Павел Захаров, вице-президент по технологическому консалтингу Oracle в России, рассказал Rusbase о преимуществах облачных сервисов для бизнес-руководителей и на примерах продемонтрировал, что сейчас происходит в индустрии.
Норматив на облако
Одно из главных преимуществ облачных сервисов для бизнес-руководителей — скорость. Глава отдела маркетинга одной крупных компаний как-то заявил, что у него просто глаза разбежались от открывшихся возможностей, когда ему сказали, что приложение в облаке можно создать с нуля и запустить всего за пять месяцев. Изначально на это закладывалось полтора года.
Радость и удивление вполне понятны: многолетние ИТ-проекты замедляют развитие бизнеса, а облачные технологии позволяют руководству повысить скорость изменений и вывода новых продуктов.
Эти чувства не всегда поддерживаются сотрудниками компании. Переход на облачную модель серьезно влияет на роли, функции, процессы, распределение бюджетов. Это серьезное преобразование, которое затрагивает много людей и требует специальных усилий для его продвижения и позитивного восприятия.
Для ускорения трансформации бизнеса и процессов внутри компании некоторые руководители уже сейчас начали разделять ИТ-бюджеты на «облачную» и «не облачную» части.
При этом ставится стратегическая цель — например, к 2020 году покрывать до 80% ИТ-бюджета из «облачной» части. На краткосрочную и среднесрочную перспективы ставятся промежуточные цели — например, ежегодные. И задача ИТ-подразделения — решить, как добиваться этих целей.
Например, в стратегии на ближайшие три года финансовые руководители крупных российских компаний указывают следующие приоритеты: снижение издержек (75%), поиск принципиально новых стратегических подходов (33%), замена ранее внедренных ИТ-решений в пользу менее затратных альтернатив (33%).
Кто-то скажет, что ввод ежегодных нормативов на облако — это формальный и грубый подход. Другие – что у бизнеса нет других вариантов, кроме как принудительно двигаться в этом направлении. И те и другие правы.
Бизнес не ждет
В ИТ-зависимых отраслях вопрос ИТ-затрат, естественно, является одним из первостепенных. Облачная модель для них чрезвычайно привлекательна — не только потому, что снижает затраты на единицу используемых продуктов и сервисов, но и потому, что ускоряет вывод новых продуктов на рынок.
Быстрый переход в облако позволит опережать конкурентов. Чем дольше компания тянет с использованием облаков, тем больше у конкурентов шансов уйти вперед.
Возьмем рынок венчурного капитала, из которого появляется все больше стартапов, готовых к конкуренции с устоявшимися игроками рынка. Облачные сервисы как раз являются важным инструментом в этой борьбе. Отсутствие традиционной ИТ-инфраструктуры приводит к существенно меньшим затратам и более высокой гибкости и оперативности.
Многие руководители осознают масштабы этих фундаментальных изменений, поэтому сделают все, чтобы убедиться в конкурентоспособности своего бизнеса.
Недавно компания МТС
Cейчас объем рынка облачных услуг составляет около 30 млрд долларов, а к 2019 году он достигнет уже 100 млрд долларов, поэтому оператор видит здесь перспективы для своих клиентов, а значит и для бизнеса.
О планах использовать облачные сервисы для разработки, чтобы усилить мониторинг сайта компании сообщает и «Юлмарт». По мнению эксперта компании у технологий сегодня есть два вектора:
- то, что помогает реализовать бизнес-требования оптимальным способом;
- инфраструктурные преобразования, например, повышение эффективности использования IT-ресурсов.
Не все так просто
Многих ИT-руководителей смущает поспешность, которую в вопросе перехода в облако проявляет их топ-менеджмент. ИТ-директора стараются объяснить, насколько сложной может быть корпоративная ИT-среда. Она напоминает археологические раскопки, когда один слой неизбежно покрывает другой снова и снова, с накоплением компромиссов, взаимных связей и противоречий.
