Rusbase

Детки в сетке: как защитить детей от киберпреступников


16 апреля 2019



Начнем с того, что знания о кибербезопасности не помешают и взрослым. Кто из нас не попадался на удочку онлайн-мошенников, не поддавался троллингу, не жертвовал деньги подозрительному фонду, не высылал откровенные фото малознакомому человеку?

Не меньший шквал сетевых опасностей обрушивается и на детей, которые в силу возраста, отсутствия знаний или опыта не всегда могут им противостоять. Поэтому задача родителя — стать кибергероем для своего ребенка и защитить чадо от онлайн-угроз. Как? Рассказываем.
Ребёнок со смартфоном и цифровая свобода
Ребенок со смартфоном — обычная картина для мегаполиса. Согласно данным «Лаборатории Касперского», большинство детей знакомятся с гаджетами уже в три года. Это показал опрос, проведенный в январе 2019 года среди 500 человек — родителей и их детей в возрасте от 4 до 18 лет. В 4-6 лет больше половины детей уже имеют свой смартфон или планшет (54%), а к 11-14 годам практически ни один не остается без гаджета (97%). В результате к 15-18 годам подростки проводят в интернете почти все свободное время: обойтись без гаджетов не может уже 85% ответивших. Эту тенденцию подтверждает ВЦИОМ, согласно которому 98% подростков пользуются интернетом ежедневно и 89% заходят в соцсети практически каждый день.

Исследование «Лаборатории Касперского» указывает на ещё один интересный факт. К смартфонам и планшетам детей приучают сами взрослые: 92% родителей активно используют девайсы для обучения или развития ребенка, и почти половина дают детям гаджеты в поездке, чтобы чем-то их занять.
Получается, что взрослые сначала прививают детям страсть к экрану, а потом жалуются, что те проводят в сети слишком много времени. Попытки вытащить чад обратно в реальность не всегда успешны: интернет так прочно входит в их жизнь, что они не спешат возвращаться.
Дискутируя об отношениях детей с интернетом, закономерно встаёт вопрос: а до какого возраста вообще уместно вразумлять ребенка на тему поведения в сети? До скольки лет родитель еще может учить его, какими сайтами пользоваться и с кем общаться? Проще говоря, когда ребенок становится условно свободным в цифровом пространстве? Согласно опросу, проведенному компанией-производителем антивирусного ПО AVG, цифровая свобода ребенка начинается с 16-18 лет. При этом каждый десятый родитель считает, что дети способны самостоятельно распоряжаться жизнью в интернете уже с 14 лет.

Тем не менее, даже если ваш ребенок достиг возраста цифровой свободы, позаботиться о его кибербезопасности будет нелишним. Ну а о детях более младших лет и говорить не стоит — им абсолютно точно необходима экспертиза взрослых в непростой теме сетевой безопасности.
Современные дети — активные пользователи интернета. По данным Google, 98% молодых россиян в возрасте от 13 до 24 лет пользуются интернетом каждый день. А согласно исследованию рынка Childwise, дети в возрасте от 5 до 16 лет проводят перед экраном в среднем шесть с половиной часов в день, по сравнению с примерно тремя часами, зафиксированными в 1995 году.

При таком уровне технологической включенности просто необходима равноценная технологическая грамотность. Киберобразование необходимо для профилактики компьютерных преступлений, обзора разноплановых карьерных траекторий в ИТ и обучения детей «цифровой гигиене» — правилам поведения в цифровой среде. Ведь наиболее частым стереотипом является убеждение, что «обычный пользователь» не станет мишенью киберпреступников.
Полина Фомина
Менеджер образовательных программ Group-IB
Недетские угрозы: что угрожает ребенку в интернете?
Рассмотрим самые популярные варианты киберопасностей.
Кибербуллинг
Кибербуллинг, или онлайн-травля — это сообщения с угрозами, оскорбления, сплетни, призывы бойкотировать конкретного человека. С последствиями интернет-буллинга детям приходится справляться в реальном мире. По данным «Лаборатории Касперского», 33% детей слышали или сталкивались с онлайн-травлей. При этом только каждый десятый родитель знает об этой проблеме. А между тем кибербуллинг приводит к снижению самооценки и успеваемости в школе, замкнутости, бессоннице и даже депрессии.
Встреча с нежелательным контентом
Нежелательный контент — это все, что в идеальном мире не должен видеть ваш ребёнок до своего совершеннолетия: порносайты, паблики про оружие, наркотики, самоубийства, алкоголь и так далее. Именно нежелательный контент, согласно данным «Лаборатории Касперского», — самая частая угроза, с которой сталкиваются дети в интернете. При этом почти половина опрошенных подростков признают, что скрывают от родителей подробности онлайн-жизни: часто это как раз увиденные сайты, фильмы и сериалы, не подходящие им по возрасту.
Учитывая широкий спектр онлайн-предложений, особенно в области игр, родителям часто сложно судить о том, какие приложения подходят для детей. В Google Play Store есть категория «Приложения для всей семьи», в которой собраны приложения, подходящие для детей. Там строго проверяют не только сам контент, но и всплывающие рекламные объявления. В Apple App Store также есть категория «Дети», в которую попадают только те приложения, которые соответствуют требованиям к защите данных детей.

