Top.Mail.Ru
Колонки

В чем изъяны проекта постановления правительства о тестировании беспилотных автомобилей? Пять главных вопросов

Колонки
Ольга Ускова
Ольга Ускова

Основатель и президент группы компаний Cognitive Technologies

Полина Константинова

Ольга Ускова, основатель и президент группы компаний Cognitive Technologies, в колонке делится мнением о разработанном Минпромторгом проекте постановления правительства об испытании беспилотных автомобилей на дорогах России. По ее мнению, этот документ очень противоречивый и вызывает к разработчикам проекта ряд вопросов.

В чем изъяны проекта постановления правительства о тестировании беспилотных автомобилей? Пять главных вопросов

Мы сидим в открытом мюнхенском кафе на вялом осеннем солнышке с одним из топ-менеджеров ZF Friedrichshafen AG (автомобильный концерн-поставщик c годовым оборотом около €36 млрд).

— Ольга, немного про нашу историю. Она вполне поучительна. Мы называемся, как не сложно догадаться, по фамилии основателя ZF, графа Цеппелина. Поводом для основания фирмы послужило развитие авиации. А точнее – дирижаблестроения. Граф мечтал о господстве в небе, и когда в 1915 году они ударили по рукам с инженером-гением Альфредом фон Зоденом, будущее человечества могло пойти совсем по другому сценарию. Тогда, в 20-30-х годах, рисовали воздушные города между которыми плавают прекрасные и экологичные дирижабли. Небесные Замки Лапуту, если вы меня понимаете...

— О, конечно, Марк! Я большая поклонница Миядзаки, но продолжайте, пожалуйста!

— А все обломалось о человеческую жадность и некомпетентность. В дирижабли начали вкладывать огромные деньги, начался хайп и возня, инженеры и безопасность отодвинулись на второй план. Из политических соображений надежный дирижабль Цеппелин был заменен на дирижабль Гинденбург, который сгорел вместе с пассажирами в 1937 году, навсегда поставив пламенную точку в дирижаблестроении. Если сейчас допустить хайп и некомпетентность в сфере беспилотных автомобилей, там может произойти то же самое...

«Окна возможностей»

У человечества приблизительно раз в 50 лет в рамках разных серьезных сдвигов и революционных событий открываются так называемые «окна возможностей» (экономическая модель циклов Кондратьева). Многие исследователи связывают открытие этих «окон» с технологическими укладами, образованными новыми прорывными технологиями. Тогда начинается создание и расширение производств, формирование новых секторов экономики, появление новых чемпионов мировой промышленности.

Сводная система кондратьевских волн и соответствующих им технологических укладов выглядит следующим образом:

  • 1-й цикл — текстильные фабрики, промышленное использование каменного угля (с 1803 до 1841-1843 г);
  • 2-й цикл — угледобыча и черная металлургия, железнодорожное строительство, паровой двигатель (с 1844-1851 до 1890-1896 г);
  • 3-й цикл — тяжелое машиностроение, электроэнергетика, неорганическая химия, производство стали и электрических двигателей (с 1891-1896 до 1945-1947 г);
  • 4-й цикл — производство автомобилей и других машин, химическая промышленность, нефтепереработка и двигатели внутреннего сгорания, массовое производство (с 1945-1947 до 1981-1983 г);
  • 5-й цикл — развитие электроники, робототехники, вычислительной техники (с 1981-1983 до 2018 г);
  • 6-й цикл — возможно, NBIC-конвергенция (конвергенция нано-, био-, информационных и когнитивных технологий) (с 2018 до ~ 2060 г).

Сейчас в области automotive, беспилотного наземного транспорта, открылось такое окно возможностей. Толчком послужили последние открытия в области искусственного интеллекта (ИИ) и автомобильных сенсоров. Российские производители программного обеспечения и сенсоров новейшего типа для этого рынка, в том числе и Cognitive Technologies, начали выдвигаться на первый план в мире, образуя перспективную группу с заявкой на лидерство. Наши стартапы в области ИИ начали занимать первые места на международных конкурсах и соревнованиях, пошли первые заказы. У страны появился шанс на интеллектуальную специализацию в новейшем мире. Но необходимо не допустить некомпетентного шапкозакидательского подхода.

О проекте постановления

На днях появился разработанный Минпромторгом проект постановления правительства РФ по проведению эксперимента по тестированию беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования. Документ размещен на портале проектов нормативных актов. Бумага просто феерическая! Я бы назвала ее «манифестом трех»: «Яндекса», «КамАЗа» и ФГУП «НАМИ». У меня нет вопросов к этим трем организациям. Лоббирование своих бизнес-интересов для коммерческой организации всеми доступными методами — это нормально, это правильно. Я и сама при случае так делаю.

У меня вопросы к институту развития и к отраслевому регулятору, то есть к Минпромторгу и к НТИ «Автонет», которые призваны развивать инновационные производства и отстаивать интересы рынка. Но здесь прослеживается узконаправленный, некомпетентный, разрушительный подход, который может стать таким «Гинденбургом» для российского рынка беспилотников, закрывающим окно возможностей.

  • Эксперимент ставится по определению для достижения конкретных целей. И именно это является мерилом того, состоялся эксперимент или нет. Чего хотят достичь авторы, каких показателей и на каких рынках?

Ставится цель вырастить мирового лидера по производству автомобилей и потеснить Audi, Mercedes, Toyota в этом секторе. На основании каких отечественных марок это может быть сделано? «КамАЗа» или группы ГАЗ? Или все-таки надо поддержать те рынки, где мы действительно демонстрируем всему миру успехи по производству «мозгов» или сенсоров для автономных авто, и как раз там выращивать чемпионов и для них строить законодательство для помощи и тренировок?