Стоит также иметь в виду изменение ролей. Классические ИT-департаменты выстроены таким образом, чтобы действовать в качестве системных интеграторов, интегрируя программные и аппаратные системы в своем центре обработки данных для предоставления сервисов приложений.
В облачной модели большая часть этой работы практически исчезает – хорошо это или плохо, зависит от выбора дальнейшей карьеры ИТ-руководителем. И будет хуже, если новые навыки для управления облачными сервисами понадобятся очень срочно.
В зависимости от отрасли и географии компании, возможно, придется соблюдать ряд требований и правил, регулирующих передачу, безопасность, хранение данных и многое другое. В то же время ни один бизнес-пользователь не готов мириться с низкой производительностью или частыми отключениями. ИT-руководитель несет ответственность за качество информационных услуг и неважно, используются при этом облачные сервисы или нет.
Что впереди
Когда первая волна интернета захватила корпоративный мир, почти все привычные бизнес-процессы подлежали пересмотру и переоценке. Электронная торговля, внутренние сети, порталы обслуживания клиентов, цепочки поставок — все менялось в свете появления новой технологии. И это вызывало определенные неудобства.
Облачный сервис — это новая модель оказания и потребления ИT-услуг в цифровом мире, которая будет определять развитие на ближайшее десятилетие. Бизнес-руководители постепенно осознают его влияние и преимущества. ИT-специалистам приходится пересматривать принципы своей работы.
Облачные сервисы сегодня уже помогли многим нашим клиентам в оптимизации бизнес-процессов:
Кейс 1. Стартап «Делаем дело», разработчик B2B-решений для малого и среднего бизнеса, выбрала PaaS-сервисы для разработки и тестирования своего облачного приложения, которое позволяет рассчитывать себестоимость и стоимость полиграфической продукции и управлять полиграфическими заказами. В процессе маркетингового исследования с целью выявить потенциальный интерес к своему облачному приложению стартап собрал несколько сотен заявок от заинтересованных организаций. По оценкам компании, потенциальный рынок продукта – это около 1000 корпоративных клиентов в городах России с населением более 100 тысяч человек.
Кейс 2. Группа ALVISA, российский производитель и дистрибьютор алкогольных напитков, выбрала облачный сервис для автоматизации бюджетирования. У компании сегодня 9 брендов, 10 представительств, 4 рынка, на которых она работает, и бюджетирование вручную — очень трудоемкий процесс. Благодаря автоматизации с помощью облака компания планирует снизить его стоимость и исключить ошибки.
Кейс 3. Faberlic — крупнейшая российская компания на рынке прямых продаж, выпускает более 1 тыс. наименований продукции, имеет 30 патентов и входит в рейтинг «Топ-100 крупнейших косметических компаний мира», считает перевод части нагрузок в облачную среду естественным этапом жизненного цикла нашей информационной системы, поскольку компания растет очень быстро.
«Например, когда мы запустили первую коллекцию одежды, каждую секунду продавалось одно платье. А 80% коллекции школьной формы разошлось за первые 3 дня продаж. И перевод части нагрузок в облачную базу данных станет важным стратегическим шагом вперед для нашего бизнеса» —
Будут ли облачные сервисы постепенно становиться нормой во взаимоотношениях между бизнесом и ИT?
Можете в этом не сомневаться. И это важно понимать и представителям бизнеса и ИТ. Уже сегодня почти 100% опрошенных CFO крупных российских компаний осведомлены о феномене облачных сервисов, 75% видят в них возможность сокращения затрат на ИТ и половина – минимизации капитальных расходов и оптимизации бизнеса. Завтра это будет 100%.
Материалы по теме:
Три принципа предпринимателей от Oracle
Функции облачных АТС, которых нет в обычных телефонах
Сбой в «облаке» Amazon спровоцировал «падение» сервисов Netflix, Spotify и других
Пять причин переехать на «облако»
Что заставит Autodesk инвестировать в стартапы
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025