Контекстная реклама также должна быть подходящей для молодого поколения. Кроме того, приложения из этой категории запрашивают разрешение родителей, если дети нажимают ссылки на внешние сайты или хотят совершить покупки в приложении. К сожалению, злоумышленники учатся обходить самую строгую верификацию официальных магазинов приложений, так что даже в детские приложения может попасть неподходящий контент.
Алексей Федоров
Глава представительства Avast в России и СНГ
Непреднамеренная трата денег
Очень часто мошенники обманывают детей и крадут деньги через бесплатные приложения, тесты в соцсетях, почтовые рассылки. Жертвам предлагают перейти по ссылке, ввести номер телефона или банковской карты родителей, отправить смс или одолжить деньги вдруг попавшему в беду другу. Результат как правило один — списание денег в неизвестном направлении. Вывод средств может происходить и вполне легально. Например, в бесплатных онлайн-играх, где дети могут за реальные деньги покупать дополнительную экипировку, оружие и суперспособности.
Кибергруминг
Во время кибергруминга взрослый устанавливает эмоциональную связь с подростком в соцсетях с целью дальнейшей сексуальной эксплуатации. Преступники создают профиль, заполняют его выдуманной информацией и чужими фотографиями. Чтобы втереться в доверие, они общаются на интересные для ребенка темы, делают ему комплименты. Как показало одно исследование, опытный преступник может уговорить ребенка на личную встречу за полтора часа.

По данным «Лаборатории Касперского», больше половины детей в возрасте 7-18 лет получали в сети приглашение «дружить» от незнакомых людей, в 34% случаев это были взрослые. Более того, к каждому девятому ребёнку в возрасте 11-14 лет незнакомцы уже пытались «втереться в доверие». А каждый третий школьник даже встречался с людьми, с которыми познакомился в соцсетях.
Вирусы
Вирусы — это вредоносные программы, которыми заражается компьютер без ведома пользователя. Про них знают все, и все равно многие скачивают. Дети не исключение. Последствием заражения может стать кража конфиденциальной информации. А утерянные пароли, номера банковских карт и интимный контент, которым подростки могли легкомысленно обмениваться друг с другом, могут стать предметом дальнейшего шантажа.
Ребенок может поймать вирус, даже играя в любимую игру. Так, согласно данным Avast, в апреле 2018 года почти 50 000 учетных записей Minecraft были заражены вредоносной программой, которая переформатирует жесткий диск и удаляет резервные копии и системные файлы. Исследователи Avast Threat Labs обнаружили вредоносный скрипт Powershell, который использовал «скины» Minecraft в формате PNG для распространения. (Скины — функция в Minecraft, которая изменяет внешний вид аватара. Если игрок загружает их из сторонних онлайн-ресурсов, на его устройство может попасть вредоносное ПО. — Прим.)
Доступ к личной информации
Даже когда смартфон или планшет подключены к домашней сети, информация, которую дети оставляют или ищут в веб-пространстве, может быть доступна любому. Тем более, если они начинают активно пользоваться социальными сетями.
Фишинг
Цель фишинг-атаки — выудить у детей пароли, номера родительских банковских карт и прочую конфиденциальную информацию. Происходит это чаще всего через массовую рассылку писем или сообщений. Якобы крупные и известные организации — банки, операторы телефонной связи, игровые компании — обещают золотые горы, доступ к которым можно получить, указав или подтвердив личную информацию на псевдо официальном сайте. Невнимательные пользователи могут легко стать жертвой подобного мошенничества.
Как уберечь ребенка от киберугроз
Научить ребенка основам кибербезопасности быстро вряд ли получится. Это процесс комплексный, требующий сил, терпения и времени. Приступать к обучению лучше всего с момента, когда ребенок получает первый гаджет. А что именно нужно делать — читаем ниже.
Обсуждать онлайн-жизнь
Компания AVG провела онлайн-опрос родителей и опекунов из России об уровне независимости детей в Интернете и обнаружила, что только 32% опрошенных регулярно обсуждают с детьми, что они делают и чем делятся в сети. Ещё 45% россиян иногда обсуждают с детьми их онлайн-активности. Из тех, кто не обсуждает безопасность в интернете, 14% заявили, что просто не хотят; 6% сказали, что не будут чувствовать себя комфортно; и 4% хотели бы, но их дети противятся этому.
«Онлайн-пространство будет более безопасным, если взрослые и дети будут обсуждать подходящее поведение в онлайне, возможные риски, а также что делать, если какая-то ситуации или какой-либо человек в интернете заставляет чувствовать ребенка некомфортно. Открытые и честные разговоры являются одним из лучших способов защиты от киберзлоумышленников, ненадлежащего контента и интернет-травли.