Сплошные вопросы.

  • «Эксперимент по опытной эксплуатации беспилотных машин на дорогах общего пользования предлагается провести в Москве и Татарстане с 1 марта 2019 года по 1 марта 2022 года. Он предусмотрен как реализация «дорожной карты» национальной технологической инициативы «Автонет». Его участниками являются МВД, Минпромторг, ФГУП «НАМИ», НТИ «Автонет», Ассоциация «ГЛОНАСС/ГНСС - Форум» и владельцы беспилотных машин… Минпромторг в проекте предлагает установить порог для заявителя на проведение эксперимента — уставный капитал не менее 100 млн рублей... *

То есть «Яндекс» с «КамАЗом» посмотрели свои уставы и определили, что стартапам не место на новых рынках. А потрясающий в своей эффективности институт развития «Автонет» радостно это поддержал и направил в министерство. В принципе это призыв: ВСЕМ молодым технологическим automotive-компаниям валить в Калифорнию! Интересно, подпись какого замминистра под этим документом?

Удивительно, что никто в министерстве и в «Автонете» не знаком с понятием технологической экспертизы. И что в мире оценивают, можно или нет выпустить беспилотник на дорогу, по его соответствию шести градациям автономности, а не по размеру уставника.

Поражает прохладное отношение авторов проекта к обширной международной практике. А ведь зарубежные коллеги уже прошли тернистый путь: уже есть и аварии, и победы.

В сентябре прошлого года в США впервые в мире был принят Self Drive Act, разрешающий массовое использование беспилотников на дорогах общего пользования. Его ключевыми направлениями стали не размеры уставных капиталов Google и Tesla, а стандарты безопасности беспилотных автомобилей, мероприятия, позволяющие создать дополнительные рабочие места и максимально расширяющие возможности для проведения R&D с целью обеспечения лидерства США в этом сегменте.

Интересен и опыт Китая, где аналогичный документ проходит стадию обсуждения. Помимо необходимости проведения испытаний беспилотников на специализированных полигонах, лицензию на тестирование в условиях города смогут получить только компании с китайской регистрацией. Стоит присмотреться.

Но поскольку участники «Автонета», видимо, сами не очень соответствуют технологическим международным требованиям нового рынка, они решили сосредоточиться на деньгах.

  • A вот уже мнение другого эксперта в области робототехники Тимура Идиатуллова, профессора Московского политехнического университета: «На самом деле, мне «понравился» другой пункт: “Все параметры движения должны записываться и передаваться в НАМИ и МВД”.

Я не одно копье сломал (безрезультатно), доказывая, что невозможно собирать и сохранять все данные всех сенсорных систем беспилотника с целью их передачи третьим лицам. То есть ключевое слово тут «все». Для меня очевидно, что недостаточно передавать только данные с IMU и RTK, нужна еще и информация об окружении автомобиля (для разбора ситуаций). Вот ведь будет весело стандартизировать все это, правда?».

С момента публикации в Facebook я получила 312 предложений по этому документу. В их числе и регламенты проведения технологической экспертизы, и правила проверки безопасности, и даже пожелания создать сборник метрик и KPI, необходимый для инвесторов. Интересно, почему на сайте Минпромторга их ноль?

  • «Количество таких машин, которые могут быть допущены к эксперименту, ограничено: 200 единиц на регион».

Откуда эта магия чисел? Господа, ну почему, почему 200? Вспоминается: «Петька с Васильем Иванычем угнали самолет. Летят. Вдруг В. И. орет: — Петька, приборы! — 200! — Че «200»?! — А че «приборы»?». Видно архитекторам документа было просто наплевать на результат, который вообще покрыт туманом.

  • «На основании результатов эксперимента Минпромторг должен разработать требования безопасности к инновационным транспортным средствам и методам их испытаний, а МВД — сформировать и направить в правительство предложения о целесообразности дальнейшего применения и развития опыта».

Каковы критерии успешности или неуспешности этого эксперимента? Какие выставлены показатели? Что ждут от отрасли?

Минпромторг и «Автонет» пока не ждут от себя ничего определенного. Результат, видимо, будет носить субъективно-эмоциональный характер. Типа: «Правда КЛАССНО получилось?». Там по документу можно дальше продолжать, но, по-моему, все понятно. На новом российском рынке automotive проводится эксперимент, которым он, по всей видимости, и накроется.

* По данным РБК, Минпромторг России планирует отказаться от требования об уставном капитале участника эксперимента в 100 миллионов рублей, а также перенести сроки его начала с 1 марта 2019 года на 01.12.2018 года.


Материалы по теме:

Где применяется интернет вещей: 10 примеров

Правительство объявило дату появления беспилотных автомобилей на российских дорогах

Могут ли города доверять беспилотным автомобилям?

Видео: российский беспилотный автомобиль StarLine протестировали на Geek Picnic

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Автодилеры до конца 2024 года запустят платформу для торговли автомобилями между собой
  2. 2 Российские автомобили в 2024 году: обзор RB.RU
  3. 3 BelkaCar и «Газпромнефть-Региональные продажи» запустили функционал заправки авто по QR-коду
  4. 4 Китайские автомобили. Как будет работать параллельный импорт после 1 апреля 2024 года?
  5. 5 Транспорт будущего. Куда движутся водоробусы, аэротакси и летающие поезда
DION
Что ждет рынок корпоративных коммуникаций в 2024 году?
Подробнее