегда руководитель может четко сформулировать требования к ИТ и далеко не всегда ИТ-специалист (если он вообще в компании есть) может эти требования перевести в конкретные, измеряемые показатели. После этапа «трудностей перевода» наступает другой, еще более замысловатый — создание архитектурного решения. Этот период довольно долгий и требует немалых капитальных вложений, в то время как бизнес-идея не принесла еще ни копейки. Запуск проекта рискует затянуться на два-три месяца и дольше.

Например, самый стандартный вариант: для нескольких офисных сотрудников необходимо обеспечить рабочую среду (почтовые сервисы, операционную систему и так далее). Чтобы это сделать, требуется нанять специалистов, которые спроектируют систему, закупить оборудование и ПО, настроить, подключить пользователей. При наличии оборудования это минимум 1,5–2 месяца, а вместе с поставкой — не меньше 3-х. Кроме того, потребуются администраторы, которые все это будут обслуживать. Таким образом, даже самый простой набор функционала на данном этапе может влететь в копеечку. Так бизнес, который должен быстро стартовать, превращается в рутину и буксует на ИТ-ухабах.

Облачные перспективы

Приобретая облачные сервисы, организация в считаные дни получает необходимые услуги за фиксированную ежемесячную плату. Проектный период сокращается — ведь у провайдера уже есть готовое архитектурное решение, остается только адаптировать его под нужды конкретного заказчика.

На нашей практике немало подобных примеров: в частности, подготовка тестовых зон для заказчиков из финансового сектора заняла около одной недели, хотя на реализацию крупных или нестандартных заказов срок может растянуться до месяца. На базе виртуального ЦОД наша компания менее чем за 10 дней предоставила Российскому экспортному центру (РЭЦ) ИТ-инфраструктуру для систем документооборота, электронной почты и службы каталогов. Это позволило РЭЦ сразу же приступить к работе и существенно сэкономить, избежав затрат на построение собственного ЦОД и его обслуживание.

Другой пример — молодая финансовая организация численностью около 70 человек, в штате которой вообще нет ИТ-специалистов. ИТ-службу этой компании заменяет наша выделенная команда специалистов. Заказчик же платит фиксированную сумму, исходя из количества обслуживаемых рабочих мест. При этом организации не надо решать вопросы лицензирования или отслеживать работоспособность парка виртуальных машин. Скорость реакции на тот или иной сбой, как и скорость восстановления, оговаривается в соглашении об уровне сервиса, которое предусматривает в том числе штраф за нарушение. Причем штраф этот весьма ощутим для подрядчика (и уж тем более существенно превышает возможную компенсацию в случае с собственным ИТ-персоналом). Поставщику услуги просто не выгодно предоставлять некачественный сервис.

Провайдеры бывают разные

Рынок облачных услуг дает потребителю массу возможностей. Главное — определиться с поставщиком и с требуемым уровнем ИТ-поддержки. Чем одни провайдеры отличаются от других, видно из таблицы ниже.

Типы провайдеров

Хостинг-провайдеры предлагают исключительно ресурсы в виде оборудования и/или ПО. Что сделать из этого «конструктора», как и кто будет поддерживать полученное решение — все эти вопросы ложатся на плечи заказчика. В крупных организациях данные задачи может решать ИТ-подразделение. Но если вы небольшая молодая компания и наращивание ИТ-компетенции в ваши планы не входит, есть смысл воспользоваться облачными сервисами.

Выбрать ли облачного провайдера или интегратора — зависит от специфичности стоящих задач и уровня собственных компетенций в ИТ. Образно говоря, дата-центр облачного провайдера — это магазин готового платья, виртуальный ЦОД интегратора – ателье индивидуального пошива. То есть во втором случае вы приобретете не просто набор «железа» или «софта», а полноценную комплексную услугу под ключ: потовый сервис, хранение данных, защиту от хакерских атак, мониторинг систем, администрирование и так далее.

Не стоит сравнивать напрямую стоимость облачных услуг хостинг-провайдеров и интегратора. Это сравнение не будет корректным. Интегратор предлагает, прежде всего, свой опыт построения инфраструктур, а заказчики получают доступ к его экспертизе, то есть возможность привлекать специалистов по самым разным ИТ-направлениям. Особенно актуально это бывает в нестандартных ситуациях (например, при возникновении новых бизнес-задач, которые требуют изменений в ИТ-ландшафте), при добавлении ресурсов или внедрении новых решений. Да и на самом старте всегда бывают нюансы, с которыми команда интегратора уже не раз сталкивалась и потому разберется в разы быстрее штатного сисадмина. Например, в части совместимости тех или иных программных и аппаратных решений или в сайзинге ИТ-ресурсов, требуемых под конкретную задачу сейчас и в перспективе, или в обеспечении надежной работы бизнес-критичных систем.

