Rusbase
Технологии «Зарядья»: кто стоит за «умной навигацией» по парку




Rusbase пообщался с компанией «Инициум» и выяснил, какие функции выполняют digital-киоски, специально разработанные для «Зарядья»
В День города в столице открылся парк «Зарядье» — большая рекреационная зона отдыха. Помимо традиционных развлечений, парк может похвастаться хорошей технологической оснащённостью. Мы обратили внимание на систему навигации: ориентироваться по парку посетителям будут помогать мобильное приложение, сайт и внутренняя сеть digital-киосков от компании «Инициум», специально разработанных для парка.

Мы пообщались с разработчиками «умных киосков» и узнали, что это такое и чем киоски в «Зарядье» отличаются от своих «братьев» в торговых центрах.
Что принёс капитализм? Лесы, степи, урбанизм!
«Зарядье» — новый городской парк, точнее — культурно-просветительский центр с концертными залами, прогулочными зонами, тематическими павильонами, интерактивным музеем и смотровой площадкой. Расположен парк на месте снесённой гостиницы «Россия» — между Китайгородским проездом, улицей Варваркой и Москворецкой набережной. Москве «чудо урбанизации» обошлось в 14 миллиардов рублей.

Конкурс на разработку концепции выиграли ребята из Нью-Йорка — архитектурное бюро Diller Scofidio + Renfro, которые решили собрать природно-ландшафтные зоны России в центре города: теперь в одном месте можно посмотреть на северные растения, хвойный лес и суходольные луга.
«Климатические зоны» парка.
Фото: Мосинжпроект
Помимо берез и тополей, в парке будут прогулочная парковая зона и тематические павильоны — мультимедиа-интерактивный «Медиацентр» и заснеженная арт-инсталляция «Ледяная пещера», рядом с которой построили концертный зал с амфитеатром на крыше.

Парк действительно соответствует современным стандартам технократии. Например, в изготовлении фасада «Ледяной пещеры» применяли 3D-печать (а делал его российский «КРОСТ»). Пещера выглядит как природный ледник, но сделана в виде инсталляции-лабиринта, где все поверхности покрыты слоем льда. Здесь же на тематических выставках посетители смогут узнать про освоение Заполярья.
Павильон «Ледяная пещера». Фото: Rusbase
Другое заметное строение — концертный зал с полутора сотнями солнечных батарей, которые компенсируют энергозатраты парка. Фотоэлементы вклеены в стеклопакет, который заполняет ячейки купола. При этом фотоэлементами заполнена не вся площадь стеклопакета, чтобы сохранить эффект прозрачности.
Многофункциональный концертный зал, проект. Фото: Мосинжпроект
Как работают digital-киоски в парке «Зарядье» и что это такое
Если в школе вам не преподавали основы выживания в диких природных условиях, чтобы не заблудиться в парке — используйте мобильник или сенсорные интерактивные киоски, которые являются основной навигацией по парку. Чтобы объединить три составляющих в сеть, используется единый API.

Разработчик digital-киосков «Инициум» — российская компания, которая производит, внедряет и поддерживает такое сенсорное оборудование. Конечно, киоски в «Зарядье» — не первый продукт компании. Тем не менее разработчики особенно гордятся этим проектом, потому что внешняя оболочка и внутреннее наполнение киосков разрабатывались практически с нуля с учетом всех потребностей заказчика.

Управляющий партнер «Инициум» Сергей Гудков уверен, что «Зарядье» во многом может сыграть на популярность компании и в целом «умных киосков»:
Что главное для посетителя парка? — Чувствовать себя почти как дома, быстро ориентироваться, знать что, где и когда происходит. Интерактивный киоск общается с посетителями на родном для них языке, все сервисы доступны, нет необходимости идти в кассу для покупки билетов.

