Top.Mail.Ru
На старте бизнеса

Что интернет-магазину делать с логистикой?

На старте бизнеса
Анна Соколова
Анна Соколова

экс-редактор раздела «Технологии» на Rusbase

Анна Соколова

Какие варианты есть и что выбрать? Вашему вниманию — составленные экспертами подборки логистических посредников и схемы логистической инфраструктуры для малых и средних интернет-магазинов.

Что интернет-магазину делать с логистикой?

Для потребительской онлайн-торговли наступили сложные времена. Сам рынок e-commerce продолжает расти, но количество игроков снижается: крупные сливаются друг с другом, мелкие не выдерживают конкуренции с гигантами. Уровень конкуренции при этом остается высоким за счет перехода в интернет офлайн-игроков. На электронную коммерцию приходится всего 2% (по некоторым оценкам — 5%) от российского объема розничных продаж. Но ее доля будет увеличиваться по мере дальнейшего проникновения интернета в регионы. Значит, ниша e-commerce по-прежнему перспективна.

Логистика — один из трех китов, на которых базируется жизнеспособность интернет-магазина (наряду с закупкой товара и маркетингом). Для начинающего предпринимателя это один из самых сложных бизнес-процессов. Из-за этого закрывается очень много бизнесов.

В онлайн-ритейле логистика делится на три основных блока: движение товаров от поставщика, хранение на складе и перемещение со склада к покупателю (так называемая «последняя миля до клиента»). В каждом из них нужно делать выбор: делать все самому или отдать на аутсорсинг.

Это решение зависит от размеров бизнеса и того, чем торгует магазин. Маленький интернет-магазин со скромными объемами продаж старается справиться с логистикой собственными силами. Когда заказы начинают исчисляться сотнями, появляется потребность в сторонних логистических сервисах. Если интернет-магазин превращается в гиганта, ему выгоднее выстраивать собственную логистику и даже покупать логистических операторов.

Консультанты по электронной коммерции советуют просчитывать экономику использования b2b-сервиса на пару лет вперед. Компания E-commerce Fitness рекомендует такую формулу:

Слайд из презентации консалтинговой компании E-commerce Fitness

Полностью делегировать логистику позволяет фулфилмент (англ. fulfilment — выполнение, исполнение). Это комплексная услуга, при которой логистический оператор берет на себя прием товаров от поставщика, хранение, комплектацию, упаковку, организацию доставки, прием денег покупателей и обработку возвратов. Благодаря такому аутсорсингу интернет-магазин может полностью сконцентрироваться на маркетинге и продажах.

Так и поступают те, кого устраивают расценки на логистические услуги. Компании E-commerce Fitness и Create в рамках проекта E-commerce Solutions составили исчерпывающий список b2b-сервисов для интернет-магазинов. В этом материале мы приводим те из них, которые имеют отношение к логистике.

Закупочная логистика

На уровне взаимоотношений с поставщиком есть два варианта — оптовая закупка или прямая поставка (дропшиппинг). В первом случае интернет-магазин закупает товары партиями и привозит на склад, во втором — забирает товар со склада посредника уже после получения заказа. Обе схемы имеют свои недостатки. При оптовых закупках придется оплачивать содержание (или аренду) склада, иметь деньги для закупки оптовых партий продукции и нести убытки при падении спроса на закупленный товар. При дропшиппинге могут быть проблемы с наличием, сроками доставки и качеством товара.

Если схема дропшиппинга работает идеально (данные о наличии всегда верны, товар легко можно забирать маленькими партиями), значит, скоро в эту нишу придут сотни конкурентов и уничтожат вашу прибыль. Об этом предупреждает управляющий партнер компании E-commerce Fitness Ефим Алдухов. «Это можно наблюдать на рынке электроники: за полгода закрылось пять достаточно крупных интернет-магазинов с очень сильными технологиями, — рассуждает он. — Логистика должна быть проблематичной. Это порог для входа в бизнес».

Главная проблема дропшиппинга — актуальность данных о наличии на складе. Продав товар, которого нет на складе, вы теряете доверие клиента и маркетинговый бюджет, потраченный на его привлечение. «Если нет возможности получать актуальные данные, надо или закупать товар себе на склад, или закрываться, или иметь сверхмаржу», — уверены в E-commerce Fitness.

