Rusbase
Connected Car: словарь автолюбителя
Разбираемся в терминах будущего

25 декабря 2018



Развитие мобильных технологий влияет на многие мировые отрасли, в том числе автомобильную промышленность. В автоиндустрии эту концепцию обозначают термином Connected Car — это «подключенные» автомобили, оснащенные различными системами коммуникации и связи. Использование сетей поколения 5G также должно помочь внедрению «подключенных» автомобилей.

Rusbase предлагает читателям обзор основных терминов в области Connected Cars.
Vehicle-to-everything
V2X (Vehicle-to-everything — автомобиль, подключенный ко всему) —система беспроводной связи, представляющая собой совокупность всех возможных коммуникационных систем автомобиля. Эти технологии позволяют автомобилям обмениваться информацией с различными объектами инфраструктуры (иногда технологию называют также Vehicle-to-infrastructure), другими автомобилями, устройствами, светофорами, дорожными знаками или пешеходами.

В связи с этим можно выделить следующие виды систем, входящих в Vehicle-to-everything.
V2V (Vehicle-to-vehicle)
Беспроводная система, позволяющая обмениваться информацией двум автомобилям. Таким образом, подключенный автомобиль может получать данные о скорости движения, местонахождении или действиях водителя другого автомобиля. V2V-системы способны обеспечивать безопасность и контролировать движение, помогают управлять автомобилем, а также обрабатывают электронные платежи и предоставляют доступ к глобальным информационным системам.

Основные направления беспроводного регулирования движения:

• регулирование скорости потока;
• управление светофорами;
• управление транспортной развязкой;
• обеспечение движения машин специальных служб;
• обеспечение движения в режиме «зеленая волна»;
• предупреждение о пробках;
• выбор оптимального маршрута в зависимости от времени, затрат топлива или платы проезда.
V2G (Vehicle-to-grid)
Система, позволяющая подключать автомобили в общую электрическую сеть для подзарядки машины или возвращения лишней электроэнергии обратно в сеть. Участники системы V2G смогут продавать электроэнергию в энергосистему в часы, когда машина не используется, и заряжать автомобиль в часы, когда электроэнергия дешевле. Также технология позволит подключать автомобили с системой к собственному дому и использовать их в качестве источника бесперебойного питания.
V2P (Vehicle-to-pedestrian)
Система, через которую автомобиль может взаимодействовать с находящимися в непосредственной близости от него пешеходами. Получая доступ к частотному диапазону смартфонов, которыми пользуются пешеходы, электроника автомобиля может оценить скорость и направление движения мобильного гаджета, а значит, и пешехода.
Emergency Call и Connect SOS
Системы экстренного вызова автоматически оповещают аварийные службы о дорожно-транспортном происшествии и помогают решить проблему своевременного оказания медицинской помощи пассажирам, попавшим в аварию.

Такие системы уже используются разными производителями:

• Assist Advanced eCall от BMW;
• Connect SOS от Peugeot;
• Localized Emergency Call от Citroen;
• SYNC Emergency Assistance от Ford.

По оценкам специалистов, система SOS позволит значительно снизить последствия от ДТП для человека, сократив уровень травматизма при авариях и другие риски, связанные со скоростью оказания помощи пострадавшим.
Чем быстрее службы узнают об аварии, тем больше шансов спасти чью-то жизнь
Фото: Unsplash
ADAS (Advanced Driver Assistance Systems)
К технологии ADAS относятся различные системы помощи водителю, призванные повысить безопасность управления автомобилем, в частности:

• радары ближнего и дальнего действия;
• внешние и внутренние видеокамеры;
• парковочные радары;
• лазерные дальномеры (LIDAR — Light Identification Detection and Ranging — световое обнаружение и определение дальности);
• адаптивное управление светом;
• адаптивный круиз-контроль.