Пока ребенок не достигнет возраста, когда и родители, и сам ребенок почувствуют достаточную зрелость, чтобы самостоятельно принимать решения, касающиеся онлайн-активности, такие разговоры жизненно необходимы».
Джэс Даливал, эксперт по безопасности пользователей в AVG
Научить сетевому этикету
Современные дети, в отличие от нас, не знают времен «до интернета». Для них это неотъемлемая часть жизни. По данным «Лаборатории Касперского», более 70% детей общаются с друзьями в онлайне. И если в младших классах страничка в социальных сетях есть у 43% детей, то к старшей школе этот показатель возрастает до 95%. Запреты тут не сработают. Поэтому вместо того, чтобы наглухо оградить детей от интернета, лучше подумать, что предложить взамен.

Как и в реальной жизни, основой общения в онлайне должен стать сетевой этикет. Интернет помнит все. Поэтому важно научить ребенка общаться в нем так, чтобы не было стыдно ни за одно оставленное слово или отправленный файл. Научите его уважать приватность других людей, не разжигать конфликты, делиться проверенной информацией и помнить, что приоритет в общении всегда отдается реальному собеседнику.
Рассказать про основы безопасной жизнедеятельности в сети
Главное правило — не все, что кажется реальным в интернете, реально на самом деле. Научите ребенка сохранять приватность: не оставлять в соцсетях личную информацию вроде домашнего адреса или адреса школы, имен родителей и номеров телефонов. Не ставить геометки в местах, где он часто бывает. Не встречаться с незнакомыми людьми из сети без вашего ведома. Не выкладывать и не отправлять свои интимные фото ни друзьям, ни незнакомцам. Даже если знаком с человеком давно, не делиться с ним логинами, паролями и прочей конфиденциальной информацией.

Расскажите, что даже если его страница закрыта и доступна только для друзей, пароль могут украсть. Научите ребенка не кликать на подозрительные баннеры и не переходить по подозрительным ссылкам. Можно самостоятельно пройти курс безопасности в онлайне (например, в школе Coddy или у Яндекс).
Coddy Safety Week
Аудитория социальных сетей растет с каждым годом, и, прежде чем ваши дети к ней присоединятся, важно поговорить с ними о том, как правильно их использовать. Вместе пройдите настройки конфиденциальности на платформе и объясните, какой информацией они могут поделиться и с кем. В популярных мессенджерах, таких как WhatsApp, вы можете настроить приложение таким образом, чтобы только контакты ребенка могли видеть изображение и статус его профиля, когда он находится в сети.

Также стоит включить сквозное шифрование, чтобы киберпреступники не смогли получить доступ к сообщениям и конфиденциальной информации. Важно помнить, что это работает, только если все участники переписки включают шифрование, поэтому напомните родителям одноклассников об этой функции.
Алексей Федоров
Глава представительства Avast в России и СНГ
Научить говорить «нет»
Очень важно научить ребенка не бояться отказывать. Как рассказывает Григорий Сергеев, один из основателей и председатель поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт», «в нашей работе мы довольно часто сталкиваемся с пропажей детей после того, как они пообщались в соцсетях и пошли куда-то вместе с незнакомыми взрослыми. Поэтому очень важно научить ребёнка говорить «нет» любому незнакомцу, который не является его родственником или хорошим другом семьи».

В случае с соцсетями ситуация может выглядеть не так однозначно, ведь ребёнку кажется, что он знает того человека, с которым собирается встречаться, — они же уже общались и успели подружиться. Эксперт рекомендует родителям наблюдать за жизнью детей в соцсетях: иметь доступ к странице, быть в курсе, кого они добавили в друзья и какой контент публикуют.
Погрузиться в онлайн-мир ребенка
Если ребенок постоянно сидит в телефоне, не спешите его «пилить». Лучше искренне поинтересуйтесь, что он делает в интернете, какие сайты посещает, какие видео смотрит. С разрешения ребенка понаблюдайте, что и как о делает. Задавайте вопросы. Поощряйте навыки критического мышления и оценки правдоподобности.