Интернет-магазины считают работу с поставщиками наиболее чувствительной для своего бизнеса (по сравнению со складской логистикой и «последней милей»). К такому выводу пришли аналитики Data Insight. Согласно их январскому исследованию, не более 10% опрошенных согласны отдать на аутсорс получение цен и остатков, заказ и резервирование товара, оприходование и учёт.

Складская логистика

На уровне складского хранения у владельца онлайн-магазина есть три альтернативы — собственный склад, аренда склада или хранение в фулфилмент-центре.

Несмотря на падение рынка коммерческой недвижимости из-за кризиса, для покупки и содержания собственного склада требуются значительные инвестиции. Так что для небольшого и только открывающегося бизнеса этот вариант явно не подходит. Забивать товарами собственную квартиру или офис (при наличии) получится только на самом старте.

Аренда складов также подешевела из-за кризиса и массового оттока арендаторов. Традиционные долларовые ставки сменились более предсказуемыми рублевыми. При этом обедневшие девелоперы замедлили ввод новых складских мощностей. В будущем это может привести к дефициту и очередному скачку цен.

Если вас пугают перипетии со складской недвижимостью, можно отдать задачу хранения на аутсорс в рамках фулфилмента. Российские предприниматели еще не привыкли к делегированию хранения так, как к аутсорсу доставки. Этот рынок еще молод: первые игроки появились в 2011 году.

По данным J’son & Partners Consulting, в России фулфилмент предлагают около 60 компаний. Наибольшими складскими мощностями обладают Itella, Arvato, eTraction, Beta Production и Ozon Production. Объем рынка фулфилмента в 2014 году достиг в 7,8 млрд рублей, а к 2018 году вырастет до 13,3 млрд.

Фулфилмент позволяет онлайн-продавцам сэкономить на хранении, IT и персонале, диверсифицировать риски, отслеживать KPI, ускорить комплектацию заказа и расширить выбор вида доставки и оплаты товара. Недостатки схемы — зависимость от фулфилмент-оператора и затруднение обработки возвратов.

У интернет-магазина с масштабом от 1 до 500 отправлений в месяц нет необходимости выстраивать логистические процессы — подготовка отправлений может быть дополнительной функцией сотрудников. Так считает гендиректор российского подразделения международного фулфилмент-оператора Arvato Михаэль Печке. Если месячный объем отправлений составляет от 500 до 3 тысяч, то фулфилмент можно организовать самостоятельно, поручив это отдельным сотрудникам.

Передавать фулфилмент на аутсорс, по мнению Печке, имеет смысл при объеме отправлений от 3 до 40 тысяч в месяц. При большем масштабе стоит заняться фулфилментом как отдельным бизнес-процессом и предоставлять эту услугу другим магазинам.

Опрос Data Insight показал, что лишь треть интернет-магазинов готовы отдать на аутсорс складские процессы: хранение, комплектацию и доставку от поставщиков.

Результаты опроса Data Insight

В каталоге E-commerce Solutions перечислены 16 фулфилмент-операторов, которые специализируются на электронной коммерции:

  1. Fastery — ориентирован на малый бизнес
  2. Reworker — комплексная обработка заказов для интернет-магазинов
  3. «Бета продакшн» — фулфилмент для каталогов, телемагазинов, интернет-магазинов, дистрибьюторов и производителей товаров народного потребления
  4. eTraction — комплексные услуги по созданию, управлению и развитию интернет-магазинов модной одежды, обуви и аксессуаров в России для владельцев торговых марок, производителей и дистрибьюторов
  5. «В2С Платежи и Логистика» — курьерская доставка и сеть пунктов самовывоза по России, колл-центр и фулфилмент
  6. Shop-logistics — служба доставки для интернет-магазинов
  7. Arvato  комплексные услуги для отраслей, ориентированных на потребителя
  8. SPSR Pick&Pack — полная автоматизация логистики, склад класса «А» на 6 тысяч кв. метров, собственная служба доставки с охватом более 6 тысяч населенных пунктов, собственный колл-центр
  9. СДЭК — международная и внутрироссийская экспресс-доставка документов и грузов с возможностью фулфилмента
  10. Outpost-spb — организация пунктов выдачи заказов, доставка, упаковка, услуги колл -центра, кассовое обслуживание, организация общения с клиентами, презентация товаров
  11. «ЯмБокс» — международные и внутрироссийские грузоперевозки, складская логистика, таможенное оформление, сертификация товаров и фулфилмент
  12. Itella — российское подразделение финского логистического оператора обслуживает крупные международные бренды и их интернет-магазины в России (ответственное складское хранение и обработка, сопутствующие услуги на складе, доставка в интернет-магазины)
  13. Soyuzgroup — полный спектр услуг от создания сайта на платформах Hybris, Magento, Venda and ATG до фулфилмента операций и CRM
  14. KupiVIP E-Commerce Services — создание и обслуживание интернет-магазинов по полному циклу: фулфилмент и выход брендов в онлайн
  15. Ozon Production — подразделение холдинга Ozon, которое предоставляет услуги фулфилмента
  16. «ИдеаЛоджик» — широкий спектр услуг от доставки заказов до комплексного решения логистических задач

Транспортная логистика

На уровне доставки товара до клиента есть три варианта — аутсорсинговая доставка, собственная доставка и точки выдачи.

Делегирование доставки позволяет сэкономить на зарплате курьерам, но не гарантирует качества доставки и обслуживания. Кроме того, предпринимателей смущают задержки в перечислении средств покупателей, долгий возврат отказов и, конечно, цена логистических услуг.

Для создания собственной курьерской службы нужны не только курьеры, но и программные средства для автоматизации процесса. Точки самовывоза удобны не для всех покупателей, а почтаматы могут отпугнуть консерваторов (зато работают круглосуточно).

«Последняя миля» — тот этап, который большинство онлайн-ритейлеров готовы и уже привыкли отдавать на аутсорс. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли, в 2014 году 41% товаров были доставлены курьерской доставкой, 39% — Почтой России, 11% — получены в пунктах выдачи заказов, 8% — получены в магазинах.

Опрос предпринимателей показывает, что они готовы мириться с рисками и недостатками внешней курьерской службы. Однако, по мере роста среднего чека и узнаваемости бренда интернет-магазин все больше задумывается о собственной службе доставки, ведь клиент судит о компании по курьеру. Выгода аутсорсинга доставки исчезает по мере увеличения среднего веса заказа — тарифы на доставку тяжелых и негабаритных грузов могут обходиться дороже собственных курьеров.

Выбор способа доставки зависит также от товарной категории. По наблюдениям аналитиков Data Insight, курьеры чаще всего доставляют мебель, продукты питания, зоотовары, обувь, медицинские препараты и бытовую химию. Доля самовывоза наиболее высока в сегментах электроники, бытовой техники (видимо, из-за габаритов и дороговизны доставки) и запчастей. Почтовая доставка наиболее популярна при покупке одежды, косметики, парфюмерии, сувениров и товаров для рукоделия.

Аутсорс позволяет легко масштабировать бизнес и увеличить географический охват. Если в пределах своего города интернет-магазин еще может выстроить экономически эффективную службу доставки, то для продаж в регионы и тем более за рубеж понадобятся посредники.

«Если магазин выходит в регионы, то он вряд ли сможет обойтись без Почты России, потому что она покрывает всю страну», — говорят в Data Insight. Бизнес признает, что сегодня государственный оператор работает куда лучше и быстрее, чем раньше. И все же эксперты советуют предпринимателям выходить в регионы, заручившись поддержкой сразу нескольких логистических партнеров.

Критериями выбора обычно выступают география доставки, цена вопроса и функционал (например, для ритейлеров одежды критична опция примерки). С точки зрения географии операторы доставки делятся на локальных, российских и международных. Для доставки крупногабаритных грузов хорошо подходят транспортные компании.

Гендиректор компании TopDelivery Глеб Никулин рекомендует выбирать оператора не по цене, а по итоговой стоимости одной доставки. В коммерческом предложении не всегда прозрачно прописаны правила тарификации услуг, предупреждает он.