Такие системы могут входить в комплектацию автомобиля либо устанавливаются в машину дополнительно. В России одним из первопроходцев внедрения Advanced Driver Assistance Systems стал автомобильный завод УАЗ, оснастивший в 2016 году системой ADAS внедорожник УАЗ Патриот.
Системы автономного вождения
Системы Vehicle-to-everything, Vehicle-to-vehicle и ADAS могут стать переходным звеном между традиционной автомобильной промышленностью и беспилотными автономными транспортными средствами. Автоматизация управления движением и взаимодействие автомобилей с различными устройствами должны помочь внедрению беспилотного автомобильного транспорта.

Беспилотный автомобиль, как известно, — транспортное средство, передвигающееся без участия человека. Работа беспилотного автомобиля основана на показаниях таких датчиков, как дальномер оптического распознавания, система стереозрения, система глобального позиционирования и гиростабилизатор. При этом программное обеспечение машины часто использует искусственный интеллект.

В современных беспилотных автомобилях применяются алгоритмы на основе метода одновременной локализации и построения карт (SLAM, simultaneous localization and mapping). Суть работы алгоритмов состоит в комбинировании данных с датчиков автомобиля, получаемых в режиме реального времени, и данных карт, загруженных в систему в режиме офлайн.

К основным преимуществам использования беспилотных автомобилей специалисты относят сокращение числа ДТП и почти полное исключение человеческих жертв, снижение стоимости транспортировки в индустрии коммерческих перевозок, а также повышение эффективности использования дорог и снижение потребности автомобилистов в собственных автомобилях. При этом в качестве основных рисков внедрения беспилотного транспорта можно назвать утрату возможности и навыков самостоятельного вождения автомобиля водителями, низкую надежность и уязвимость ПО и потерю рабочих мест профессиональными водителями.
Каршеринг
Одним из понятий в Connected Cars является каршеринг. Благодаря совместному пользованию автомобилем и возможностям аренды транспортного средства у компании или частного лица можно снизить потребность в индивидуальных автомобилях и сократить ответственность и затраты, связанные с приобретением транспортных средств в собственность.

Первая каршеринговая компания появилась в 1994 году в датском Кьюбеке. В 2013 году каршеринг пришел в Россию, и сейчас на отечественном рынке работает около 15 профильных компаний.

Тарификация аренды автомобилей в системе каршеринга, как правило, производится поминутно. Чтобы забронировать подходящий автомобиль, автомобилисту достаточно найти его на карте в мобильном приложении и подтвердить аренду. Обычно первые 20 минут бронирования для водителя бесплатны — этого должно хватить, чтобы дойти до машины. При этом завершить аренду можно практически в любом удобном месте — припарковать, закрыть авто и таким образом оставить его для следующего арендатора.

Специалисты отмечают, что месяц каршеринга и месяц содержания личного автомобиля обходятся водителям примерно в равную сумму. При этом автомобилисты, использующие сервисы совместного пользования, могут не беспокоиться о ряде типичных для них проблем, таких как ремонт и обслуживание автомобиля, невозможность оставить собственный автомобиль в любом удобном месте или ограниченность автомобиля по грузоподъемности или пассажирской вместимости.
Карпулинг
Карпулинг или райдшеринг — это совместное использование автомобиля с помощью сервисов поиска попутчиков. Расходы на топливо в таких поездках распределяются пропорционально, а также выбирается оптимальный для всех участников маршрут. В результате на поездке могут сэкономить и автовладельцы, и пассажиры.

Использование райдшеринга также стало возможным благодаря развитию технологий:

• GPS-устройства помогают определить маршрут водителя и организовать совместную поездку;
• cмартфоны позволяют пользователям сделать запрос на поездку, независимо от места нахождения;
• cоциальные сети делают сервис прозрачным и повышают доверие между водителем и пассажирами.
Путешествовать в компании интереснее, а еще можно неплохо сэкономить
Фото: Unsplash
Умное страхование и страховая телематика
Суть телематики в автостраховании заключается в использовании технологических решений, которые следят за транспортным средством в удаленном режиме. Одна из основных функций телематики — мониторинг движения автомобиля. Таким образом, страховая компания может узнать, где находится конкретный автомобиль, по какому маршруту и с какой скоростью он движется.