Иногда дети боятся или не считают нужным делиться с родителями подробностями своей интернет-жизни. И часто взрослый бывает последним, к кому они пойдут за советом в случае проблемы. Чтобы этого не произошло, отношения с ребенком нужно выстраивать, когда гаджеты только входят в их жизнь. И, конечно, вместе проводить время без гаджетов. Доверяя вам, детям будет проще обсуждать с вами свою жизнь в интернете.
Сегодня остро стоит тема кибербуллинга, которую следует открыто обсуждать с детьми. Злоумышленники используют неуверенность жертвы, чтобы унизить ее. Чтобы не допустить фатального исхода, важно, чтобы родители были непосредственно вовлечены в онлайн-жизнь своих детей. Это не значит, что нужно жестко контролировать каждый их шаг, переписку, историю просмотра страниц и так далее.

Наслаждайтесь онлайн-пространством вместе — обменивайтесь веселыми и интересными видео, играйте в онлайн-игры, выбирайте красивые фото, чтобы поделиться с друзьями. Таким образом, дети будут чувствовать, что родители понимают их увлечения, смеются над теми же шутками и к ним можно обратиться в случае проблемы.
Алексей Федоров
Глава представительства Avast в России и СНГ
Предложить курс киберобразования вашей школе
Вопросом кибербезопасности учащихся должны озаботиться и образовательные учреждения. На уроках информатики учителя могли бы сделать дополнительный акцент на сетевых угрозах и рассказывать об их предотвращении. Но даже если в вашей школе этому не учат, выход есть – обсудить с руководителями образовательного учреждения возможность проведения курса кибербезопасности для всего класса на вашей территории.

Например, подобные программы предлагает компания Group-IB: школьникам не только дают набор необходимых прикладных знаний по безопасности в интернете, но также знакомят с ключевыми трендами в развитии информационных технологий.
Курсы читают наши эксперты в области информационной безопасности — начиная от специалистов из лаборатории компьютерной криминалистики до генерального директора Group-IB Ильи Сачкова. В ближайшем будущем мы планируем обучать школьных преподавателей информатики основам цифровой гигиены. Они не сталкивались с реальными кейсами также глубоко, как мы, поэтому мы хотим делиться нашим опытом для увеличения цифровой грамотности всех детей.

Мы работаем с 25 школами, среди них Новая школа, МБОУ «Гимназия №3», Президентский физико-математический лицей №239, школа Маршала Чуйкова, Шуваловская гимназия, Павловская гимназия и многие другие. Самый масштабный проект был с Гимназией Сколково. Мы также проводим серии лекций, мастер-классов, воркшопов и программ в других школах — частных и государственных.

Полина Фомина
Менеджер образовательных программ Group-IB
Стать для ребенка примером
Прежде чем учить ребенка кибербезопасности, взрослому не помешает самому овладеть этой наукой. Можно почитать статьи в интернете, можно подготовиться более основательно и пройти курс онлайн-грамотности. Такие есть, например, в «Академии АйТи».
«Главная задача наших курсов — научить родителей и педагогов не бояться говорить с детьми о кибербезопасности. А чтобы не бояться, надо самим понимать эту тему. И если взрослые привыкли, что делать свои личные данные публичными — небезопасно, равно как и открывать незнакомые письма, переходить по ссылкам и так далее, то для детей это совсем не так очевидно, а в ряде случаев — напротив, вызывает отторжение и может привести к изоляции среди сверстников. Для детей крайне важны основы, базовые понятия кибербезопасности. И дать эти основы могут взрослые — учителя, родители, старшие братья и сестры!»

Илья Тимофеев
Руководитель направления «Информационная безопасность Академии АйТи»
Контролировать ситуацию
В руках современных родителей есть множество инструментов контроля за детьми в интернете. Браузеры блокируют опасные или нежелательные сайты. Мобильные, планшеты и игровые приставки часто оснащены собственными средствами родительского контроля. Кроме того, все больше производителей разрабатывают гаджеты специально для детей: функции защиты присутствуют в них по умолчанию. Тем не менее, прилагаем список популярных решений.
Решение Kaspersky Safe Kids помогает родителям быть в курсе того, сколько времени ребенок проводит в интернете и что он там делает (какие сайты посещает и какие сообщения оставляют на его странице в соцсетях). Кроме того, Kaspersky Safe Kids может оповещать родителей о звонках и SMS на смартфоне ребёнка, а также определять его текущее местоположение по геолокации. Совместимо с Windows, macOS, Android и iOS.
Программа следит за местоположением ребенка и его активностью в играх, соцсетях и других приложениях. Специальный «Чат с родителями» ограничивает сообщения от посторонних. В приложении ребенок может переписываться и созваниваться с родителями, а также быстро подать сигнал тревоги в случае опасности.