Даже стандартный почтовый сервис может базироваться на одном сервере или на двух, работающих в кластере. Первый вариант дешевле, но не обеспечивает отказоустойчивости, которую гарантирует второй. Какой из них предпочесть, зависит от целей и возможностей заказчика, а также от критичности системы. В любом случае задача провайдера — предоставить полную картину по ИТ-ландшафту, а заказчик решит сам, готов он идти на риск, чтобы сэкономить, или нет. Например, один из наших клиентов (молодая финансовая организация сегмента СМБ) работает в 9 регионах — для него важно, чтобы почта функционировала круглосуточно. Соответственно, на уровне ИТ-инфраструктуры виртуального ЦОД мы обеспечили дублирование компонентов.

Другой немаловажный момент — это поддержка. Хостинг-провайдер может предложить обслуживание ИТ-инфраструктуры. Если же требуется поддержка до уровня пользователей и обеспечение работы систем в целом, а не отдельных компонентов, то за этими услугами стоит идти к интегратору. Варианты опять же различные: и удаленная поддержка, и выезд специалистов на места, и даже выделенная линия. При этом обслуживание может осуществляться в режиме 8/5, 10/5 или круглосуточно.

А как же безопасность?

Безопасность размещаемых в облаке информационных систем — один из ключевых вопросов. И тут нужно понимать, что эффективное его решение для поставщика облачных сервисов — задача номер один, так как на карту поставлена репутация и перспектива бизнеса. Уровень безопасности, который обеспечивает провайдер услуги, в разы выше, чем может самостоятельно организовать маленькая компания в условиях ограниченного бюджета и времени.

При этом помимо базовой безопасности (физическая безопасность помещений дата-центров, контроль и регламентация доступа на территорию, видеонаблюдение и прочее) облачный провайдер может предоставить широкий спектр сервисов информационной безопасности: антивирусную защиту, защиту доступа в интернет, защиту каналов связи, защиту персональных данных и так далее — в зависимости от типа размещаемых информационных систем. В частности, клиентам нашего виртуального ЦОД предоставляется экспертная помощь в оптимальном выборе сервисов ИБ. Например, при размещении систем, обрабатывающих персональные данные, заказчик получает комплексную услугу по защите персональных данных на базе сертифицированных средств защиты в строгом соответствии с требованиями регуляторов; для защиты веб-ресурсов мы предлагаем услугу защиты от DDoS и интеллектуальный сервис защиты от хакерских атак, взлома, утечки информации и так далее.

Как дальше жить?

Перспективная компания СМБ-сегмента развивается динамически, что требует быстрых изменений в ИТ. Необходимо закупить оборудование, расширить штат ИТ-специалистов — все это в силу дороговизны и немалых сроков реализации способно похоронить сам бизнес. Быстрее и выгоднее расширять облачные ресурсы.

Например, один из наших заказчиков начинал с пары виртуальных машин и 100 Гбайт дискового пространства, сейчас же вырос до 2,5 Тб, а штат сотрудников увеличился до 150 человек (то есть потребовалось больше почтовых ящиков, антивирусного ПО и так далее). При этом на каждом этапе мы заблаговременно просчитывали требуемое увеличение ИТ-ресурсов — исходя из роста баз данных. Само же масштабирование может быть реализовано в течение одного дня.

Еще варианты?

Молодая организация может также использовать внешнее облако как бюджетный вариант построения отказоустойчивого решения для критичных бизнес-систем. В этом случае облако может стать резервной площадкой, которая не требует капитальных затрат. Кроме того, облачная среда хорошо подойдет для резервного копирования и архивирования данных.


Материалы по теме:

Облачные сервисы могут спасти нашу планету

Если «облака» обходятся слишком дорого — вы делаете что-то не так

Откуда взялись «облака» и какими они бывают?

Скоро мы будем работать в «умных офисах»

В «облаках» безопасней?

10 мифов про облачные технологии

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Плюсы и минусы мультиоблачной инфраструктуры
  2. 2 От вешалки до кассы: как видеоаналитика помогает фэшн-ритейлу оптимизировать подход к работе с покупателями
  3. 3 Размещение в облаке в формате единого окна: как работает комплексный инфраструктурный партнер
  4. 4 Как франчайзи могут улучшить клиентский сервис с помощью видеонаблюдения Ivideon
  5. 5 Одна дополнительная услуга — плюс 100 млн рублей в год: как телеком-компании зарабатывать больше
DION
Что ждет рынок корпоративных коммуникаций в 2024 году?
Подробнее