Кроме того, умное страхование позволяет реализовать принцип индивидуализации страхового продукта и помогает сэкономить на страховых полисах. Отслеживая стиль вождения водителя, страховые компании получают информацию о том, как часто он превышает скорость, делает резкие повороты и агрессивные ускорения, сколько времени автомобиль находится в движении и другие данные, влияющие на риски страховщиков. Чем меньше эти риски, тем на меньшую стоимость страхового полиса может рассчитывать автовладелец.
Умный город
Одним из основных активов умного города является транспорт. Умная транспортная система города будущего подразумевает использование автомобилей, взаимодействующих с городской инфраструктурой и другими участниками движения, интеллектуальных систем оплаты за пользование транспортом, умных парковок, систем оповещения и видеонаблюдения, а также экологичного общественного транспорта. При этом основными задачами, которые должен будет решать транспорт будущего, станут безопасность, удобство и высокая скорость передвижения пассажиров.
Куда движется рынок: мнения экспертов
Пресс-секретарь Национальной технологической инициативы «Автонет» Ярослав Федосеев, описывая состояние рынка Connected Cars, отмечает, что на сегодняшний день основными кандидатами для реализации технологий взаимодействия «автомобиль — автомобиль» и «автомобиль — инфраструктура» являются системы DSRC и С-V2X. Сейчас автопроизводители также активно тестируют новые функции систем связи V2X, которые направлены на решение социальных вопросов, в частности, алгоритмы поведения в случае возможных ДТП, передачи сигнала о приближении экстренных служб и взаимодействия с попутчиками.

Федосеев рассказывает, что объем инвестиций в сегмент Connected Cars постоянно растет. Так, в 2017 году вложения в рынок составили $36 млрд, что на 37% больше показателей предыдущего года. При этом основная часть инвестиций сейчас приходится на рынок e-Hailing (приложения для вызова такси), и эксперт уверен, что в ближайшие несколько лет будет стремительно развиваться именно этот сегмент.

Кроме того, автовладельцы во всем мире начинают активно переходить к P2P-каршерингу. Со временем все больше людей начнут понимать, что им невыгодно и неудобно иметь собственный автомобиль.

Другое перспективное направление в области Connected Cars, по мнению Ярослава Федосеева, — страховая телематика. Эксперт отмечает, что в сегменте пассажирского и грузового транспорта проникновение телематики уже приближается к 100%. При этом в России к 2021 году на автомобильных дорогах будет более 6 млн индивидуальных автомобилей, подключенных к системе экстренного реагирования ЭРА-ГЛОНАСС, и около 3 млн пользователей умного страхования.

Руководитель «Яндекс.Авто» Андрей Василевский называет перспективным направлением в области Connected Cars сегмент встраиваемых мультимедиа-систем (in-vehicle infotainment). Эксперт отмечает, что автомобильные производители кроме собственных систем сегодня используют также решения, разработанные ИТ-компаниями: в России этим занимается, например, «Яндекс.Авто», а в мире такие системы предлагают, в частности, проекты Android Auto и Apple CarPlay.

Сервисы «Яндекс.Авто» встраиваются в российские автомобили при производстве. Сейчас с системами работают Toyota, Nissan и Renault. В планах также интеграция с машинами Автоваза, KIA, Hyundai и других производителей. К 2022 году компания планирует установить «Яндекс.Авто» в 35% машинах, выпущенных после 2019 года.

Руководитель «Яндекс.Авто» отмечает, что преимущество встроенных мультимедиа-систем в том, что такие сервисы предустановлены в автомобиль и смартфон для их работы не нужен. При этом встроенные системы более тесно связаны с телематикой, что может открыть дополнительные возможности для производителей.

Эксперт считает, что активного роста рынка в ближайшее время следует ожидать в сегменте projected (решения, выводящие информацию со смартфона на экран автомобиля) для автомобилей премиальных марок. Производители таких автомобилей, по мнению Василевского, еще долгое время будут поставлять на рынок собственные мультимедийные системы, причем популярные онлайн-сервисы в этих машинах будут доступны преимущественно благодаря projected-решениям.
©Rusbase,2018
Автор: Антон Кузнецов

Фото на обложке: Unsplash
Людмила Чумак

Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.