Родитель, устанавливая приложение «Где мои дети», получает координаты местонахождения ребенка в режиме реального времени. Кроме этого, приложение контролирует заряд батареи телефона ребенка и его работоспособность, уведомляя об этом родителя. А также формирует еженедельный отчет о времени, проведенном ребенком в том или ином приложении на смартфоне.
Эта игра от «Лаборатории Касперского» поможет подросткам прокачать навыки в сфере информационной безопасности. В основе сюжета игры-новеллы – история противостояния разумных машин: автоботов и десептиконов. Подростки должны будут стажироваться в Лаборатории и обучаться навыкам кибербезопасности — полученные знания помогут им защитить планету от злых намерений десептиконов. В игре нелинейный сюжет и 15 концовок. Скачать ее можно бесплатно в официальных магазинах приложений App Store и Google Play.
Решение Family Link позволяет узнать, какие приложения чаще всего открывает ребенок и сколько времени в них проводит. С его помощью можно настроить длительность пользования устройством и удаленно блокировать его. Если ребенок захочет что-то скачать или купить в Google Play Маркете, родителю придет уведомление.
Еще одно решение — Kids Place. Отображает только разрешенные взрослым приложения. Защищает от покупок и загрузки новых приложений. Блокирует входящие и исходящие звонки.
Mobile Fence блокирует нежелательные сайты, устанавливает время пользования устройством, определяет местонахождение владельца. С помощью специальных отчетов родители могут увидеть все действия ребенка на устройстве.
Приложение позволяет блокировать сторонние приложения, интернет и ограничивать доступ к нежелательному контенту. Можно устанавливать лимит времени, блокировать доступ в сеть, соцсети и игры вроде Minecraft, Clash of Clans, Pokémon Go и другие.
Блокировщик рекламы Adblock Plus – поддерживаемый интернет-сообществом проект с открытым кодом, призванный избавить сеть от назойливой и раздражающей рекламы. Это бесплатное расширение для мобильных и веб-браузеров помогает пользователям контролировать онлайн-контент, блокируя рекламу. Adblock Plus блокирует отслеживание через значки социальных сетей, агрессивную рекламу с вредоносными материалами, ссылками, программами.
Рекомендуется для базовой защиты. Антивирус проверяет приложения на наличие вредоносного кода, отслеживает их поведение и блокирует подозрительную активность.
Решение позволяет скрыть информацию от рекламодателей и злоумышленников. Блокирует попытки сбора информации о пользователе и нежелательную рекламу.
Дети сегодня неплохо подкованы в теории, и даже на практике уже сталкивались с кибермошенниками. Но, к сожалению, распространен стереотип, что их это не коснется, так как у них нечего красть и нечем шантажировать. А чтобы стать жертвой, достаточно подключиться к сети.

Важно понимать, что злоумышленнику не важно, кто находится по ту сторону экрана. На своем опыте мы уже неоднократно сталкивались с кейсами, когда дети попадают в опасные для жизни и здоровья ситуации. Кибербуллинг, троллинг, скрытая съемка через веб-камеры и впоследствии шантаж (вспомним 3 серию 3 сезона сериала «Черное зеркало»). Поэтому здесь не подойдет фраза «меньше знаешь – крепче спишь». Чем раньше ребенок овладеет базовыми правилами пребывания в сети, тем меньше вероятность вышеупомянутых происшествий.

Полина Фомина
Менеджер образовательных программ Group-IB
Популярные вопросы по теме: отвечают психологи
— Этично ли мониторить онлайн-активность детей?
Наталья Найденова
Психолог проекта по развитию детей онлайн «Разумейкин», педагог-психолог ГБОУ школа №1228 «Лефортово» г. Москвы.
Мне кажется, современное киберпространство таит в себе слишком много угроз, поэтому вопросы безопасности детей стоят над соображениями этичности. Думаю, что от социальных сетей, мессенджеров, свободного доступа в интернет ребенка лучше оградить хотя бы до 9-10 лет.

Задача родителей — говорить с детьми о возможностях и опасностях интернета, самим подавать пример грамотного его использования. Виртуальная реальность не должна поглощать все свободное время ребенка, слишком захватывать его. Занимайте детей, делайте что-то вместе, больше общайтесь «вживую», а не каждый в своем гаджете. Эти профилактические меры имеет смысл осуществить до подросткового возраста.

Лет с 13-14 дети, как правило, негативно реагируют на несанкционированные попытки вторжения родителей в их личное пространство, будь то комната или переписка в социальных сетях. Вряд ли вам удастся отслеживать их перемещения по виртуальной реальности, особенно, если они захотят это скрыть.
Постарайтесь выстроить с ребенком доверительные отношения, ненавязчиво интересуйтесь его жизнью, обсуждайте увлекающие его темы, смиритесь с тем, что теперь ему проще и интереснее общаться с друзьями, чем с родителями. Попытки некоторых родителей лишать подростка гаджетов, на мой взгляд, только усугубят непонимание, но никогда не решат проблему.
Ольга Бочкова
Практикующий детский психолог
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, что имеется в виду под онлайн- активностью. Интернет — такое же пространство, как и город, в котором вы живете. Мониторить в сети открытые действия ребёнка, список друзей и посты, лайки и интересующие его страницы — все равно, что контролировать действия ребёнка в реальности: куда он пошёл, с кем, как надолго, чем увлекается и какую музыку слушает. Это не конфиденциальная информация.

