Реклама

Трансформация HR-коммуникаций: как HR-мероприятия стали привлекать и удерживать сотрудников





19 сентября 2019
Мы управляем изменениями или изменения управляют нами?
Многие задаются сейчас этим вопросом. Это и понятно! Ведь мы живем в эпоху деформаций, модернизаций и постоянной амбивалентности. Недавно к нам в Doctorteam обратился один чиновник с запросом организации конференции, и в процессе беседы я спросил у него — почему совершенно различные госструктуры постоянно обращаются к нам с формулировкой «у нас сейчас этап изменений, нам нужно мероприятие, которое бы подчеркнуло важность этих изменений». Он ответил: «Потому что в период изменений никто не будет требовать результата от текущих процессов. Когда ими заниматься — ведь все заняты изменениями!»

Но это далеко не всегда так комично на самом деле. Мир меняется, меняются люди и потребности, меняются ориентации компаний. И на мой взгляд, за последние десять произошла наиболее важная трансформация в системе координат взаимодействия компании и сотрудника. Нас окружают системы — простые и сложные, одними управлять проще, другими — сложнее, некоторыми вообще невозможно. Каждый из нас периодически становится частью какой-то системы, порой даже этого не подозревая. И еще десять лет назад самым главным было выстроить систему — машинную структуру, которая генерирует процессы и ориентирует именно на них всю жизнедеятельность организации.

Сегодня мы видим несколько иную тенденцию — ориентация идет именно на человека, и не просто как бизнес-юнита, а как на часть экосистемы всей компании. Что это значит в первую очередь? «Природа всегда найдет выход», и сегодня природа эмоций празднует свою триумфальную победу над машинным рационализмом. Эмоциональный интеллект, KPI, альтернативные системы управления и мотивации, новые форматы обучения и развития, кандидатов все чаще подбирают не по хардам, а по софтам, мотивация в компании направленана growth mindset, work life balance, на полезные в жизни каждого навыки. Научиться быть лучше, трансформироваться. И, конечно, эта трансформация затронула и рынок event — клиенты стали заказывать «другие» мероприятия.

Сегодня, в 2019 году, тема корпоративных событий в разных уголках медиасреды звучит по-разному. Кто-то, помня скандал с Энергомашем, при слове «корпоратив» аккуратно морщит нос и делает блуждающий взгляд человека, ожидающего в лифте свой этаж. Кто-то представляет приглушенный свет банкет-холла и поющего про ту самую вишневую девятку главного бухгалтера на сцене. Ассоциаций и мнений может быть множество, но отрицать то, что мир вокруг нас меняется, совершенно точно нельзя, как и нельзя отрицать то, что меняется и представление о корпоративном отдыхе.
Фото: Doctorteam
Зачем вообще что-то праздновать? Как правило, празднования необходимы для того, чтобы отметить в памяти какое-либо событие или достижение. Это давно уже стало традицией человека — отмечать то, что кажется важным. И корни этой традиции так глубоко уходят в историю, что весьма трудно определить — когда все это началось. Мотив вполне понятен. Но каков мотив бизнеса? Бизнесу необходима эффективность, а проведение корпоративных банкетов, на первый взгляд, нисколько ее не приумножает. Но любой бизнес состоит из нескольких компонентов — как правило, среди них люди и процессы. Еще десять – двадцать лет назад корпоративными мероприятиями в виде застолья в ресторане отмечали удачную сделку или выполненный план, и никакого сакрального смысла, скорее всего, никто в этот процесс не вкладывал. Все собрались, выпили, потанцевали.

Эти составляющие остались и сегодня, лукавить не стану. Но поколение людей, обладающих несколько иным взглядом на эти процессы, теперь стало управлять людьми в компаниях. И они поняли для себя — а ведь существует не только рынок клиентов, но и рынок сотрудников. Рынок сильных и эффективных специалистов, которые осознанно делают выбор в пользу той или иной компании. И чем больше такой сотрудник вовлечен во внутреннюю жизнь компании, чем больше он ей привержен, тем более эффективен бизнес. И раз есть рынок таких специалистов, есть и инструменты привлечения и удержания. И тогда всем стало интересно UVP, кто такой Майк Портер и что же такое концепция ценностного позиционирования компании. И это в данный момент полностью переворачивает не столько видение корпоративной жизни, сколько ее значение для бизнеса.