В зависимости от оператора платными или бесплатными могут быть: доставка, возврат, прием наличного и безналичного платежа, страховка, повторный выезд курьера, возврат, проверка вложений получателем, частичный выкуп заказа, e-mail- и sms-уведомления, стоимость забора со склада магазина, переупаковка на складе, надбавки за доставку вечером и в выходные дни. Все эти параметры влияют на конечную стоимость доставки за один выкупленный заказ. Обычно магазины интересуются только стоимостью доставки и приемом платежа. За все остальное они либо платят, не задумываясь, либо не замечают, что платят больше, чем планировали. Обязательно интересуйтесь тем, как построен процесс доставки: как заказывать забор со склада, как считать срок доставки, как построены коммуникации с получателями, как считать срок возвратов посылок, каковы правила перевода денежных средств. Советую внимательно читать договоры и регламенты - там есть ответы на многие вопросы. После начала работы с оператором доставки на первый план выходят количество жалоб клиентов, процент вовремя доставленных заказов, реальный срок перевода денежных средств, реальные сроки доставки и работа службы поддержки.
Глеб Никулин гендиректор компании TopDelivery
image description

Магазины среднего размера предпочитают комбинировать несколько вариантов доставки: собственные курьеры, несколько курьерских компаний (одна основная, одна дублирующая, одна для работы с регионами), Почта России.

Курьерская доставка напрямую влияет на финансовые показатели интернет-магазина. Чем выше скорость доставки и процент выкупа, тем больше он заработает. Гендиректор компании «МаксиПост» Алексей Прыгин предостерегает начинающих: ошибка в выборе оператора приводит к существенным потерям.

Нужно выяснять у потенциального подрядчика сроки доставки по Москве и регионам, скорость возврата денег за выкупленный товар, процент выкупа посылок (который компания обеспечивает в среднем по вашему сегменту), региональный охват, наличие собственных филиалов и, разумеется, цену вопроса. Важен уровень клиентского сервиса — возможность и готовность идти навстречу заказчику (хотя этот показатель выявляется уже на практике). Внимательно читайте договор — это сводит к минимуму неприятные сюрпризы. Так вы четко будете знать, чего ожидать от исполнителя, а что нужно делать самому, чтобы поддерживать процесс доставки на стабильно высоком уровне. Сделайте все, чтобы убедиться в надежности поставщика: спросите рекомендации, узнайте, кого обслуживает курьерская компания, и обратитесь к коллегам по цеху напрямую. Посетите склад — он расскажет вам о качестве работы оператора и о других его заказчиках. Страхуйте риски и не ведитесь на подозрительно низкие тарифы. Демпинговать могут только крупные компании, которые покрывают издержки за счет больших оборотов. Маленькой компании выручки на покрытие расходов может не хватить. Чтобы поправить свои дела, она может залезть в ваш карман. Золотое правило — «не кладите все яйца в одну корзину», то есть работайте с несколькими службами. Если у вас небольшие объемы и нет возможности делить их на двух подрядчиков ежедневно, составьте график и передавайте заказы от одной службе к другой попеременно (например, через день). Если одна из служб стала регулярно задерживать выплаты, перебрасывайте все объемы в другую компанию.
Алексей Прыгин гендиректор компании «МаксиПост»
image description

В каталоге E-commerce Solutions представлены 27 служб курьерской доставки, семь транспортных компаний и девять международных логистических служб.

Курьерская доставка

  1. Почта России — универсальные услуги почтовой связи, а также ряд финансовых и коммерческих сервисов на территории страны
  2. EMS Russian Post — филиал Почты России, который предлагает экспресс-доставку по России и в 190 стран мира
  3. TopDelivery — логистическая сеть с охватом 2700 населенных пунктов в 44 регионах от Москвы до Владивостока, а также 53 пункта самовывоза. Интеграция через API, XML, CSV или работа через личный кабинет, sms и e-mail-оповещения, согласование по телефону, прием наличных и др.
  4. DPD — 100 филиалов и сеть пунктов приема и выдачи посылок в России, подразделения в странах СНГ, а также часть интегрированной сети доставки DPD в Европе. Собственное решение по интеграции для интернет-магазинов и онлайн-сервис по управлению доставкой для получателей
  5. «КурьерСервисЭкспресс» — курьерские, складские и таможенные услуги различных видов
  6. «МаксиПост» — курьерская доставка по России и пункты выдачи заказов в 86 городах
  7. Ademar — курьерская доставка в города РФ
  8. Maxima-Express — прием, доставка и выдача заказов для компаний дистанционной торговли, собственная транспортно-логистическая компания и сеть из более 120 пунктов самовывоза по Москве и Московской области
  9. Grastin — три филиала — в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде, 11 пунктов выдачи заказов
  10. «Посылыч» — специализируется на интернет-торговле
  11. FSD — служба доставки для интернет-магазинов в города РФ
  12. Box2Box  сеть пунктов самовывоза для быстрой доставки заказов в города с населением менее 100 тысяч человек, инструменты интеграции, автоматизации доставки, повышения конверсии интернет-магазина, доставка, наложенный платеж, API, виджеты
  13. «В2С Платежи и Логистика» — курьерская доставка и сеть пунктов самовывоза в 70 регионах России
  14. СДЭК — организация перевозки грузов, деловой корреспонденции, товаров разных категорий, габаритов, ценностей по Москве, России и миру
  15. «СПСР-Экспресс» — полный комплекс услуг по доставке документов, мелкогабаритных, крупногабаритных и негабаритных грузов в любую точку России и за границу
  16. «О-Курьер» — дочерняя структура холдинга Ozon, которая объединяет доставку для интернет-магазинов по Москве, Московской области, Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Владивостоку и Твери и сеть пунктов самовывоза
  17. Pony Express — оператор с развитой производственной инфраструктурой в Москве, городах России и странах СНГ
  18. TNX Express — молодая курьерская компания, которая стремится покорить интернет-магазины качеством сервиса, скоростью доставки и пунктуальностью возврата денег
  19. DHL eCommerce — международная экспресс-доставка, транспортировка грузов воздушным, морским, автомобильным и железнодорожным транспортом, складские решения от упаковки до ремонта и хранения, доставка почты по всему миру и другие логистические услуги
  20. «Вестовой» — доставка отправлений по Москве, Санкт-Петербургу и на всей территории России
  21. «Зест-Экспресс» — доставка грузов по Москве, Санкт-Петербургу, регионам России и странам СНГ
  22. «ИдеаЛоджик» — широкий спектр услуг от доставки заказов до комплексного решения логистических задач
  23. «Интеграл» — доставка заказов, корреспонденции, мелких товаров, посылок и подарков по Москве и области
  24. Axiomus — специализируется на доставке товаров для интернет-магазинов по Москве и Санкт-Петербургу
  25. «Почтальон Сервис» — курьерская доставка по Москве и области
  26. «Ольга и Ко» — фокусируется на документообороте между Москвой и Санкт-Петербургом, доставка всегда на следующий день
  27. Sky-Logistics — доставка товаров из интернет-магазинов в Москве и области

Транспортные компании

  1. DPD — курьерская доставка, доставка тяжелых грузов, международная доставка, складское хранение и кросс-докинг. 100 филиалов и сеть пунктов приема и выдачи посылок в России, СНГ и в Европе
  2. «Желдорэкспедиция» — железнодорожные, автомобильные перевозки и экспедирование сборных грузов на территории России
  3. «Пэк» — 108 филиалов, доставка грузов практически по всей территории России, Белоруссии и Казахстана
  4. «Деловые линии» — автомобильные перевозки, более 100 складов в 85 городах России
  5. «Скиф-Карго» — доставляет грузы по всей России
  6. «Главтрасса» — перевозка автомобильным транспортом сборных и генеральных грузов из Европы, сборных и генеральных грузов по России, а также забор грузов из портов Клайпеды, Гдыни, Гданьска
  7. Globalpost — главный офис находится в Москве, представительства и склады — в крупных городах Китая, Европы и США