А вот проверять переписку в соцсетях или телефоне — это грубое вторжение в личное пространство, как если бы вы заглянули в личный дневник или подслушали разговор. Второй вариант безусловно недопустим. Чаще всего ребенок замечает, что его родители заходят в его аккаунты, теряет доверие и главное, заводит новые профили, о которых родитель не знает, а это уже угроза безопасности ребёнка, ведь он оказывается в пространстве интернета сам по себе, все равно что один в мегаполисе.
— Как понять, что ребенок мог стать жертвой кибербуллинга?
Наталья Найденова
Психолог проекта по развитию детей онлайн «Разумейкин», педагог-психолог ГБОУ школа №1228 «Лефортово» г. Москвы.
Распознать жертву эмоционального насилия, в том числе кибербуллинга, не так легко. Чтобы вовремя заметить неладное, родители должны не терять связь со своим повзрослевшим ребенком, иметь представление о его обычном «нормальном» состоянии. Пока ребенок маленький, родители, по крайней мере матери, легко улавливают все нюансы душевных проявлений малыша. Эта эмоциональная связь может ослабевать с возрастом, но не прерываться.

Настораживать родителей должны подавленность или частая смена настроения подростка, раздражительность, агрессивные проявления, тревожность, трудности в сосредоточении внимания, снижение успеваемости, нарушения сна и аппетита.
Ольга Бочкова
Практикующий детский психолог
Реакции детей на травлю в сети могут быть разными. Самое главное, что вы должны помнить — реакция будет обязательно! Вы точно заметите изменения в поведении и настроении ребёнка. Но давайте по порядку:
Соцсети
В соцсетях — заметили оскорбительные сообщения, комментарии, фото? Не думайте, что это детские шутки, это прямой показатель травли.
Настроение
Из веселого и беззаботного ребёнка он вдруг стал замкнутым, грустным, встревоженным? Или стал огрызаться, замыкаться? Такие изменения указывают на наличие проблем или трудностей.
Отношения с друзьями/одноклассниками
Отсутствие друзей или резкий разрыв в отношениях — часто следствие травли.
Успеваемость или желание посещать школу
Даже если ваш ребёнок не был фанатом школы, травля ведёт к ухудшению успеваемости, прогулам. Весь мир ребёнка сводится к ситуации в сети, все личные ресурсы уходят на переживание и проработку именно этой ситуации, отсюда и невозможность сосредоточиться на учебе. А если обидчики — одноклассники, то выбор идти в школу или прогулять тем более не стоит.
Отношение с гаджетами и сетью
Травля в сети не прекращается, даже если ты вышел из своего аккаунта. В результате внимание ребёнка к гаджету и сетям будет велико: он может компульсивно проверять сообщения, удалять свои аккаунты, прятать телефон от родителей, постоянно ходить с телефоном, не выпускать его из рук.
Признаков травли будет несколько, однако изменение в настроении или ухудшение успеваемости может быть и следствием подросткового кризиса. В любом случае их не стоит игнорировать.
— Как начать разговор и что делать, если ребенок не идет на контакт?
Наталья Найденова
Психолог проекта по развитию детей онлайн «Разумейкин», педагог-психолог ГБОУ школа №1228 «Лефортово» г. Москвы.
Расскажите подростку о своих чувствах: «Я беспокоюсь. Мне кажется, ты в последнее время сам не свой: грустный, рассеянный…» Предложите помощь, но ни на чем не настаивайте, не давите: «Я очень хочу тебе помочь, но не знаю, как». Скажите, что вы тревожитесь, потому что слышали, что современные социальные сети и интернет могут быть источником опасности. Понаблюдайте за реакцией, может, ребенок развеет ваши опасения или включится в диалог. Вселите в ребенка уверенность, что он не одинок и из любой ситуации можно найти выход.

Если подросток не идет на контакт, попробуйте подключить к решению проблемы близкого человека, которому он доверяет. Это могут быть старшие братья или сестры, другие родственники или близкие знакомые, руководитель спортивной секции, кружка, учитель и т.д. Расскажите ребенку о существовании бесплатной всероссийской линии помощи «Дети Онлайн», на которую он может позвонить сам. Онлайн-консультанты линии оказывают психологическую и информационную помощь по проблемам безопасного использования интернета.
Ольга Бочкова
Практикующий детский психолог
Чаще всего ребёнок и не рассказывает, что испытывает трудности или подвергается травле. Дети считают, что им не помогут и надо справляться самим: часто это внушают им родители и учителя. Еще одна причина — не хотят быть ябедами. Вот и получается: родители видят проблему, предлагают помощи, а ребёнок отмахивается: все нормально, я сам. Не оставляйте проблему на самотёк, подключайтесь.