Я со своей командой Doctorteam убежден, что каждое корпоративное мероприятие — это инструмент формирования сознания.
Каждый внутренний или внешний event — это точка коммуникации с аудиторией, до которой вам необходимо доносить определенные ключевые смыслы.
Как и на любом другом рынке, есть определенные таргетированные решения, которые помогают достучаться до определенной аудитории — маскоты, нейромаркетинг, диджитал, визуальные решения, аудиозальные, эмоциональный интеллект.

Для одной из нефтяных компаний мы провели в этом году очень масштабное мероприятие — перестроили крытый ипподром в огромную площадку: 2 тысячи м2 проекционного полотна, 400 кВт оборудования, меппинг, звезды и шикарное наполнение. Но главное — нам удалось вместе с клиентом продумать правильные ключевые смыслы, один из которых, например, — главные месторождения компании, это не вышки с нефтью, а место рождения каждого отдельно взятого сотрудника. Каждый гость в специальной зоне отмечал точку на большом арт-объекте в виде карты, а буквально через полчаса на экранах уже лицезрел ролик со всеми местами рождения. Все находились в состоянии коллективной эйфории.
Фото: Doctorteam
Сегодня мы стараемся использовать различные средства воздействия, чтобы донести до участников события смыслы. Завтра мы не просто даем смыслы, мы даем эмпирический опыт и навыки. У нас в Doctorteam достаточно много таких кейсов. Часто бывает, что клиент приходит с совершенно банальной задачей, но поговорив с нашими HR-консультантами, понимает, что хочет для своих сотрудников гораздо большего — интересного и полезного. Наверное, важные критерии любого внутреннего HR-мероприятия — это любознательность и польза. Вызвал ли ты интерес у аудитории? Привлек ли внимание? Удержал ли его? Подвел ли ты гостя к решению? Дал ли ты ему ключевой смысл? Какой действие совершил участник? И какую пользу он получил для себя? Там мы пришли к форматам edutainment — когда корпоративное мероприятие объединяет в себе элементы бизнес-игры и шоу. С одним из таких кейсов, кстати, попали в международный рейтинг BEST EVENT AWARDS

Конечно, мероприятия — лишь часть построения глобальной системы взаимоотношений между сотрудником и компанией, которые кстати начинаются задолго до трудоустройства. Важно не только внутреннее позиционирование, но и внешнее — что знают о работе в вашей компании потенциальные кандидаты, как привлечь их внимание, как выбрать наиболее ценных специалистов. Эти вопросы сегодня настолько глобальны и злободневны, что сподвигают многие компании создавать HR-бренды. И здесь безусловно важна концептуальная составляющая —общая идея, ключевой смысл, с учетом всех таргетов. А уже потом инструменты. Кто-то юзает онлайн, а многие переходят на офлайн — на отраслевые выставки, массовые мероприятия, интеграции в концерты и клубы, проходят к созданию профессиональных сообществ.

Эта тема настолько интересна и глубока, что в прошлом году мы с нашими партнерами из «Алмаза» основали профессиональное сообщество, посвященное Employer Branding, — Doctorteam employer party. Это абсолютно не коммерческий проект. мы встречаемся там раз в полтора – два месяца, берем экспериментальный формат коммуникации и наиболее интересные темы. К нам приходят известные гости, делятся опытом, разбирают факапы. Одна из встреч прошла в формате квиза на вопросы спикеров, другая — в виде управленческих поединков, третья — в виде деловой игры. Следующая встреча пройдет 31 октября, в ЦДП. Главная особенность — это формат. Это всегда расслабленная атмосфера, вино, интересный контент и польза. Мы готовы слышать и слушать друг друга. Мир вокруг нас меняется, и мы готовы не только управлять этими изменениями, но и меняться вместе с ним!
©Rusbase, 2019
Автор: Игорь Иванов — Producer Doctorteam
Фото на обложке: Doctorteam
Людмила Чумак
Трансформация HR-коммуникаций: как HR-мероприятия стали привлекать и удерживать сотрудников