Надеемся, все столичные парки со временем возьмут digital-технологии на вооружение. Время пришло — сейчас каждый ребенок знает, как обращаться со смартфоном или планшетом. Технологии прочно вошли в повседневную жизнь, и мы не можем игнорировать запрос общества на повсеместное использование digital-инструментов для посетителей зон отдыха.

Сергей Гудков
Управляющий партнёр «Инициум»
Что такое интерактивные киоски? По сути, это единый комплекс по управлению контентом и его демонстрации на публичных сенсорных поверхностях. В день открытия киосков в парке было 14, но уже есть планы по установке большего их числа. Есть вопрос по парку? Ищите такие интерактивные терминалы(немного напоминающие робота из «Интерстеллара»):
Киоски помогают посетителям парка ориентироваться в нем, изучать историю Москвы, выбирать интересующие выставки, аттракционы и сразу же покупать билеты на мероприятия в парке (правда, на момент открытия «Зарядья» функция оплаты еще не запущена. — Rusbase). По умолчанию все функции доступны на английском, китайском и русском языках: это выбор администрации парка. В будущем в инфокиоски можно добавить функцию фотошаржей (для этого есть камера) или даже интерактивной связи с другими киосками: когда такой же интерактивный терминал поставят, например, в Нью-Йорке, можно будет «дать пять» человеку через несколько континентов.

Каждый киоск в «Зарядье» понимает, что рядом стоит человек. Он может измерить рост и размеры людей, определить, взрослый перед ним или ребенок. Киоск постоянно измеряет уровень освещенности, в зависимости от которого автоматически корректируется яркость экрана.

Каждый сенсорный киоск можно открыть для технического обслуживания без демонтажа конструкции: так, к примеру, можно увеличивать объем оперативной памяти и заменять жесткий диск.
Киоски и большие данные
С помощью киосков можно собирать информацию о посетителях, чтобы руководство парка на основе данных принимало решения о работе парка. Так, digital-киоски, стоящие в торговых центрах, давно помогают вычислить объекты, которые интересуют большее число посетителей, собрать статистику по просмотрам страниц и поисковым запросам. Компания-арендатор просит понизить цену на помещение? Сначала давайте посмотрим, насколько вы интересны посетителям!

Для парка потенциал больших данных может крыться в определении самых загруженных часов для посещения объектов, сегментировании аудитории (билеты для школьников и взрослых могут стоить разных денег, и киоск это знает), выявлении объектов, которые вызывают наибольший интерес, и, наоборот, тех, которые игнорируют посетители. В теории это поможет сделать парк интереснее посетителям и, следовательно, отразится на заработках собственников.

По словам разработчиков, уже на этой неделе «Инициум» добавит функцию поисковой строки — и если посетители будут искать, к примеру, батут, которого в парке нет — у администрации будет информация о такой потребности.
Интересен и экран киоска в 55 дюймов — это больше, чем у обычного автомата, и ярче, чем у телевизора, так как оборудование находится под солнцем зимой и летом. Часть киосков двухсторонние, а сенсорные экраны можно использовать даже в перчатках, что особенно удобно в российские -30. Гордость разработчиков — именно всетемпературность киосков. Дело в том, что обычно сенсор рассчитан или на высокие температуры, или на низкие; адаптировать его и под жару, и под холод было непростой задачей.
Digital-киоск «Инициум». Фото: Rusbase
Всего на проект разработчики потратили более полутора лет, сколько стоили киоски для парка — компания не раскрывает.
Я много раз видел такие киоски: технология не новая!
Интерактивные навигаторы и информационные киоски давно используются во всем мире, но меняются технологические возможности и появляются новые функции. Навигационный digital-киоск — одна из систем самообслуживания, родоначальником которой в России стала «Инициум», когда впервые установила подобное оборудование в президентской библиотеке имени Б.Н. Ельцина в 2008 году. Годом позже киосками был оборудован первый в России торговый центр — «Охотный Ряд».