Скажите ребенку: травля — проблема групповая, обидчиков много и силы не равны. Именно поэтому справиться самому невозможно, а значит обращение за помощью — нормальный способ решить проблему. Дети боятся обращаться за помощью, если считают себя виноватыми. Объясните, что его вины в произошедшем нет! Что бы не было причиной травли (личные фото ребёнка, например), вы не будете его ругать или осуждать.

Покажите ему, что вы знаете, что делать и поддержите его, независимо от того, как развивается травля и в чем ее суть. Не давите на ребёнка, если он не хочет делиться подробностями, лучше дайте конкретные советы: как обезопасить/удалить страницу, как закрыть аккаунт, как заблокировать обидчиков. Этим вы продемонстрируете реальную помощь. Главное, занять поддерживающую, тактичную и понимающую позицию, при этом оставаться взрослыми, которые, подключаясь к проблеме, знают, как ее решить.
Не давите на ребёнка, если он не хочет делиться подробностями, лучше дайте конкретные советы: как обезопасить/удалить страницу, как закрыть аккаунт, как заблокировать обидчиков. Этим вы продемонстрируете реальную помощь. Главное, занять поддерживающую, тактичную и понимающую позицию, при этом оставаться взрослыми, которые, подключаясь к проблеме, знают, как ее решить.
Александра Шеттлер
Психолог, гештальт-терапевт
— Как объяснить ребенку, что рассказать взрослому о кибербуллинге — нормально?
— Прежде всего ребёнок должен быть уверен, что жаловаться и делиться трудностями с близкими в принципе нормально, что в ответ от родителей он не получит оценку, насмешку или равнодушие. Но даже в семьях с доверительными и тёплыми отношениями не всегда удаётся вовремя заметить опасность, в том числе потому что сам ребёнок эту опасность не сразу распознаёт.

Детей важно информировать, рассказывать, что в интернете есть разные люди, и далеко не все они хотят подружиться. Объяснять, что единственная цель хейтеров — добиться какой-угодно реакции. И лучший способ борьбы с ними — полное игнорирование и блокировка.

Что касается кибербуллинга, он основан на вызывании у жертвы чувства стыда. Не стыдите своих детей: представьте, что в интернете появилась компрометирующая, унизительная информация о вас, оскорбления или насмешки. Сколько сил нужно, чтобы не спрятаться, а прорваться через стыд и попросить о помощи? Поэтому хорошо, чтобы ребёнок заранее знал, что такая ситуация может случиться, что вы готовы ему помогать и сами морально устойчивы. Кроме того стоит ребёнку объяснить и его ответственность: этику общения в сети и осторожность в распространении информации о себе, своей семьей и личных данных.
— Как отвечать человеку, который пытается втереться в доверие к ребенку в онлайне?
— Первое, что хочется ответить: никак. Если ребёнок замечает, что кто-то всеми правдами и неправдами пытается втереться к нему в доверие, стоит немедленно прекратить этому человеку отвечать. Если общение строится на взаимном интересе, то точный домашний адрес, номер школы и прочные подробности не нужны. Сама фраза «ты можешь мне доверять» от малознакомого человека уже должна насторожить. Обычно мы доверяем тому, кому можем и к кому это доверие чувствуем, а не тому, кто об этом просит.
— На какие моменты нужно обратить внимание в общении с незнакомцем по интернету? Когда должен прозвенеть звонок?
— Во-первых, возраст. Если ребёнку пишет взрослый человек, это уже может служить индикатором, и важно с детьми об этом говорить. Опасно ещё и то, что ребёнку может льстить внимание со стороны взрослого (чаще речь идёт об общении между девочками и взрослыми мужчинами). Тут не стоит забывать, что общаясь в сети, мы вообще можем не догадываться, кто находится по ту сторону экрана.

Во-вторых, провокации, агрессия, угрозы, шантаж, даже просьбы о помощи. Если для продолжения общения нужно выполнять какие-то условия, которые ребёнку не подходят, если даже после вроде бы нейтральных посланий возникает стыд или страх — это признаки манипуляции, то есть попытка заставить сделать что-то, что принесёт выгоду другой стороне, но не ребёнку.

Примеры манипулятивных посланий:

— Ты очень красивая, хочется рассмотреть тебя получше. Пришли мне пару фотографий
— Ты же не трус, давай увидимся
— Ну ты и жмот, тебе что для меня денег жалко? У тебя наверное и друзей нет
— Если ты мне не расскажешь, мы не сможем дальше общаться. Я не могу общаться с тем, кто мне не доверяет.

