Top.Mail.Ru

Как перевозят фармацевтические грузы:
опыт UPS

И почему в России до сих пор этим никто всерьез не занимается



Доставка медицинских и смежных грузов — отрасль, которая становится все «умнее» и технологичнее. Логистические компании постоянно сталкиваются с новыми вызовами: доставлять еще быстрее, брать на себя еще больше функций, давать больше гарантий.

И если с обработкой грузов помогает справиться автоматизация и работа с данными, сохранность их при транспортировке и хранении сложно поручить одним только ИТ-технологиям. Вот почему.
Логистика грузов для здравоохранения: в чем сложность?

Компания, которая планирует заниматься перевозкой грузов для отрасли здравоохранения, сталкивается сразу с рядом трудностей. Они в основном завязаны на специфичность таких грузов и необходимость искать индивидуальный подход к отправлениям. Так, нужно обращать пристальное внимание на условия хранения (может требоваться температура от -70 градусов по Цельсию), срок хранения (из-за ограниченного срока годности может понадобиться ускоренная доставка), хрупкость грузов и прочие факторы.
Некоторые препараты требуют переупаковки в процессе доставки или взятия пробы в процессе — тут уже не обойтись без профильных специалистов.
Это накладывается на высокую стоимость грузов.

Лариса Морозова, директор по развитию международного бизнеса компании LCM-Express, отмечает, что перевозка медицинской и фармацевтической продукции всегда обходится компании-логисту значительно дороже других грузов:
Стоимость перевозки медицинской продукции всегда будет выше, чем стоимость перевозки иного груза, аналогичного в размерах. Неважно, будет ли перевозиться целый поддон или одна отдельная упаковка — для транспортной компании это, скорее всего, означает, что эта перевозка не может быть укомплектована иными заказами. Однако всегда можно найти пути оптимизации расходов и увеличения эффективности отрасли.

Ключевые моменты, на которых надо сосредоточиться логистам:

— оптимизация малопродуктивных затрат;
— сокращение времени цикла заказов;
— оптимальное перераспределение расходов.

Лариса Морозова
директор по развитию международного бизнеса компании LCM-Express
Кроме того, компании, которые занимаются логистикой грузов для здравоохранения, должны придерживаться определенных стандартов, а также следить за законодательствами стран, где идет работа: химические и биологические грузы наиболее часто попадают под ограничения.
Каких технологий не хватает фармлогистике? (Нажмите, чтобы отобразить блок)
Рассказывает Евгений Смирнов, заместитель гендиректора ИТ-компании Navicon:

Сегодня большинство специализированных складских комплексов для фармацевтики оснащено системами WMS, которые автоматизируют процедуры приема, размещения и хранения товаров, а также обеспечивают грамотное зонирование складов и маршрутизацию техники на их территории.

Потенциал систем повысится, если поддержка будет осуществляться за счет передовых инфраструктурных технологий: систем дистанционного мониторинга, роботизированных комплексов. И такие примеры уже есть на логистическом рынке: компания Amazon за счет передачи роботам рутинных операций в складских комплексах снизила операционные расходы каждого склада на 20%.

В части транспортировки фармпродукции важно тщательно планировать количество товара, которое будет отгружено на склады и в розницу и, что главное, будет востребовано конечным потребителем.

Чтобы минимизировать затоваренность складов и возвраты товаров производителю, аналитические системы нового поколения должны точно прогнозировать спрос на фармпрепараты по многочисленным параметрам покупательской аудитории: район города, демография, образование и другие. Соответственно, фармкомпании получат более точные заказы на свою продукцию, смогут более взвешенно управлять складскими запасами и оптимизировать отгрузки в аптеки. Такие аналитические решения уже развиваются на рынке.

В фармотрасли также важно очень точно прогнозировать маршруты и оптимальные условия перевозок товара (например, разницу климатических условий в регионах). Логистические компании несут высокие издержки из-за недостаточно эффективной координации между фармпроизводителями и дистрибьюторами / аптечными сетями.

Будущее — за теми решениями, которые позволят результативно координировать вторичные продажи лекарственных препаратов (через дистрибьюторов и сети) с работой складов и транспортной логистикой.

Системы управления цепями поставок (SCM) все еще требуют ряда доработок в части организации внутриотраслевых коммуникаций.