Сегодня компания разрабатывает решения для торговых центров и корпораций. Digital-киоски делаются индивидуально под каждого заказчика в зависимости от цели. ПО и «железо» делает сама компания «Инициум», некоторые детали заказывают у поставщиков — так, экраны киосков в «Зарядье» были заказаны у LG.

Конкурентов, по словам представителя компании, у них не так много, но есть и другие крупные производители подобных киосков. Например, «Штрих М» и «Диалектика», но они ориентируются в первую очередь на серийное производство, тогда как «Инициум» придумывают, конструируют и производят оборудование небольшими партиями.

Стоимость digital-киосков зависит от функций, которые они должны выполнять. В «Инициум» ценник за киоск стартует от 200 тысяч рублей, техническое обслуживание стоит порядка 20-30 тысяч рублей в месяц. Но это минимальные цифры на базовый набор функций, сюда входит, например, возможность для пользователя изучать мультимедиа-контент и покупать билеты.
Чем digital-киоск отличается от кассира
Чтобы digital-киоск функционировал, человеческое вмешательство практически не требуется. Чтобы функционировал киоск обычный — нужно постоянное присутствие человека.

Читайте также:
Роботы уже занимают наши рабочие места. Что дальше?
Климатическая система (или чем киоск еще отличается от кассира)
Все киоски в «Зарядье» оснащены климатической системой, которая в зависимости от погоды либо нагревает терминал, либо его охлаждает. Если digital-киоску угрожает образование конденсата при высоких температурах — срабатывают сенсоры, запускающие систему нагрева и выпаривают влагу с помощью кондиционера. (А если образование конденсата угрожает кассиру в обычном киоске — кассир просто работает медленнее). Зимой климатическая система digital-киосков поддерживает внутри комфортную для работы механизмов температуру. В обычном киоске для комфортной работы нужно было бы ставить обогреватель.

Digital-киоск снабжен встроенными динамиками для звуковых оповещений. Сделано это не только для демонстрации мультимедиа-контента, но и для безопасности. При возникновении ЧС на экраны терминалов будет выводиться соответствующее сообщение, а терминалы издадут предупреждающий сигнал.
Digital-киоск выйдет компании дешевле, чем содержание штата сотрудников, но в среднем системы самообслуживания все еще дорого стоят — это сдерживающий фактор развития автоматизации. Тем не менее уже понятно, что необходимость в таких профессиях, как кассир, точно исчезает. Как скоро системы самообслуживания оставят без работы продавцов — вопрос времени, ведь уже сегодня digital-киоски в «Зарядье» частично заменили и кассиров, и гидов. Темпы автоматизации постоянно растут, а программное обеспечение становится с каждым днем все лучше. Остановить этот процесс невозможно, но к нему можно приспособиться.

Билла Гейтса тоже заботит безработица, поэтому он предложил обязать роботов платить налоги, чтобы возместить те суммы, которые могли бы заплатить люди в качестве подоходного налога. Свое предложение по поводу нарастающей автоматизации озвучил и Илон Маск — по его мнению, введение универсального базового дохода, когда каждый человек получает определенное количество денег, поможет решить проблему. В интервью Rusbase футуролог Роберт Скоубл сетует, что в ближайшие 7-10 лет миллионы водителей грузовиков в США могут лишиться работы — и у политиков пока нет решения этой проблемы.

Как бы вы ни относились к проблеме, технологии наступают — и даже за привычным digital-киоском может крыться вызов, который разработчики бросили представителем определенной профессии. Но футурологи и технологические эксперты сходятся в одном: если вы думаете, что вас сможет заменить робот — скорее всего, пора что-то менять. Ни налоги Гейтса, ни базовый доход Маска не помогут людям, чью работу можно автоматизировать и заменить человека машиной. И это — нормально.
Проект парка «Зарядье». Фото: Rusbase




11 сентября 2017
© Rusbase
Текст и фото: Алиса Беркана, Светлана Зыкова
Алиса Беркана

Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.