Парадокс, но на такую «удочку» попадаются чаще всего послушные дети.
Популярные вопросы по теме: отвечают юристы
— Можно ли призвать киберобидчика к ответу?
Зайцев Даниил
Адвокат
За какие злоупотребления в социальных сетях обидчик может понести наказание?
Обидные комментарии
К фотографиям, видео, на стене пользователя и в сообществах.
Распространение непристойных видео и фото
Своих или чужих
Взлом чужого аккаунта
И редактирование его с целью очернить другого человека.
Намеренное создание группы для выражения ненависти и травли определённого человека
Создание фальшивого профиля для третирования другого человека
Клевета
За клевету, то есть распространение заведомо ложной информации, в том числе и в сети Интернет, предусмотрена гражданско-правовая и уголовная ответственность (ст.ст. 152 ГК РФ, 128.1 и 298.1 УК РФ).
Оскорбление
В отличие от клеветы, оскорбление подразумевает высказывание оценочных суждений в неприличной форме самому лицу, к которому они относятся. Ответственность за оскорбление (уголовная — ст. 319 и ст. 336 УК РФ, административная – ст. 5.61 КоАП РФ и гражданско-правовая) может наступить, даже если оскорбление было нанесено в сети Интернет. При оскорблении вас или ваших близких в социальных сетях придется руководствоваться общими нормами, а именно ст. 5.1 КоАП.
В Российском законодательстве пока не существует специфической статьи для интернет-оскорблений. Тут наступает гражданско-правовая ответственность в виде обязанности возместить моральный ущерб. Она может выступать и как дополнение к административной или уголовной (в зависимости от требований потерпевшего, обстоятельств дела и других нюансов).

К примеру, п. 1 и п. 7 ст. 152 ГК РФ содержит право потерпевшего требовать защиты его чести по суду; п. 3, 7 ст. 152 ГК, а также ст. 46 Закона «О средствах массовой информации» предписывает необходимость опровержения сведений и публичного извинения. В статьях 150, 151 ГК содержатся требования о возмещении/компенсации вам морального вреда.

Пожаловаться на распространение порочащих вас или ваших детей сведений можно и в прокуратуру. В компетенцию данного органа входит привлечение нарушителя к уголовной ответственности без судебного разбирательства. Если всё же суда не избежать, то работник прокуратуры будет представлять ваши интересы, выступая в статусе гособвинителя.
В случае, когда ложные сведения распространялись через интернет, в качестве вещественных доказательств могут быть использованы распечатки сообщений, в которых содержится порочащая информация, публикаций сайтов, форумов, социальных сетей, которые были использованы для распространения данных. Также потребуется нотариально заверенная копия протокола осмотра сайтов. Часто по вопросам наличия клеветы в каком-либо высказывании требуется заключение профессионального лингвиста-эксперта.
Бродельщикова Александра
Генеральный директор юридической компании
«Центр гражданского права»
Кибербуллинг в отношении ребенка может образовывать составы различных правонарушений (к примеру, статья 5.61 КоАП РФ – оскорбление, статья 119 УК РФ – угроза убийством или нанесением тяжкого вреда здоровью). Во всех случаях необходимо обращаться в полицию с заявлением о совершенном правонарушении.

Домогательство
в сети взрослого человека, прикрывающегося ребенком, является преступлением и может попадать под статьи 131-135 УК РФ. Если, к примеру, действия такого человека направлены на принуждение к половому акту, то будет иметь место приготовление к изнасилованию (ст. 131 УК РФ). Если родителем обнаруживаются признаки домогательства, то необходимо незамедлительно обратиться в Следственный комитет РФ, поскольку именно этот орган уполномочен расследовать такие дела.

Действия незнакомца, направленные на шантаж ребенка интимными фотографиями или другими личными данными, также может образовывать различные правонарушения. К примеру, если он направлен на получение от ребенка или его родителей денег, то такие действия будут являться вымогательством (статья 163 УК РФ). При выявлении шантажа необходимо заявить об этом в полицию.

Во всех случаях обращения в правоохранительные органы с собой обязательно нужно взять скриншоты переписки (или дубликат аудио- или видеозаписи).

Если обвиняемый заявляет, что действовал не он, а третье лицо, завладевшее доступом к его компьютеру, то данное утверждение будет проверено правоохранительными органами. В частности, они вправе изъять компьютер злоумышленника и оперативно произвести его осмотр. Это поможет найти следы того, что именно с этого компьютера и именно он совершил правонарушение.
© Rusbase, 2019
Автор: Зинаида Кунаковская

Фото на обложке: fizkes, Depositphotos
Татьяна Петрущенкова
Детки в сетке: как защитить детей от киберпреступников