В розничных точках, в свою очередь, популярность завоюют технологии анализа и оптимизации ассортимента товара: машинное зрение и автоматические системы мониторинга. В ближайшем будущем в аптеках появятся камеры высокого разрешения и сенсоры, которые смогут в режиме онлайн оценивать состояние полок. Такая система подскажет, где и как оптимизировать выкладку товара: например, если количество продукции на полке сократилось до критического и требуется заполнение полки товаром со склада.
Центр для обработки фармацевтических грузов UPS в Рурмонде (Нидерланды)
Решить такие проблемы локальной логистической компании обычно не под силу: внутри небольшого рынка каждому отправителю легче организовать собственную логистическую цепочку. А если говорить о больших масштабах, то запуститься с нуля на глобальном рынке фактически нереально. По этим причинам в России, например, до сих пор отсутствует крупный перевозчик термочувствительных грузов, и фармкомпании и лаборатории вроде «Инвитро» формируют цепочки перевозок своими «руками».
Медицинская логистика в UPS

Все началось в 2000 году, когда UPS приобрела канадскую компанию Livingston, которая специализировалась на доставке грузов для отрасли здравоохранения, а также потребительских и хайтек-товаров. После этого развитие UPS в сфере медлогистики пошло с Запада на Восток.

Последним на данный момент масштабным проектом UPS в сфере медицинской логистики в Европе стал центр для обработки фармацевтических грузов в нидерландском Рурмонде, открытый в июне 2015 года. За месяц до этого схожий сортировочный центр UPS запустила в аэропорту Схипхол в Амстердаме.

Центр в Рурмонде стал частью плана UPS по экспансии в Европе. Сейчас у компании в общей сложности 10 центров, обслуживающих отрасль здравоохранения в Европе. При этом рурмондская локация, где компания обосновалась еще в середине 1990-х, ближе всего к европейскому авиаузлу UPS в аэропорту Кельн-Бонн (около полутора часов езды). Таким образом, именно отсюда можно доставлять фармацевтические (и любые другие) грузы максимально быстро: UPS утверждают, что доставить груз до половины населения планеты они смогут за 7 часов.
День работника UPS
Что происходит в Рурмонде?

Вызовы, которые встают перед логистической компанией, правильнее всего решать за счет масштаба. Большой объем перевозок легче автоматизировать, а наличие множества центров и офисов в разных странах ускоряют доставку. Это, в свою очередь, увеличивает объем… В общем, замкнутый круг — в который, как уже говорилось, сложно войти маленькой компании.
UPS же со своими объемами работы (а компания доставляет, согласно внутренней информации, более 128 тысяч тонн продуктов ежегодно только для отрасли медицины) может и автоматизировать процесс, и выиграть от вложений в обустройство логистических центров.
Рурмонд — большая сортировочная «машина» для грузов. Сюда попадают грузы, которые будут распределены по Европе или отправятся дальше по миру. Но UPS не только сортирует грузы, но и хранит их, управляет партиями поставок, контролирует качество упаковки…

Согласно исследованию Pain in the Chain, которое проводилось UPS и TNS в 2015 году, для 75% процентов опрошенных ЛПР, работающих в области здравоохранения, на первом месте стоит безопасность отправлений — что интересно, этот показатель вырос на 20% с 2014 года. Ориентируясь на запросы рынка, в рурмондском центре UPS решил сделать фармацевтическую лабораторию, где можно заменить капсулу продукта, взять пробу из партии, хранить контрольные образцы.

Также внимания заслуживает температурный режим центра. На складе грузы могут храниться с при температуре от +25 до -70 градусов по Цельсию, а также охлаждаться в сухом льде (который может быть использован и при транспортировке). В целом с помощью своей логистической сети UPS наладили непрерывную «холодовую» цепочку для перевозки по воздуху и морю, что, согласно исследованиям, крайне важно для перевозки термочувствительных грузов.
Грузы с пометкой о температурном режиме и стране назначения в упаковке UPS; холодная камера для хранения; сухой лед для транспортировки.
Возможно ли подобное в России?

В беседе с Rusbase Иван Шацких, генеральный директор UPS Россия, отметил, что компания планирует построить центр, аналогичный рурмондскому, в одном из аэропортов Подмосковья и изучает рынок, чтобы понять, в каком направлении двигаться.