Международные логистические службы

  1. DHL — экспресс-доставка по всему миру
  2. TNT — доставка документов, посылок и грузов в любую точку мира
  3. Fedex — экспресс-доставка более чем в 220 стран
  4. UPS — обслуживает более 200 стран и территорий в мире
  5. EMS Russian Post — филиал Почты России, который предлагает экспресс-доставку по России и в 190 стран мира
  6. «Гермес Экспресс» — доставка и экспресс-доставка документов, посылок и грузов по Москве, России и международным отправлениям
  7. Mailbrand — экспресс-доставка грузов и отправлений в любую точку мира
  8. Itella — крупный европейский логистический оператор — лидер рейтинга по обслуживанию международных перевозок (EALA)
  9. United Cargo Systems — работает в России, Германии, Турции, Финляндии, Италии, Эстонии, Китае и США

Автоматизация логистики

Интернет-магазины, которые предпочли выстраивать логистику самостоятельно, не обойдутся без специализированных логистических программ — систем управления складом (WMS) и сервисов автоматизации логистики.

Большинство интернет-ритейлеров использует офлайновые решения по управлению складом, плохо адаптированные для онлайн-бизнеса. Боль этого сегмента эксперты видят в том, что в нем нет продуктов для среднего рынка.

  1. «1С Склад» — автоматизация приема и учета товаров на складе
  2. «МойСклад» — первый в России облачный сервис управления торговлей и складом
  3. Lead WMS — решение по автоматизации склада от LogistiX
  4. Mycroft Assistant — система анализа и управления запасами, предотвращает затоваривание или недостаток товаров на складе

Выбрать оптимальный вариант помогают агрегаторы вариантов доставки. Они в едином окне принимают и распределяют заказы между курьерскими компаниями в зависимости от заявленных условий. Самым популярным сервисом такого рода был MultiShip, но компания не выдержала масштабирования после покупки Яндексом для сервиса Яндекс.Маркет. Сейчас на рынке работают CheckOut, DDelivery, Dinvio и другие.

Благодаря им интернет-магазин может без особых усилий начать работать практически на всю страну. Гендиректор CheckOut Герман Ивкин говорит, что с помощью агрераторов курьерских услуг малые и средние магазины сходу увеличивают свой оборот на 10-30%. Это происходит за счет охвата тех посетителей сайта, кого ранее не устраивали условия доставки.

Такие сервисы сейчас на подъеме — предприниматели стараются сокращать издержки. Вот какие агрегаторы перечисляет E-commerce Solutions:

  1. VeeRoute — разрабатывает инновационные решения для оптимизации и автоматизации бизнес-процессов в логистике
  2. «Грузопоиск» — информационно-логистическая платформа для автоматизации логистических задач
  3. «Грузобзор» — объединяет грузовладельцев, перевозчиков и экспедиторов на одной платформе
  4. «Трек Сервис» — платформа для планирования и анализа работы транспорта, которая дополняет существующие системы мониторинга
  5. Deliverator — мобильный сервис управления курьерской доставкой
  6. DDelivery — один договор для всех служб доставки, единый забор товаров, быстрые деньги
  7. Goodsforecast — оптимизирует цепочки поставки, содержит инструменты планирования закупок, производства, логистики, категорий
  8. CheckOut — сервис для оптимизации оформления и доставки заказов
  9. Fastoperator — автоматизация полного цикла работы службы доставки, которая оптимальна для приема заказов и доставки питания на дом или в офис
  10. Dinvio — 5 различных способов доставки и 30 курьерских служб
  11. «Заказово» — помогает спланировать работу со службами доставки и распечатать все необходимые бланки
  12. «Аурама» — автоматизация доставки и специализированное приложение для курьера

Трэкинг заказов

В помощь интернет-магазинам, отправляющим заказы по почте, — многочисленные сервисы для отслеживания почтовых отправлений в России и по миру.

