Какие выводы я сделал за 7 лет в бизнесе

Вячеслав Перевалов

Руководитель ООО «Негабарит Онлайн»

Расскажите друзьям
Вячеслав Перевалов
Вячеслав Перевалов

Вячеслав Перевалов, руководитель ООО «Негабарит Онлайн» и основатель Gruzigruz, рассказывает о взлете и падении своего традиционного логистического бизнеса, переходе в онлайн-сегмент и о выводах, которые были сделаны за 7 лет работы.

Эволюционный путь предпринимателя практически у всех одинаков. Разница лишь в одном – какие ресурсы ты имеешь в начале пути. Это может быть «простая идея + энтузиазм», какие-то «деньги + желание их приумножить»… или просто у тебя есть связи, которые можно использовать. В любом случае – в самом начале ты обычно на позитиве входишь в бизнес-процесс.


…2008 год (кризиса еще нет)

«В городе много машин, которые перевозят некие грузы. Их много, и у каждого есть заказы. А у меня достаточное количество знакомых, которым нужно перевозить грузы». Я и подумал – а почему бы не зарабатывать на этом? Так в моей жизни появилась диспетчеризация. Сейчас в мире онлайна это называется маркетплейсом. Смешно, но первые заработки были – 25 рублей за один час с одной «Газели». К концу года ежемесячная выручка составляла более $2000, а фрахтование грузов вышло за рамки города и стало междугородним.

Вывод: голая идея оказалась лучше расчетной бизнес-модели.


…2009 (кризис с нами)

Количество заявок на перевозку грузов, несмотря на кризис, увеличивалось. Было странно. Хотя сейчас все кажется логичным – рынок транспортных услуг огромен, и говорить об уменьшении числа перевозок не приходилось. Обороты компании росли как на дрожжах – годовой оборот составил $128 000. Мы с партнером решили диверсифицировать бизнес и обзавестись транспортом. Это была «Газель»: не новая, но своя. Часто ломалась, из-за чего и была в итоге продана.

Вывод: когда появляется финансовая уверенность, нужно искать новые источники заработка.


…2010 (психологические атаки)

Говорят, что партнеры не выживают вместе – якобы им сложно взаимодействовать, когда нужно делить деньги. Я дополню – разногласия могут произойти и когда денег нет, но есть проблемы. Когда мнения в их решении расходятся. У нас тоже начался раскол компании… и я остался один. Частично были потеряны клиенты, развалилась команда.

Тем не менее годовой оборот рос. В сравнении с 2009 годом оборотка выросла в 2,4 раза, достигнув $307 000. От нас начали «отпочковываться» сотрудники, создавая транспортные компании-клоны. Дело в том, что этот бизнес-процесс был несложен: его можно легко копировать, затраты на открытие подобного дела небольшие, а опыта у многих было уже достаточно. Так эволюционируют люди – это нормально. Некоторые из бывших сотрудников пытаются забрать клиентов на себя, при этом используя самые незамысловатые стратегии – мол, я ушел, потому что компания «умирает», а директор ничего при этом не делает. Кто поопытней – просто снижал цену в своей новой компании, откровенно демпингуя.

Забавно было задавать вопрос всем «коллегам», которые самостоятельно ушли в бизнес: «А что вы будете делать, когда у вас закончатся мои идеи?». В ответ – тишина… А ведь было и правда больно видеть на столе у своего клиента предложение, которое слово в слово повторяло мои слова и тексты, а на визитках при этом менялось только название компании.

Такие фирмы обычно не живут долго. Многие из них на самом деле через год-два закрылись. Некоторые – с долгами. Кстати, мой партнер выбрал правильный путь, открыв кредитную линию. За 3 года он увеличил автопарк грузовых машин до 5 единиц. Это хороший показатель, поверьте.

Вывод: не надо бояться ошибок – все равно их сделаешь! Лучше быть готовым к этому изначально.


…2011 (новые взлеты)

Компания развивается стремительными темпами. Открылся дополнительный офис в Екатеринбурге, удаленно начинают работать сотрудники в Самаре, Новосибирске и Санкт-Петербурге. Диспетчеризация является основным направлением, но уже не приносит нужного для предпринимателя драйва. Чтобы быть ближе к перевозчикам, мы решили выпускать журнал, который освещал бы их «дорожную» жизнь и проблемы. В Роскомнадзоре зарегистрировали издание как «Попутчик. Журнал для тех, кто в дороге». Но через пару месяцев проект пришлось закрыть. Дело в том, что монетизация была возможна лишь на рекламной модели, но это бы не окупалось.