Ранее Шацих говорил, что санкции против России серьезно осложнили работу американского бизнеса и UPS как американской компании. При этом Россия будет для UPS одним из приоритетных рынков в ближайшие годы, несмотря на недостаточно развитое регулирование логистической отрасли и неподготовленность клиентов. В целом в Европу (куда входит российский рынок) UPS планирует инвестировать $2 млрд до 2019 года.
Своими клиентами в российской отрасли перевозки фармгрузов UPS видит те компании, которые сейчас вынуждены организовывать логистику самостоятельно из-за отсутствия крупных игроков на этом рынке.
Несмотря на общий застой рынка логистики (в 2015 году объем логистических перевозок в России, согласно исследованию «Российский рынок логистических услуг 2016. Тенденции рынка», упал на 0,5% — не последнюю роль в этом сыграла неразвитость транспортной инфраструктуры), фармлогистика все же начинает развиваться.

Так, в 2015 году в России стартовал проект «Стандарты качества фармацевтической логистики». Его руководитель Олег Дорожинский говорит, что их цель — определение стандартов качества и налаживание регулирования в области логистики фармацевтики и термочувствительных грузов. Кроме того, компания представляет себя консалтером по вопросам логистики и организовывает одноименную конференцию.

«Российские компании даже не начали полноценно передавать свою логистику на аутсорсинг, — отмечает глава GEFCO Люк Надаль в интервью изданию «Коммерсантъ». — Постепенно этот процесс набирает обороты в сотрудничестве со средними компаниями, но крупные российские компании все еще предпочитают пользоваться услугами своих внутрикорпоративных транспортных подразделений».

Действительно, согласно отчету Deloitte, на долю логистического аутсорсинга в 2011 году приходилось около 22% от всего объема рынка логистики ($62 млрд по отношению к $284 млрд). Тем не менее Надаль уверен, что со временем тенденция передавать логистику на аутсорсинг распространится, и крупные компании будут распродавать свои транспортные подразделения, чтобы сосредоточиться на профильном бизнесе.

Высоко оценивает перспективы рынка логистики фармацевтических и термочувствительных грузов и эксперт АО «Национальная иммунобиологическая компания» (входит в Госкорпорацию Ростех), медицинский директор Александр Власов:
Сегодня РФ испытывает недостаток в квалифицированных логистах национального уровня для доставки иммунобиологических препаратов по системе холодовой цепи и рынок данных услуг будет только расширяться.

Так, стандарт GDP (Надлежащая дистрибьюторская практика), активно внедряемый в нашей стране, направлен на обеспечение качества препаратов на всем пути от производителя до аптек и медицинских учреждений. Для нашей компании, обеспечивающей потребности отечественной системы здравоохранения в препаратах крови, вакцинах НКПП, критична именно холодовая цепь. Только в 2016 году мы отгрузили более 125 миллионов доз вакцин в рамках НКПП даже в самые удаленные регионы страны.

Также важно отметить, что рынок отечественных иммунобиологических препаратов, благодаря активной работе отечественных производителей в направлении импортозамещения, активно растет (в 2013-2016 годах доля иммуно-биологических препаратов отечественного производства — около 40%, в 2020 году, в соответствии с программой развития фармацевтической отрасли, будет более 80%).

Задача всех, кто работает на этом рынке, осложняется большой протяженностью нашей страны и наличием малонаселенных территорий. В данном случае неправильная логистика может составить до половины стоимости препарата. Чтобы обеспечить поставку препаратов с соблюдением всех норм и правил, а также контролировать качество на всех этапах, и даже для сокращения издержек, мы через полгода запускаем собственный логистический проект.

Александр Власов
эксперт АО «Национальная иммунобиологи-ческая компания» (входит в Госкорпорацию Ростех)
Согласно исследованию трендов логистики Data Insight за 2016 год, среди трендов отрасли сейчас можно особенно отметить перевозку ювелирных изделий, лекарств и алкоголя, причем спрос на перевозчиков в этих категориях будет расти. Прогноз можно считать позитивным для UPS и других компаний, которые надеются отхватить себе долю на рынке перевозки медицинских, фармакологических и термочувствительных грузов.
Светлана Зыкова
Как перевозят фармацевтические грузы: опыт UPS