  1. Edost — помогает отслеживать грузовую и экспресс-доставку.
  2. Post-tracker — расчет стоимости и трекинг доставки
  3. Trackitonline — отслеживание почтовых отправлений, расчет стоимости и трекинг доставки
  4. Gdeposylka — отслеживает посылки и отправления

Пункты выдачи заказов

Продажа товара в точках выдачи позволяет сэкономить на доставке как продавцу, так и покупателю. Это самое дешевое решение вопроса логистики «последней мили». Однако оно не всегда удобно для клиентов, избалованных скоростью доставки российских онлайн-ритейлеров. Кроме того, процент невыкупленных заказов при самовывозе выше, чем при курьерской доставке.

Пункты выдачи могут быть свои (например, в офисе интернет-магазина), чужие (например, в предкассовых зонах торговых сетей) и автоматизированные (почтаматы).

По подсчетам Data Insight, в 2014 году через пункты выдачи заказов (свои и чужие) были получено 26% внутрироссийских заказов, через почтаматы — 1%. Скромная доля почтаматов объясняется их недостатком в регионах, но эта проблема уже решается.

Как правило, интернет-магазины сочетают возможность самовывоза с традиционной курьерской доставкой. Это соответствует ожиданиям онлайн-покупателей и общему тренду e-commerce на мультиканальность.

Сегодня в России работает больше тысячи почтаматов. Первые автоматизированные посылочные терминалы появились у нас в 2010 году. Пионером этого рынка стала компания PickPoint. Сейчас ей принадлежит около 60% почтаматов страны в более чем 250 городах. Весной PickPoint и группа Qiwi запустили пилотный проект по созданию сети почтаматов на базе платежных терминалов Qiwi. Сначала компактные устройства появятся в Москве и Московской области. Всего в рамках этого проекта планируют установить тысячу новых терминалов по всей России.

По словам директора по маркетингу PickPoint Ксении Киянцевой, россияне все чаще отдают предпочтение почтаматам. Например, занятые люди не хотят подстраиваться под график курьеров и обычных пунктов самовывоза.

Кто-то привык к приезду курьера, а кто-то не хочет ни с кем общаться и выбирает почтамат. Сегодня онлайн-продавцы стараются подключать все четыре канала доставки: курьерскую, почту, почтаматы и пункты выдачи. Чтобы удовлетворить потребности рынка, в России нужно еще как минимум пять тысяч почтаматов. Шаговая доступность для получателей - важный фактор выбора канала доставки.
Ксения Киянцева директор по маркетингу PickPoint
image description

В каталоге E-commerce Solutions приводятся семь сетей автоматизированных почтовых терминалов:

  1. PickPoint — доставка интернет-заказов в почтаматы и пункты выдачи заказов
  2. Qiwi Post — сеть терминалов удобной доставки, где покупатели могут получать и оплачивать свои заказы
  3. Logibox — федеральная сеть автоматических станций по приему и вручению отправлений
  4. Boxberry — служба доставки для интернет-магазинов и других компаний дистанционной торговли, с 2014 года занимается также частными отправлениями
  5. АРИА АиФ — доставка заказов и обратный транзит оплаты из 2150 торговых точек в Москве, Московской области, Ульяновске и Ульяновской области, Ярославле, Костроме, Орле, Кирове, Курске, Смоленске, Челябинске и Челябинской области, Оренбурге и Тюмени.
  6. Hermes-DPD — доставка и оплата заказов в пунктах выдачи
  7. Outpost-spb — комплексная логистика для интернет-магазинов и организация пунктов выдачи

В качестве итога приведем схемы логистичесткой инфраструктуры для малых и средних онлайн-магазинов, которые авторы проекта E-commerce Solutions нарисовали специально для этой статьи. Сохраняйте себе и наслаждайтесь.

Если вы вспомнили еще какие-нибудь интересные логистические решения для онлайн-магазинов или хотите поделиться опытом — советуйте в комментариях.

Фото на обложке предоставлено сайтом Shutterstock.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Ozon fresh запустил быструю доставку за 30 минут
  2. 2 Торговля с Индией: как наладить поставки в 2024 году
  3. 3 Тренд на эффективные коммуникации в логистике: почему важно держать клиента в курсе доставки
  4. 4 В 2024 году объемы белой доставки из Китая превысят карго: цифровой рубль, «Честный знак» и еще пять предпосылок
  5. 5 Топливный кризис — как работать? Опыт транспортной компании