Тогда мы решили «головой и телом» вернуться в основной проект, который к тому времени имел оборот более $1 млн – но при этом средний чек стремительно падал. Причина была очевидна: рынок стал максимально конкурентным, а задача клиента – найти компанию с минимальной ценой перевозки. Мы не могли позволить себе сильно занижать цены.

Вывод: новые «фичи» в бизнесе – частая помеха для основного направления. Нужно фокусироваться на одном и отшлифовывать конкретные детали.


…2012 (остановка)

Экономика перестала «биться» – доходы от клиента были близки к расходам на его привлечение и содержание персонала. Зарабатывать «жене на колготки» не имело смысла. В течение года компания медленно сворачивала свои позиции на рынке. Было понятно, что реанимировать «лошадь, которая сдохла» не стоит.

Вывод: нужно быть реалистом и не жить в галлюцинациях.


…2013 – 2014 (творческий поиск)

Разочаровавшись в транспорте, я вернулся в строительную отрасль, где и работал штатным сотрудником до 2008 года. Я сразу же понял, что и в этой сфере аналогичные проблемы – демпинг, отсутствие предоплат, а большие контракты проходят на тендерных площадках, где решения о победителях принимаются заранее. Что делать? Когда я понял, что очевидного ответа на этот вопрос нет, наступил настоящий кризис. Пришла пора менять вектор развития – старые модели бизнеса уже не работают.

Тогда я решил пойти в онлайн, где человеческий фактор минимальный, а деньги можно «качать» даже ночью, когда ты спишь. Нужно просто сделать классный продукт. Так начал появляться на свет строительный агрегатор – площадка, на которой заказчики могут найти себе грамотного специалиста для выполнения строительных работ. Но проект не взлетел. За два года было потрачено более 1,7 млн рублей, отработана куча гипотез. И я понял, что двигался не в ту сторону, и сейчас я стою на пороге пивота. Разобравшись в онлайн-стратегии, посетив заочный акселератор ФРИИ, поучаствовав в конкурсе молодых миллиардеров на Forbes, я многому научился. В итоге я решил вернуться в транспортную сферу и сделать пивот – красиво и на пульсе нашего времени. А акцент поставить на том, что наиболее важно для клиентов – на экономии средств.

Вывод: «пластичность» идей, желание двигаться и быть полезным в своей деятельности – это жизнь.


…2015 (и снова: «Здравствуйте!»)

Для стартапа важно четкое понимания «пульса времени». Понимание проблематики, которую ты решаешь. Я решил изменить диспетчеризацию, поменяв ее на «уберизацию». За основу взял желание клиентов сэкономить. По сути, то, что убило мою компанию три года назад, я сейчас готов с выгодой для клиента использовать. Мы с партнером по строительному онлайн-проекту за три месяца сделали MVP и начали отрабатывать гипотезы.

Сейчас, в начале 2016 года, я составляю план развития проекта – с учетом всех с годами накопленных ошибок, своего опыта, а также с поправкой на экономическую ситуацию в стране.

Вывод: пока рано его делать…


Материалы по теме:

Грузоперевозки – это полный хаос!

За что ненавидят «Платон» на самом деле?

«Это хобби, а не бизнес». Почему вам необходима бизнес-модель

Не стоит относиться к программистам, как к особенным людям

У вас взлетит! Советы бывалого стартапера

Видео по теме:



Комментарии

  • Vlad Onenac 20:23, 14.01.2016
    0
    "Так начал появляться на свет строительный агрегатор – площадка, на которой заказчики могут найти себе грамотного специалиста для выполнения строительных работ. Но проект не взлетел. За два года было потрачено более 1,7 млн рублей, отработана куча гипотез." Расскажите про это, пожалуйста, подробнее!!!
  • Vlad Onenac Svetlana Zykova 11:56, 15.01.2016
    0
    Влад, добрый день! Вячеслав передал, что просит найти его в Facebook, если у вас частный вопрос. "Два года работы над проектом двумя словами не рассказать".
Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Money2020
22 октября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase